Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы развития западной социологии




Первый этап − 1840-1890 годы – связан со сложным путем становления социологии как самостоятельной области научного знания. Первым проект создания новой науки об обществе сформулировал французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857). В 1830-1842 гг. он опубликовал свое главное произведение – шеститомный труд «Курс позитивной философии», в котором новую науку об обществе предложил назвать социологией. Возможность и необходимость такой науки Конт обосновал законом трех стадий интеллектуальной эволюции человечества. На первой стадии – теологической – человеческий разум имел склонность объяснять наблюдаемые явления действием сверхъестественных сил – богов, духов, демонов. По мере накопления знаний и совершенствования форм мышления наступает вторая стадия, именуемая метафизической. Она характеризуется установкой объяснять природу существ, начало и назначение всех вещей, аппелируя к абстракциям, т.е. к представлениям о действи и скрытых в вещах и раскрываемых силой разума принципов и сил. Любое знание превращается в философские рассуждения об общих принципах и сущности явлений. Третья стадия эволюции, получившая название позитивной, или научной, и знаменующая начало XIX века, отличается тем, что человеческий разум сосредотачивает свои усилия в области действительного наблюден ия. Его исследования направлены на открытие законов. Социология, тем самым, выступает у Конта позитивной наукой об обществе, противостоящей теологическим и метафизическим спекуляциям в отношении него. В созданной им иерархии наук социология находится на ее вершине в силу того, что социальные явления отличаются наибольшей сложностью и зависимостью от других явлений. Объектом социологии, согласно Конту, является человечество, взятое как целое. Она представляет собой науку о социальном порядке и социальном прогрессе.

Вторым после О.Конта видным представителем ранней стадии развития социологии был английский ученый Герберт Спенсер (1820-1903). Его взгляды отличаются проведением сравнения общества с биологическим организмом, элементы которого подобно системе органов слаженно функционируют и жизненно важны для целого. Социология разрабатывалась английским мыслителем в рамках «синтетической философии», стержнем которой выступала теория универсальной эволюции. Спенсер исследовал эволюцию как всеобщую тенденцию развития, проявляющуюся в росте и усложнении объектов путем дифференциации их частей, выполняющих различные функции, и интеграции этих частей в единое целое. Социальная эволюция в целом трактуется им как переход от военного общества, основанного на принудительной интеграции силой оружия, к промышленному, для которого характерно добровольное экономическое сотрудничество.

Альтернативой позитивистскому проекту науки об обществе в середине XIX века была концепция материалистического понимания истории Карла Маркса (1818-1883). Общество Маркс трактовал как систему отношений, характер которых определяется способом производства материальных условий жизни людей. Структура экономических отношений составляет «базис», на котором развивается «надстройка» − структура политических, правовых, семейных отношений, формы религии, морали, идеологии. Совокупность общественных отношений, в которой структуры базиса и надстройки образуют единую систему, называется общественной формацией. История – это процесс развития и смены формаций. Маркс выделяет четыре общественных формации: азиатская, античная, феодальная и капиталистическая, подробному анализу которой уделялось особое внимание, поскольку именно она содержит в себе предпосылки для преобразования общества на принципах ликвидации собственности, неравенства и государственной власти. Переход от одной формации к другой возможен только путем острого конфликта в форме борьбы классов. Маркс, таким образом, не только заложит основы для разработки концепции «научного социализма», но и теории социального конфликта, социальной структуры и эволюции общества.

Тем не менее, невозможно рассматривать позитивизм О. Конта, эволюционизм Г. Спенсера, исторический материализм К. Маркса как собственно социологические концепции. Их исследовательский подход – выведение универсального закона развития человечества в рамках универсальной мировоззренческой доктрины – остается скорее философским. С другой стороны, несомненно, что они наполнили такие понятия как эволюция, структура, классы, институт и т.д. социальным содержанием, заложив основы понятийного аппарата современной социологии.

Классический этап − 1890-1920 гг. – связан с развитием социологии как научной дисциплины, имеющей собственную предметную область и собственные методы исследовательской работы. На этом этапе произошла институционализация социологии, показателями которой служат открытие социологических кафедр и факультетов, издание специализированных журналов, создание научно-исследовательских организаций, учреждение профессиональных ассоциаций.

Решающую роль в развитии представлений о предмете и методе социологии сыграла концепция социологизма Эмиля Дюркгейма (1858-1917). В работе «Правила социологического метода» Дюркгейм утверждает, что общество представляет собой реальность особого рода, которую следует отличать от других видов реальности. Эту реальность составляют социальные факты − способы мышления и деятельности, имеющие свое собственное существование, независимое от индивида и оказывающие на него внешнее принуждение. Социальные явления, таким образом, отличаются резко очерченными свойствами от явлений, изучаемых другими естественными науками и тот факт, что у социологии есть собственная область исследования, является неоспоримым. Свой подход к пониманию предмета и метода социологии Дюркгейм применил в исследовании конкретных социальных фактов в работе «О разделении общественного труда». В ней он обосновал тезис о том, что функцией разделения труда является поддержание социальной солидарности. Дюркгейм выделил два типа солидарности: 1) механическая, которая возникает в силу общности верований и чувств; 2) органическая, возникающая в силу разделения по роду деятельности, когда люди поддерживают отношения с теми, кто отличается от них по образу мыслей и образу жизни, но в чьей деятельности они нуждаются для удовлетворения своих потребностей. Концепцию социальной солидарности французский социолог использовал в работе, ставшей классической, − «Самоубийство». В ней он доказывал, опираясь на обширные данные статистики, что количество самоубийств зависит от степени социальной интеграции – включенности индивидов в социальные группы и общности.

Концепция социологизма Дюркгейма основывалась на идее о том, что социальная реальность не только представляет собой реальность особого рода, но доминирует над индивидуальной реальностью. Такая трактовка природы социального получила название «социологический реализм».

Противоположную позицию в этом вопросе, именуемую «социологический номинализм», занимает немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920). Для него общество – суть абстракция, которую используют люди для обозначения феноменов, порождаемых их совместной жизнью. Главным инструментом социального познания, согласно Веберу, выступают идеальные типы – теоретические конструкции, выражающие наиболее характерные черты изучаемого явления. Такие идеальные типы как «капитализм», «христианство» и т.п. являются не эмпирическими обобщениями, а абстрактными моделями, предлагающими целостную картину и раскрывающими культурный смысл соответствующего феномена. В работе «Основные социологические понятия» он утверждает, что предметом социологии является социальное действие, которое можно объяснить, только осознав вкладываемый в это понятие смысл. Идеально-типическая реконструкция смысла социального действия – это «понимающее объяснение», которое отличает социологию от «наук о природе». Социолог, таким образом, должен сосредотачивать свое внимание на интерпретации мотивов человеческих поступков, а социология должна стать понимающей наукой. Особый интерес у Вебера вызывал социологический анализ экономических феноменов. В наиболее известной своей работе – «Протестантская этика и дух капитализма» на большом историческом и статистическом материале он показывает связь между вероисповеданием и характером хозяйственной деятельности человека, а именно, в ней прослежены сходство и даже преемственность между принципами практиковавшегося протестантами мирского аскетизма и принципами капиталистической организации промышленности и торговли. В качестве общей основы протестантской этики и духа капитализма представлена характерная для западной цивилизации в целом рациональность – отношение к миру с точки зрения целесообразности, упорядоченности, полезности.

Историческая судьба европейского капитализма заняла центральное место в работах не только Вебера, но и его современников и соотечественников – Фердинанда Тенниса (1855-1936), Георга Зиммеля (1858-1918), Вернера Зомбарта (1863-1941).

Современный этап – с 1920-х до 1970-х годов характеризуется стремлением к созданию общесоциологических теорий, которые синтезировали бы теоретические достижения предшествующего периода. Другой отличительной чертой данного этапа являлась мультпарадигмальность – сосуществование как макросоциологических, так и микросоциологических направлений:

Ø Структурный функционализм Талкотта Парсонса (1902-1979) и Роберта Мертона (1910-2003) представляет научный подход, основывающийся на рассмотрении общества как системывнутренне дифференцированной и упорядоченной целостности, части которой – структурные элементы выполняют значимые функции, направленные на поддержание устойчивого существования системы и ее воспроизводство.

Ø Теория обмена Джорджа Хоманса (1910-1989) рассматривает социальное поведение как обмен деятельностью, приводящей к большему или меньшему вознаграждению и издержкам, в котором участвуют, по крайне мере, два человека. Она основывается на психологическом бихевиоризме и теории рационального выбора. Теорию Хоманса можно представить как концепцию, согласно которой действующий субъект – это человек, рационально просчитывающий выгоду. Его, таким образом, интересовали вопросы, связанные с уровнем индивидуального поведения. Он утверждал, что функционирование крупных социальные структур, к примеру, социальных институтов, можно понять при адекватном рассмотрении элементарного социального поведения, учитывая тот факт, что процессы обмена, происходящие на индивидуальном уровне и уровне общества идентичны.

Ø Неомарксизм представлен Критической теорией Франкфуртской школы, объединившей таких немецких интеллектуалов как Макс Хоркхаймер (1895-1973), Теодор Адорно (1903-1969), Герберт Маркузе (1898-1979 ). Данный подход опирается на концепцию общества как системы тотального всепроникающего контроля. Критически пересматривая идеи К. Маркса, они связывали господство и контроль в обществе с незаметной для людей трансформацией естественных для человека влечений в «ложные» потребности, удовлетворениекоторых ведет не к свободному развитию личности, а к укреплению сложившегося социального порядка.

Ø Символический интеракционизм Джорджа Герберта Мида (1863-1931) и Герберта Блумера (1900-1987) основывается на концепции социального взаимодействия как процесса согласования людьми своих поступков с поступками других людей путем установления и изменения значений этих поступков. Характерная черта человека – способность создавать символы, основанная на обладании самосознанием, возникающем в процессе взаимодействия человека с окружающей его социальной средой. Созданная людьми система общезначимых символов, к примеру, язык, позволяет им осуществлять характерные для человека действия и взаимодействия. Люди способны модифицировать или изменять значения и символы, используемые ими в действии и взаимодействии, на основе своей интерпретации ситуации.

Ø Феноменологическая социология Альфреда Щюца (1899-1959) отличается интересом к повседневному миру человека. Социология Щюца – это систематическое описание структур социального мира с точки зрения действующего индивида. Социальное взаимодействие рассматривается как процесс координации поступков людей, наделяющих действия друг друга смыслом, типичным для их жизненного опыта. Общность и устойчивость смыслов, придаваемых ситуации взаимодействия, упорядочивает их и превращает в представлении участников взаимодействия в объективную реальность – социальные феномены, которые конструируются в сознании людей, придерживающихся общепринятых способов интерпретации. Явления общественной жизни, таким образом, исследуются как непосредственно данные сознанию феномены, что в свою очередь представляется возможным только в ситуации повседневности.

Идеи Щюца получили дальнейшее развитие в трудах представителей феноменологической социологии знания Питера Бергера (р. 1929) и Томаса Лукмана (р. 1927), а также этнометодологии Гарольда Гарфинкеля (р. 1917).

Постмодернистсий этап, начавшийся в 1980-х годах, представлен теориями интегрального синтеза, основанными на идее интеграции исследовательских подходов, ранее считавшихся взаимоисключающими. Самые выдающиеся теоретические разработки на этом этапе – теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса (р. 1929), теория структурации Энтони Гидденса (р. 1938), конструктивистский структурализм Пьера Бурдье (1930-2001).

Немецкий социолог Ю, Хабермас в работе «Теория коммуникативного действия» осуществляет попытку совмещения основных идей макорсоциологических теоретических подходов (структурный функционализм, исторический материализм, критическая теория) и микросоциологических (феноменологическая социология, символический интеракционизм). Его теория нацелена на описание сложного характера взаимоотношений между системой, подчиняющейся принципам формальной рациональности, что проявляет себя в процессах бюрократизации и монетаризации, и жизненным миром человека, структурированным исходя из принципа коммуникативной рациональности, выраженной в стремлении к взаимопониманию.

Английский социолог Э. Гидденс в работе «Устроение общества» показывает процесс воспроизводства общества – структурацию, которая характеризуется тем, что социальные структуры являются, с одной стороны, результатом деятельности индивидов, а с другой – условиями этой деятельности.

Французский социолог П. Бурдье в своих работах «Начала», «Практический смысл» стремится преодолеть односторонность объективизма, утверждающего, что социальные структуры существуют независимо от воли и сознания индивида, и субъективизма, настаивающего на идее конструирования социальной реальности человеческим сознанием. Бурдье создал теорию, согласно которой индивиды, совершая действия, конструируют социальные структуры, но это конструирование предопределено габитусом – системой мыслительных и поведенческих установок, пределы которой заданы социально-экономическими и историческими условиями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 12086; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.