Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы ограничения и пути сокращения дефицита бюджета




Теоретически возможны три основные варианта финансирования бюджетного дефицита(рис. 7.11.).

Источники финансирования дефицита бюджета и их классификация

В современной теории и практике финансов в связи с бюджетными дефицитами употребляют такие понятия:

· финансирование бюджета;

· источники финансирования (покрытия) бюджетного дефицита;

· дефицитное финансирование.

Понятие «финансирование бюджета» позаимствованона Западе и введено в украинскую практику с принятием Бюджетного кодекса, а два последних понятия были известны в Украине и ранее.

В соответствии с Бюджетным кодексом финансирование бюджета – это поступления и расходы в связи с изменением объема долга, а также остатка наличных средств по бюджету, используемых для покрытия разницы между доходами и расходами бюджета.

На практике считают, что:

Ø финансирование бюджета – это группа определенных финансовых операций;

Ø источники финансирования бюджетного дефицита – это виды финансовых ресурсов;

Ø дефицитное финансирование – это тип финансовой политики

Финансирование бюджета характеризуется такими признаками:

· операции по финансированию бюджета включают как поступления, так и расходование бюджетных средтв;

· в бюджете финансирование отражается отдельно, так как непринадлежит ни к доходам, ни к расходам;

· так же как бюджетное сальдо может приобретать формы не только дефицита, а й превышения, так и финансирование бюджета может быть как «позитивным», так и «отрицательным»(недостаточным);

· целью операций по финансированию бюджета являются:

 

ü профинансировать бюджетный дефицит;

ü погасить государственный долг;

ü покрыть временные кассовые разрывы при исполнении бюджета;

ü обеспечить ликвидность бюджетного фонда;

· размер бюджетного дефицита (или превышения) равен размеру нетто-финансирования (превышение позитивного финансирования над отрицательным).

 

Выше перечисленные признаки свидетельствуют о том, что понятие «финансирование бюджета» является более широким и сложным чем понятие «источники финансирования бюджетного дефицита». В финансировании бюджета используются не только остатки наличности, используемые для покрытия бюджетного дефицита, но и операции с другими активами, предназначенные для управления ликвидностью бюджетного фонда.

 

Источники финансирования бюджетного дефицита подразделяют:

· по кредиторам;

· по инструментам привлечения;

· по экономическому влиянию (инфляционные и неинфляционные);

· исходя из влияния на чистую стоимость правительства;

· с точки зрения мультипликационного эффекта, и пр.

МВФ предлагает использовать две классификации финансирования: по типу кредитора и по типу долгового обязательства (рис. 7.8.).

По результатам сотрудничества с МВФ Украина подписала Технический меморандум по взаимопониманию, в котором определено, что финансирование дефицита консолидированного правительства включает:

Ø чистую сумму казначейских векселей;

Ø чистую сумму займов правительства, предоставленных национальной банковской системой;

Ø общую сумму приватизационных поступлений;

Ø разницу между поступлениями от размещения и погашения любых облигаций, эмитированных правительством или НБУ для нерезидентов с целью финансирования дефицита;

Ø разницу между получением и погашением правительством иностранных кредитов; др.

В целом операции по финансированию бюджета имеют целью обеспечить не только покрытие дефицита, но и управление ликвидностью бюджета (рис.7.9). Основной объем операций, связанных с привлечением источников финансирования бюджетного дефицита в рыночной экономике, осуществляется на финансовых рынках. Эмитируя рыночные долговые инструменты, государство выступает крупным заемщиком финансовых ресурсов, что является одним из важнейших механизмов существования финансового рынка. В свою очередь, государственные ценные бумаги дают возможность трансформировать государственный долг в финансовый актив кредиторов, который приносит им прибыль.

 

Рис.7.8. Классификация источников финансирования бюджетного дефицита.

 

По способу привлечения источники финансирования бюджетного дефицита

делятся на:

· эмиссионные (сопровождаются эмиссией денег);

· неэмиссионые (отражают отношения между государством как заемщиком и различными кредиторами и не имеют непосредственного отношения к эмиссии денег).

По характеру влияния на инфляционные процессы источники финансирования дефицита бюджета бывают:

- инфляционные (см. рис.7.10.);

- неинфляционные (займы на внешних и внутренних финансовых рынках, остатки бюджетных средств, трансферты, повышение налогов и др.).

 

Рис.7.9. Назначение финансирования бюджета.

 

Рис.7.10. Инфляционное финансирование дефицита бюджета.

 

Рис.7.13. Варианты финансирования бюджетного дефицита

В мировой практике основным методом борьбы с хроническими

дефицитами является применение специальных фискальных правил.

Эти правилаприобретают форму:

· законодательных норм;

· процедур бюджетного процесса;

· предельных показателей.

В разных странах фискальные правила имеют свои особенности. При этом все правила объединяются в соответствующие группы (см. рис.7.14.)

Для Украины наложение самоограничений в бюджетной политике является новым. Бюджетная дисциплина со стороны государства является весомым экономическим и политическим фактором в достижении устойчивого развития. Отечественное законодательство, в частности, Бюджетный кодекс Украины, законы о Государственном бюджетепоследних лет содержат отдельные положения, регламентирующие бюджетную сбалансированность и непосредственно касаются финансовой дисциплины органов государственной власти, государственного управления и местного самоуправления. Эти положения приведены на рис.7.15.

 

Приведенные в рис. 7.15. нормы касаются вопросов сбалансирования бюджетов и ограничения некоторых источников финансирования, а также мероприятий относительно выполнения утвержденных показателей бюджетного баланса на протяжении бюджетного года.

 

Однако онине отвечают требованиям ЕС так как:

· не обеспечивают предупреждениеотклонений от жестких бюджетных ограничений;

· не предусматривают контрольных санкций за невыполнение бюджетных требований.

 

Пути усовершенствования методов сокращения бюджетного дефицита в Украине приведены на рис. 7.16. (стр.157).

Рис.7.14. Методы ограничения и сокращения бюджетного дефицита

 

 

Рис.7.15. Ограничение дефицита бюджета в Украине

 


Пути усовершенствования методов сокращения бюджетного дефицита:

 

І. Привести отечественное законодательство всоответствиесобщеевропейскими требованиями и стандартами, имеяв виду преодоление хаотичности, нецеленаправленности и бессистемности правил борьбыс бюджетным дефицитом;

 

ІІ. Разработать оптимальную модель фискального правила, отвечающуюследующим критериям:

 

ІІІ. Ежегодно проводить комплекс тактических мероприятий по сокращению дефицита исбалансированию бюджета(см. рис.7.17.);

 

IV. Применение механизма секвестрирования расходов бюджета(см. рис.7.18.)

 

Рис.7.16. Усовершенствование механизма сокращения бюджетного дефицита в Украине.

 

Рис.7.17. Тактическиемероприятияпо сокращениюисбалансированию дефицита бюджета

 

 

 

 

Рис.7.18. Секвестрирование расходов бюджетаипути его предупреждения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.