КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предпосылки возникновения социологии как науки
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ Лекция 2. Функции социологии 1. Познавательная: разработка теории и методов социологического исследования, выявление закономерностей функционирования и развития социальных систем. 2. Прогностическая функция – выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов в будущем, которые служат основой для разработки рекомендаций для практики политического и социального управления. 3. Управленческая функция связана с проблемами управления социальными системами. Результаты социологических исследований, особенно прикладных, служат материалом для разработки управленческих решений на различных уровнях общественной жизни. 4. Социально-техническая функция тесно связана с деятельностью службы социального развития на предприятиях, созданием социальных проектов и внедрением их в практическую жизнь.
Литература: 1. Бергер П. Л. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива/ П.Л. Бергер. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 333 с. 2. Бауман З. Мыслить социологически/ З. Бауман. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – 255 с. 3. Миллс Ч. Социологическое воображение/ Ч. Миллс. – М.: Стратегия, 1998. – 264 с. 4. Монсон П. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию/ П. Монсон. – М.: Весь мир, 1995. – 96 с.
1. Предпосылки возникновения социологии как науки. 2. Основные этапы развития западной социологии. 3. Особенности становления и развития социологии в России.
Впервые термин «социология» употребил О.Конт в 1839 году в 4 томе работы «Курс позитивной философии». С этого момента и принято начинать историю социологии. Почему именно в этот исторический период возникает проект создания науки об обществе? Для ответа на данный вопрос следует исходить из положения о том, что наука об обществе стала возможной, во-первых, когда у нее появился объект, т.е. общество, и, во-вторых, если возникла наука как особый способ мироориентации субъекта познания. Несомненно, общество как совокупность взаимодействующих индивидов существовало давно, но не всегда становилось предметом для исследования. Социальные теоретики домодерновых эпох смотрели на общество, но видели в нем государство. Все остальное – собственно общественное в обществе, его родовая сущность – естественным образом выпадало из их поля зрения. Горизонты общественной жизни неожиданно открылись благодаря коренным изменениям, произошедшим вследствие промышленной революции. Выяснилось, что не общество должно служить государству, а наоборот, что первое является родовым понятием, а второе – видовым. Государство превратилось в один среди многих социальный институт, призванный способствовать реализации общественных интересов. В европейских городах начал формироваться новый тип человека – «буржуа», свободный гражданин. Его интересовало в его собственном социальном окружении буквально все: проблемы исторического прогресса, богатства и бедности, труда и праздности, социальной дифференциации, разделения труда, семьи, религии, форм знания, культурного разнообразия и т.д. Все эти вопросы отныне определялись как общественные, попадая тем самым в поле профессиональной компетенции новой науки – социологии. Общество как совокупность явлений коллективной жизни мыслящего человечества стало осознаваться как факт и как понятие. Феномены, составляющие этот универсум, нуждались в эмпирическом и теоретическом описании, в классификации и систематизации. Социология обрела свой предмет, первичный круг собственных исследовательских задач и представление о практическом предназначении. Вторым важным условием возникновения социологической науки явилось попадание общества как особого рода объекта в перспективу научного видения мира. Для этого наука как особый способ человеческого познания должна была сформироваться в основных чертах и перенести собственный познавательный интерес на сравнительно недавно открытый человечеством феномен - общество. Мыслители эпохи Просвещения немало сделали для популяризации идеи о естественной законосообразности социальных явлений. Особенно четко детерминистский крен мысли прослеживается в произведениях Шарля Луи де Монтескьё. В монументальном трактате «О духе законов» он доказывает мысль о том, что социальные феномены, как и прочие элементы системы мироздания, подчиняются известным законам и не только тесно связаны друг с другом, но и с явлениями других областей и групп. Итогом развития в указанном направлении и стало появление в первой половине ХIХ в. идейного течения, которое сегодня именуется «первым позитивизмом». Ранняя позитивистская социология предположила, что человеческое общество может быть предметом систематического научного изучения. Социология, таким образом, не могла возникнуть раньше основного корпуса естественных наук, поскольку ее собственное развитие было в какой-то мере подражательным по отношению к исследовательскому опыту последних. Идеология сциентизма довлела над социологическим мышлением весь ХIХ в. Таким образом, как показано выше, на рубеже XVIII-XIX веков сложились предпосылки для возникновения социологии как науки, а именно: − промышленная революция, следствием которой стало возникновение нового типа общества – современного индустриального взамен традиционного, породившего новые формы взаимодействия, характеризуемые массовостью и обезличенностью, а также новый строй мышления; − буржуазные революции, которые способствовали переходу от традиционной власти аристократии к организации государственной власти на принципах демократии, распространению избирательного права; − обострение социальных проблем как отражения внутренних противоречий индустриальной эпохи и осознание необходимости изучения общества на научной основе в целях более эффективного воздействия на него; − расцвет естествознания вследствие торжества научной картины мира. Социологию в этом отношении следует рассматривать как науку, призванную изучать тот тип общества, становление которого приходится на начало эпохи модерна.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 6026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |