КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности формирования доходов местных бюджетов
Доходы местных бюджетов в значительной степени зависят от: - финансовых ресурсов регионов; - отраслевой структуры хозяйственного комплекса; - уровня развития экономики региона. Доходы местных бюджетов – это средства, которые поступают в соответствующие местные бюджеты в размерах и порядке, установленных законодательством. Доходы местных бюджетов как экономическая категория отражают отношения по формированию и использованию финансовых ресурсов на региональном уровне, которые предназначены для выполнения органами местной власти своих функций. Методы мобилизации денежных ресурсов в местные бюджеты: - прямое изъятие доходов из коммунального сектора; - получение доходов от коммунальной собственности и собственных услуг; - перераспределение доходов юридических и физических лиц с помощью налогов; - привлечение муниципальных займов. Доходы местных органов власти можно классифицировать в зависимости: - от источников формирования; - от их экономической сущности. В зависимости от источников формирования в соответствии со статьей 9 Бюджетного кодекса доходы местного бюджета классифицируются по следующим группам:
- налоговые поступления; - неналоговые поступления (средства от приватизации имущества, штрафы, санкции, доходы от хозяйственной деятельности коммунальных предприятий, арендная плата); - доходы от операций с капиталом; - трансферты. В зависимости от экономической сущности (природы) доходы местных органов власти подразделяются на: - собственные; - закрепленные; - регулирующие; - межбюджетные трансферты. К собственным доходам относятся доходы, которые мобилизуются местными органами власти на соответствующей территории в соответствии с законодательством, а также в соответствии с собственными решениями в рамках полномочий. К ним относятся: - местные налоги и сборы; - доходы от имущества, принадлежащего местным органам власти; - доходы от хозяйственной деятельности коммунальных предприятий; - доходы от коммунальных кредитов. Однако, часть собственных доходов органов местной власти незначительна, что не дает обеспечить принцип самостоятельности бюджетов. К закрепленным доходам, в соответствии со статьями 64-66 Бюджетного кодекса, принадлежат доходы, которые полностью или частично (в %) зачисляются в определенные местные бюджеты на долгосрочной основе. В соответствии со ст.143 Конституции Украины установлено, что областные и районные бюджеты не имеют собственных доходов, а в основном закрепленные или привлеченные для финансирования совместных программ. В эти бюджеты (областные и районные) не включаются, как
закрепленные доходы, поступления от коммунальной собственности. Перечень закрепленных доходов, который также является основой самостоятельности бюджетов, неоднократно менялся при принятии ежегодных ЗУ «О Государственном бюджете». К регулирующим доходам относятся общегосударственные налоги, которые в соответствии с нормативами отчислений распределяются между различными уровнями бюджетной системы. Размеры отчислений устанавливаются Верховной Радой в соответствии с нормативами бюджетного обеспечения населения, а также в зависимости от состояния местных источников доходов. В настоящее время сокращен перечень и объем регулирующих доходов, часть которых ранее составляла 75-85%. Их заменили бюджетные трансферты, которые используются для сбалансирования местных бюджетов. Основным недостатком бюджетной системы прошлых являлась не- заинтересованность местных органов власти в увеличении поступлений в бюджет. Какое-либо увеличение поступлений в местный бюджет приводило к уменьшению: - части регулирующих налоговых поступлений (которые закреплялись за соответствующими бюджетами); - или объемов межбюджетных трансфертов. Не стимулировали соответствующие органы власти к увеличению поступлений во все бюджеты и ежегодные изменения нормативов отчислений в местные бюджеты от общегосударственных налогов и сборов. Бюджетным кодексом предложена новая схема формирования доходной части местных бюджетов, состоящая: - из доходов, которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов; - из доходов, которые не учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов.
Местные налоги и сборы были выведены за границы расчета объемов трансфертов, благодаря чему местные органы власти получили стимулы к увеличению этих поступлений в соответствующие бюджеты. В 2000г. не наблюдалось роста поступлений от налогов и сборов, т.к. местные бюджеты опасались «эффекта вытеснения», когда увеличение поступлений приводило к сокращению объемов трансфертов из Государственного бюджета. В 2001 году по сравнению с 2000 годом поступления от налогов и сборов возросли, например, от налога на рекламу в 2 раза – с 7,3 млн. грн. до 15,3 млн. грн.. Всего доходы от местных налогов и сборов в 2001 г. возросли на 16,2% по сравнению с предыдущим годом. Подобная система межбюджетного регулирования содействует росту поступлений и соответственно заинтересованности местных органов власти в создании благоприятных условий для развития предпринимательства. Состав доходов местных бюджетов, которые учитываются при определении межбюджетных трансфертов и закрепляются за бюджетами местного самоуправления: 1) подоходный налог с граждан: в % от объемов, собранных на данной территории; 2) государственная пошлина в части, принадлежащей соответствующим бюджетам; 3) плата за лицензии; 4) плата за регистрацию субъектов хозяйствования; 5) поступления от административных штрафов; 6) плата за торговый патент; 7) единый налог для субъектов малого предпринимательства. Доходы местных бюджетов, которые не учитываемые при определении объемов межбюджетных трансфертов: 1) налог с владельцев транспортных средств в части, что зачисляется в соответствующий бюджет;
2) процент за использование временно свободных бюджетных средств; 3) налог на промысел; 4) дивиденды на акции хозяйственных товариществ, которые являются собственностью местных органов власти; 5) плата за загрязнение окружающей среды; 6) средства от продажи имущества и земли несельскохозяйственного пользования; 7) плата за аренду имущественных комплексов, находящихся в коммунальной собственности; 8) поступления от аукционов и денежно-вещевых лотерей; 9) собственные поступления бюджетных учреждений; 10) налог на прибыль предприятий коммунальной формы собственности; 11) плата за землю; 12) местные налоги и сборы.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |