Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление и развитие социальных внебюджетных фондов




Фондов

Необходимость, содержание и роль социальных внебюджетных

Тема 10.

 

 

Государственный бюджет является основным централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Его средства являются обезличенными и обеспечивают реализацию функций государства. Однако у государства могут быть определенные потребности, которые имеют особое значение и потому должны иметь соответствующее гарантировано финансовое обеспечение. Это и является основанием для создания фондов целевого назначения.

Государственные целевые фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлеченных государством для финансирования общественных потребностей из определенных источников, которые имеют целевое назначение.

Государственные целевые фонды являются самостоятельным звеном финансовой системы и входят в состав государственных финансов.

Порядок формирования и использования государственных целевых фондов регламентируется соответствующим законодательством. Целевые государственные фонды, как правило, находятся в распоряжении государственных органов власти, но оперативное управление ими осуществляется специально созданным административным аппаратом. Руководство фондов самостоятельно определяет направления использования средств в соответствии с законодательством.

В разных странах формируются различные целевые фонды, которые отображают специфические черты финансовых систем этих стран. Эти фонды занимают весомое место в финансовых системах. Например, во Франции специальные фонды по размеру приближаются к государственному бюджету страны, в Японии со специальных фондов финансируется более половины государствнных расходов, в Великобритании – свыше 1/3 государственных расходов.

Внебюджетные фонды отичаются друг от друга правовым статусом, сроком действия, целями использования и пр. (рис. 10.1.)

 

В Украине наибольшее распостранение получили общегосударственные социальные внебюджетные фонды, имеющие постоянный характер. В настоящее время в сфере социального страхования создаются такие внебюджетные фонды:

· Пенсионный фонд Украины;

· Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности;

· Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы;

· Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 

 

Рис. 10.1. Классификация внебюджетных фондів

 

 

Социальные внебюджетные фонды являются формой перераспределения ВВП в денежном выражении с целью формирования централизованных фондов денежных средств и их использования на социальные программы.

Все виды распределительных отношений, осуществляемых с помощью социальных внебюджетных фондов, можно объединитьв такие группы:

· между органами государственной исполнительной власти и юридическими лицами, уплачивающими взносы в фонды;

· между органами государственной исполнительной власти и физическими лицами, которые уплачивают взносы и получают социальную помощь из этих фондов;

· между органами государственной исполнительной власти, связанные с перераспределением средств государственного бюджета, отдельных социальных фондов;

· между органами государственной исполнительной власти и кредитными учреждениями по поводу получения и возврата кредитов, вложения временносвободных средств на депозитные счета;

· между рабочими органами фондов и учреждениями, организациями, предоставляющими населению социальные услуги.

Совокупность вышеназванных денежных отношений характеризует содержание внебюджетных фондов. Объективная необходимость таких фондов связана с тем, что в условиях товарно-денежных отношений государство должно эффективно организовывать перераспределение ВВП, создавая фонды денежных средств с целью полной реализации своей социальной политики.

Материальным выражением этих отношений являются централизованные фонды денежных средств, характеризующиеся признаками приведенными на рис 10.2.

По форме бюджеты социальных внебюджетных фондов являются финансовыми планами специальных органов государственной исполнительной власти, имеющими особый состав и структуру доходов и расходов и характеризующиеся определенным порядком составления, утверждения и исполнения.

Организационная структура внебюджетных фондов состоит из правлений и исполнительных дирекций, которые распоряжаются средствами целевого назначения.

Рабочие органы внебюджетных фондов взаимодействуют с законодательной властью, между собой, с финансовыми и кредитными организациями (рис. 10.3. на стр. 214).

Основным назначением социальных внебюджетных фондов является обеспечение специальных органов государственной исполнительной власти достаточным объемом финансовых ресурсов для выполнения ими своих полномочий. Социальные внебюджетные фонды играют важную роль в решении социальных вопросов в государстве (см. рис.10.4.).

Рис. 10.2. Главныепризнаки социальных внебюджетных фондов

 

 

Рис. 10.4. Роль социальных внебюджетных фондов

 

Рис. 10.3. Субъектыуправлениясредствами социальных внебюджетних

фондов

 

 

Социальные внебюджетные фонды постоянно развиваютсяи совершенствуются в зависимости от финансовой и социальной политики государства.

До 1991 г. система внебюджетных фондов в бывшем СССР не была достаточно развитой. Практически все финансовые ресурсы концентрировались в едином централизованном фонде – бюджете. В составе государственного бюджета выделялся бюджет государственного социального страхования. Кроме этого, были благотворительные фонды (Детский фонд, Фонд мира и др.).

 

В Украине, как независимом государстве, в начале 90-х годов прошлого века стали внедряться новые элементы финансовой системы, в том числе целевые фонды. Особенностью отечественной системы внебюджетных фондов является преимущество фондов социального назначения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.