Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика социальных внебюджетных фондов

С 1 января 1999 г. средства всех государственных и местных внебюджетных фондов, кроме Пенсионного и Фонда социального страхования, должны были зачисляться в соответствующие бюджеты и использоваться на предусмотренные законодательством мероприятия.

Наибольшие измененияв составе социальных внебюджетных фондов и их взаимодействия с государственным бюджетомпроисходили в период с 1991 по 2001 г.

В 1991 -1992 гг. были сформированы государственные целевые фонды, представленные на рис.10.4.

 

 

 

Рис. 10.4. Формирование социальных фондов в Украине

В период с 1994 по 1997гг. Пенсионный фонд был в составе государственного бюджета Украины, а с 1997 года он стал самостоятельным внебюджетным фондом.

В 1996 г. в состав доходов и расходов государственного бюджета вошел и Государственный фонд способствования занятости населения.

 

В 1999 г. были упразднены обязательные взносы предприятий, организаций и учреждений в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения.

В 2000 г. в состав государственного бюджета был введен Фонд социального страхования, т.е. все государственные целевыефонды, кроме Пенсионного, находились в централизованном фонде государства с целью наполнения его доходов и сбалансирования с расходами.

Финансирование расходов в 2000 г. из Фонда Чернобыля проводилось за счет средств Государственного бюджета Украины.

 

До 1 апреля 2000 г. любые целевые и внебюджетные фонды, созданные ВР АРК и местными советами, должны были зачисляться в соответствующие бюджеты.

В 2001 г. начался новый этап развития социальных внебюджетных фондов в Украине. С этого времени они функционируют как самостоятельные финансовые системы и не включаются в состав Государственного бюджета Украины. Происшедшие изменения в составе социальных фондов в Украине приведены в рис. 10.5.

В соответствии с Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2003 год» (ст.65 ) впервые установлена доля расходов на организацию работы социальных внебюджетных фондов (организационно- управленческие расходы, расходы на информатизацию, капитальные расходы и др.) в доходах этих фондов в таких размерах:

· Пенсионный фонд – 1,83 %;

· Фонд социального страхования Украины по временной потере трудоспособности - 4,2 %;

· Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы – 14,9 %;

· Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и професионалных заболеваний Украины – 4,9%.

 

 

Рис. 10.5. Изменения в составе социальных фондов в Украине в 2001 г.

 

 

В зарубежных странах также создаются и функционируют различные социальные фонды. Например, в США действует большое количество социальных фондов, находящихся в разном административном подчинении. Самые большие среди них:

 

ü Фонд страхования по возрасту, инвалидности и на случай утраты кормильца;

ü Фонд страхования государственных служащих;

ü Фонд помощи малоимущим.

 

Фонды социального страхования Германии включают большое количество автономных фондов, охватывающих отдельные виды страхования:

ü Фонд пенсионного страхования рабочих и служащих;

ü Фонд страхования на случай болезни;

ü Фонд страхования по безработице и др.

 

Во Франции самыми большими социальными фондами являются:

ü Фонд страхования на случай болезни, инвалидности, материнства;

ü Пенсионный фонд;

ü Национальный фонд помощи безработным.

 

В Украине функционируют четыре государственные внебюджетные фонды и большое количество негосударственных и благотворительных фондов социального назначения. Особенностью государственных внебюджетных фондов социального назначения является то, что они решают задачи социальной защиты населения через механизм общеобязательного государственного социалного страхования.

 

Общеообязательное государственное социальное страхование –система прав, обязанностей и гарантий, предусматривающая предоставление социальной защиты за счет денежных фондов, формируемых путем уплаты страховых взносов, предоставления бюджетных средств и других источников в соответствии с действующим законодательтвом Украины.

Общеобязательное государственное социальное страхование осуществляется внебюджетными страховыми фондами, которые являются страховщиками по отдельным видам социального страхования. Они берут на себя обязательства формировать доходы и предоставлять застрахованым лицам материальное обеспечение и социальные услуги в связи с наступлением страховых событий.

Социальные фонды формируются на постоянной основе с целью государственного финансирования обеспечения системы социального страхования.

Социальное страхование является самостоятельной отраслью страхования и представляет собой совокупность отношений по поводу формирования и использования коллективных страховых фондов, предназначенных для выплаты возмещения при постоянной или временной потере трудоспособности или места работы.

В системе государственного социального страхования страховщиком выступает государство, которое берет на себя обязательство по созданию коллективных страховых фондов и выплате страхового возмещения.

На рынке страховых услуг могут функционировать и негосударственные компании социального страхования, которые дополняют и расширяют спектр страховых услуг.

Страхователями выступают предприятия и организации, граждане, государство. Застрахованными являются работники предприятий и организаций, а по некоторым выплатам и неработающие граждане.

 

Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов могут быть:

· обязательные взносы и сборы;

· добровольные взносы и пожертвования;

· целевые поступления из бюджета;

· кредиты;

· доходы от размещения временно свободных средств;

· поступления из других законодательно установленных источников.

Обязательные взносы стахователей-работодателей и застрахованных лиц являются основным источником доходов бюджета социального фонда и становят около 80% его объема.

 

В Украине до 2010 г. устанавливались и взимались обязательные страховые взносы отдельно в каждый внебюджетный фонд общеобязательного социального страхования. Размеры таких взносов устанавливались ежегодно Верховной Радой Украины при утверждении государственного бюджета на соответствующий год. Страховые взносы в зависимости от вида страхования устанавливались на календарный год в процентах к суммам фактических расходов на оплату труда и других выплат, подлежащих налогообложению налогом с доходов физических лиц.

 

В 2010 г. был принят закон Украины № 2464-VI от 08.07.2010 г. «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование ». В соответствии с этим законом вместо нескольких обязательных страховых взносов в соответствующие внебюджетные фонды социального страхования установлен единый социальный взнос.

Единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование (далее- единый взнос)консолидированный страховой взнос, сбор которого осуществляется в систему общеобязательного государственного социального страхования в обязательном порядке и на регулярной основе с целью обеспечения защиты в случаях, предусмотренных законодательством, прав застрахованных лиц и членов их семей на получение страховых выплат (услуг) по действующим видам общеобязательного государственного социалного страхования.

Единый взнос не входит в систему налогообложения. Налоговое законодательство не регулирует порядок начисления, исчисления и уплаты единого взноса.

Органом,уполномоченным вести учет плательщиков единого взноса, обеспечивать сбор и ведение учета страховых средств, контролировать полноту и своевременность их уплаты, вести Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования и выполнять другие функции, предусмотренные этим законом определен Пенсионный фонд Украины.

Социальные внебюджетные фонды осущетвляют управление отдельными видами общеобязательного государственного социального страхования:

· планируют доходы и расходы фондов;

· осуществляют регистрацию и учет плательщиков;

· осуществляют сбор и учет страховых взносов;

· обеспечивают финансирование страховых выплат;

· осуществляют контроль за движением средств фондов;

· др.

 

Социальные страховые фонды являются некоммерческими самоуправляемыми организациями. Они не могут осуществлять другую деятельность кроме той, для которой их создано.

Управление социальными внебюджетными фондами осуществляется на паритетной основе государством, представителями работодателей и представителями застрахованных лиц.

Самоуправление в системе этих фондов состоит в выделении органов управления социальным страхованием из органов непосредственного государственного управления. Органы социального страхования являются юридически самостоятельными, однако государство несет ответственность за эту сферу общественной деятельности, а именно:

ü создает правовую основу путем принятия законодательных и нормативных актов;

ü осуществляет надзор и контроль, принимая участие на основе партнерства в управлении фондами.

Управление осуществляют правления и исполнительные дирекции социальных внебюджетных фондов.

Полномочия правления фонда приведены в рис.10.6.

 

Рис. 10.6. Полномочияправлений социальных внебюджетных фондов

Надзор за деятельностью социальных внебюджетных фондов осуществляет Надзорная рада, всостав которой входят представители застрахованных лиц, работодателей и государства. Рада осуществляет контроль за исполнением уставных задач и целевым использованием средств.

Государственный надзор осуществляет уполномоченный КМ Украины центральный орган исполнительной власти. Государство контролирует выполнение законодательства в этой сфере и эффективность использования средств социальных фондов.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Становление и развитие социальных внебюджетных фондов | Отечественная практика функционирования социальных внебюджетных фондов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.