Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетные права и бюджетная инициатива

Расходы бюджета, их сущность, состав и классификация

В настоящее время доходная часть местных бюджетов формируется за счет собственных и закрепленных доходов, а также межбюджетных трансфертов.

Доходы местных бюджетов становят основу финансов местного самоуправления.

Начиная с 2002 года в Украине, основываясь на положениях Бюджетного кодекса Украины (2001 г.) стало осуществляться разграничение доходов при формировании местных бюджетов на доходы, которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов, и которые не учитываются при определении таких объемов. Бюджетным кодексом Украины, утвержденным в 2010 г., подтверждены эти положения.

Перечень собственных и закрепленных доходов определен Бюджетным кодексом Украины на длительную перспективу. Поступления собственных доходов не учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов местным бюджетам, что способствует заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании доходной базы. Закрепленные доходы местных бюджетов составляют основу для определения налоговой способности территории, их объемы влияют на размеры межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам с Государственного бюджета Украины.

По экономической природе собственные доходы местных бюджетов доходы, которые формируются в результате действий и решений, принятых органами местного самоуправления. Собственными можно считать лишь те доходы местных бюджетов, которые одновременно отвечают таким требованиям: территориальная локализованность, непосредственная зависимость от деятельности местной власти, полностью их контролирующей и использующей по своему усмотрению.

Наиболее характерными примерами собственных доходов являются:

1. местные налоги и сборы;

2. платежи, установленные органами местного самоуправления;

3. доходы от коммунального имущества и предприятий коммунальной собственности;

4. штрафы и санкции, связанные с получением собственных доходов.

Закрепленными являются доходы, которые на долговременной основе передаются в местные бюджеты в полном размере или в определенной единой для всех бюджетов доле. По своей сущности это общегосударственные налоги, сборы или доходы, которые традиционно формируют доходную часть местных бюджетов. Это – налог на доходы физических лиц, плата за лицензии и торговые патенты и др.

В доходы местных бюджетов поступают средства из государственного бюджета в виде дотаций и субвенций, которые предназначены для финансирования делегированных полномочий органов местного самоуправления и проведения финансового выравнивания. Кроме того предоставление межбюджетных трансфертов вызвано недостаточностью собственных и закрепленных доходов для финансирования расходов органов местного самоуправления. В современной бюджетной практике применяются такие виды межбюджетных трансфертов: дотации выравнивания, субвенции, средства, которые передаются в Государственный бюджет Украины и местные бюджеты из других местных бюджетов, другие дотации.

Доходы местных бюджетов зачисляются в Специальный и Общий фонды местных бюджетов. Общий фонд аккумулирует средства, имеющие общегосударственный характер и в дальнейшем перераспределяются. В С пециальном фонде сосредотачиваются средства бюджетных учреждений, в том числе специальные государственные целевые фонды (например,фонд защиты окруж. природной среды), которые не подлежат перераспределению и используются по целевому назначению. Составной частью Специального фонда является бюджет развития местных бюджетов, который предназначен для проведения инвестиционной и инновационной деятельности.

В современных условиях в Украине около 80% всех доходов сводного бюджета Украины формируют налоговые поступления. В условиях функционирования рыночной экономики в системе формирования доходов бюджетов государства налоговая форма финансовых взаимоотношений государства и ее субъектов является главной.

Планирование доходов бюджета осуществляется с помощью таких методов:

· метод прямого расчета (состоит в осуществлении детальных плановых расчетов каждого элемента доходов бюджета);

· нормативный метод (предусматривает планирование отдельных показателей на основе установленных нормативов);

· аналитический метод (состоит в том, что определяется не общая величина определенного показателя, а его изменение в плановом периоде под влиянием определенных факторов по сравнению с базисным периодом);

· метод экстраполяции (основан на определении бюджетных показателей на базе установления устойчивой динамики их развития).

Расходы бюджета играют важную роль в финансовом обеспечении потребностей социально-экономического развития общества.

В соответствии с Бюджетным кодексом Украины расходы бюджета - это средства, направляемые на осуществление программ и мероприятий, предусмотренных соответствующим бюджетом, за исключением средств на погашение основной суммы долга и возврата переплаченных в бюджет сумм. Понятие «расходы» в Кодексе раскрывается с помощью «затрат», а затраты – с помощью расходов, вчастности подчеркивается, что затраты бюджета – это расходы бюджета и(плюс) средства на погашение основной суммы долга. (Т.е. «затраты» - более широкое понятие чем «расходы»)

При осуществлении расходов бюджета происходит движение бюджетных средств от государства к распорядителям бюджетных средств (рис.6.10).

 

Рис. 6.10. Взаємосвязьрасходов бюджетов с затратами распорядителей бюджетных средств.

 

Поэтому, распорядители бюджетных средств являются субъектами бюджетных отношений. Через них обеспечивается исполнение расходной части бюджета.

 

Распорядителями бюджетных средств выступают руководители бюджетных учреждений, уполномоченные на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств и осуществление расходов бюджета.

По объемам предоставленных прав распорядители бюджетных средств подразделяются на главныхи распорядителей нижнего уровн я (второй, третьей степени). (Рис.6.11).

 

 

Рис. 6.11. Состав распорядителей бюджетних средств.

При исследовании сущности бюджетных расходов необходимо базироваться на том, что бюджетные расходы имеют определенное экономическое содержание, обусловленное общественным способом производства, природой и функциями государства, играют решающую роль в удовлетворении потребностей социально-экономического развития страны.

Распределительные процессы, связанные с расходами бюджетов, характеризуются многообразием и взаимосвязью. Они охватывают разнообразные отношения, связанные с распределением и использоанием средств бюджетного фонда государства и отражают направления распределения бюджетных ресурсов государства. В основе такого распределения лежат функции государства, определенные Конституцией Украины. Именно функции государства являются главным фактором, влияющим на объемы расходов бюджетов, их распределение и использование. Поэтому, в теории и на практике при составлении бюджета исходят не из объемов доходов, а из потребности в расходах.

В процессе использования средств бюджетного фонда государство вступает в денежные отношения с такими субъектами:

· предприятиями, организациями и учреждениями (по поводу их финансирования);

· физическими лицами, гражданами страны (по поводу выплат, связанных с социальными гарантиями);

· юридическими и физич.лицами, иностранными государствами, межгосударственными объединениями (по поводу возврата государственных займов и выплаты процентов);

· другими субъектами, в соответствии с действующим законодательством.

Совокупность этих денежных отношений составляет содержание расходов бюджетов как объективного экономического понятия.

В результате принятия законодательных актов расходы бюджетов как объективное экономическое понятие приобретают конкретные материальные формы, вчастности сметного финансирования, бюджетных инвестиций, государственных трансфертов, бюджетных кредитов, бюджетных резервов. Именно этим обеспечивается единство теории и практики организации расходов бюджетов.

Расходы бюджетов проявляются с помощью конкретных их видов, которые имеют количественные и качественные характеристики. Качественная характеристика дает возможность установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, а количественная – их величину.

 

Расходы бюджетов характеризуются определенными признаками.

Научную классификацию расходов целесообразно осуществлять по таким признакам:

1. по роли в производстве ВВП;

2. по роли в воспроизвоственным процессе;

3. по общественному назначению;

4. по уровням бюджетной системы;

5. по функциональному назначению;

6. по ведомственному назначению;

7. по целевому назначению;

8. по програмным назначениям;

9. по формам финансирования.

Рассмотрим эту классификацию расходов по отдельным признакам.

 

1. По роли и месту расходов в производстве ВВП расходы бюджетов подразделяются на две группы:

1) расходы, связанные с развитием производственной сферы (вложение средств в развитие приоритетных отраслей и производств);

2) расходы, обеспечивающие функционирование и развитие сферы общественных услуг (расходы на образование, здравоохранение,культуру, социальное обеспечение, оборону и др.).

Таким образом, с помощью расходов бюджетов государство имеет возможность:

· регулировать распределение денежных средств между производственной сферой и сферой социальных услуг;

· влиять на стоимостную структуру производства;

· стимулировать развитие приоритетных, новых отраслей и производств, существенно влияя на укрепление своей экономической мощи.

2. По роли в воспроизводственном процессе расходы бюджетов делятся на:

1) текущие;

2) капитальные.

Текущимисчитаются расходы, направленные на обеспечение простого воспроизводства и касаются финансирования текущей денятельности предпниятий, организаций и учреждений.

К текущим расходам, например, относятся расходы на:

· оплату труда работников бюджетных учреждений и начисления на заработную плату;

· приобретение товаров и материалов;

· командировку;

· оплату коммунальных услуг и энергоснабжение и др.

Капитальные расходы – это расходы, связанные с расширеннымвоспроизводством и финансированием инвестиционной и инновационной деятельности.

К капитальным расходам, например, относятся расходы на:

· приобретение оборудования и предметов длительного пользования;

· капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт;

· формирование государственных запасов и резервов.

При использовании такого деления расходов Бюджетный кодекс Украины предусмтривает возможность формирования текущего бюджета и бюджета развития.

3. По общественному назначению. При классификации расходов по этому признаку в распределении расходов можно выделить четыре их группы:

1) расходы на экономику;

2) расходы на социальные мероприятия;

3) расходы на оборону;

4)расходы на управление.

 

4. По уровням бюджетной системы выделяются расходы Государственного бюджета Украины и расходы местных бюджетов. Учитывая разные виды полномочий органов государственной власти, управления и местного самоуправления расходы бюджетов делятся на три группы:

· расходы на осуществление неделегированныхгосударственных полномочий, которые не могут быть переданы местному самоуправлению (на обеспечение конституционного устройства, государственной целостности и суверенитета, независимого судопроизводства);

· расходы на осуществление делегированных полномочий (расходы, которые определяются функциями государства и могут быть переданы на исполнение АРК и местному самоуправлению с целью обеспечения наиболее эффективного их исполнения на основе принципа субсидиарности);

· расходы на осуществление собственных полномочий (расходы на реализацию прав и обязанностей АРК и местного самоуправления, имеющие местный характер и определенные законами Украины).

5.По функциональному назначению расходы бюджетов в соответствии с функциями государства (по Бюджетному кодексу) и функциональной классификацией делятся на 10 групп:

ü общегосударственные функции;

ü оборону;

ü гражданский правопорядок;

ü безопасность и судебную власть;

ü экономическую деятельность;

ü охрану окружающей природной среды;

ü жилищно-коммунальное хозяйство;

ü здравоохранение;

ü духовное и физическое развитие;

ü образование;

ü социальную защиту и социальное обеспечение.

6.По ведомственному назначению.

Ведомственная классификация расходов и кредитования бюджета содержит перечень главных распорядителей бюджетных средств для систематизации расходов и кредитования бюджета по признаку главного распорядителя бюджетных средств. На ее основе Государственное казначейство Украины составляет и ведет единый реестр распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств.

Главные распорядители бюджетных средств определяют сеть распорядителей бюджетных средств нижнего уровня и получателей бюджетных средств с учетом данных единого реестра распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств.

7.По целевому назначению расходы бюджетов подразделяются на конкретные виды в соответствии с экономической классификацией. Такой подход дает возможность обеспечивать эффективный финансовый контроль за целевым использованием бюджетных средств.

8. Программная классификация расходов и кредитования бюджета применяется при использовании программно- целевого метода в бюджетном процессе.

Процесс формирования бюджетных программ с использованием программно целевого метода базируется на определении результатов, которых необходимо достичь в государственном секторе в результате реализации этих программ, и наиболее оптимальных объемов ресурсов, для достижения этих результатов. Программная классификация расходов и кредитования государственного бюджета формируется Министерством финансов Украины на основе предложений, поданных главными распорядителями бюджетных средств во время составления проекта закона о Государственном бюджете в бюджетных запросах.

 

В соответствии с действующим законодательством все расходы бюджетов распределяются между звеньями бюджетной системы. Такое распределения осуществляется на основе определенных принципов:

Ø принцип значимости (мероприятия государственного значения финансируюся из государственногобюджета, а местного значения – из местных бюджетов);

Ø территориальный принцип ( финансирование предприятий, учреждений, организаций должно осуществляться с бюджета той территориальной общины или региона, на территории которой они находятся);

Ø ведомственный принцип (означает обеспечение финансирования предприятий, организаций и учреждений из соответстующего бюджета за подчиненностью);

Ø субсидиарный принцип ( распределение расходов должно базироваться на максимально возможном приближении предоставления общественных услуг к непосредственному их потребителю).

 

Практическое направление расходов в соответствии с утвержденным бюджетом осуществляется с помощью бюджетного финансирования.

Государствоспомощью бюджетного финансирования как формы бюджетного механизма обеспечивает финансирование всех мероприятий, связанных с выполнением своих функций.

 

Бюджетному финансированию присущи такие признаки:

ü оно является одной из важнейших форм финансирования расходов бюджета;

ü его содержание проявляется в безвозвратном предоставлении бюджетных средств юридическим и физическим лицам;

ü предоставление этих средств осуществляется на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом;

ü перечень этих мероприятий соответсвует функциям государства;

ü бюджетное финансирование со стороны государства является формой финансового механизма, а со стороны субъектов хозяйствования – одной из форм финансового обеспечения.

Таким образом , бюджетное финансирование – это совокупность денежных отношений, связанных с распределением и использованием средств централизованного денежного фонда государства, осуществляемых путем безвозвратного и безоплатного предоставления бюджетных средств юридическим и физическим лицам на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Процесс бюджетного финансирования осуществляется в установленном Бюджетным кодексом Украиины порядке органами государственной казначейской службы Украины.

Бюджетное финансирование основывается и осуществляется на основе научных принципов (рис. 6.12).

 

9.По формам финансирования. Формы бюджетного финансирования – это способы предоставления бюджетных средств на мероприятия, предусмотренные в бюджете. Выделяются три основные формы:

· сметное финансирование (выделение государством бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетами и бюджетными росписями бюджетным учреждениям на цели, предусмотренные их сметами);

· бюджетное инвестирование (выделение бюджетных средств на инвестиционную или инновационную деятельность);

 

 

Рис 6.12. Принципи бюджетного финансирования

· государственные трансферты (государственные субсидии, государственные субвенции, государственные дотации и государственная помощь населению).

 

С развитием в Украине рыночных отношений возникает потребность в усовершенствовании форм бюджетного финансирования. В современных условиях применяется такой метод бюджетного финансирования – метод единого казначейского счета.

Этот метод используется для финансирования мероприятий с государственного бюджета Украины и местных бюджетов. Это система бюджетных счетов органов Государственной Казначейской службы, открытых в учреждениях банков по соответствующим балансовым счетам, с которых органами государственной казначейской службы осуществляются платежи непосредственно субъектам хозяйствования.

Бюджетные права - совокупность юридических норм, определяющих бюджетное устройство страны, права органов государственной власти, государственного управленния и местного самоуправления в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также составления и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Основой бюджетно-правового статуса соответствующих государственных органов является право на самостоятельный бюджет.

Бюджетно-правовой статус государственных и местных органов власти включает права, приведенные на рис.6.13.

 

Рис.6.13.. Бюджетно-правовой статус государственных и местных органов власти.

Наибольшим объемом бюджетных прав наделены органы государственной власти и управления.

Бюджетная инициатива - право членов законодательного органа вносить изменения в представленный исполнительным органом проект бюджета. Пользуются такими правами Президент, народные депутаты, депутаты местных советов.

Бюджетные права регулируются:

ü Конституцией Украины;

ü Конституцией АРК;

ü Законами Украины:«Про Кабинет Міністрів України», «Про місцеві державні адміністрації», «Про місцеве самоврядування в Україні»;

ü Бюджетным кодексом Украины.

 

Президент Украины подписывает закон о Государственном бюджете Украины на каждый бюджетный год, закон овнесении изменений и дополнений к закону о Государственном бюджете др. законы, относительно бюджета и финансов. Имеет право «вето».

 

Органы власти (представительские органы ) ВРУ, ВР АР Крым, областные, районные, сельские, поселковые, городские и районые в городах, наделены такими бюджетными правами:

ü рассмотрение и утверждение бюджетов;

ü внесение изменений в утвержденные бюджеты;

ü рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов;

ü принятие стратегических решений относительно своих бюджетов;

ü контроль за исполнением решений соответствующего совета о бюджете.

Верховная Рада Украины, как высший орган законодательной власти:

· утверждает законы, в частности по финансовым вопросам;

· одобряет Основные направления бюджетной политики на следующий бюджетный период;

· утверждает государственный бюджети принимает закон о Государственном бюджете Украины на плановый год, вносит изменения в него;

· осуществляет контроль за исполнением Государственного бюджета Украины;

· определяет перечень налогов и сборов, а также основы внутренней и внешней политики Украины;

· утверждает отчеты об исполнении Государственного бюджета Украины.

 

Счетная палата ВРУ осуществляет:

Ø организацию и контроль за своевременным исполнением доходной и расходной части Государственного бюджета, за использованием бюджетных средств, в том числе средств государственных целевых фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

Ø контроль за формироованием и погашением внутреннего и внешнего долга Украины;

Ø определение эффективности и целесообразности использования государственных средств, валютных и кредитно-финансовых ресурсов.

Органы государственной исполнительной власти (КМ Украины, Рада Министров АРК, областные, районные, городские государственные администрации) и исполнительные комитеты местных советов наделены такими основными бюджетными правами:

· организацияработы по составлению проектов бюджета;

· подача проекта бюджета соответствующей раде для рассмотрения и утверждения;

· организация работы по исполнению бюджета, составления и представления соответствующей раде отчета об исполении бюджетов;

· использование средств своих бюджетных резервов;

· принятие тактических решений относительно своих бюджетов.

КМ Украины как высший орган государственной исполнительной власти имеет такие бюджетные права:

· обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики, политики в сферах труда и занятости, социальной защиты, образования, науки, культуры, охраны природы,экологической безопасности и природопользования;

· разрабатывает и подает ВРУ:

· основные прогнозные макроэкономичекие показатели социально-экономического развития Украины;

· проект Основных направлений бюджетной политики на следующий гол;

· проект закона о государственном бюджете Украины на следующий бюджетный период;

· обеспечивает исполнение закона о государственном бюджете Украины;

· готовит и подает ВРотчеты об исполнении Государственного бюджета Украины;

· расчитывает показатели сводного бюджета Украины и готовит отчеты о его исполнении;

· предоставляет информацию относительно принятия законодательных и нормативных актов для исполнения закона о Государственном бюджетеУкраины;

· принимает решения об использовании средств резервного фонда Государственного бюджета;

· принимает решения относительно осуществления государственных заимствований в объемах и на условиях, определенных законом о Государственном бюджете на соответствующий год.

Министерство финансов страны как центральный орган исполнительной власти, подведомственный КМУ, наделено такими полномочиями:

ü составляет проект государственного бюджета;

ü организовывает исполнение государственного бюджета;

ü проводит методическую работу по вопросам бюджетного планирования;

ü разрабатывает стратегию относительно внутренних и внешних заимствований государства, погашения и обслуживания государственного долга;

ü контролирует исполнение государственного бюджета, составляет отчет о его исполнении;

ü разрабатывает предложения относительно усовершенствования налоговой политики и др.

Государственная финансовая инспекция Украины, создана в 2011г. (вместо Государственной КРС Украины), является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется КМ Украины через Министра финансов Украины.

Главной задачей Госфининспекции Украины является реализация государственной политики в сфере государственного финансового контроля, а также внесение предложений относительно ее формирования.

Госфининспекция Украины осуществляет свои полномочия непосредственно и через территориальные органы в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, районах, городах или через межрайонные, объединенные в районах и городах, территориальные органы, главных инспекторов в районах и городах.

Как приемница Государственной КРС Украины, Госфининспекция осуществляет государственный контроль:

за расходованием средств и материальных ценностей, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают средства из бюджетов всех уровней и государственных фондов, а также осуществляет разработку предложений относительно устранения выявленных недостатков и нарушений.

Государственная казначейская служба Украины( переименована в 2011г.) как орган государственной исполнительной власти наделена такими бюджетными полномочиями:

· организация кассового исполнения государственного и местного бюджетов и контроль за этим процессом;

· управление имеющимися средствами государственного и местных бюджетов, в т.ч. в иностранной валюте, и средствами государственных целевых фондов в пределахрасходов, установленных на соответствующий период;

· финансирование расходов государственного и местных бюджетов;

· учет кассового исполнения государственного и местных бюджетов и составление отчета об их исполнении;

· управление государственным внутренним и внешним долгом в соответствии с законодательством;

· осуществление распределения между государственным бюджетом и бюджетами АРК, областе, гг. Киева и Севастополя отчислений от общегосударственных налогов, сборов и платежей по нормативам, утвержденным ВРУ;

· разработка нормативно-методических документов по вопросам бухгалтерского учета, отчетности и организации исполнения бюджетов всех уровней, которые являются обязательными для всех предприятий, учреждений и организаций, использующих бюджетные средства.

Государственная налоговая служба:

ü осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов;

ü разрабатывает предложения по усовершенствованию налогового законодательства, принимает нормативные акты и методические рекомендации по вопросам налогообложения;

ü проводит разъяснительную работу среди плательщиков налогов по вопросам налогообложения;

ü предупреждает и раскрывает преступления и другие нарушения в сфере налогообложения.

Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством:

Ø самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют соответствующие местные бюджеты;

Ø самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов, определяютнаправления их использования;

Ø используют свободные бюджетные средства, дополнительно полученные в процессе исполнения местных бюджетов;

Ø выпускают местные займы, лотереи и ценные бумаги, получают кредиты в банковских учреждениях;

Ø могут выступать гарантами при предоставлении кредитов предприятиям и учреждениям коммунальной формы собственности;

Ø размещают принадлежащие им средства в банках других субъектов права собственности, получают проценты от доходов и зачисляют их в доходную часть соответствующего местного бюджета; и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы формирования доходов бюджета | Бюджетный процесс. Бюджетный процесс – регламентированная нормами права деятельность, связанная с составлением, рассмотрением
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.134 сек.