Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Международные экономические организации как субъекты международных финансов




 

План:

10.1 Экономические организации системы ООН.

10.2. Международные и региональные экономические структуры.

10.3. Особенности функционирования финансовой системы ЕС.

 

Деятельность международных организаций связана с выполнением определенных функций, определенных их уставами. Финансовое обеспечение таких функций осуществляется через фонды, созданные этими организациями. Это могут быть обобщенные фонды, например бюджет Организации Объединенных Наций, и целевые - под конкретные мероприятия и программы. Поэтому субъектами международных финансов на наднациональном уровне выступают, с одной стороны, международные экономические организации, а с другой - международные финансовые институты.

Международные экономические организации вступают во взаимоотношения с правительствами стран по поводу формирования собственного бюджета или иных фондов. Полученные средства используются на финансирование централизованных мероприятий, проектов и программ этих организаций, на содержание их аппарата и на финансовую помощь отдельным странам. Таким образом, каждая страна может получить средства от этих международных организаций как в виде прямого финансирования (как правило, только в отдельных случаях), так и в опосредованной форме через разные централизованные мероприятия, проекты и программы, касаемые ее или распространяемые на нее.

Международные финансовые институты могут иметь взаимоотношения как с правительствами, так и с субъектами хозяйствования отдельных стран. Взаимоотношения с правительствами складываются по двум направлениям. Первое отображает процесс формирования уставного капитала за счет взносов отдельных стран. Второй характеризует кредитные взаимоотношения - предоставление кредитов правительствам и их погашение и оплату процентов. Взаимоотношения с предприятием имеют двусторонний кредитный характер. Международные финансовые институты финансово обеспечивают определенные проекты, предоставляют кредиты отдельным предприятиям, как правило, на конкурсной основе.

Таким образом, как международные экономические организации, так и финансовые институты обеспечивают централизованную определенную часть международных финансовых ресурсов для обеспечения потребностей мирового хозяйства. Они финансирую отдельные проекты и программы, руководствуясь интересами именно мирового хозяйства в целом, а не отдельных стран, какими бы важными эти интересы для этих стран не были. При этом интересы отдельных стран на стадии рассмотрения и утверждения таких проектов и программ обязательно присутствуют.

Рост процессов интеграции, интернационализации и глобализации хозяйственной жизни обуславливается как усилением роли действующих организаций и институтов, так и созданием новых, что в свою очередь ведет к повышению уровня централизации финансовых ресурсов, увеличения, как их массы, так и объемов международных финансовых потоков.

 

10.1 Экономические организации системы ООН.

 

Международные организации - это созданные на основе международного договора и устава для выполнения определенных функций объединения суверенных государств, имеющих систему постоянно действующих органов, владеющих международной правосубъектностью и основанных в соответствии международного права.

Наиболее известной такой организацией является Организация Объединенных Наций (ООН), которая функционирует более 50 лет. Анализ практики деятельности этой организации показывает, что наряду со всестронним ростом роли мировых политических проблем, все большее место в ее деятельности отводится решению экономических и финансовых вопросов развития современного мира.

Со временем предмет изучения, анализа, поиска путей и методов решения, выработка рекомендаций ООН составляют новые сферы мирового хозяйства, международных экономических и финансовых отношений. Параллельно с этими процессами укрепляются структура самой ООН, увеличивается количество экономических институтов и стран, принимающих в них участия, расширяется поле деятельности этих институтов, их контакты с иными международными, а также национальными организациями и институтами.

Значение экономических деятельности ООН растет в связке с усложнением процессов, происходящих в мировом экономических взаимоотношениях и международном разделении труда, разнообразием возникающих в мировой экономике проблем, динамизмом международной хозяйственной жизни. Все это вызывает необходимость принятия своевременных и эффективных решений.

Следует отметить, что, осуществляя экономическую деятельность, ООН остается политической организацией.

Экономическая деятельность ООН включает в себя четыре основных направления:

- решение общих для всех стран глобальных экономических проблем;

- содействие экономическому сотрудничеству государств с разными уровнями социально-экономического развития;

- содействие хозяйственному развитию развивающихся стран;

- решение проблем регионального экономического развития.

Основными структурными подразделениями системы органов экономического и финансового сотрудничества в рамках ООН являются из шести основным органов, указанных в Уставе: Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет и Секретариат.

Генеральная Ассамблея (ГА) согласно соответствующих статей Устава несет ответственность за выполнение функций ООН в сфере международного сотрудничества и руководство конкретной деятельностью в этой сфере Экономического и Социального Совета. Основная задача Ассамблеи - служить высшим форумом в рамках Организации для обсуждения наиболее важных ключевых проблем экономического характера. Свою функцию в этом направлении Ассамблея осуществляет главным образом через Второй комитет (по экономическим и финансовым вопросам), который является одним из основных комитетов Ассамблеи.

Экономический и Социальный Совет (ЭСС) является вторым по старшинству органом в системе экономического механизма ООН и по сути координирует всю деятельность Организации в социально-экономической сфере. Членами Совета являются 54 страны - члена ООН, выбираемых Генеральной Ассамблеей ООН, причем 5 постоянных членов Совета Безопасности являются неизменными членами Совета.

В деятельности Совета можно выделить три основных функции. Он выступает как:

- ответственный специализированный форум государств в рамках ООН для квалифицированного обсуждения международных и социальных проблем и разработки принципиально политической линии;

- координатор всей деятельности ООН по экономическим и социальным вопросам и деятельности специализированных институтов ООН;

- организатор подготовки квалифицированных исследований по общим и специальным проблемам экономического и социального развития и международного сотрудничества.

Секретариат ООН - третье основное звено в системе органов экономического сотрудничества. Это административно-исполнительный орган, обслуживающий нормальное функционирование других ООНовских институтов и учреждений и выполняет конкретные поручения. Преимущественное большинство сотрудников центрального аппарата работают на экономическую службу. В состав экономического аппарата ООН входят также несколько специальных подразделений, крупнейший из которых - Департамент по экономическим и социальным вопросам.

Кроме вышеназванных трех основных органов экономического и финансового сотрудничества в рамках ООН успешно функционируют и иные организации ООН, деятельность которых в сфере экономических и финансовых отношений достаточно активна и заметна. Среди них - ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Программа развития ООН (ПРООН) и региональные экономические комиссии.

ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) - специализированное учреждение для стимулирования развивающихся стран, их промышленного развития путем мобилизации национальных и международных материальных и финансовых ресурсов. ЮНИДО была создана в 1966 роду. Ее высшим органом является Генеральная конференция, созываемая один раз в два года. Руководящий орган ЮНИДО - Рада по промышленному развитию и Комитет по программным и бюджетным вопросам. Штаб квартира находится в Вене.

С начала 1986 года ЮНИДО получила статус специализированного учреждения системы ООН, что привело к ее реорганизации. Сегодня ЮНИДО имеет собственный регулярный бюджет, формирующийся из обязательных взносов стран-членов и предназначенный главным образом для содержание Секретариата ООН.

Финансирование оперативной деятельности осуществляется за счет средств Программы развития ООН и Фонда промышленного развития ЮНИДО, состоящий из добровольных взносов стран-членов Организации.

Оперативная деятельность ЮНИДО согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН выключает кроме управленческих, научно-исследовательских и технических вопросов осуществления конкретных проектов, также разработку рекомендаций и предоставление конкретной помощи странам в подготовке программ индустриализации с учетом политических, экономических и финансовых условий.

Если ЮНИДО имеет статус специализированного учреждения ООН, работающего с развивающимися странами, то другая организация - Программа развития ООН - является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН, международной программой по предоставлению многосторонней технической и прединвестиционной помощи развивающимся странам, в важнейших секторах экономики.

Помощь ПР финансируется за счет добровольных взносов и предоставляется только правительствам, через их посредничество или по их просьбам. До середины 90-х годов ХХ столетия глобальная сетка ПР расширилась до 132 отделений в разных государствах мира, обслуживающие 175 стран и территорий. На тот момент общий объем добровольных взносов составлял 1 млрд. долл. США. Это значит, что программы ПР реально функционируют и успешно реализуются, причем речь идет о достаточно значительных средствах. Есть примеры реального осуществления проектов по ирригации, рыболовству, эксплуатации лесных ресурсов и т.д. Залогом этого выступает жесткий и действенный контроль за использованием добровольных взносов.

Относительно региональных экономических комиссий, то они были созданы согласно с резолюциями Экономического и Социального Совета, координирующего их деятельность.

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕК) была создана в 1947 году как временный орган ООН с 5 летним сроком полномочий для содействия экономическому возрождению послевоенной Европы. Однако уже в 1951 году ЕЭК получила статус постоянного органа ООН.

ЕЭК содействовала развитию торговли, экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В ее составе функционирует ряд отраслевых комиссий - по вопросам сельского хозяйства, химии и т.д. - всего примерно 15. В последние годы ЕЭК сконцентрировала свою деятельность главным образом в области экологии, особенно в вопросах трансграничного характера и эффективного использования энергии (программа "Энергетическая эффективность в 2000 году"), транспорта (с позиции экологии) и лесных ресурсов.

Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана создана в 1947 году как региональный орган. Ее членами являются большинство стран региона, включая США, Нидерланды, Великобританию, Францию. Комиссия проводит работу в рамках программы действий по региональному экономическому и финансовому сотрудничеству в области передачи технологий под инвестиционные проекты. Достигнуты определенные результаты в рамках реализации программы "Транспорт и связь" и программы развития инфраструктуры, имеющей крайне важное значение для региона, для проживает более половины населения земного шара.

Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна создана в 1948 году. Высший орган - сессия, а в период между сессиями - Комитет в составе представителей всех 40 стран-членов: стран Латинской Америки, США, Канады, Великобритании, Франции, Нидерландов, Испании. В составе комиссии действуют постоянные органы: Комитет по экономическому сотрудничеству стран Центральной Америки, Комитет развития и сотрудничества стран Карибского региона, Комитет по торговли, Комитет государственных экспертов. Основные направления работы, те же что и у вышеперечисленных комиссий.

Экономическая комиссия для стран Африки была создана в 1958 году с целью содействия африканским народам в изучении и анализе проблем развития континента. ЭКА разрабатывает мероприятия по экономическому развитию этого региона, предоставляет консультационные услуги в соответствии с запросами стран-членов. Комиссия имеет четыре субрегиональные отделения:

- для Северной Африке - местонахождение в городе Танжере (Морокко),

- для Западной Африки - в городе Лусака (Замбия),

- для Центральной Африки - в городе Киншаса (Заир).

В последние годы ЭКА способствует предоставлению технических услуг в области борьбы с засухой, созданию проектов ирригации, подготовки кадров. Бюджет ЭКА на середину 90-х годов ХХ столетия составлял более 70 млн. долл. США и был большим, чем в других региональных комиссиях.

В целом, несмотря на приложенные усилия международного сообщества по решению проблем развития экономического и финансового сотрудничества через систему и механизмы ООН, на сегодня для успешного решения которых пока не осуществлено соответствующих подходов.

Достаточно назвать принятие на шестой специальной сессии ООН в 1974 году Декларацию и Программу действий по установлению нового экономического порядка. Прошло более четверти века, а результатов внедрения в жизнь Программы не видно, также сложно найти следы реализации основных положений иных стратегических документов ООН.

Не разрешенность многих проблем в экономической сфере остро ставит вопрос о повышении авторитета ООН. Если миротворческая роль ООН общепризнанна в мире, то экономическая миссия довольно далека от авангардной.

Кардинальные изменения в экономической жизни, в международных экономических отношениях в последнее десятилетие ХХ века, в большой степени повлияло на реализацию идей, заложенных в стратегических документах ООН 60-80-х годах. Исчезновение с политической арены Европы социалистических стран, Совета экономической взаимопомощи, Варшавского договора изменило расстановку и на экономической арене. Идеи, заложенные во многих экономических документах ООН, социалистическим странам, которые в то время имели свое видение перспектив экономического развития в мире, оказались не нужными. В целом, многофакторность при разработке проблем глобального характера, возникающие сложности при их согласовании и компоновке, часто как следствие имеют постановку нереальных задач.

С другой стороны, много нареканий стран-членов вызывает функционирование некоторых органов ООН, стоящих возле источников разработки сложнейших экономических документов. Нередко в замечаниях указывается на то, что программы и проекты составляются без учета реальных возможностей организации и иных ООНовских институтов, затраты части проектов и программ, принимаемых к исполнению, не учитывают реальных финансовых возможностей. Нередко чрезмерными являются затраты на содержание международных чиновников, имеющих непроизводственный характер. Достаточно сказать, что в ряде случаев только затраты на командировки специалистов в рамках программ предоставления технической помощи составляют 60% от общей стоимости проекта. В этом не раз убеждались и соответствующие государственные органы Украины, занимающиеся вопросами сотрудничества.

Таким образом, вопросы связанные с повышением эффективности деятельности экономических организаций ООН, уже стоят на повестке дня. Теперь смысл в том, насколько быстро будут приниматься меры с целью устранения негативных факторов в их деятельности и максимального способствования дальнейшему прогрессу.

10.2. Международные и региональные экономические структуры.

 

Одной из основных международных экономических организаций являются Организация экономического сотрудничества и развития (ОЕСР), Конвенция о создании которой была подписана в 1960 году и вступила в силу в 1961 году. Она стала преемницей созданной в 1948 году Организации европейского экономического сообщества (ОЕЭС), в состав которой входило 18 европейских государств. ОЕЭС была создана с целью оптимального использования помощи США по плану Маршалла и координации возрождения Европы после Второй мировой войны.

Поскольку ОЕЭС сделали великий вклад в дело экономического возрождения Западной Европы, правительства стран-членов решили укрепить ее роль. С этой целью США и Канада в 1960 году присоединились к 18 европейским странам, подписавших Конвенцию о создании Организации экономического сотрудничества и развития. Сегодня в ее состав входят 29 стран.

В странах-членах ОЕСР проживает 16% населения земного шара, тогда как их доля в мировом производстве составляет две трети, что подтверждает центральную роль этих стран в мировой экономике.

Основными направлениями деятельности ОЕСР являются:

- стимулирование эффективного использования экономических и финансовых ресурсов, достижения и профессиональной подготовки в области науки и техники;

- проведение политики обеспечения экономического роста, а также внутренней и внешней финансовой стабильности;

- уменьшение или устранения преград на пути обмена товарами, услугами, а также текущих платежей, дальнейшая либерализация движения капитала;

- стимулирование развития развивающихся стран.

По определенным конкретным совместным вопросам ОЕСР может предложить организационные рамки для переговоров с принятием решений. Так, эта организация достаточно быстро отреагировала на первый нефтяной шок, создавши в 1974 году Международное энергетическое агентство (МЭА), задачей которого является способствование странам в экономии электроэнергии в разработке заменителей нефти. Кроме того, члены ОЭСР приняли решение о взаимном перераспределении своих нефтяных ресурсов на случай перебоев в поставке нефти, подобных тем, что были вызваны странами ОПЕК в конце 1973 года. В рамках ОЭСР с 1958 года функционирует Агентство по ядерной энергии (АЯЭ), которое до 1972 года называлось Европейское агентство по ядерной энергии. С 1968 года действует Центр исследований и нововведений в области образования (ЦИНО)

Кроме того, Организация экономического сотрудничества и развития выполняет чрезвычайно важную функцию экономического прогнозирования. Ею разработаны стандартные системы показателей и подходов в отношении анализа национальных счетов, уровня безработицы и паритета покупательной способности, что позволяет экономистам и финансистам всего мира пользоваться надежными и сравнимыми статистическими данными по экономике ведущих промышленно развитых стран. На этой основе в ОЭСР было построена чрезмерно сложная экономическая модель мировой экономики, позволяющая два раза в год делать прогнозы относительно экономического развития стран-членов на последующие два года. Экономические перспективы ОЭСР, публикуемые два раза в год, а также исследования, ежегодно проводимые в каждой из стран-членов этой организации, являются едва ли не важнейшими справочными документами как для экономистов и финансистов, так и для правительств и общественного мнения ведущих промышленно развитых стран мира.

С 1995 года в рамках ОЭСР ведется подготовка многостороннего соглашения по инвестициям (МСИ) для регулирования прямых иностранных инвестиций в международном масштабе, целью которого являются:

- установление высоких стандартов режима и защиты инвестиций;

- выход за рамки существующих обязательств для достижения новых стандартов либерализации, охватывающие все стадии инвестиционного процесса (до и после создания предприятия) с широкими обязательствами в использовании принципа национального режима и ликвидации имеющихся ограничений, использование принципа не дискриминации и наибольшего благоприятствования нации, прозрачности, внесения необходимой дисциплины в те сферы либерализации, которые недостаточно обеспечиваются действующими соглашениями ОЭСР;

- создание юридически обязательного документа, содержащего положения с целью все большего усиления обязательств сторон;

- распространение сформулированных обязательств на все страны, присоединившиеся к многостороннему соглашению по иностранным инвестициям, на всех уровнях управления;

- разработка необходимых мер в сфере взаимоотношений с региональными интеграционными организациями экономического характера;

- содействие процессам регулирования и обеспечения эффективности решения инвестиционных споров с учетом уже действующих в этом плане механизмов;

- принятие во внимание международных обязательств стран-членов с целью предотвращения конфликтов с соглашениями, достигнутыми в рамках СОТ, налоговыми соглашениями и т.д.

В процессе подготовки Многостороннего соглашения по инвестициям сначала планировалось ее подписание в апреле 1998 года. Однако во время переговоров в январе 1998 года возникли противоречия между странами-членами, и они не смогли достичь договоренностей по важнейшим вопросам о том, насколько кардинальной должна стать либерализация прямых иностранных инвестиций. Причин тому несколько:

- во-первых, инициатива США о начале переговоров по многостороннему соглашению по инвестициям со временем не нашла поддержки иных стран-членов ОЭСР в связи с нежеланием самих США предоставить большую свободу иностранным инвесторам в Америке;

- во-вторых, на почве того, что органы ЕС настаивали на предоставлении европейским государствам преимуществ перед третьими странами в решении инвестиционных вопросах на территории ЕС, на переговорах вызвали расхождения по займам между странами членами ЕС, с одной стороны, и другими странами-членами ОЭСР, с другой;

- в-третьих, экологическое движение, профсоюзы и иные не государственные организации подвергли критике соглашение как таковое, отвечающее интересам, прежде всего ТНК.

Однако процесс подготовки Многостороннего соглашения по инвестициям не остановился. Более того, в ней выявили заинтересованность некоторые страны, не входящие в ОЭСР - Аргентина, Бразилия, Гонконг.

Таким образом, Организация экономического сотрудничества и развития - это своеобразный клуб промышленно развитых стран с рыночной экономикой. В зависимости от условий этот клуб может быть или, с одной стороны, просто местом встреч, обмена мыслями, анализа экономических перспектив, или, с другого, - местом проведения переговоров, согласования позиций и принятия конкретных решений, особенно по вопросам экономической и финансовой политики.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) была создана в 1960 году на конференции в Багдаде. Ее устав, утвержденный в 1961 году, со временем неоднократно пересматривался. Согласно со статьей 7 Устава полноправными членами этой международной экономической организации могут быть только члены основатели и страны, чьи заявки на членство были одобрены на Конференции. Любая страна, экспортирующая нефть в значительных количествах и имеет интересы, в основном совпадающие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом ОПЕК при условии, что ее принятие будет одобрено в 3/4 голосов всех стран основательниц. Статус ассоциированного члена не может быть предоставлен не одной стране, не имеющей интересов и целей, схожих в своей основе с интересами этой организации.

Как видим, ОПЕК - структура в какой-то степени элитная, с особыми, слишком жесткими условиями принятия новых членов в свои ряды.

В составе ОПЕК 12 стран-членов. Основателями организации были 6 стран: Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Саудовская Аравия. Со временем в число членов были приняты еще 6 стран: Алжир, Габон, Индонезия, Катар, Нигерия, ОАЭ.

Главная цель деятельности ОПЭК:

- координация и унификация нефтяной политики стран-членов и защита их интересов, в том числе путем обеспечения им стабильных доходов;

- обеспечения стабильности цен на мировом рынке нефти и поставка нефти странам-потребителям;

- обеспечение получения справедливых доходов инвесторами от капиталовложений в нефтяную промышленность;

- обеспечение охраны окружающей среды;

- сотрудничество со странами -нечленами ОПЭК с целью реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Наряду со специфическими вопросами обеспечения и защиты экономических и финансовых интересов стран-членов в нефтяной промышленности, организация в 1976 году создала Фонд международного развития (Фонд ОПЭК) как многосторонний финансовый институт, призванный содействовать сотрудничеству между странами-членами ОПЕК и иными развивающимися странами. Помощью Фонда могут пользоваться международные институты, деятельность которых приносит пользу развивающимся странам, а также все другие развивающиеся страны, не входящие в ОПЕК. Членами фонда являются все 12 стран-членов ОПЕК.

Целью деятельности Фонда являются:

- осуществление финансового сотрудничества между странами членами ОПЕК и иными развивающимися странами, путем предоставления льготных займов для финансирования платежных балансов, для осуществления проектов и программ развития;

- содействие и/или предоставление займов международными агентствами, деятельность которых отвечает цели Фонда;

- финансирование деятельности с предоставлением технической помощи.

Основным направлением деятельности Фонда считается предоставление займов и субсидий на льготных условиях (под низкий процент). Фонд предоставляет займы трех типов:

- займы на осуществление конкретных проектов развития. Национальным банкам развития также предоставляются кредитные линии для финансирования малых и средних предприятий;

- займы для финансирования программ на обновление или модернизацию определенных отраслей экономики, на закупку сырья, оборудования, запасных частей, список которых согласовывается с Фондом;

- займы для финансирования платежных балансов, как на импорт продуктов продовольствия и потребительских товаров, на закупку оборудования для сельского хозяйства и производства потребительских товаров.

Займы дополняются субсидиями, предоставляемые для финансовой поддержки исследовательских работ, подготовке кадров, продовольственной помощи, помощи при чрезвычайных обстоятельствах.

Фонд ОПЕК предоставляет помощь всем развивающимся странам (за исключением стран-членов ОПЕК) в порядке общей очереди, при этом отдавая приоритет наименее развитым странам.

Финансовые ресурсы Фонда состоят в основном из добровольных взносов стран-членов, доходов, полученных за счет инвестиций и займов Фонда (процентные ставки и оплата за обслуживание), а также за счет средств, полученных странами-членами ОПЕК по двусторонним и многосторонним каналам. Займов на мировых рынках Фонд не получает.

В целом Фонд ОПЕК на сегодня действует в 93 странах Африки, Азии, Латинской Америки, Карибского бассейна и Европе. Он является донором или кредитором целого ряда иных международных организаций, таких как агентства развития стран-членов ОПЕК (Кувейтского фонда, Арабского фонда экономического и социального развития и т.д.). Финансовые ресурсы получают также региональные банки развития в Африке, Азии и Америке.

Что касается отраслевой структуры кредитования, то если в начале своей деятельности Фонд первоочередное внимание уделял энергетическим проектам и финансированию дефицитов платежных балансов стран-заемщиков, то сегодня - кредитованию социально значимых проектов, ориентированных на решение проблем голода и преодоление засухи в Африке. И несмотря на то, что социальные проекты как правило непривлекательны для крупных инвесторов, Фонд активно пытается заполнить именно эту нишу, уделяя особое внимание помощи в охране здоровья, образования и другим сферам.

Даже в условиях отсутствия на сегодня в самих странах ОПЕК лишних финансовых средств для существенного пополнения бюджета Фонда, обязательство основателей Фонда выполняются, как правило, в полном объеме и в обозначенный срок. Проблемы чаще всего возникают не с кредиторами, а получателями кредитов.

Кроме Фонда международного развития, страны-члены ОПЕК создали иные совместные экономические и финансовые структуры, среди которых сем многосторонних институтов помощи, шесть двухсторонних институтов помощи развитию и три трастовых фонда.

Многосторонние институты помощи ОПЕК:

- Арабское главное управление сельскохозяйственных инвестиций и развития;

- Программа арабских государств Персидского залива для организации развития системы ООН;

- Арабский валютный фонд;

- Арабский фонд экономического и социального развития;

- Арабская программа финансирования торговли;

- Арабский банк экономического развития Африки;

- Исламский банк развития.

Двухсторонние институты помощи развития ОПЕК:

- Фонд арабского экономического развития Абу-Даби (Фонд Абу-Даби);

- Организация по инвестициям, экономической и технической помощи Ирану (Организация Ирана);

- Иракский фонд развития зарубежных стран (Иракский фонд);

- Кувейтский фонд арабского экономического развития (Кувейтский фонд);

- Саудовский фонд развития (Саудовский фонд);

- Венесуэльский инвестиционный фонд.

Трастовые фонды ОПЕК:

- Арабский нефтяной фонд;

- Трастовый фонд Нигерии;

- Венесуэльский трастовый фонд.

В группу региональных многосторонних экономических организаций входит НАФТА - Североамериканская зона свободной торговли.

Она создана на основе соглашения, которое вступило в силу 1 января 1994 года между Канадой, США и Мексикой (подписанное в 1992 году). Этому предшествовало подписанное в 1988 году канадско-американское соглашение о свободной торговле (вступившее в силу 31 января 1989 года) и действующее с 1965 года соглашение между США и Канадой о торговле продукцией автомобильной промышленности.

Следует отметить, что ни одно многостороннее или двухстороннее соглашение не зашло так далеко, как НАФТА по объему охватывающих ее положениям проблем инвестирования и связанных с этим проблем, глубиной их отработки и процедур. На региональном уровне эта организация имеет уникальные, детально разработанные и реально действующие инструменты в области инвестиционной политики наряду с ликвидацией барьеров на пути торгового обмена товарами и услугами.

Соглашение о создании НАФТА включает такие положения по режиму и гарантиям иностранных инвестиций:

- каждая страна-член Организации предоставляет инвесторам и инвестициям другой страны не менее благоприятный режим, чем тот, который она предоставляет в подобных случаях собственным инвесторам (то есть национальный режим);

- во взаимоотношениях между странами - членами Организации предусмотрен режим наибольшего благоприятствования;

- запрещается навязывание любых ограничений в условиях функционирования капитала, в частности запрещается устанавливать минимальную экспортную квоту, размеры местного компонента в конечной продукции, импортные ограничения, ограничения на лицензирование технологии, включая торговые требования, требования валютного контроля;

- предусматривается режим свободного перевода всех видов платежей (прибыли, дивиденды, проценты, роялти, управленческие платежи, техническая помощь, выручка от продажи, включая полную или частичную ликвидацию) в свободно конвертируемой валюте, по рыночному курсу на день перевода;

- предусматривается поэтапное регулирование инвестиционных споров между частными инвесторами: на первом этапе - использование консультаций и переговоров; в случае их неудачи - создание условий для арбитража при соблюдении принципа равенства ко всем инвесторам и соответственно к принципу международной взаимности;

- допускается возможность национализации на не дискриминационной основе в случае наличия соответствующих общественных интересов согласно действующим нормам и при условии выплаты надлежащей компенсации.

В соответствии с Соглашением на протяжении 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между странами участницами НАФТА должны быть ликвидированы, а таможенные сборы отменены. В канадско-американской торговле эти таможенные барьеры устранены, поэтому речь идет о либерализации товарообмена этих стран с Мексикой, где продолжает оставаться ограничения по предоставлению определенных услуг. Однако эти услуги не имеют технического характера по передаче через границу и будущие инновации помогут решить эту проблему. Так, на протяжении 10 лет Мексика должна отменить большинство ограничений на импорт автомобилей. В сфере энергетики предусматривается запрет на участие иностранных компаний в разработке, добычи и производстве нефти и нефтепродуктов в Мексике. Этот запрет касается также иностранных инвестиций для разведки и добычи радиоактивных руд, транспорта и коммуникационной инфраструктуры. В отношении других отраслей Мексика обязалась смягчить ограничения на участие американских и канадских инвесторов в акционерном капитале своих компаний, а так же отменить ограничения на иностранное участие в банках и страховых компаниях. В целом уже сегодня приблизительно 80% валового внутреннего продукта Мексики полностью открыто для прямых иностранных инвестиций.

Благодаря активному сотрудничеству в рамках НАФТА Мексика за короткое время смогла увеличить свой экономический потенциал, объемы внешней торговли и массу привлеченного из-за границы иностранного капитала. В результате из бывшего поборника протекционизма Мексика превратилась в страну с открытой экономикой. На сегодня она по общему уровню экономического развития заметно опережает другие страны Латинской Америки и входит в большую тройку латиноамериканских индустриальных стран.

Мексика стала интересным и перспективным рынком в том числе и для Украины.

Среди региональных экономических организаций, в которых принимает участие Украина, следует отметить Черноморское экономическое сообщество (ЧЭС), официально основанное в начале 1988 года, а фактически начало функционировать с 1992 года. В составе этой организации 11 стран-членов. Секретариат ЧЭС находится в Стамбуле.

Основные направления деятельности ЧЭС в экономической и финансовых сферах:

- развитие многостороннего и двухстороннего сотрудничества в согласованных отраслях и расширение диверсификации сотрудничества;

- улучшение условий для предпринимательской деятельности и стимулирование индивидуальных и коллективных инициатив предприятий и фирм;

- содействие развитию предпринимательства путем стимулирования сотрудничества малых и средних предприятий, инвесторами, предпринимателями и промышленниками.

Кроме того, рамках рабочих групп проводится работа по расширению и углублению сотрудничества в сфере банков и финансов, по вопросам уклонения от двойного налогообложения, защите инвестиций, передаче статистических данных и экономической информации. Создан Совет Черноморского экономического сотрудничества, состоящего из представителей предпринимательских объединений и торговых палат стран-членов организации. Украина принимает активное участие в деятельности ЧЭС.

Другой международной экономической организацией субрегионального характера, в деятельности которой принимает участие Украина, является Содружество Независимых Государств (СНГ), основанное в 1991 году. Членами СНГ являются 12 стран.

В 1993 году страны-члены СНГ подписали соглашение о создании Экономического союза, которое предусматривает:

- свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

- осуществление согласованной политики в таких сферах как денежно-кредитные отношения, бюджет, цены и налогообложение, валютные вопросы и таможенные сборы;

- стимулирование свободного предпринимательства и инвестиций, поддержка производственной кооперации и налаживание прямых связей между предприятиями и отраслями;

- согласование хозяйственного законодательства.

В январе 1995 годы было подписаны соглашения о таможенном союзе между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, где определялся комплекс проблем в сфере предпринимательства и инвестиций.

Стороны обязывались:

- обеспечить национальный режим для деятельности субъектов хозяйствования государств-участниц на своих территориях;

- способствовать развитию прямых экономических связей между субъектами хозяйствования, производственной кооперации;

- предоставления помощи в создании совместных предприятий, транснациональных производственных объединений, сети коммерческий и финансово-кредитных учреждений и организаций;

- координировать свою инвестиционную политику, включая привлечение иностранных инвестиций и кредитов в сферах, составляющих взаимный интерес, осуществлять совместные капиталовложения, в том числе на компенсационной основе.

26 марта 1996 года Беларусь, Казахстан, Киргизстан и Российская Федерация подписали документ о углублении сотрудничества (соглашение о намерениях) в экономической, научной, образовательной и социальной сферах, направленных в долгосрочной перспективе на создание "Содружества объединенных государств".

2 апреля 1996 года был подписан Договор о создании Содружества Беларуси и России, предусматривающее объединение материального и интеллектуального потенциалов обеих стран и создание равных условий для повышения жизненного уровня народа и духовного развития личности.

Ни в одном соглашении Украина не принимает участие.

10.3. Особенности функционирования финансовой системы ЕС.

 

Одной из характерных особенностей функционирования финансовой системы ЕС, является то, что в отличии от других международных экономических организаций ЕС имеет самостоятельный бюджет, объединяющий преимущественную часть общих финансовых фондов. Бюджет ЕС - основная финансовая база итерационных мероприятий в рамках Союза, важный инструмент наднационального регулирования экономики стран-участниц. Создание собственной финансовой базы - беспрецедентный случай в истории создания итерационных группировок.

Бюджет ЕС концентрирует более 95% всех объединенных ресурсов Союза. В бюджет Комиссии ЕС входят все бюджетные фонды - Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства, Европейский фонд регионального развития, Европейский социальный фонд, затраты на проведение научно-технической и промышленной политики ЕС и т.д. Начиная с 1971 года в бюджет ЕС (вместе со взносами стран-участниц) начинают поступать собственные ресурсы в виде сельскохозяйственных сборов на аграрную продукцию, вывозимую в третьи страны, таможенные сборы на ввоз промышленной продукции в регион из вне, НДС. Часть НДС с 1979 года поступает в евробюджет на правах собственных ресурсов Союза. Ежегодно устанавливается доля НДС, которая подлежит отчислению странами-участницами ЕС в его бюджет. Размер налога отчисляемого каждой страной, не должен превышать 1% рассчитанного налога, сходя из предусмотренной ЕС единой основы взимания налога. Расходная часть бюджета содержит затраты всех руководящих институтов ЕС.

Что касается национальных бюджетов стран-участниц ЕС, то практически с самого начала деятельности Содружества, со временем Союза, была поставлена задача гармонизации и унификации национальных бюджетов, что требовало:

- приближение и унификацию бюджетной документации, статистики и процедуры;

- выравнивания части бюджетных доходов в ВВП;

- гармонизации структур бюджета;

- координации бюджетной политики;

- гармонизации налогов и налоговой политики.

Осознавая всю сложность решения этой задачи, руководство ЕС (как и в решении иных непростых вопросов перспективного развития) подходило к ее реализации постепенно.

В начале 60-х годов Комиссия ЕС разработало программу гармонизации национальных бюджетов, предусматривающая решение чисто технических вопросов - разработку рекомендаций по унификации бюджетной статистики и сближение структур национальных бюджетов, сопоставление и анализ бюджетов, разработку методики гармонизации бюджетной политики.

В 80-х годах перед экономикой ЕС встала задача снижения уровня инфляции, достижения стойких темпов экономического роста, повышения уровня занятости, стабилизации платежных балансов. В соответствии с новыми задачами Комиссия ЕС определила основные направления в сфере бюджетной политики: сокращение дефицитов госбюджета, увеличение доли бюджетных поступлений, направляемые на инвестирование, переквалификация рабочей силы и снижение производственных затрат, усиление контроля за уровнем социальных затрат.

В целом процесс гармонизации бюджетной политики в рамках ЕС характеризуется определенными противоречиями.

С одной стороны, хозяйственный механизм стран участниц хоть и взаимосвязан, но остается автономным, страны, как и раньше имеют разный уровень экономического развития, разную социально-политическую ситуацию внутри государства, что является причиной несовпадения интересов в экономической и бюджетной политике. Эти факторы иногда становятся препятствием на пути к унификации бюджетного процесса.

С другой стороны, происходит процесс сужения автономии отдельных стран в сфере бюджетного регулирования, ведь каждая из них должна предоставлять руководству ЕС проекты своих бюджетов и отчитываться о их выполнении, информировать органы ЕС о проведении тех или иных бюджетных мер. Это со своей стороны является убедительным доказательством успешного продвижения вперед в процессе европейской интеграции.

Учитывая тот факт, преимущественным источником финансовых ресурсов государства являются налоги (приблизительно 90%), уже Римский договор 1957 года, поставил задачу постепенной гармонизации всех налогов в сторону их унификации и стандартизации.

В целом налоговая гармонизация ЕС включает не только приведение системы налогообложения к единому знаменателю, то есть сближение налоговой структуры, механизма взимания, величины основных налоговых ставок, а и проведение странами-участницами согласованной налоговой политики при решении как конъюнктурных, так и долгосрочных структурных проблем. Гармонизированная налоговая политика означает, что автономное использование налоговых инструментов отдельными странами ЕС может пребывать под контролем руководства Союза, которое исходя из общих интересов всех партнеров, определяет налоговую политику каждого участника ЕС.

Причем, следует особо указать, что в отличии от других международных экономических и финансовых структур в ЕС кардинально изменился подход к разработке механизма реализации совместных интересов ЕС. Достаточно сказать, что в случае необходимости определяется совместная валютная политика в Совете Европейского центрального банка при голосовании действует принцип "один председатель - один голос". Это тем более вызывает удивление, если учесть, что в орган, принимающий решение Совета ЕЦБ входит меньшее количество членов, чем количество стран, принимающих участие в Валютном союзе стран ЕС. Речь идет о том, что членам Совета не представляется определенное количество голосов соответственно с экономическим и финансовым потенциалом страны, а выступают как действительно независимые представители интересов всего Европейского Союза, в данном случае - в валютно-финансовой сфере.

Наряду с гармонизацией бюджетной и налоговой политики в ЕС продолжается активный процесс унификации деятельности банковской сферы, создание единого рынка банковских услуг, формирование которого в основном завершилось до начала 1993 года. Этот рынок предусматривает такие принципы деятельности европейских банков:

- для осуществления банковской деятельности на территории любой страны участницы ЕС достаточно получить лицензию в одной из этих стран (как правило, имеются в виду страна происхождения банка);

- основной моделью организации европейских банков является универсальный банк, осуществляющий финансовые операции всех видов, включая операции с ценными бумагами;

- регулирование банковской деятельности и надзор за ней осуществляется странами происхождения банка.

Первая банковская директива (1977 года) и вторая банковская директива, вошедшая в силу с начала 1993 года содержат:

- правила защиты интересов вкладчиков, инвесторов и потребителей финансовых услуг;

- регулируют проблемы платежеспособности банков, устанавливают соотношения собственных и заемных капиталов, степень покрытия рисков банковских операций,

- принципы защиты банковской тайны;

- правила финансовой отчетности;

- рекомендации по прозрачности зарубежных финансовых оборотов с целью предупреждения отмывания грязных денег.

Много принципиальных положений первой и второй банковских директив базируется на рекомендациях (БМР) в Базеле - наиболее авторитетнейшего банковского учреждения мира, своего рода главного банка центральных банков. Именно это значительно облегчило процесс согласования этих важных положений и их принятие странами-членами ЕС.

Внедрение единой системы лицензирования банков означает свободу доступа на национальные рынки финансовых услуг иностранных банков, что значительно заострило конкуренцию между национальными и иностранными банками. Следствием этого является снижение национальных процентных ставок по банковским операциям до среднеевропейского уровня и сокращение прибыли. Усиление конкуренции заставляет банки постоянно совершенствовать технологию работы, создавать новые высокотехнологические продукты и услуги, внедрять передовое оборудование, осуществлять переподготовку кадров.

В июне 1994 года министры финансов стран-членов ЕС договорились о основных положениях новой Директивы о усилении контроля за деятельностью банков и иных финансовых институтов. Директива направлена на усиление прозрачности деятельности финансовых групп. В ней ставится требование регистрации финансовой компании в той же стране где находится ее штаб-квартира. Директива расширила условия обмена информацией и обязала аудиторов оповещать о любых нарушениях, выявленных ими в деятельности компании. Совместно с Комиссией по потребительской политике ЕС разработало законы, которыми регулируются отношения банков и потребителей.

Что касается регулирование рынка ценных бумаг, то еще в 1985 году был принят пакет директив, регулирования транспортных операций, осуществляемых взаимными и совместными инвестиционными фондами; взаимного определения срока ценных бумаг, допущенных на фондовые биржи, фондовых операций, вопросы информирования широкой публики о предусмотренных выпусках ценных бумаг.

Однако законы, принципиально важные для развития инвестиционных услуг, вступили в силу в 1993 году. Согласно им, как и в банковской сфере, устанавливаются принципы одной лицензии, на основе которой можно предоставлять инвестиционные услуги на территорию любой страны - участницы ЕС, контроля деятельности финансовых институтов страной происхождения (за исключением деятельности, связанной с защитой прав потребителей).

С 1994 года действует договоренность о использовании компаниями национальных документации о регистрации перечня ценных бумаг на фондовых биржах других стран.

С 1996 года для финансовых институтов вступил в действие принцип ответственности собственных капиталам рисками осуществляемых операций.

Таким образом, мероприятия, реализуемые в финансовой сфере руководящими органами ЕС ведут к отмене ограничений и барьеров на пути перемещения капиталов и финансовых услуг, пересмотру целого ряда национальных стандартов деятельности финансовых институтов и введения единых правил контроля за их деятельностью, установления основных принципов гармонизации контрольных стандартов и иных правил. Кроме того, внедряются меры по облегчению организации операций по мобилизации капиталов на фондовых биржах и рынках капитала, введены и действуют единые правила, регулирующие вопросы эмиссии и объема ценных бумаг, в том числе и долговых.

За последние 10 лет рынок ценных бумаг ЕС существенно расширился за счет внедрения большого количества новых видов финансовых обязательств. Благодаря этому, с одной стороны, у промышленных компаний появились новые возможности получения кредитов из банковских источников. С другой - это обусловливает расширение спектра и большую доступность для клиентов разного рода финансовых услуг и значительному снижению их затрат.

В целом благодаря прогнозам усиление конкуренции на едином финансовом рынке ЕС и внедрение новых видов финансовых услуг позволяет клиенту сэкономить более 22 млрд. ЕКЮ.

Успешному функционированию финансовой системы ЕС активно способствует деятельность Европейского инвестиционного банка и созданных в его рамках фондов: Европейского инвестиционного фонда, Временного Эденбуржского фонда кредитования и Премии ЕИБ, а также Европейского фонда развития.

Европейский инвестиционный банк - основной инвестиционный институт ЕС был создан в 1958 году соответственно с Римским договором, подписанным в 1957 году. Устав ЕИБ является частью Договора о ЕС, а Банк - финансово автономной и юридически самостоятельной организацией в рамках Союза. Основные задачи банка определяются на основе решений Европейского совета. Из 15 членов ЕС в состав ЕИБ не входит только Франция.

Европейский инвестиционный банк имеет отделения в Риме (Италия), Афины (Греция), Лиссабон (Португалия), Лондон (Великобритания), Мадрид (Испания) и представительство в Брюсселе.

Финансовые ресурсы Банка состоят из оплаченной части уставного капитала, накопленных резервов, а также заемных средств. За пределами ЕС он осуществляет финансовые операции как за счет собственных средств, так и за условия получения соответствующих полномочий) за счет бюджетных средств ЕС или отдельных стран-участниц ЕС.

Основной задачей ЕИБ является содействие выравниванию экономического развития стран ЕС путем финансирования проектов в менее развитых странах, а также поддержка проектов общегосударственного масштаба в отраслях транспорта, связи охраны окружающей среды, энергетики. Кроме стран - членов ЕС, банк выдает кредиты странам участницам Ломейской конвенции, странам подписавших соглашение о сотрудничестве, а также находящимся в ассоциации с ЕС (например, странам членам Европейской ассоциации свободной торговли) и т.д. Из стран, не входящих в состав ЕС, наиболее численную группу из 66 развивающихся стран, из Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, которые в свое время в Ломе (Тоголезская республика) подписали соответствующие конвенции, предусматривающие достаточно широкую кооперацию между этими странами и ЕС, в том числе предоставления участникам Ломейской конвенции финансовой помощи и кредитов.

В рамках Европейского инвестиционного банка действует Европейский инвестиционный фонд, созданный в 1994 году. Этот фонд предоставляет долгосрочные гарантии для финансирования трансевропейских транспортных и коммуникационных и энергетических сеток, а также для развития малых и средних предприятий.

Временный Эденбургский фонд кредитовая был основан согласно решению Европейского совета в городе Эдинбурга (Великобритания) в 1992 году с целью ускорения финансовых проектов развития капитальной инфраструктуры для содействия экономическому росту.

Премия Европейского инвестиционного банка присуждается два раза в год за докторскую диссертацию на тему инвестиций и финансирования.

Европейский фонд развития осуществляет финансирование стабилизационных фондов и венчурного капитала, предоставляет специальную помощь в случае стихийных природных бедствий, финансирует помощь беженцам, а также структурные преобразования в странах, осуществляющие экономические реформы. Финансирует стабекс - специальный фонд стабилизации экспортной выручки при реализации странами - участницами Ломейской конвенции сельскохозяйственного сырья; Сисмин - фонд поддержки горнодобывающей промышленности стран Ломейской конвенции, продукция которых поступает на рынки ЕС.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.157 сек.