Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1




Тема 11. Международные финансовые институты.

 

План.

 

11.1 МВФ: проблемы создания и деятельности.

11.2. Мировой банк и его составляющие.

11.3. Региональные финансово-валютные институты.

 

11.1 МВФ: проблемы создания и деятельности.

 

Наднациональная координация международных финансов осуществляется международными и региональными организациями, созданными на базе многосторонних соглашений между государствами. Их цель - содействие развитию внешней торговли и международного и регионального валютно-финансового сотрудничества, поддержки равновесия платежных балансов стран, входящих в них, регулирование курсов их валют, предоставление кредитов этим странам и гарантия частных займов за рубежом.

Важнейшую роль среди них в современный период играют Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития, который на сегодня является главным учреждением Мирового банка. Кроме МБРР в структуры Мирового банка входят: Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.

В июле 1944 года представители 44 стран на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США), подписали "Заключительный акт", составляющими которого были Устав Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития.

Международный валютный фонд (МВФ) - международная наднациональная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного представительского учреждения ООН. МВФ начал свою деятельность в марте 1947 года. Место нахождение - Вашингтон.

Согласно с Уставом, целью создания МВФ было содействие международному валютному сотрудничеству и стабилизации валют, создание многосторонней системы платежей и расчетов, поддержка равновесия платежных балансов стран-членов Фонда, внедрение системы мер направленных на регулирование валютных курсов, повышения степени конвертируемости валют, предоставление кредитов странам-членам Фонда для покрытия временного дефицита их платежных балансов, на ликвидацию валютных ограничений, организацию консультационной помощи по финансовым и валютным вопросам.

Поскольку МВФ является организацией акционерного типа, то его ресурсы состоят из взносов стран-членов, для каждой из который вступительная квота устанавливается в зависимости от доли страны в мировой торговли. Эта квота пересматривается каждые 5 лет. Квота страны-члена МВФ во время действия Бреттон-Вудской валютной системы состояла из 25% в золоте и 75% в национальной валюте данной страны, а с момента введения в действие Кингстонской валютной системы эта квота состоит из 22,7% - в свободно-конвертируемой валюте и 77,3% в национальной валюте.

Только в 1991-1992 годах членами Фонда пожелали стать более 20 стран мира, в том числе страны - бывшие республики СССР. Всего на сегодня членами МВФ являются 181 страна. Украина, вместе с другими государствами, входящими в состав бывшего СССР, была принята в МВФ в 1992 году. Ее квота составляет 0,69% в общем капитале фонда.

В 1947 году членами МВФ были 49 стран мира, а его основной капитал составлял 7,7 млрд. долл. США. Наибольшая квота принадлежали США, Великобритании, Франции, Китаю и Индии. Ныне оплаченный капитал достигает 297 млрд. долл. США (212 млрд. СДР). Из этой суммы 2/3 принадлежит промышленно развитым странам и только 1/3 - развивающимся странам, которые составляют 4/5 членов Фонда.

Руководящие органы Фонда - Совет управляющих, Директорат, Секретариат. Высшим органом является Совет управляющих, который принимает в Фонд новых членов, утверждает изменения паритетов валют стран-участниц, пересматривает квоты, распределяет чистый доход Фонда. Директорат занимается текущей регламентации деятельности этой организации.

Голоса в Совете управляющих МВФ распределяются в зависимости от размера квоты той или иной страны. Каждый член Фонда имеет в Совете 250 голосов плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР квоты. Поэтому США фактически владеют правом вето при решении важнейших вопросов деятельности МВФ, чем ставит в зависимость все остальные страны-члены Фонда. Так, доля США в общем количестве голосов составляет 17,7%, а принятие ключевых решений требует квалификационного большинства - 85% голосов. США вместе со странами ЕС имеют приблизительно 44% голосов в МВФ, а 56% принадлежит иным странам, составляющих 86: от общего количества членов МВФ.

На протяжении почти полувекового функционирования МВФ проявил небывалую гибкость и высокую приспосабливаемость к переменным условиям развития международных валютных отношений. Так, МВФ успешно обеспечивал функционирование Бреттон-Вудской системы, которая просуществовала до начала 70-х годов, сыграв значительную роль в укреплении внешнеэкономических и валютно-финансовых связях в мировом хозяйстве. Фонд своевременно отреагировал на изменения в мировой хозяйственной системе, обосновав основные принципы новой Кингстонской валютной системы, став основателем новой международной денежной единицы СДР.

Таким образом, МВФ создал благоприятные условия для послевоенного роста и сбалансированности международной торговли, улучшению экономических условий хозяйствования в отдельных странах и стабилизации мирового хозяйства в целом.

Кстати, СССР в свое время принимал активное участие в разработке Устава МВФ. Причины заинтересованности СССР состояли в том, что МВФ создавался как институт послевоенного экономического и валютно-финансового сотрудничества, которое должно активно способствовать быстрому решению таких важнейших финансово-экономических проблем, как репарация, задолженность между союзниками, проведение демобилизации, переход экономики на мирные рейки и ее последующее развитие. Именно членство СССР в МВФ и решение с его помощью названных и иных проблем позволило ускорить и облегчить возрождение народного хозяйства в СССР, ускорить социально-экономический прогресс.

СССР стремился стать одним из ведущих членов Фонда, его квота из всего капитала Фонда, составляющего 8,8 млрд. долл. США, планировалась на уровне 1,2 млрд. и должна стать третьей по размерам после американского и английского. Причем квота СССР устанавливалась отдельно, не на базе так называемой комбинированной формулы, применяемой ко всем странам-членам Фонда и была предложена канадской делегацией. Эта формула предусматривала учет трех моментов: объем внешней торговли, национального дохода страны и реальных размеров ее золотовалютных резервов. Если бы квота СССР исчислялась по ней, то она была бы значительно меньшей, ведь в предвоенные годы Союз играл в мировой торговле малозаметную роль.

Установление такой высокой квоты для страны, которая несла основной груз Второй мировой войны, было безусловным свидетельством ее высокого политического авторитета на международной арене в конце войны и реально отражала состояние отношение между союзниками на тот момент. В этом неординарном решении проявлялась надежда стран-участниц Бреттон-Вудского соглашения на значительное расширение взаимной торговли с СССР в послевоенный период.

Проведя со странами основателями МВФ всю необходимую предварительную работу, СССР, однако не подписал уставных документов. Поясняется это несомненно политическими причинами:

- во-первых, квота СССР, хоть и была значительной, все же не предоставляла право вето, которым владели США;

- во-вторых, местом расположения руководящих органов МВФ был определен Вашингтон, и на протяжении длительного времени во главе этих органов стояли только американцы;

- в-третьих, основным было то, что страны вступающие в МВФ обязаны были, согласно с его уставом, сообщать данные о своих золото-валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения и т.д. Все эти данные в то время в СССР были глубоко засекречены и никто, даже лица из высшего руководства не могли ставить вопрос о предоставлении подобных данных за границу.

Однако отказом подписать Устав МВФ дело не закончилось. Руководствуясь тогдашним политическим и экономическим влиянием, СССР способствовал выходу из МВФ в начале 50-х годов Польше и Чехословакии, которые были среди стран основателей этой организации. В 1964 году оставила Фонд Куба и только Югославия была единственной из восточноевропейских стран, которая продолжала участвовать в работе Международного валютного фонда.

После провозглашения независимости Украина начала чувствовать потребность в кредитах и была заинтересована стать членом МВФ. Для этого Кабинет Министров разработал и утвердил "Программу экономических реформ и политики в Украине" специально для предоставления МВФ. Мы прошли все этапы, необходимые для вступления в МВФ, и, наконец, 27 апреля 1992 года Украина стала полноправным членом этой влиятельной международной организации.

Со временем в 1995 году между странами-членами МВФ была достигнута договоренность о создании механизма срочной финансовой помощи отдельным странам на случай финансовых кризисов, включая создание валютных стабилизационных фондов. Эта помощь реализуется через политику траншов и механизм расширенного финансирования.

Политика траншов применяется тогда, когда кредиты Фонда предоставляются обычными каналами стран - членов МВФ в виде траншов, или долей, которые составляют 25% квоты соответствующей страны в Фонде. Для получения первого и последующих кредитных траншов страны-члены МВФ должны продемонстрировать серьезные усилия по преодолению ими трудностей связанных с состоянием платежного баланса.

Механизм расширенного финансирования используется тогда, когда Фонд поддерживает среднесрочные программы путем договоренностей о расширенном финансировании стран-членов МВФ с целью преодоления трудностей с платежным балансом, вызванных макроэкономическими и структурными проблемами.

В отличие от бывшего СССР, Украина при вступлении в МВФ никаких особых преимуществ не имела. Она должна была выполнять все требования Устава этой организации согласно с которыми только очень незначительная часть кредитов предоставляется Фондом автоматически без каких-либо условий (кредиты в рамках резервной части МВФ). Преимущественное большинство иных кредитов Фонд предоставляет только после детального изучения экспертами этой организации состояния дел в стране получателе кредитов. Чем большую сумму стремится получить страны, тем придирчивее работают эксперты делегации (миссии) МВФ, которая в своих итоговых документах-докладах предоставляют выводы о целесообразности предоставления кредитов. Эти миссии одновременно рекомендуют правительству страны определенные мероприятия, чтобы успешно решить вопрос предоставления Фондом кредитов.

Тем не менее даже согласованные кредиты предоставляются не автоматически, а постепенно, определенными частями (траншами). И если страна не выполняет взятые на себя обязательства, Фонд может отказать в предоставлении ей очередного кредитного транша. Вот почему перед решением вопроса о предоставлении Украины очередного кредита от МВФ в Киев наведываются его функционеры.

Вступительный взнос Украины был определен в размере 665 млн. СДР (почти 900 млн. долл. США). Учитывая острую нехватку валюты, Украины воспользовалась Фондом займов, созданным при МВФ для стран-членов переживающих финансовые трудности. Долг оформлен как бессрочный и беспроцентный, который необходимо выкупить в будущем.

Украина делегировала свое представительство и защиту интересов в Совете директоров Нидерландам, которые считаются страной-опекуном Украины.

Благодаря членству в МВФ, Украина может получать достаточно существенные кредиты для структурной перестройки экономики и стабилизации валюты и привлекать иностранные инвестиции. Так, в начале 1999 года Украина получила очередные транши по кредитным линиям Стенд бай от МВФ на сумму 77,8 млн. долл. США. В целом за последние годы от МВФ Украина получила 2,7 млрд. долл. США.

После решения МВФ увеличить общий объем взносов стран-членов с 66,4 млрд. СДР (приблизительно 93 млрд. дол. США) до 212 млрд. СДР (приблизительно 297 млрд. долю США), квота Украины выросла до 997,3 млн. до 1372 млн. СДР (1921 млн. долл. США).

Увеличение суммарных ресурсов МВФ и квоты Украины позволяет рассчитывать на ответное увеличение финансовой помощи со стороны МВФ, поскольку общий объем кредитов Фонда прямо привязан к размеру квоты страны заемщика МВФ. И хотя доля квоты Украины в суммарном объеме квот Фонда несколько снизилась в процентном исчислении (с 0,690 до 0,647%), в количественном выражении она выросла и будет на 0,001% больше квоты Польши (0,646%).

 

11.2. Мировой банк и его составляющие.

 

В 1944 году на Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе кроме МВФ был создан Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Местопребывание его - Вашингтон. Эта одно из крупнейших финансово-кредитных учреждений, предоставляющее долгосрочные кредиты под государственные программы только правительствам и центральным банкам стран-членов. Членами МБРР могут быть только члены МВФ.

Принято считать, что МБРР является главной составляющей Мирового банка, в состав которого также входят: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, Международный центр урегулирования инвестиционных споров.

В экономической литературе, особенно периодической и популярной, часто не дается четкого разграничения между Мировым банком с одной стороны и Международным валютным фондом с другой, поскольку существует целый ряд внешних схожестей этих организаций. На самом деле Мировой банк и МВФ - это юридически самостоятельные международные финансово-кредитные учреждения с отличными функциями, хотя они и появились практически одновременно.

Так МВФ главным образом осуществляет контроль за функционированием международной валютной системы, валютной политикой и валютными курсами стран -членов МВФ, за соблюдением ими определенного кодекса поведения в международных валютных отношениях, включая предоставления помощи тем или иным странам в виде краткосрочных кредитов в случае возникновения трудностей, связанных с состоянием платежного баланса.

Основным задание Мирового банка является содействие стабильному экономическому росту, ведущему к сокращению бедности в развивающихся странах путем предоставления помощи в росте производства через долгосрочное финансирование проектов и программ развития.

Если МВФ может предоставлять займы любой стране члену МВФ, которая ощущает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств перед кредиторами в других странах, то Мировой банк предоставляет займы преимущественно бедным странам.

Следует отметить, что последние два десятилетия МВФ ориентируется также преимущественно на развивающиеся страны, что подтверждают данные о распределении кредитов МВФ. В 1947-1976годах кредит промышленно развитых стран составлял 60,6%, а развивающихся - 39,4%, в 1977-1991 годах -соответственно 8,9 и 92,1%.

МБРР в начале своей деятельности был призван согласно с его Уставом предоставлять потерпевшим от войны странам долгосрочные кредиты для восстановления их экономики, а также гарантировать частные инвестиции за рубеж.

Ныне Банк предоставляет техническую и финансовую помощь более 100 странам мира, являющихся членами МВФ. Основная масса кредитов направляется на развитие производственной инфраструктуры и сельского хозяйства - отраслей соответственно малорентабельных, с высоким сроком окупаемости и затрат, куда не очень охотно вкладывает средства частный капитал. МБРР финансирует как приоритетные государственные программы в отраслях энергетики, импорта оборудования для развития горной промышленности, инвестирование проектов для строительства нефте и газопроводов, модернизацию производства и т.д. Сегодня насчитывается 180 государств - членов МБРР.

Уставной капитал МБРР создается путем подписания стран-членов на его акции и выпуск облигаций. Акции распределяются между странами-членами соответственно их квоте в МВФ. Первоочередные взносы в уставной капитал осуществляется в размере 20% от суммы подписания, для создания собственных ресурсов Банка, необходимых для осуществления его операций. Оставшиеся 80% должны быть выплачены по первому требованию Банка. Значительную часть займов МБРР предоставляет за счет средств полученных от размещения на рынке капитала своих облигационных займов.

Займы МБРР предоставляются, как правило, сроком на 15-20 лет и имеют 5-летний льготный период. Эти займы предоставляются странам, демонстрирующим определенный экономический рост и социальный прогресс. Каждый заем предоставляется правительству или под его гарантии заинтересованной стороне. Процентная ставка займа изменяется каждые шесть месяцев и ориентируется на уровень процентных ставок международного рынка заемного капитала. Текущая процентная ставка составляет 7,6%. Эта процентная ставка зависит от наличных в Банке средств, поступающих от продажи облигаций МБРР на мировых рынках капитала, от нераспределенной прибыли, погашенных ранее предоставленных займов и дополнительных пожертвований экономически развитых стран.

Решение о предоставлении кредита принимается Банком на основе экспертных оценок МВФ и предварительных оценок эффективности проекта, определенных экспертной комиссией МБРР, причем техническая помощь (экспертиза) входит в условия предоставления кредита. Обуславливается также необходимость предоставления помощи, типы тех или иных проектов, потребность в финансировании и т.д. В разработке и осуществлении проектов Банка принимают участие приблизительно 7 тыс. специалистов из более чем 100 стран мира с опытом работы в разных отраслях экономики. Ежегодно МБРР дает согласие на финансирование более 100 проектов и программ, общая стоимость которых превышает 15 млрд. долл. США.

Вступление Украины в МВФ обеспечило ей членство в МБРР (квота - 10 678 акций на общую сумму более 5 млрд. долл. США), что позволяет нашей стране привлекать иностранные инвестиции для решения таких актуальных проблем как стабилизация экономики, ее структурная перестройка, интеграция Украины в мировое хозяйство.

Первым займом предоставленный нашей стране после ее вступления в эту кредитно-финансовую организацию был заем на поддержку программы реформ в размере 27млн. долл. США сроком на 17 лет, причем на протяжении первых пяти лет Украина должна была платить только стандартную плавающую ставку 7,43%. По проекту займа привлекаются также значительные средства на условиях гарантии других финансовых организаций, общим объемом примерно 17 млн. долл. США.

Координатором проекта выступает Кабинет Министров Украины, а ведущей организацией, осуществляющий финансирование - МБРР. Украины получила экспертно-консультационные услуги, помощь в подготовке и обучении специалистов, необходимое оборудование для внедрения реформ в трех приоритетных отраслях, определенных правительством. Это способствовало развитию частного сектора, в том числе приватизации государственных предприятий, созданию частной банковской системы, системы управления государственными финансами. Часть средств было эффективно использовано для подготовки и проведения аукционов приватизации большого количества государственных предприятий в Харькове.

В декабре 1994 года Украина получила реабилитационный заем Мирового Банка в размере 500 млн. долл. США (первый транш - 100 млн. долл. -использованный на оплату долгов за газ Туркменистана).

Интенсивно проводится разработка других проектов: телекоммуникационного (30 млн. дол.), транзита газа (250 млн. долл.), улучшение эффективности топливно-энергетического сектора экономики Украины, четырех сельскохозяйственных проекта, проектов по социальному обеспечению реформ предприятий и развития экспорта.

Уже достигнута предварительная договоренность о выделении Украине Мировым банком займов предназначенных для реструктуризации угольной промышленности в общей сумме будущего кредита в размере 300 - 400 млн. долл. США. Предусматривается, что средства будут выделены на 17 лет с отсрочкой погашения долга на протяжении 5 лет под 7,52 % годовых. Реструктуризация отрасли планируется осуществлять в три этапа. На первом этапе намечено закрыть три убыточные шахты, на втором - 22. Третий этап предусматривает санацию шахт с низкими производственно-техническими показателями.

В мае 1998 года Мировой банк утвердил заем Украине в размере 200 млн. долл. США на внедрение проекта реабилитации и расширение центрального тепло поставщика Киева. Заем предоставляется сроком на 20 лет включая пятилетний льготный период.

В целом за последние годы Украина получила от Мирового банка 1,5 млрд. долл. США.

Международная ассоциация развития (МАР) была создана как филиал МБРР в 1960 году с целью сохранения влияния развитых западных стран на развивающиеся страны. МАР предоставляла беспроцентные кредиты сроком до 50 лет (с 1986 года срок предоставления кредитов сократился до 40 лет для наименее развитых стран и до 35 лет - для других стран третьего мира). Погашение кредита начинается с 11 года после начала их использования. Кредиты предоставляются правительствам и частным организациям развивающихся стран без процентов.

Кредиты МАР предназначаются наиболее бедным и наименее платежеспособным странам и выдаются с учетом размеров их территории, годового дохода на душу населения, степени эффективности экономической политики. Только страны с годовым доходом на душу населения, менее 1305 долларов США могут пользоваться займом МАР. Большинство кредитов МАР предоставляется странам с размером годового дохода на душу населения 800 долл. США или меньше.

Каждый финансируемый МАР проект подлежит обязательной политико-экономической экспертизе с целью наиболее квалифицированного использования финансовой помощи. Кредиты предоставляются в национальной валюте или ее территории.

В рамках программы специальной помощи осуществляется поддержка стран, расположенных южнее Сахары, с низкими доходами и высокими долгами.

Членами МАР на сегодня являются 159 стран мира.

Международная финансовая корпорация (МФК) была создана в 1959 году по инициативе США. Ее цель - стимулирование развития частных предприятий в развивающихся странах. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным частным предприятиям без гарантии правительства сроком от 5 до 15 лет с условием, что часть акций компания заемщик передает МФК. Уровень процентной ставки отвечает существующим на международных финансовых рынках.

Уставной капитал МФК создан из взносов стран-членов. Размер взносов пропорционален части их взносов в МБРР. В МФК принимают участие только члены МБРР. Свою деятельность МФК осуществляет в таких основных направлениях:

- инвестирование частного сектора (главным образом развивающихся стран)4

- предоставление комплексных консультационных услуг правительствам и предприятиям в осуществлении приватизации;

- формирование рынка капитала в странах с переходной экономикой.

На сегодня в состав МФК входят 170 стран. В 1993 году в МФК вошла Украина, что создало возможность предоставления нашей стране прямых инвестиций в частный сектор экономики, финансирование проектов частных компаний и т.д. Эксперты МФК изучили возможности и потенциальные механизмы реализации программ приватизации в Украине, приняли участие в организации первого аукциона по продаже малых предприятий во Львове, арендного предприятия в Одессе.

С ноября 1994 года МФК реализует в Украине проект поддержки частного предпринимательства, который предусматривает с одной стороны, консультирование центральных органов власти по вопросам формирования политики развития малого и среднего бизнеса, с другой - создание специальных бизнес-центров для конкретной помощи предпринимателям новичкам, которые уже функционируют в Луганске, Мариуполе, Хмельницкому, Черкассах, Днепропетровске, Суммах и Виннице.

Наряду с иными успешно реализуется и важный для будущего Украины проект МФК "Массовая приватизация и постприватизационное развитие Украины".

В 1988 году страны-члены Мирового банка создали Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ), страхующее капиталовложения от утраты, вызванных некоммерческими рисками. В его состав на сегодня входят 142 страны.

МАГИ дополняет деятельность других международных страховщиков и предлагает четыре основных типа гарантий: неконвертируемость валюты, экспроприация, война и гражданские беспорядки, нарушение условий контрактов.

Неконветируемость валюты - это защита от потерь, вызванные в связи с невозможностью конвертировать местную валюту в иностранную для ее перевода за пределы страны пребывания.

Экспроприация - защита от потерь, вызванных действиями правительства страны пребывания в связи с ограничением или ликвидацией права собственности или контроля над ней, а также права на застрахованные инвестиции.

Война и гражданские беспорядки - это защита от убытков, причиненных военными действиями или гражданскими беспорядками, приведшие к разрушению или причинению ущерба материальным активам предприятия или к созданию препятствий для его деятельности.

Нарушение условий контрактов - это отказ от обязательств по контракту с получателем гарантии или его нарушение со стороны правительства страны пребывания, когда: получатель гарантии не имеет возможности обратиться в суд или арбитражный суд для рассмотрения иска о отказе от контракте или нарушения его условий, решение суда не принимается в разумный срок, такое решение не может быть выполнено.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) основан в 1966 году и предназначен для стимулирования потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному рассмотрению и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами, предоставление консультационных услуг, проведения научных исследований, предоставление информации об инвестиционном законодательстве. Услугами МЦУИС на сегодня пользуются 119 стран - членов этой организации.

Основным мотивом вступления стран в МВФ и Мировой Банк является возможность получения внешних кредитов и займов на более благоприятных условиях по сравнению с теми, что существуют на международных валютных рынках, как дополнительный источник валютных ресурсов для урегулирования своей задолженности, для обеспечения равновесия платежного баланса. Кроме того, эти страны могут участвовать в конкурсных проектах по сооружению разных объектов в других странах, что также открывает дополнительные возможности.

Членство в этих организациях налагает на их участников определенные обязательства. Они должны:

- доводить до сведения этих организаций о выработанном страной правовом режиме курса национальной валюты и о всех изменениях в нем;

- избегать манипулирования валютным курсом или международной валютной системой для урегулирования своего платежного баланса и получения несправедливых преимуществ перед другими странами;

- стремиться к отмене валютных ограничений и не вводить новые;

- создавать условия для внедрения конвертируемости национальной валютой;

- в любое время быть готовыми предоставить полную информацию о состоянии своей экономики по ряду показателей.

Благодаря активному сотрудничеству с МВФ и МБ Украина получила от них за последние годы 4,2 млрд. долл. США (соответственно от МВФ - 2,7 млрд., от СБ - 1,5 млрд. долл. США).

Специфической международной валютно-финансовой организацией является основанный в 1930 году Банк Международных расчетов (БМР) с главной конторой в городе Базеле (Швейцария). Он был создан как акционерное общество центральными банками Бельгии, Великобритании, Италии, Германии, Франции, Японии и группой банков США. Уставной капитал формируется за счет продаж акций центральным банкам стран-участниц и на открытом валютном рынке. Одновременно он, согласно с Гаагским соглашением, был основан как международная организация, деятельность которой регулируется международным правом и которая пользуется привилегиями и иммунитетом, необходимыми для выполнения своих функций. Банк не является объектом швейцарского законодательства о компаниях. Фактически Банк международных расчетов имеет статус международного банка координирующий действия национальных банков.

Основным заданием БМР во время его основания состояла в расчетах по репарационным платежам Германии и военным долгам. В его функции также входило содействие сотрудничеству центральных банков и расчетов между ними.

Членами БМР являются 33 страны Европы, Азии, США и ЮАР. Согласно Уставу, на Банк международных расчетов возложены две основные функции: способствовать сотрудничеству между центральными банками и обеспечивать благоприятные условия для международных финансовых операций, действовать как доверенное лицо или агент в проведении международных расчетов своих членов.

Свою основную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР успешно выполняет и сегодня. Кроме того, он осуществляет расчеты между странами -членами валютного союза стран ЕС, выполняет функции депозитария Европейского объединения угля и стали, осуществляет операции по поручению Организации экономического сотрудничества и развития.

Таким образом, Банк международных расчетов активно способствует международному регулированию валютно-кредитных отношений. Банк выполняет следующие функции:

- покупку и продажу, хранение золота;

- депозитно-заемные операции с центральными банками;

- прием правительственных вкладов по особым соглашениям;

- с валютой и ценными бумагами (кроме акций);

- на мировых рынках (валют, займов, ценных бумаг, золота_ как агент или корреспондент центральных банков;

- подписание соглашений с центральными банками с целью содействия взаимным международным расчетам.

Основным источников средств БМР - краткосрочные вклады (до трех месяцев) центральных банков в иностранной валюте или золоте.

Наивысшим органом БМР являются общие сборы, созываемые ежегодно из представителей центральных банков стран-акционеров Банка, голоса которых распределяются пропорционально количеству их акций. Текущими делами руководит Совет директоров.

Интересной спецификой Банка является, с одной стороны, строгая конфиденциальность его деятельности, а с другой - тот неоспоримый факт, что за годы своего существования от превратился в ведущий информационно-исследовательский центр анализа важнейших современных проблем развития международных валютно-финансовых отношений. Его годовые отчеты - одно из авторитетнейших изданий в финансовом мире. Например, под эгидой БМА была проведена работа так называемого Комитета Кука (представитель Банка Англии), опубликовавший достаточно оригинальные рекомендации по расчетам коэффициента платежеспособности международных банков. Этот коэффициент, рассчитанный как минимальное соотношение между собственными средствами банка и его балансовыми и внебалансовыми активами, был принят ведущими странами мира на уровне 8%. Часто рекомендации БМР, подготовленные на базе консенсуса, в валютно-финансовой сфере имеют большее значение, чем некоторые межгосударственные или наднациональные решения.

БМР играет большую роль в организации международного валютного сотрудничества, принимая участие в работе органов МВФ и других международных и региональных организаций по вопросам функционирования мировой валютной системы.

Банк международных расчетов - крупная мировая валютно-кредитная организация, как по количеству участников, так и по характеру деятельности. Ведь БМР - международный банк центральных банков, агент и распорядитель в разных международных валютно-расчетных и финансовых операциях, центр экономических исследований и форумов международного валютно-кредитного сотрудничества.

 

11.3. Региональные финансово-валютные институты.

 

Региональные финансово-кредитные организации в рамках Западной Европы, Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии и в рамках бывшего СССР (ныне СНГ) создаются постепенно, в соответствии с определенными этапами развития мирохозяйственных связей и интенсивности интеграционных процессов.

Созданный в 1958 году Европейский инвестиционный банк функционирует как финансово автономная и юридически самостоятельная организация в рамках ЕС. Он создан с целью:

- содействия сбалансированному и стабильному развитию общего рынка в интересах Сообщества;

- предоставления займов и гарантий на некоммерческой основе для улучшения финансирования во всех секторах экономики:

1. проектов развития наименее развитых регионов;

2. проектов модернизации и конверсии предприятий или поддержки новых видов деятельности, обусловленных прогрессов в развитии общего рынка;

3. проектов, вызывающих общий интерес нескольких государств-членов ЕС за счет разных источников, имеющихся у государств.

Членами ЕИБ являются 14 государств Европы - члены ЕС, за исключением Франции. Банк предоставляет кредиты как государственным, так и частным структурам в секторах коммуникации, экономической и энергетической инфраструктуры, промышленности, услуг, сельского хозяйства.

ЕИБ финансирует только часть стоимости проектов, дополняя собственные средства заемщика и другие источники финансирования. Его займы, как правило, не превышают 50% общей суммы вложенных в проект средств.

Финансирование инвестиционных программ осуществляется в соединении с операциями структурных фондов ЕС, к которым относится действующий под руководством Европейской комиссии Европейский фонд сельскохозяйственной ориентации и гарантии, а также с иными подобными финансовыми институтами.

Займы Европейского инвестиционного банка могут реализовываться в соединении с бес компенсационной помощью со стороны ЕС или отдельных стран, входящих в Союз. Крупномасштабные проекты финансируются за счет отдельных займов, соглашения по которым составляются непосредственно с организаторами проектов или через их финансовых посредников. Так было, например, при осуществлении финансирования сооружения туннеля под Ла-Маншем.

Банк предоставляет долгосрочные займы, срок которых зависит от типа объекта и колеблется от 7 до 12 лет для промышленных объектов и до 20 и более лет для проектов развития инфраструктуры.

Займы как правило выплачиваются согласно паритета или в одной валюте или в нескольких разных валютах. Это валюты государств-членов Банка, евро и отдельные свободно конвертируемые валюты.

ЕИБ может финансировать проекты за рамками ЕС:

- в государствах, подписавших Ямайскую конвенцию;

- в странах, подписавших соглашение о сотрудничестве или создали ассоциацию с ЕС (Средиземноморский регион, Центральная и Восточная Европа, Азия и Латинская Америка);

- в странах-членах Европейской ассоциации свободной торговли.

В этом случае кредиты предоставляются:

- для финансирования определенных типов проектов, имеющих особое значение для ЕС, например в сфере телекоммуникаций и энерго поставки;

- как граничные сумму кредита для финансирования проектов в одной или группе стран согласно с соглашениями, конвенциями и решениями л финансовом сотрудничестве.

В 1991 году начал свою деятельность новый региональный международный банк - Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), основателями которого стали 40 стран мира. Местопребывание его - Лондон. Банк создан специально для содействия экономическим реформам в странах Восточной Европы и государствах - бывших республик СССР. Ныне он активно помогает постсоциалистическим странам в реформировании экономики и создании конкурентоспособной промышленности, развитии взаимовыгодных связей между западно и восточноевропейскими странами, фирмами.

Сегодня членами ЕБРР являются 57 государств мира.

Основными функциями банка является поддержка проведения странами-членами структурных и отраслевых экономических реформ, включая демонополизацию, децентрализацию и приватизацию с целью более полной интеграции их хозяйственных структур в мировую экономику путем содействия:

- организации, модернизации и расширения производственной, конкурентоспособной и частнособственнической деятельности, прежде всего малых и средних предприятий;

- мобилизации национального и иностранного капитала и внедрения эффективного управления;

- инвестициям в производство с целью создания конкурентной среды, повышения продуктивности труда, качества жизни и улучшения условий труда;

- предоставление технической помощи в подготовке, финансировании и реализации проектов;

- стимулирование и развитие рынка капитала;

- реализации значительных и экономически обоснованных проектов, в которых задействовано более одной страны;

- экологически стабильного развития.

Уставной капитал ЕБРР распределяется так: 50% капитала принадлежит странам ЕС, 13,7 - странам Восточной и Центральной Европы; 11,3 - другим европейским странам; 10 - США, 8,5 - Японии, 6,5% - другим странам мира.

Стратегия ЕБРР в отношении Украины, ставшая членом Банка в 1992 году, вытекает из его общих задач ч учетом специфики экономического развития нашей страны в современных условиях. Так, сразу после того, как Украина стала членом ЕБРР, в соответствии с условиями, изложенными в постановлении Совета руководящего ЕБРР от 28 марта 1992 года, нашей стране была открыта кредитная линия ЕС объемом 130 млн. ЭКЮ для закупки медикаментов и продовольствия которая в следующем году была исчерпана.

Приоритетными проектами финансирования для Украины выступают: конверсия, развитие сельского хозяйства, приватизация, транспорт, телекоммуникации, охрана окружающей среды.

Важное кредитное соглашение было подписано между государственной администрацией Бориспольского аэропорта, правительством Украины и руководством ЕБРР 24 декабря 1993 года на сумму 5,1 млн. долл. США для реконструкции крупнейшего в Украине международного аэропорта "Борисполь". За счет этого кредита реконструированный аэропорт значительно увеличил свою пропускную способность, построено новые пассажирские терминалы, они обеспечены высокими сервисными условиями обслуживания пассажиров, созданы конвейерные ленты и карусели по доставке багажа, введена компьютерная система регистрации на терминалах и световых табло для оглашения рейсов.

В декабре 1994 года Украина подписала с ЕБРР соглашение о предоставлении кредитов общим объемом 100 млн. ЭКЮ (приблизительно 120 млн. долл. США), которые должны быть выданы четырьмя траншами (10,20,20 и 50 млн. ЭКЮ) на протяжении четырех лет. Этими средствами могут воспользоваться малые и средние предприятия, проекты которых отвечают требованиям ЕБРР. Это такие требования:

- предприятие должно относиться к негосударственному сектору экономики, а количество работников на них не должно превышать 500 лиц;

- эти предприятия должны придерживаться процентного соотношения между привлеченными и собственными средствами в пропорциях: 70:30;

- фонды предприятия перед внедрением проекта должны составлять не более 2,5 млн. долл. США;

- бизнес-план, составленный согласно требованиям, предусмотренных ЕБРР, должен убедительно свидетельствовать о возможности возврата кредитов.

В Украине одобрен целый ряд других проектов, финансируемых и инвестируемых ЕБРР:

- предоставление четвертого транша кредитной линии для малого и среднего бизнеса;

- проект развития украинского частного финансового сектора путем покупки акций трех украинских коммерческих банков и их кредитования;

- включение Приватбанка и Первого украинского международного банка в члены Кредитной линии по содействию внешней торговли;

- проект по предоставлению кредита Киевскому пивзаводу "Оболонь";

- проект модернизации Дарницькой ТЭЦ (г. Киев);

- кредит и поддержка по части акций кондитерской фабрики "Свиточ" (г. Львов);

- участие в уставном капитале компании "Украинская волна" с целью создания бесшнуровой телефонной связи в г. Львове и Львовской области;

- предоставление кредита на модернизацию тепловой электростанции в г. Старобешеве Донецкой области;

- кредит на внедрение газовых счетчиков в Днепропетровской области.

Развивающиеся страны также осуществляют интенсивный поиск новых форм региональных валютно-финансовых отношений, которые бы учитывали их интересы и способствовали развитию национальных экономик. В связи с этим возник новый тип международных региональных учреждений - региональные международные банки развития.

Наиболее известный из них - Межамериканский банк развития (МаБР). Месторасположение его - Вашингтон. Этот кредитный институт создан в 1959 году по инициативе США для финансирования программ развития в странах Латинской Америки. Операции начал осуществлять с 1961 года. Членами МаБР являются 28 стран американского региона и 18 нерегиональных стран.

Согласно с Уставом, к основным задачам Банка относятся предоставление финансовой и технической помощи стран Латинской Америки при строительстве небольших предприятий в горной и перерабатывающей, легкой и пищевой промышленности, финансирование развития энергетики, транспорта, а также инфраструктуры. За годы своего существования МаБР предоставил наибольший объем кредитов странам "великой тройки" - Аргентине, Бразилии и Мексике.

Банк предоставляет кредиты двух видов: на общих коммерческих условиях - из фонда обычных ресурсов; на более льготных - из фонда специальных операций. Он уполномочен выпускать облигации, гарантировать заем, предоставляемый правительствам и поддерживать развитие частных предприятий. Наивысшим органом МаБР является Совет управляющих, в который каждая страна направляет своего представителя.

Периодически МаБР направляет миссии своих штатных специалистов по разработке программ в латиноамериканские государства для рассмотрения вместе с должностными лицами и специалистами определенной страны национальных планов и программ развития и стимулирования в определении приоритетных проектов, которые могут быть профинансированы Банком.

В 1992 году несколько стран-членов Банка создали Многосторонний инвестиционный фонд (МИФ), который начал функционировать в 1993 году. Его основная цель - способствовать инвестиционной программе в регионе путем предоставления займов и субсидий в небольших размерах. Программа работы Фонда рассчитана на 5 лет.

Другую структуру Банка - Межамериканскую инвестиционную корпорацию (МИК) создано как его автономный филиал с целью стимулирования экономического роста региональных развивающихся стран путем стимулирования создания и модернизации частных предприятий, особенно малых и средних.

МаБР имеет отделения в 26 странах Латинской Америки и во Франции.

В декабре 1965 года для финансирования разных программ развития в азиатских странах по решению Экономической комиссии ООН был основан Азиатский банк развития (АзБР). Его местопребывание - Манила (Филиппины). Средства банка формируются как путем мобилизации финансовых средств региона деятельности банка, так и за счет привлечения капиталов из стран других континентов. АзБР может прибегать к займам, размещать облигации и другие обязательства, принимать по особым соглашениям от правительств и организаций отдельных стран средства в специальные фонды. Со своей стороны АзБР предоставляет займы государственным организациям и частным предприятиям из расчета 6,75% годовых.

Органами управления АзБР является Совет управляющих, состоящий из представителей всех стран-участниц и Правления (Совет директоров). Членами АзБР являются 40 стран азиатского региона и 16 нерегиональных стран.

Операции Банка распространяются на весь спектр экономического развития, но основное внимание уделяется:

- сельскому хозяйству (ирригация, развитие сельских районов, рыболовства, животноводство, лесничество);

- энергетике (проекты в области энергетики, добычи природного газа и угля, создание нефтеперерабатывающих предприятий и сети газопроводов);

- финансового сектора (предоставление небольших займов малым и средним предприятиям);

- транспорт и связь (порты и судостроение, дороги, железные дороги, аэропорты, телекоммуникации);

- социальная инфраструктура (водоснабжение местного хозяйства, обеспечение жильем, инфраструктура городского хозяйства, проекты в области охраны здоровья и народонаселения).

Деятельность по кредитованию ведется в двух основных формах: обычное кредитование за счет ресурсов Банка и специальные операции, финансируемые специальными фондами. АзБР осуществляет также совместное финансирование с официальными, коммерческими и экспортно-импортными организациями.

Аз БР владеет акциями Азиатской финансово-инвестиционной корпорации (АзФИК) со штаб-квартирой в Маниле, являющаяся корпорационным объединением Банка с группой состоящей из 25 в основном частных финансовых институтов, расположенных в Азии, Америке и Европе. АзФИК была создана с целью поддержки развития частных предприятий в развивающихся странах.

Банк активно сотрудничает с организациями системы ООН, особенно с Мировым Банком, МВФ, другими международными финансовыми организациями, ЕС фондом международного развития ОПЕК и двухсторонними организациями помощи.

За период своего функционирования АзБР предоставил наибольший объем кредитов пяти странам: Индонезии, Южной Корее, Филиппинам, Пакистану, Таиланду. Кредиты предоставляются на 10-30 лет с началом погашения через 2-7 лет.

Первой международной организацией независимых стран Африки стала основанная в 1964 году Группа Африканского банка развития (АфБР). Местонахождение - Кот д"Ивуар. В его состав вошли: собственно АфБР, Африканский фонд развития (АФР), начавший свою деятельность в 1974 году и Доверенный фонд Нигерии (ДФН), созданный согласно соглашению, подписанному между АфБР и правительством Нигерии в 1976 году. Эти три института - самостоятельные юридические лица.

Африканский банк развития был создан в соответствии с соглашением, подписанной в 1963 году, которое вступило в силу в 1964 году.

Основной целью создания АфБР было стимулирование:

- экономического развития и социального прогресса региональных государств-членов Афбр;

- финансирование инвестиционных программ и проектов;

- мобилизация ресурсов путем организации совместного финансирования, осуществляемого Банком вместе с двух и многосторонними институтами развития;

- привлечение государственных и частных инвестиций;

- предоставление необходимой технической помощи в подготовке проектов развития.

Банк осуществляет такие операции:

- принимает участие в капитале государственных и частных организаций и предприятий;

- предоставляет прямые займы иои участвует в займах, предоставляемых третьей стороной;

- частично или полностью гарантирует займы, предоставляемые третьим странами.

В своей финансовой политике АфБР руководствуется такими основными принципами:

- займы должны иметь здоровую основу;

- приоритет отдается проектам, которые большей степень способствуют росту экономики континента в целом и включены в национальные или региональные программы развития, причем проектам региональных программ отдается преимущество.

Претендовать на получение займа Банка могут только правительства стран-членов АфБР. Что касается государственных или частных предприятий других стран Африки, то они могут получить заем при условии обязательной гарантии их правительствами своих стран. Членами АфБР являются 52 независимые государства Африканского континента и 25 нерегиональных стран.

С целью пополнения финансовых ресурсов АфБР в 1972 году был создан Африканский фонд развития (АФР), где 50% голосов принадлежит АфБР, хотя доля его капитала в Фонде составляет только 2,8%. В состав АФР входят 26 стран мира.

Основная цель создания АФР:

- финансирование на льготных условиях с целью содействия вклада АфБР в экономическое и социальное развитие наибеднейших стран-членов Фонда;

- финансирование с целью содействия сотрудничества в том числе на региональном и субрегиональном уровнях, развитию международной торговли, главным образом, между странами- членами АФР.

Доверительный фонд Нигерии (ДФН) функционирует с 1976 года. Его цель - содействие развитию стран членов АфБР с низким уровнем доходов населения путем предоставления займов на выгодных условиях.

Ресурсы ДФН полностью обеспечиваются правительством Нигерии, а операции осуществляются под руководством Совета директоров и Президента АфБР.

Все региональные страны -члены Группы Африканского банкаразвития имеют возможность в равной степени пользоваться кредитами банка. Однако, учитывая разные уровни экономического развития, Банк выделил группу наибеднейших стран, как основной объект финансирования на льготных условиях из ресурсов АзБР, АФР и ДФН.

С 31 декабря 1993 года страны члены Группы АфБР, являющиеся заемщиками распределены на три основные категории:

- категория А - региональные страны члены с объемом ВНП на душу населения, не превышающей 510 дол. США;

- категория В - региональные страны члены с объемом ВНП на душу населения от 510 до 590 дол. США;

- категория С - региональные страны члены с объемом ВНП на душу населения свыше 590 дол. США, а также те, кто отказались от своего права пользоваться финансированием Группы АфБР.

В 1976 году Кения, Танзания и Уганда создали Восточноафриканский банк развития (ВАБР), долгосрочная стратегия которого (утвержденная в 1993 году) нацелена на содействие более важным для развития сферам предпринимательства, ориентированным на экспорт и приватизацию государственных предприятий, финансовую поддержку инициатив по развитию рынка капиталов в Восточной Африке и внедрение механизмов привлечения финансовых ресурсов на рынках капитала региона.

Банк развития государств Центральной Африки (БРГЦА) возник в 1975 году согласно с Договором о создании Таможенного и экономического союза Центральной Африки. Его членами являются 6 государств африканских стран и 5 других акционеров, в составе которых Германия, Франция, Кувейт, АфБР и Банк государств Центральной Африки.

В своей деятельности основное внимание Банк уделяет финансированию проектов развития промышленности, энергетики, инфраструктуры, транспорта, телекоммуникаций и сельского хозяйства, а также финансированию исследований. В 1989 году страны-члены Банка создали Специальный фонд развития сельских районов с целью улучшения системы финансирования базовых проектов развития сельских районов.

Согласно Соглашению, подписанному в 1973 году, был создан Западноафриканский банк развития (ЗАБР), членами которого являются 7 африканских стран и 6 других акционеров.

Политика деятельности Банка имеет три аспекта:

- субрегиональное сотрудничество (отношения с региональными и субрегиональными организациями развития Африканского континента);

- двусторонние отношения со странами Западной и Северной Европы, Канады и Японии;

- отношения с международными организациями.

Арабский фонд экономического и социального развития (АФЭСР) был создан согласно Соглашению подписанному в 1968 году. В его состав входят 21 государство - члены Лиги арабских государств. Местопребывание - Кувейт.

Фонд принимает участие в финансировании проектов экономического и социального развития в арабских государствах путем кредитования и предоставления технической помощи, а также осуществляет поддержку деятельности по программам финансирования межарабской торговли. АФЭСР предоставляет правительствам, государственным и частным организациям льготные кредиты на осуществление проектов, направленных на укрепление арабского сотрудничества.

Благодаря инициативи стран-членов Лиги арабских государств (ЛАГ) в 1977 году был основан Арабский валютный фонд (АВФ), в состав которого входят 20 стран-членов ЛАГ. Местонахождение - Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты).

Основная деятельность Фонда - предоставление кредитов на поддержку программ структурного реформирования. АВФ предоставляет государствам-членам займы с целью содействия финансирования их платежных балансов, поддержки усилий по проведению экономических преобразований для достижения стабильности и преодоления внутренних и внешних экономических трудностей.

В 1973 году в Джидди (Саудовская Аравия) 23 страны члена Организации Исламская конференция (ОИК) основали Исламский банк развития (ИБР). В его состав на сегодня входят 47 стран.

Основные направления деятельности Банка:

- предоставление займов для финансирования проектов в сфере инфраструктуры (пути, связь, школы и т.д.);

- участие в капитале сельскохозяйственных предприятий;

- финансирование проектов, предусматривающих быструю отдачу, путем паевого участия в прибылях;

- лизинг, продажа в рассрочку, финансирование импорта;

- финансирование технической помощи странам-участницам (технико-экономическое обоснование проекта, консультационные услуги, предоставление средств для осуществление исследовательских работ и обучение персонала).

Результатом деятельности специфической региональной группировки - Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) функционировавшего с 1949 по 1991 годы, было создание двух международных региональных банков - Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС) и Международного инвестиционного банка (МИБ).

МБЭС был основан странами - членами СЭВ в октябре 1963 года для осуществлении многосторонних расчетов в переводных рублях, содействию экономическому сотрудничеству стран-членов СЭВ с другими государствами, выполнения ими взятых на себя взаимных обязательств по товарным поставкам. Месторасположение - Москва. Основным направлением деятельности Банка были расчеты и взаимное кредитование товарооборота и другие межгосударственные расчеты стран СЭВ. За период 1964 по 1990 годы объем операций Банка, учитывая сравнительно низкий уровень так называемых плановых цен, составил огромную сумму - 4,5 трлн переводных рублей, а прибыль за этот же период - 818, 5 трлн. переводных рублей, в том числе 37,8% в конвертируемой валютах.

Прекращение операций в переводных рублях и переход стран - членов СЭВ на взаимные расчеты в СКВ с 1 января 1991 года вызвали существенные изменения в деятельности МБЭС. Еще в декабре 1990 года были внесены изменения в Соглашение о организации Банка и в его Устав. Банку было поручено способствовать переходу постсоциалистических стран к рыночной экономике, развитию рыночных отношений между субъектами мирохозяйственных связей независимо от формы собственности. С начала 90-х годов Банк активно развивает коммерческую деятельность (операции в конвертированной валюте, широкое привлечение коммерческой клиентуры, расчетно-крединая деятельность по обслуживанию внешнеэкономических связей в СКВ).

На заседании Совета МБЭС в конце 1992 года (г. Братислава) страны-члены Банка подтвердили свою заинтересованность в сохранении МБЭС как уникального банка с многонациональным коллективом специалистов и продолжении его деятельности на коммерческой основе. Однако валютные операции, осуществляются Банком в чрезвычайно сложных условиях, которые обусловлены изоляцией МБЭМ на мировых валютных и кредитно-финансовых рынках, а также невыполнение странами-должниками Банка своих обязательств по погашению кредитов, что значительно снизило его платежеспособность.

Международный инвестиционный банк (МИБ) страны - члены СЭВ создали в июле 1970 года для взаимного кредитования. Согласно Уставу, Банк предоставлял долгосрочные и среднесрочные кредиты для принятия совместных мер, направленных на углубление международного разделения труда, развития специализации и кооперирования производства, расширения сырья и топливной базы, ускорения научно-технического прогресса. Среднесрочные кредиты выдавались банкам, хозяйственным организациям и предприятиям стран СЭВ, международным организациям, банкам других стран на срок до 5 лет, долгосрочные - до 15 лет на условиях 3-5% годовых. По кредитам в конвертируемой валюте ставки определялись с учетом процентных ставок основных мировых валютных и кредитных рынков.

Финансирование кредитов МИБ в переводных рублях было тесно связано с системой многосторонних расчетов через МБЭС, поскольку переводной рубль возник как результат экспорта на счетах МБЭС.

В 1971-1991 годах МИБ принял участие в кредитовании 155 объектов, свыше 100 из которых до 1992 года были сданы в эксплуатацию. Общая стоимость этих объектов составляла почто 33 млрд. ЭКЮ. Это:

- расширение мощностей венгерского автобусного завода "Икарус",

- реконструкция машиностроительного комбината "Умформтехник", комбината по производству сельхозмашин "Фортшрит" (ГДР),

- строительство сахарного завода на Кубе,

- освоение Ямбуржского газового месторождения и строительство газопровода Ямбург - Западная граница СССР,

- закупка машин и оборудования для строительства Криворожского горно-обогатительного комбината и многое другое.

После распада СЭВ и прекращения многостронних расчетов в переводных рублях МИБ с 1991 года стал осуществлять операции только в конвертируемой валюте. Банк продолжает работу с объектами, принятыми на кредитования в предыдущие годы и осуществляет кредитование ряда новых объектов, таких как реконструкция и модернизация Дунайского нефтеперерабатывающего завода (Венгрия), расширение производства текстильных машин на заводах в Чехии, модернизация завода "АвтоВАЗ", оснащение современным оборудованием коммерческого сообщества "Текстилькотон" (Румыния) и т.д. МИБ установил тесные корреспондентские отношения с новыми банками в Болгарии, Румынии, Чехии, Словакии, с 30 коммерческими банками России, Украины и Молдовы.

В 1991 году Банк подключился к всемирной системе межбанковских телекоммуникаций СВИФТ, значительно расширив локальную систему персональных компьютеров и перешел на самостоятельную автоматизированную обработку информации.

Таким образом, даже в сложных условиях глубоких экономических преобразований в постсоциалистических странах МИБ всячески стремится укрепить свою жизнеспособность, расширяя сотрудничество с традиционными и новыми партнерами.

Одним из новых международных региональных валютно-финансовых учреждений можно считать созданный согласно подписанному в начале 1993 года в Минске соглашению, Международный банк Содружества Независимых Государств. В соглашении предусматривается, что Банк призван содействовать координации кредитно-денежной политики стран членов, решению проблем межбанковских расчетов на основе многостороннего клиринга. За базовую валюту во всех расчетах Банка был принят российский рубль. Россия имеет 50% от общего количества голосов в Межгосударственном банке СНГ.

 


Тема 12 Формы регулирования валютно-финансовых потоков.

 

План:

 

12.1 Валютно-финансовая политика государства.

12.2. Валютные ограничения и валютные риски.

 

12.1 Валютно-финансовая политика государства.

 

Валютное регулирование - одна из форм государственного регулирования международных экономических отношений, направленных на регулирование международных расчетов и порядок осуществления операций с валютой и валютными ценностями с целью урегулирования платежных балансов, изменение структуры импорта или ограничения, сокращение платежей за границей, концентрация валютных ресурсов в руках государства.

Системы национального регулирования денежно-валютных отношений имеют очень давнюю историю. Она начинается, как правило, с внедрения запрета на вывоз золота в страну. Постепенно это регулирование распространяется на другие ценности,, в том числе на средства платежа и ценные бумаги: акции и облигации. С введением оборачиваемости валют валютное регулирование в некоторых развитых странах было отменено, а в некоторых значительно ослаблено.

Валютное законодательство развитых стран определяет круг валютных операций, подлежащих валютному регулированию. В большинстве случаев они разделяются на операции, связанные с международным движением капитала, внешней торговлей, международными долговыми отношениями, операциями с золотом и другими валютными ценностями, и операции связанные с развитием таких сфер международных отношений, как туризм, иные формы специальных международных выплат.

Валютное регулирование обеспечивается специальной системой правовых норм и средств. Некоторые специалисты правоведы рассматривают эту систему как самостоятельный институт права (в зарубежной литературе его называют "валютным правом").

В развитых странах рыночной экономики валютное регулирование осуществляется или министерством финансов (в большинстве стран), или центральными эмиссионными банками (Великобритания, Дания), или специальными правительственными учреждениями (Франция, Италия).

В системе государственного регулирования экономической жизни каждая страна выделяет совокупность средств, используемых центральным банками в сфере денежного оборота с целью влияния на покупательную способность денег, валютных курсов и на экономику в целом, что составляет суть определенной валютной политики государства. Эта политика осуществляется преимущественно в двух формах: учетной (дисконтной) и девизной.

Учетная (дисконтная) политика означает изменение учетной ставки центрального банка с целью регулирования валютного курса путем влияния на движения краткосрочного капитала. В условиях пассивного платежного баланса центральный банк повышает учетную ставку и этим самым стимулирует приток иностранного капитала из страны, где этот уровень ниже. Этот приток краткосрочного капитала улучшает состояние платежного баланса, создает дополнительный спрос на национальную валюту, таким образом, способствуя повышению ее курса. Достаточно неординароным примером использования учетной валютной политики на современном этапе развития денежно-валютных отношений может служить действия Центрального банка Швеции, когда во второй половине 1992 года возникла паника на валютных рынках Европы и шведская крона оказалась достаточно в сложном положении. Чтобы срочно повысить валютный курс кроны, было объявлено решение Центрального банка о повышении ставки заемного процента до 75%, а со временем эту ставку было установлено на невиданной до сих пор в практике валютных отношений на отметке в 500%. К такой неординарной мере Центральный Банк Швеции прибегнул, чтобы остановить отток валюты за рубеж. В этот же период к аналогичным действиям прибегнул и Центральный банк Норвегии.

При значительном активном сальдо платежного баланса, что бывает достаточно редко, центральные банки соответствующих стран прибегают к противоположным действиям. Они снижают учетную ставку и тем самым стимулируют отток иностранного и национального капитала с целью уменьшения активного платежного сальдо. В таких условиях растет спрос на иностранную валюту, растет ее курс, а курс национальной валюты соответственно падает.

Учетная политика - это традиционный метод регулирования валютного курса. Ведь в современных условиях эффективность этого метода значительно снижается за счет интенсивных процессов интернационализации хозяйственной жизни и негативного влияния дорогих кредитов на развития национальных экономик.

Стремление управлять валютной политикой с помощью процентных ставок при предоставлении кредита, имели место в развитых странах еще в конце 19 века, но достаточно активно и в широких масштабах начали проводиться в 20-30-х ХХ столетия. После Второй мировой войны наиболее широко используется так называемый компенсационный принцип учетной политики. Суть этого метода валютного регулирования состоят в соединении и последовательном использовании двух противоположных типов этой политики: ограничения кредита, так называемой кредитной рестрикции, или политики "дорогих денег", а также стимулирование кредитов, так называемой кредитной экспансии, или политики "дешевых денег".

Политика кредитной рестрикции ("дорогих денег") используется как правило в условиях стремительного промышленного бума и роста хозяйственной активности. Ее цель - помешать процессам активного использования хозяйственными субъектами кредитов и торможение промышленного бума, часто приводящий к перегреву экономики и перепроизводству товаров.

Политика кредитной экспансии ("дешевых денег"), наоборот, направлена на стимулирование кредитных операций в расчете на то, что благоприятные условия кредитования будут стимулировать хозяйственн




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.