Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Автономная речь

Стадии развития речи

Период невербального общения ребенка со взрослым проходит несколько этапов.

До 3-х месяцев в речевом развитии наибольшее значение имеет экспрессивная сторона общения.

После 3 месяцев появляется гуканье, гуление (гу, гх, кк). Ребенок прислушивается, подражает звукам.

После 6 месяцев появляется лепет (ма-ба), которым сопровождается все время бодрствования ребенка. Лепетным интонациям ребенка учит взрослый, который произносит так называемые детские слова, состоящие из ритмически повторяющихся слогов: «тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота». При достаточном эмоциональном общении взрослого с ребенком фонематический состав детского лепета соответствует составу взрослой речи. Здесь немалую роль играют подражательные способности ребенка. Подражание – одна из ярких потребностей и способностей ребенка. Эта способность открывает возможность обучения. Ребенок внимательно вглядывается в лицо взрослого, эмоционально произносящего над ним слова, и пытается воспроизвести движения артикуляционного аппарата. Часто при этом можно наблюдать, как ребенок старательно открывает рот, не произнося при этом звуков.

К концу года появляются псевдослова– сначала это окончания слов или ударные слоги, и, основное новообразование периода младенчества – автономная речь. К одному году младенец произносит от 4 до 15 слов. Пассивный багаж значительно богаче. Усвоение речи постепенно приобретает активный характер.

Автономная речь представляет собой переходную форму речи – между пассивной и активной речью. АР называют иногда детским жаргоном или языком нянь (непосвященному эту речь понять невозможно). По форме она является средством общения, а по содержанию не совпадает с языком взрослых.

Отличительные особенности АР:

§ Артикуляционно и фонетически «слова» не совпадают с речью взрослого

§ Одни и те же слова могут обозначать разные предметы

§ Речь эмоционально окрашена, напоминает восклицания, сопровождается выразительными движениями головы, рук, ног и всего тела

§ Общение эффективно только с людьми, посвященными в значение слов ребенка

 

Для адекватного развития речи очень важно благожелательное отношение к речевой активности ребенка, необходимо его стимулировать и поддерживать в этой активности. Однако взрослому не следует употреблять детских слов, речь взрослого должна быть образцом, и от того, насколько разнообразна лексика и правильна грамматика речи взрослого, зависит уровень освоения речи ребенком.

Речевое общение со звуконосящими предметами (телевизором, радио, магнитофоном) в отсутствии взрослого не способствует развитию речи ребенка. Известно, что, если родители оставляют малыша регулярно одного, и чтобы он не скучал, включают радио, ребенок может вообще перестать воспринимать звуки, и даже потерять слух, защищая себя тем самым от непонятного ему шума, не умея анализировать громкие и ненужные еще звуки.

Следовательно, восприятие ребенком речи необходимо специальным образом организовывать. Например, слушать вместе с малышом в течение 5–10 минут детскую сказку. При совместном прослушивании сосредоточенность взрослого передается ребенку, он учится наблюдать за тем, как слушает взрослый, и затем учится слушать сам.

 

Вопрос 5. Кризис 1 года

Кризис 1 года не является острым. Два противоречия лежат в его основе:

1. к концу младенчества сформирован сенсорный уровень регулирования психики, но есть необходимость перехода на перцептивный уровень

2. имеется невербальный уровень общения с миром, но есть необходимость перехода на вербальный

Это противоречие намечается к концу 1 года. Начинает разрушаться сложившаяся ситуация необходимого эмоционально-непосредственного взаимодействия ребенка с взрослым, который обеспечивал удовлетворение всех потребностей ребенка. До этого периода поведение ребенка определялось биологическими ритмами, психическая жизнь управлялась и направлялась взрослым. С расширением возможностей в когнитивной сфере, в открывшимися перспективами вербальных коммуникаций, с освоением способов самостоятельного передвижения у ребенка актуализируются новые потребности. Теперь он может вызвать в памяти образы предметов, и возникает желание немедленно их заполучить. Однако помешать осуществлению желаний могут ограничения со стороны взрослого, границы, установленные нормами и правилами, не доступными пока для понимания малыша. Все это фрустрирует ребенка, и он реагирует бурно и непосредственно. Возникают следующие реакции:

§ гипобулические реакции – яркие эмоциональные взрывы истерического характера. Отмечаются проявления – крик, плач, топанье ногами, ребенок может броситься на пол и в истерике биться головой об пол, требуя желаемого.

§ Капризы, угрюмость, плаксивость и т. д.

§ Иногда возникают соматические реакции: повышение температуры, нарушение ритмов сна и отдыха, потеря аппетита и т.д.

Все перечисленные реакции отмечаются взрослыми как симптом трудновоспитуемости, однако являются по своему содержанию тренировкой ребенка в действии и определении границ собственного Я.

Кризис разрушает прежнюю ситуацию развития, в которой сформировались новые потребности, но не стали еще достоянием способы их удовлетворения. Освоение ребенком способности действовать с предметами и появление активной речи открывают новую ситуацию дальнейшего развития ребенка – ситуацию, опосредованную предметной деятельностью.

Таким образом, новообразованиями кризиса одного года являются – овладение ходьбой; появление автономной речи.

Ходьба становится основным средством передвижения в пространстве. В процессе овладения ходьбой отражается стремление к собственно человеческим; культурным формам передвижения.

Автономная речь, перерастая в активную речь – способствует установлению и поддержанию коммуникаций со взрослым.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие речи | Социальная ситуация развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.