Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип независимости – ключевой элемент ЦБ РФ




ФЗ «о банках и банковской деятельности» №395-1. 2,12.1990, Ст.5.банковские операции.

 

Банковские операции: доходные и убыточные; высокорисковые и малорисковые.

 

1. Понятие банка и его организационно-правовая форма

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,

- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности,

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

 

ЦБ РФ – ФЗ «о ЦБ» и конституция ст.75. Основная функция – защита и обеспечение устойчивости рубля.

ЦБ не является органом власти.

Функции банка России ст.4. ФЗ о ЦБ.

Банк России осуществляет регистрацию банков, выдает лицензии. Ведет реестр выданных лицензий, выполняет надзорную функцию,осуществляет отзыв лицензий

 

Небанковская кредитная организация –имеет право открывать счета, но не имеет право привлекать депозиты, осуществляет расчеты физ. и юр.лицами по их поручению. Не имеют право предоставлять кредиты, запрещено заниматься торговой и страховой деятельностью.

Виды:

1)расчетная небанковская кредитная организация (осуществление открытия и ведения счетов юр.лиц, переводы юр.лиц, инкассация, перевод ден. средств без открытия счетов) не имеет право – привлекать вклады физ и юр лиц., выдавать гарантии, принимать и размещать ценные металлы. 90млн р. – мин. уставный капитал.

2)платежная небанковская кредитная организация (переводы без открытия банковских счетов) Мин.УК 18 млн.р.

3) кредитно- депозитная организация (имеют право привлекать денежные средства юр.лиц., не имею право обслуживать физ лица.) Мин УК 18 млн.р.

Кредитная организация (КО) образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Юр. лицо. Цель – прибыль, как основная цель деятельности на основании лицензии ЦБ, имеет право осуществлять банковские операции.

Хозяйственное обществокоммерческая организация с разделенным на доли уставным капиталом (УК), учредителями которого могут быть юридические и физические лица. Не предполагает участия учредителей в деятельности организации. Имущество, созданное организацией, принадлежит обществу. Участники общества не отвечают по долгам компании. Несут убытки в пределах нормы доли УК.

 

 

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО
Акционерное общество Общество с ограниченной ответственностью Общество с дополнительной ответственностью
открытое закрытое (до 50 человек)  
(более 50 чел)   (до 50 человек)  
       

Большинство банков создаются в форме ООО, так как проще оформление и регистрация меньший пакет документации.

1)ООО – хозяйственное общество, учрежденное 1 или несколькими лицами, которые отвечают по обязательствам общества в пределах их вклада. (пример, Хоум Кредит Финанс Банка, Рус Финанс Банк). Участники несут субсидиарную ответственность по своим обязательствам имуществом согласно их вкладу в УК.

2)ОАО – хозяйственное общество, УК которого разделен на части (акции). Совет директоров назначает управляющего.

Отличия ЗАО и ОАО:

· По численности: для ОАО – не ограничено

· Права приобретения акций: для ОАО –нет

· Распределение акция: в ЗАО - между собой или круг лиц, кому они могут продать, ОАО – биржа

· УК: ЗАО – 100 мин.размеров оплаты труда, ОАО – 1000 мрот.

 

2. Порядок создания, реорганизация, ликвидация банка и его подразделения. Структура банка.

Порядок регистрации банков определен в Инструкции ЦБ РФ №135-И.

БР в праве запрашивать у учредителей любую информацию о положении и деятельности физ. лиц кредитной организации.

БР устанавливает определенные требования к учредителям банка: для юр.лиц и страховых компаний в положении 337-П, для физ.лиц – 338-П:

1. Юридическое лицо должно действовать (осуществлять свою деятельность) более трех лет и иметь устойчивое финансовое положение последние три года, выполнять обязательства перед бюджетами всех уровней, иметь достаточно чистых активов (собственных средств) для оплаты акций (долей в УК).

Оценка удовлетворительности финансового положения юр. лица производится на основе анализа абсолютных и относительных показателей: финансовой устойчивости, платежеспособности (ликвидности), деловой активности и эффективности деятельности.

2. Кредитная организация - учредитель должна иметь устойчивое финансовое положение в течение последних 6-ти месяцев до предоставления документов для гос регистрации. (инструкция, положение БР 2005-У).Должна выполнять резервные требования БРоссии или имеет просроченные обязательства перед БР.

3. Физические лица как и юридические должны иметь в достаточном количестве требуемых собственных средств для оплаты уставного капитала банка.

4. Учредители первые 3 года деятельности банка не могут выйти из состава участников банка.

Учредители проводят собрание и подписывают учредительный договор, и не позднее чем через 1 месяц после подписания договора, предоставляют для регистрации следующие документы:

1. Заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций, которое должно включать:

· бизнес план кредитной организации

· документы, подтверждающие право собственности одного из учредителей на здание (помещение), в котором будет располагаться КО или договор об аренде

· уведомление об учредителях, которые будут иметь более 1% УК. По учредителям, имеющим долю более 20% необходимо получить предварительное разрешение от БР. Для его получения по данным учредителям прилагается:

-нотариально удостоверенные копии документов о государственной регистрации

-опубликованную отчетность за последние 3 года

-годовую отчетность и на последнюю отчетную дату

-расчет показателя чистых активов и коэффициента текущей ликвидности

-заключение антимонопольного комитета

-декларация о доходах- физические лица

К ходатайству прилагается расчетный баланс и план доходов, расходов и прибыли КБ на первые три года деятельности (отдельно на каждый год)

2. Устав кредитной организации, утвержденный общим собранием учредителей, должен содержать:

· фирменное (полное официальное) и сокращенное наименование КБ

· местонахождение (почтовый адрес) органов управления КО и обособленных подразделений;

· перечень банковских операций и сделок, а также операций с ценными бумагами;

· сведения о размере уставного капитала;

· сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях;

· указание на организационно-правовую форму;

· иные сведения, предусмотренные ФЗ;

· номинальная стоимость акции (доли), дающей право одного голоса на собрании участников кредитной организации;

Устав утверждается собранием учредителей и подписывается председателем Совета банка

3. Протокол общего собрания учредителей должен содержать

решение о создании банка, а также

- об утверждении ее наименования;

- об утверждении устава;

- об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;

- об утверждении бизнес - плана кредитной организации;

- об утверждении расчетного баланса и плана доходов, расходов и прибыли на первые три года деятельности;

- об утверждении денежной оценки вкладов учредителей в уставный капитал кредитной организации в виде материальных активов;

- о назначении лица, уполномоченного подписывать документы, представляемые в Банк России для государственной регистрации кредитной организации;

4. Свидетельство об оплате гос пошлины за регистрацию банка в размере 2 тыс. руб. и за предоставление лицензии (0,1% от УК, но не более 40 тыс. руб.).

5. Надлежащим образом заверенные копии свидетельств о гос регистрации учредителей юр.лиц, аудиторские заключения о достоверности отчетности с приложением опубликованной отчетности за последние 3 года, годовую отчетность и на последнюю отчетную дату, а также подтверждения налоговых органов о выполнении обязательств перед бюджетными фондами.

6. Список учредителей банка

7. Анкеты кандидатов на должности руководящих исполнительных органов, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера.

8. Бизнес план.

9. Право собственности на здание, где будет располагаться организация.

10.договор с охранной и противопожарной организацией.

Требования к кандидатам: юридическое или экономическое образование и стаж работы на руководящей должности в банке не менее 1 года, если иное высшее образование – стаж работы не менее 2-х лет на руководящей должности; отсутствие судимости.

Банк России вправе отказать в регистрации на следующих основаниях:

* несоответствие руководителей банка квалификационным требованиям

* неудовлетворенное финансовое положение учредителей

* несоответствие документов федеральным законам (применяется чаще всего)

 

Документы рассматривают 4 месяца в территориальном учреждении (ТУ) БР, а затем 2 месяца в самом БР. После момента регистрации банк получает статус юр.лица, но совершать операции он может только после получения лицензии.

В особом порядке идет регистрация банков с участием иностранных инвестиций (437-П). При выдачи разрешения на создание таких банков БР учитывает:

· уровень использования квоты участия иностранного капитала в банковской системе РФ

· финансовое положение учредителей-нерезидентов

· очередность подачи заявления

Для получения разрешения учредители банка подают заявление в БР, где указывают сведения об учредителях-нерезидентах, их правовой статус, размер участия каждого в УК (абсолютный и процентный). Если доля участия более 10%, то должна быть информация о местонахождении и направлениях деятельности учредителя.

К заявлению прилагаются следующие документы:

- учредительные документы

- решение уполномоченного органа юр.лица о его участии в УК КО РФ

- разрешение контролирующего органа (Минфин, ЦБ)

- копии документов, которые подтверждают регистрацию юр.лица

- балансы за последние 3 года

- для физических лиц – подтверждение платежеспособности первоклассным зарубежным банком

Разрешением на участие является информационное письмо БР, после получения которого учредители готовят документы по 109-И.

 

Порядок лицензирования банковской деятельности (инструкция 135-И)

Подтверждение 100% оплаты УК в течение 30 дней является основанием для получения лицензий. Вновь созданные банки могут получить 3 вида лицензий:

1. На совершение операций в рублях (без права привлечения со вклады денежных средств физ лиц).

2. На совершение банковских операций в рублях и в ин валюте (без права привлечения со вклады ден. средств физ.лиц): она дает банку право устанавливать неограниченное количество корреспондентских отношений с зарубежными банками. Лицензия не требует особого размера капитала.

3. На совершение операций с драгоценными металлами.

 

Действующие коммерческие банки могут расширить круг банковских операций путем получения дополнительных лицензий. Если банк имеет только 1. лицензию, то он может расширить круг банковских операций получив 2. и 3. лицензии. А через 2 года деятельности банк может получить лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях; в рублях и иностранной валюте, при условии вхождения банка в систему страхования вкладов. Право привлечения вкладов ФЛ может быть предоставлено вновь созданным КБ или с даты государственной регистрации которых прошло менее двух лет, если: размер УК составляет не менее 3 млрд. 600 млн. руб. (ст. 36 ФЗ «О БиБД»). Генеральная лицензия (имеюмВТБ, АЛЬФА БАНК, СБЕРБАНК)- надо иметь УК 900млн.р.

Лицензии на право проф.деятельности на РЦБ выдает орган исполнительной власти по РЦБ.

Чтобы получить дополнительную лицензию, банк должен соответствовать следующим требованиям:

Ø Финансовая устойчивость в течение последних шести месяцев;

Ø Выполнение обязательных резервных требований;

Ø Отсутствие задолженности перед федеральным и другим бюджетами и государственными внебюджетными фондами;

Ø Наличие организационной структуры, включающей службу внутреннего контроля;

Ø Наличие соответствующих технических условий и квалифицированного персонала.

Для расширения банковских операций путем получения лицензии КБ должен предоставить в ТУ БР:

· ходатайство на получение лицензии, в том числе бизнес-план

· опубликованную годовую отчетность, заверенную аудиторами

· баланс и расчет экономических нормативов на последнюю отчетную дату

Кроме того, банк может получить генеральную лицензию (если он имеет все вышеназванные лицензии, кроме 3.) Генеральная лицензия не расширяет круга банковских операций, а дает право открыть филиал за рубежом, или участвовать в УК банков-нерезидентов. Капитал такого банка должен быть не менее 900 млн. руб. При решение вопроса о выдаче генеральной лицензии БР проводит в КБ комплексную инспекционную проверку.

В особом порядке идет лицензирование банков участников профессиональной деятельности на РЦБ. Банки могут получить лицензии на совершение:

- брокерской деятельности, за исключением операции с физ. лицами

- брокерской деятельности, включая операции с физ. лицами

- дилерских операций

- деятельности по доверительному управлению

- депозитарной деятельности

- клиринговой деятельности

 

Данные лицензии выдаёт Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Порядок открытия структурных подразделений банка

Порядок открытия структурных подразделений банка на территории России определен 135-И Подразделения банка бывают обособленные – представительства и филиалы и внутренние – операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты, дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы, передвижные пункты кассовых операций, операционные офисы (преобладают больше внутренние).

БР не вмешивается в структурные подразделения кредитных организаций.

Внутренние структурные подразделения:

Операционная касса вне кассового узла вправе осуществлять кассовые операции с ЮЛ и ФЛ, осуществлять прием наличной валюты РФ и инвалюты для осуществления перевода по поручению ФЛ без открытия банковского счета, а также отдельные виды банковских операций и иных сделок с наличной валютой, чеками, в т.ч. дорожными чеками, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

Кредитно-кассовый офис вправе осуществлять: 1) операции по предоставлению денежных средств субъектам малого предпринимательства и физическим лицам, а также по их возврату, осуществлять прием наличной валюты РФ и инвалюты для осуществления перевода по поручению ФЛ без открытия банковского счета, 2) осуществлять кассовое обслуживание юр.лиц и физ.лиц.

Кредитно-кассовый офис может располагаться вне пределов территории, подведомственной ТУ БР, осуществляющему надзор за деятельностью в соответствующей КО (филиала).

Согласно 1548-У КБ (филиал) вправе открывать передвижные пункты кассовых операций (ППКО) банков (филиалов). КБ вправе организовать работу ППКО в населенных пунктах численностью до 10000 человек в местах выполнения работ вахтовым методом или в полевых условиях, а также на таможенных постах, функционирующих на базе автотранспортного средства. ТУ БР ведет учет ППКО в Книге гос.регистрации КБ. ППКО вправе осуществлять следующие кассовые операции с участием физ. лиц резидентов (нерезидентов), не осуществляющих предпринимательскую деятельность: прием (выдача) валюты РФ под договору банковского вклада клиента; прием валюты РФ для осуществления переводов денежных средств по поручению клиента без открытия банковского счета, в т.ч. – в уплату штрафов, налогов, сборов, пошлин, коммунальных и иных платежей; выплата денежных средств по договорам о пенсионном обеспечении, по выплате гос.пособий и компенсаций населению; прием валюты РФ от клиентов при продаже инвестиционных и памятных монет; прием валюты РФ от физ.лиц – резидентов, неосуществляющих предпринимательскую деятельность, в счет погашения задолженности перед КБ по кредиту; операции с наличной валютой и чеками.

Операционный офис может располагаться как на территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), открывающей операционный офис, так и вне пределов такой территории в рамках федерального округа, на территории которого находится головной офис кредитной организации (филиал), открывающей операционный офис.

Операционный офис вправе осуществлять все или часть банковских операций, предусмотренных выданной кредитной организации лицензией на осуществление банковских операций (положением о филиале), за исключением случая, установленного абзацами вторым - десятым настоящего подпункта.

Операционный офис, находящийся вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), в рамках федерального округа, на территории которого находится головной офис кредитной организации (филиал), открывающей операционный офис, не вправе:

1. осуществлять операции (включая операции за счет клиентов) по купле и (или) продаже иностранной валюты как в наличной, так и в безналичной форме на межбанковском и биржевом валютных рынках;

2. осуществлять операции (включая операции за счет клиентов) по купле и (или) продаже ценных бумаг и иных финансовых активов, связанные с принятием кредитной организацией финансовых рисков (в том числе кредитного и рыночного), за исключением сделок, связанных с принятием кредитного риска на одного заемщика в размере менее 5 процентов собственных средств (капитала) кредитной организации. При этом на обслуживание в операционный офис могут быть переданы сделки, связанные с принятием кредитного риска на одного заемщика в размере, равном либо превышающем 5 процентов собственных средств (капитала) кредитной организации, заключенные кредитной организацией (филиалом);

· предоставлять займы (кредиты) кредитным организациям, а также размещать депозиты и иные средства в кредитных организациях;

· получать займы (кредиты), привлекать депозиты и иные средства от кредитных организаций;

· открывать и вести корреспондентские счета кредитных организаций (филиалов);

· открывать корреспондентские счета в кредитных организациях (филиалах) для осуществления операций;

· выдавать банковские гарантии;

· осуществлять акцептование и (или) авалирование векселей.

Обменные пункты, находящиеся вне кассового узла банка открываются по 109-И и 113-И. Для открытия обменного пункта необходимо получить положительное заключение от ТУ БР. КБ может неоднократно приостанавливать деятельность обменного пункта на срок не более 180 календарных дней (в совокупности) в течение каждого года, отсчет которого начинается с даты первого приостановления. Решение о приостановлении деятельности обменного пункта оформляется письменно и направляется на следующий рабочий день в ТУ БР. Деятельность обменного пункта возобновляется в срок, который указан в письме. ТУ БР по месту нахождения обменного пункта вносит в Книгу госрегистрации КО сведения о приостановлении, возобновлении деятельности обменного пункта. Перечень операций, совершаемых в обменных пунктах и порядок организации работы, определен БР в 113-И.

Дополнительный офис вправе осуществлять все или часть банковских операций, предусмотренных выданной кредитной организации лицензией на осуществление банковских операций (положением о филиале). Дополнительный офис не может располагаться вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью соответствующей кредитной организации (филиала).

Внутренние подразделения открываются уведомлением БР по 109-И.

Обособленные структурные подразделения:

Представительства банка не являются юр.лицом и не вправе совершать банковские операции, Они только представляют интересы банка на этой территории. Представительству открывается текущий счет. Банк разрабатывает положение о представительстве и уведомляет БР об открытии представительства. БР делает запись в книге гос регистрации.

Филиалы не являются юр.лицом, но они могут совершать все или часть операций, на которые имеет лицензию головной банк. Филиалы открываются также уведомлением. Вместе с уведомлением в ТУ БР коммерческий банк предоставляет:

· положение о филиале

· анкеты кандидатов на руководящие должности

· их автобиографии

· копию платежного документа о оплате сбора за регистрацию (100 МРОТ)

БР устанавливает требования к банкам, которые открывают филиалы. Они должны быть последние 6 месяцев финансово устойчивыми, иметь помещение и соответствующие кадры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.