Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности формирования доходов местных бюджетов




Доходы местных бюджетов в значительной степени зависят от:

-

финансовых ресурсов регионов;

-

отраслевой структуры хозяйственного комплекса;

-

уровня развития экономики региона.

Доходы местных бюджетов это средства, которые поступают в

соответствующие местные бюджеты в размерах и порядке, установленных

законодательством.

Доходы местных бюджетов как экономическая категория отражают

отношения по формированию и использованию финансовых ресурсов на

региональном уровне, которые предназначены для выполнения органами

местной власти своих функций.

Методы мобилизации денежных ресурсов в местные бюджеты:

- прямое изъятие доходов из коммунального сектора;

- получение доходов от коммунальной собственности и собственных

услуг;

- перераспределение доходов юридических и физических лиц с

помощью налогов;

- привлечение муниципальных займов.

Доходы местных органов власти можно классифицировать в

зависимости:

- от источников формирования;

- от их экономической сущности.

В зависимости от источников формирования в соответствии со

статьей 9 Бюджетного кодекса доходы местного бюджета классифицируются

по следующим группам:

 

Page 34

- налоговые поступления;

- неналоговые поступления (средства от приватизации имущества,

штрафы, санкции, доходы от хозяйственной деятельности коммунальных

предприятий, арендная плата);

-

доходы от операций с капиталом;

-

трансферты.

В зависимости от экономической сущности (природы) доходы местных

органов власти подразделяются на:

-

собственные;

-

закрепленные;

-

регулирующие;

-

межбюджетные трансферты.

К собственным доходам относятся доходы, которые мобилизуются

местными органами власти на соответствующей территории в соответствии с

законодательством, а также в соответствии с собственными решениями в

рамках полномочий. К ним относятся:

- местные налоги и сборы;

- доходы от имущества, принадлежащего местным органам власти;

- доходы от хозяйственной деятельности коммунальных предприятий;

- доходы от коммунальных кредитов.

Однако, часть собственных доходов органов местной власти

незначительна, что не дает обеспечить принцип самостоятельности

бюджетов.

К закрепленным доходам,

в соответствии со статьями 64-66

Бюджетного кодекса, принадлежат доходы, которые полностью или частично

(в %) зачисляются в определенные местные бюджеты на долгосрочной

основе. В соответствии со ст.143 Конституции Украины установлено, что

областные и районные бюджеты не имеют собственных доходов, а в

основном закрепленные или привлеченные для финансирования совместных

программ. В эти бюджеты (областные и районные) не включаются, как

 

Page 35

закрепленные доходы, поступления от коммунальной собственности.

Перечень закрепленных доходов, который также является основой

самостоятельности бюджетов, неоднократно менялся при принятии

ежегодных ЗУ «О Государственном бюджете».

К регулирующим доходам относятся общегосударственные налоги,

которые в соответствии с нормативами отчислений распределяются между

различными уровнями бюджетной системы. Размеры отчислений

устанавливаются Верховной Радой в соответствии с нормативами

бюджетного обеспечения населения, а также в зависимости от состояния

местных источников доходов. В настоящее время сокращен перечень и объем

регулирующих доходов, часть которых ранее составляла 75-85%. Их

заменили

бюджетные

трансферты,

которые

используются

для

сбалансирования местных бюджетов.

Основным недостатком бюджетной системы прошлых являлась не-

заинтересованность местных органов власти в увеличении поступлений в

бюджет. Какое-либо увеличение поступлений в местный бюджет приводило

к уменьшению:

-

части

регулирующих

налоговых

поступлений (которые

закреплялись за соответствующими бюджетами);

-

или объемов межбюджетных трансфертов.

Не стимулировали соответствующие органы власти к увеличению

поступлений во все бюджеты и ежегодные изменения нормативов

отчислений в местные бюджеты от общегосударственных налогов и сборов.

Бюджетным кодексом предложена новая схема формирования

доходной части местных бюджетов, состоящая:

- из доходов, которые учитываются при определении объемов

межбюджетных трансфертов;

- из доходов, которые не учитываются при определении объемов

межбюджетных трансфертов.

 

Page 36

Местные налоги и сборы были выведены за границы расчета объемов

трансфертов, благодаря чему местные органы власти получили стимулы к

увеличению этих поступлений в соответствующие бюджеты.

В 2000г. не наблюдалось роста поступлений от налогов и сборов, т.к.

местные бюджеты опасались «эффекта вытеснения», когда увеличение

поступлений приводило к сокращению объемов трансфертов из

Государственного бюджета.

В 2001 году по сравнению с 2000 годом поступления от налогов и

сборов возросли, например, от налога на рекламу в 2 раза – с 7,3 млн. грн. до

15,3 млн. грн.. Всего доходы от местных налогов и сборов в 2001 г. возросли

на 16,2% по сравнению с предыдущим годом. Подобная система

межбюджетного регулирования содействует росту поступлений и

соответственно заинтересованности местных органов власти в создании

благоприятных условий для развития предпринимательства.

Состав доходов местных бюджетов, которые учитываются при

определении межбюджетных трансфертов и закрепляются за бюджетами

местного самоуправления:

1)

подоходный налог с граждан: в % от объемов, собранных на

данной территории;

2)

государственная

пошлина

в

части,

принадлежащей

соответствующим бюджетам;

3)

плата за лицензии;

4)

плата за регистрацию субъектов хозяйствования;

5)

поступления от административных штрафов;

6)

плата за торговый патент;

7)

единый налог для субъектов малого предпринимательства.

Доходы местных бюджетов, которые не учитываемые при

определении объемов межбюджетных трансфертов:

1)

налог с владельцев транспортных средств в части, что

зачисляется в соответствующий бюджет;

 

Page 37

2)

процент за использование временно свободных бюджетных

средств;

3)

налог на промысел;

4)

дивиденды на акции хозяйственных товариществ, которые

являются собственностью местных органов власти;

5)

плата за загрязнение окружающей среды;

6)

средства

от

продажи

имущества

и

земли

несельскохозяйственного пользования;

7)

плата за аренду имущественных комплексов, находящихся в

коммунальной собственности;

8)

поступления от аукционов и денежно-вещевых лотерей;

9)

собственные поступления бюджетных учреждений;

10) налог на прибыль предприятий коммунальной формы

собственности;

11) плата за землю;

12) местные налоги и сборы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.