КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Налоговая политика и налоговая система Украины
Сознательное использование налогов для достижения соответствующих целей осуществляется в пределах налоговой политики, проводимой государством. Налоговая политика – деятельность государства в сфере установления, правового регламентирования и организации взимания налогов и налоговых платежей в централизованные фонды денежных средствгосударства.
Формируя налоговую политику, государство может содействовать: · росту или снижению хозяйственной активности; · созданию благоприятной конъюктуры на рынке; · созданию условий для развития приоритетных отраслей экономики; · реализации сбалансированной социальной политики.
Такое содействие государство осуществляет при формировании налоговой политики путем: Ø увеличения или уменьшения объемов налоговых поступлений государству; Ø изменения форм налогообложения и налоговых ставок; Ø освобождения от налогообложения отдельных отраслей производства, территорий, групп населения и пр.
Налоговая политика должна быть направлена на решение стоящих перед обществом задач, среди которых выделяют: · долгосрочные (экономический рост, максимальный уровень занятости, благополучие населения и др.); · краткосрочные (наполнение государственного бюджета, его сбалансированность, стимулирование инвестиционной деятельности и др.).
Налоговая политика является одной из главных основ макроэкономической политики любого государства, поскольку имеет способность влиять на совокупный спрос. Важным условием эффективности налоговой политики является ее стабильность и предсказуемость. Проблема формирования эффективной налоговой политики является одной из самых актуальных в период становления в Украине рыночных отношений и интегрирования украинской экономики в международный рынок. Ее решение должно осуществляться путем изучения, анализа и творческого осмысления существующей в Украине законодательной базы и мирового опыта в сфере наогообложения, в направлении внедрения такой налоговой политики, которая гарантировала бы (или хотя бы не тормозила) развитие экономики.
Главными векторами макроэкономической эффективности налоговой политики являются: · возможность налоговой политики увеличить источники доходов бюджета; · способность налоговой политики определить приемлемую налоговую базу; · направленность политики налогов на минимизацию расходов на их уплату. Таким образом, налоговая политика как составная часть экономической и финансовой политики. базируется на деятельности государства в сфере введения, правового регламентирования и организации взимания налогов и налоговых платежей в централизованные фонды денежных средств государства.
Каждая конкретная налоговая система,т.е. совокупность налогов, сборов (обязательных платежей) во взаимосвязи и взаимодействии с плательщиками и органами контроля, является отражением налоговой политики, проводимой государством, и критерием ее эффективности. Налоговая политика, проводимая в государстве и формируемая соответствующими государственными структурами, на практике проявляется в налоговой системе страны. При определении налоговой системы существует два подхода для ее понимания. Во-первых, налоговая система – это совокупность налогов иналоговых платежей, законодательно установленных в государстве. Во-вторых, - налоговая система включает механизмы начисления, уплаты налогов и организации контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.
Налоговая система - совокупность налогов и сборов, механизмов и способов их исчисления и уплаты, а также субъектов налоговой деятельности, обеспечивающих администрирование и поступление налогов и сборовв бюджет.
Рис.5.6. Структура налоговой системы Украины В Налоговом кодексе Украины налоговая система Украины определяется как совокупность общегосударственных и местных налогов и сборов, взимаемых в установленном этим кодексом порядке. В соответствии с Налоговым кодексом: - налог – это обязательный, безусловный платеж в соответствующий бюджет, взимаемый с плательщиков налога в соответствии с этим кодексом; - сбор (плата, взнос) – это обязательный платеж в соответствующий бюджет, взимаемый с плательщиков сборов, с условием получения ими специальной выгоды, в том числе вследствие осуществления на пользу таких лиц юридически значимых действий со стороны государственных органов, органов местного самоуправления и других уполномоченных органов. Важной составляющей налоговой системы являются принципы ее построения, которые разрабатываются исходя из общих принципов налогообложения, выработанных фискальной теорией и практикой. Основоположником теории налогообложения является шотландский экономист и философ Адам Смитт. Он разработал четыре общих принципа налогообложения, составления и классификации налогов: равномерность, определенность, удобство, дешевизна. Все эти принципы приобрели особую актуальность в настоящее время. На их основе разработаны принципы построения налоговой системы, выработанные фискальной теорией и практикой. Это такие принципы: · единство,т.е. единая законодательная и нормативная база; · стабильность налогового законодательства; · максимальная эффективность налоговой системы; · рациональность и оптимальность налоговой системы; · единоначалие и централизация управления налоговой системой; · организационно-правовое построение и организация налоговой системы. Налоговые системы не одинаковые в разных странах. Налоговая система Украины, как независимого государства, первоначально была установлена Законом «О системе налогообложения», принятым в 1991г., затем, в 1997году был введен в действие Закон Украины «О системе налогообложения» от 19.02.1997г., который действовал до конца 2010г. Начиная с 2011 года отношения в сфере налогообложения в Украине регламентируются Налоговым кодексом Украины, принятым в декабре 2010 г. Налоговым кодексом определено, что налоговое законодательство Украины основывается на таких принципах: 1. Всеобщность налогообложения - каждое лицо обязано уплачивать установленные этим Кодексом, законами по вопросам таможенного дела налоги и сборы, плательщиком которых оно является в соответствии с этим Кодексом. 2. Равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений дискриминации - обеспечение одинакового подхода ко всем плательщикам налогов независимо от социальной, рассовой, национальной, религиозной принадлежности, формы собственности юридического лица, гражданства физического лица, места происхождения капитала. 3. Неотвратимость наступления установленной законом ответственности в случае нарушения налогового законодательства. 4. Презумпция правомерности решений плательщика налога в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, выданного на основе закона, или если нормы разных законов либо разных нармативно-правовых актов допускают неоднозначное трактование прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, вследствие чего имеется возможность принять решение в пользу как плательщика налогов, так и контролирующего органа. 5. Фискальная достаточность – установление налогов и сборов с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его поступлениями. 6. Социальная справедливость – установление налогов и сборов в соответствии с платежеспособностью плательщиков налогов. 7. Экономичность налогообложения - установление налогов и сборов, объем поступлений от уплаты которых в бюджет значительно превышает расходы на их администрирование. 8. Нейтральность налогообложения - установление налогов исборов таким способом, который не влияет на увеличение или уменьшение конкурентоспособности плательщика налогов. 9. Стабильность - изменения в какие-либо елементы налогов и сборов не могут вноситься позднее шести месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться на протяжении бюджетного года. 10. Равномерность и удобство уплаты – установление сроков уплаты налогов и сборов, исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджеты для осуществления расходов бюджета и удобства их уплаты плательщиками. 11. Единый подход к установлению налогов и сборов – определение на законодательном уровне всех обязательных элементов налога. Современные налоговые системы имеют достаточно сложную структуру, которая включает в себя различные виды налогов. Система налогообложения в Украине состоит из общегосударственных и местных налогов и сборов. К общегосударственным налогам и сборам принадлежат (рис5.7.): 1) налог на прибыль предприятий; 2) налог на доходы физических лиц; 3) налог на добавленную стоимость; 4) акцизный налог; 5) экологический налог; 6) рентная плата за транспортирование нефти и нефтапродуктов магистральными нефтепроводами, транзитное транспортирование трубопроводами природного газа и аммиака территорией Украины; 7) рентная плата за нефть, природный газ и газовый конденсат, добываемые в Украине; 8) плата за пользование недрами; 9) плата за землю; 10) сбор за первую регистрацию транспортного средства; 11) сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины; 12) сбор за специальное использование воды; 13) сбор за специальное использование лесных ресурсов; 14) фиксированный сельскохозяйственный налог; 15) сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства; 16) сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками; 17) сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности; 18) пошлина (табл.5.1.) Отношения, связанные с установлением и взиманием пошлины,регулируются пошлинным законодательством, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Зачисление общегосударственных налогов и сборов в государственный и местные бюджеты осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом.
К местным налогам и сборам в Украине принадлежат: Местные налоги: 1. Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. 2. Единый налог. Местные сборы: 1. Сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности; 2. Сбор за места для парковки транспортных средств; 3. Туристический сбор ;(табл.5.2.)
Ст.9 Податкового кодексу України від 02.12.2010 р. №2755-УІ
Рис.5.7. Общегосударственные налоги и сборы в Украине.
Обязательными для установления местными советами на подведомственной территории являются такие налоги и сборы: - налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка; - единый налог (рис.5.8.); - сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности. Зачисление местных налогов и сборов в соответствующие местные бюджеты осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Украины. Дальше – табл. 5.1 – характеристика общегосударственных налогов; табл. 5.2. – характеристика местных налогов. Прямые налоги: налог на прибыль предприятий, налог на доходы физ.лиц: Косвенные налоги: НДС, акцизный налог, пошлина.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |