КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Группировка стран по уровню годовых доходов на душу населения
23.09 4. Роль НТР в развитии современного МРТ Участие страны в МРТ носит противоречивый характер. С одной стороны, экспорт товаров и капиталов приносит стране дополнительную прибыль. Но с другой стороны, зависимость от импорта может обернуться потерями для многих отечественных производителей, не выдержавших иностранной конкуренции. Засилье импорта может угрожать национальной безопасности страны, неспособной своими средствами осуществить процесс жизнеобеспечения. Все это заставляет сопоставлять выгоды и болезненные проигрыши от участия страны в МРТ и учитывать их при выборе внешнеэкономической политики. Если стране внешнеэкономическая деятельность приносит явный выигрыш, она ориентируется на открытую экономику с либеральными рынками товаров и капиталов. Когда страна расценивает свое участие в МРТ как проигрышное, она может склоняться к автаркии, предполагающей полную самообеспеченность страны жизненными средствами. Доктрина автаркии изложена в работе немецкого экономиста И.Г, Фихте «Государство с закрытой торговлей», которая была опубликована в 1800 г. Фихте доказывал, что страна (имелась в виду Германия) проигрывает от внешней торговли, так как ей приходится отдавать слишком много ресурсов за необходимый импорт. Такой обмен носит явно неэквивалентный характер. Кроме того, он утверждал, что избежать потерь от внешней торговли возможно, если ориентироваться на самообеспечение страны по широкому кругу товарных позиций. Автаркия наблюдалась в фашистской Германии, СССР, в Северной Корее. Но после Второй мировой войны явные, грубые формы автаркии постепенно стали уходить. Сегодня проблема выбора - или открытая экономика, или автаркия - прямо не стоит. Даже слабые экономики не проводят политики автаркии. Их потребность в ускорении развития могла реализоваться через импорт современного оборудования и технологий, финансирование которого осуществляется за счет выручки от национального экспорта. Экономически слабые страны не взяли на вооружение идею автаркии, отказываясь от внешней торговли. Они принимают в ней участие, но ставят при этом барьеры для ее негативных последствий. Политика открытой экономики с точки зрения долгосрочных перспектив сулит даже развивающимся странам значительные выгоды. Но в краткосрочном периоде она может обернуться потерями для неконкурентного национального капитала. Объем таких потерь постепенно уменьшается по мере роста национального производства и усиления конкурентоспособности ее продукции и капиталов. Именно поэтому тенденция роста степени открытости страны следует за продвижением в области повышения ее благосостояния. Проблема определения меры участия страны в МРТ, степени открытости ее рынков для международной конкуренции остается актуальной. Это значит, что все еще сохраняются неполная либерализация национального рынка и соответствующая ей политика протекционизма, защищающая национального производителя от иностранной конкуренции. Тема 2. Мировой рынок и его участники 1. Мировой рынок и его структура. 2. Классификация групп стран, работающих на мировом рынке. 3. Ценообразование на мировых товарных рынках. 4. Рыночные модели развитых стран и их влияние на мирохозяйственные процессы.
1. Мировой рынок и его структура. Мировой рынок - сфера устойчивых товаро-денежных отношений между странами, основанная на МРТ. Он, так же как и внутренний рынок, состоит из товарного рынка, рынка рабочей силы и рынка капиталов. Но хозяйственное поле мирового рынка приняло масштабы всего мира. Мировой рынок по сравнению с внутренним имеет в своей структуре два дополнительных блока: 1)валютный рынок, соизмеряющий ценности национальных денежных единиц; 2)специальную инфраструктуру. Такая инфраструктура обслуживает потребности мирового рынка: формирование единого мирового информационного хозяйственного поля, институтов по разработке единых стандартов международных расчетов, институтов по координации усилий по развитию мирохозяйственных связей. Товарообмен на мировом рынке существенно отличается от движения товаров на внутреннем рынке. Его специфику можно наблюдать по многим направлениям, классифицируемым в зависимости от принятых критериев. • по объекту торговли - циркуляция не всей национальной продукции, а наиболее конкурентоспособной; • по характеру конкуренции - более ужесточенный ее уро- • по степени динамизма - более высокая степень динамизма, как по объемам его потоков, так и по изменениям их структуры; • по условиям формирования продажных цен - особая си- Таким образом, мировой рынок отличается столь важными показателями по сравнению с национальными, что предопределяет необходимость выделить его в особую сферу товарно-денежных отношений. Мировой рынок — не сумма национальных рынков. Динамизм, свойственный ему, привел к тому, что внешняя сфера экономики развивается быстрее внутреннего производства. Все больше возрастает та часть национального производства, которая направляется на продажу за пределы страны (экспорт). По мере роста благосостояния стран возрастает и внутреннее потребление, покрываемое за счет ввезенных иностранных товаров. Перспективы развития национальных хозяйств все в большей степени будут определяться внешнеэкономической средой. Теперь рассмотрим особенности формирования равновесия на мировом рынке. Простейшая модель равновесия на мировом рынке показывает, как он определяет мировые цены и объемы товарных потоков. Она исходит из предположения, что из двух стран одна экспортирует товар, другая его поглощает как импортер. Если бы страны развивались на основе автаркии, одна страна страдала бы от товарных излишков, другая — от избыточного спроса. В результате у одной страны излишки понижали бы внутренние цены, а у другой избыточный спрос вел бы к взвинчиванию цен. В условиях мировой торговли излишки продукции направляются стране-импортеру. Внутренние цены здесь несколько повышаются, а у импортера, наоборот, гасятся дефициты и снижаются внутренние цены. Изобразим указанные изменения хозяйственной конъюнктуры графически (рис.1) Страна -экспортер Мировой рынок Страна-импотер
Рис. 1. Механизм формирования равновесных цен мирового рынка
Сформулируем выводы из анализа простейшей модели равновесия на мировом рынке. 1. Величина экспорта одной страны является импортом для другой. 2.Размеры экспорта определяются избытком предложения товара по сравнению с внутренним спросом. 3.Размеры импорта определяются избыточным спросом товара по сравнению с возможностями внутреннего предложения. 4.Мировая цена оказывается в диапазоне между максимальным и минимальным уровнями внутренних цен стран — участниц торговли. Существуют определенные последствия неравновесных ситуаций на мировом рынке. При увеличении в стране избытка нереализованной продукции, предназначенной для экспорта, величина зарубежных поставок не изменяется. Внутренние же цены на рынке экспортера могут упасть, так как избыток невывезенной за границу продукции попадет на свой рынок. Это в свою очередь может повлиять на уровень мировых цен. Неравновесие на мировом рынке может возникнуть, если страна-импортер увеличивает спрос на ввозимую продукцию. До тех пор пока экспортер не сможет нарастить экспортное производство, величина импорта и соответственно экспорта у страны-экспортера окажется без изменений. Но повышенный мировой спрос может привести к росту мировых цен. Изменение количества экспортируемых и импортируемых товаров приводит к изменениям мировых цен. Возможно и обратное влияние мировых цен на объемы экспортной и импортной продукции. Например, повышение мировых цен на энергоносители со стороны стран - экспортеров нефти в 1970—1980 гг. сократило объемы их потребления сначала из-за энергетического кризиса, а затем из-за перехода на энергосберегающие технологии. При понижении мировых цен на какой-либо товар производители начинают связывать свои экспортные стратегии с другими товарами, что, естественно, сократит размеры экспорта и соответственно и импорта у стран-партнеров. 2. Классификация групп стран, работающих на мировом рынке. Фирмы, работающие на мировом рынке, используют стратегии, взращенные состоянием внутреннего рынка той страны, где они образовались. Приобретенные на внутреннем рынке конкурентные преимущества по сравнению с иными национальными рынками становятся средством получения дохода от работы на чужом хозяйственном поле. Конкурентные преимущества или их отсутствие определяют позиции страны на мировом рынке. Экспортируются те товары, которые обладают конкурентными преимуществами, а импортируются те, которые в стране произвести невозможно или не выгодно из-за отсутствия конкурентных преимуществ. Страны высокого уровня развития смогли не только добиться насыщения внутреннего рынка по продукции обрабатывающей промышленности, но и внести свою лепту в покрытие неудовлетворенного спроса других стран. Этим объясняется тот факт, что развитые страны стали главными экспортерами мира. Именно они смогли экспортировать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Другие страны такую продукцию произвести пока не в состоянии и поэтому вынуждены ее импортировать. В международной статистике страны группируются по трем критериям Критерии группировки стран в международной экономике 1) Достигнутый уровень экономического развития 2) Уровень доходов на душу населения 3) Степень открытости экономики (доля экспорта в ВВП) Первый ориентируется на достигнутый уровень экономического развития страны и тип хозяйственных проблем, которые соответствует этому уровню. Такую группировку предложила Организация Объединенных Наций (ООН). Второй критерий использует Мировой Банк, группируя все страны по доходам (валовой внутренний доход на душу населения). Третий используется для определения степени открытости страны мировому рынку. На него опирается Мировой Банк, анализируя внешнеэкономические позиции страны. Группировка стран по достигнутому уровню развития. ООН выделяет три группы стран: 1)развитые страны с рыночной экономикой, 2)развивающиеся страны с рыночной экономикой; 3)страны с переходной экономикой (от административно-командной к рыночной), или, как их иногда называют, посткоммунистические страны. Из 184 стран мира, входящих в состав ООН, к середине 1990-х гг. группа индустриальных стран охватила промышленно развитые страны Северной Америки, Западной Европы и Тихоокеанского региона с высоким уровнем доходов. Эта группа сформировалась в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Позже к ней примкнули: Турция, Мексика, Чехия Венгрия и Южная Корея. К 1999 г. группа стран ОЭСР включала 29 стран. Она создавала более половины валового мирового продукта (ВМП) и более двух третей экспорта. Из стран с высоким уровнем доходов выделяют самых преуспевающих - страны «большой семерки»: США, Германию, Японию, Великобританию, Францию, Канаду, Италию.Эти страны производят несколько меньше половины ВМП-(47 %) и занимают 51 % потоков международной торговли. Каждая из перечисленных стран производит ВВП, намного превышающий ВВП любой другой развитой страны. Развивающиеся страны - 132 государства Азии и Африки Латинской Америки - характеризуются низкими средним уровнями доходов. Они производят примерно 40 % ВМП. Их экспорт составляет около '/4 мирового объема. Страны с переходной экономикой - 28 государств. В их составе выделяют две региональные подгруппы. Первая подгруппа включает страны Центральной и Восточной Европы, том числе и Албанию. Вторая подгруппа - страны Содружества Независимых Государств (СНГ) и Монголия. Китай, несмотря на его активное реформирование и промышленное развитее, пока еще относят к группе развивающихся стран. Посткоммунистические страны озабочены структурными перестройками, необходимыми для освоения рыночного хозяйства, которое приходится обустраивать на обломках плановой социалистической системы. Эти страны производят примерно 4-5 % ВМП, а их экспорт, по разным оценкам, составляет меньше 10 % мирового уровня. За последние два десятилетия сложились устойчивые тенденции долевого участия различных групп стран в международном обмене. Об этом свидетельствуют небольшие амплитуды колебаний их долей в мировом экспорте, которые представлены в табл. 1. Таблица 1 Группы стран в международной экономике по достигнутому уровню развития
Источник: Гладков И.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. М., 2003. С. 68, 163.
Мировой Банк классифицирует страны по уровню годовых доходов на душу населения. Этот показатель учитывается при предоставлении экономической помощи. Мировой Банк на основе дифференциации по уровню доходов населения выделяет четыре группы стран: 1) с низким доходом (менее 755 долл.); 2) уровнем доходов ниже среднего (от 756 до 2995 долл.); 3) уровнем доходов выше среднего (от 2996 до 9265 долл.); 4)высоким доходом (более 9266 долл.). К числу стран и территорий с высокими доходами помимо стран - членов ОЭСР, относятся Сингапур, Гонконг, Макао, малые страны, работающие на экспорте нефти (Бруней, Кувейт), «заморские» территории Франции (Реюньон, Мартиника, а также карликовые государства — офшорные зоны (Багамы, Каймановы острова). Страны Восточной Европы и Латинской Америки преимущественно относятся к группе стран с уровнем доходов выше среднего. Китай, Россия и многие страны СНГ, арабские (не нефтяные) классифицируются как страны с доходом ниже среднего. А в группу государств с низким доходом входят большинство государств Тропической Африки (Африки ниже Сахары), Индия и ее соседи по Южной Азии и ряд стран СНГ. Россия вступила в XXI в, со среднедушевым годовым доходом 2270 долл. и относилась к группе стран с доходом ниже среднего уровня. Группировка стран по степени открытости мировому рынку. По этому критерию Мировой Банк выделяет пять групп. Низшая группа стран, которую причисляют к закрытой экономике, имеет долю экспорта в ВВП менее 10 %. Высшая группа — более 35 %. Наиболее открытую экономику имеют такие малые страны, проводящие либеральную внешнеторговую политику, как Ирландия, Бельгия, Нидерланды. Доля экспорта этих стран превышает уровень 60 %. Большинство переходных экономик, включая Россию, относится к весьма открытым экономикам с относительно большой долей экспорта в ВВП. В России она составляет 25 %. 3. Ценообразование на мировых товарных рынках. При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название «ценообразующих факторов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп. Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся: · экономический цикл; · состояние совокупного спроса и предложения; · инфляция. Конкретно экономические, т.е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся: · издержки; · прибыль; · налоги и сборы; · предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости; · потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность. Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг: · сезонность; · эксплуатационные расходы; · комплектность; · гарантии и условия сервиса. Специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов: · государственное регулирование; · валютный курс. Внеэкономические, политические; военные. Как отмечалось выше, цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать и действие перечисленных выше групп ценообразующих факторов. Взять к примеру спрос и предложение. Известно, что соотношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель-продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного «ценового стресса». Значительно больше на международном рынке и покупателей. Во-вторых, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Никто не будет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Естественно, что все это не может не отражаться на формировании мировых цен. Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие «мировой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.), или выражающиеся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей. И в мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего естественно относится состояние спроса и предложения. Практически на цену предлагаемого товара влияет: · платежеспособный спрос покупателя данного товара, т.е. попросту говоря, наличие денег; · объем спроса - количество товара, которое способен приобрести покупатель; · полезность товара и его потребительские свойства. На стороне предложения составляющие ценообразующие факторы: · количество товара, предлагаемого продавцом на рынке; · издержки производства и обращения при реализации товара на рынке; · цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара. Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя. На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие, как экономические, так и внеэкономические факторы. На мировом рынке возможны случаи «искажения соотношения спроса и предложения». В случае громадного спроса на товар может возникнуть ситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный в наихудших условиях по национальной цене, которая по существу и будет какое-то время определять мировую цену и которая наверняка будет весьма высокой. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже. (В данном контексте нелишне отметить и такой нюанс: даже если крупнейший производитель товара в какой- либо стране является крупнейшим поставщиком этого продукта на национальный рынок, то это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом рынке. Зачастую на международном рынке большую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с экономической точки зрения крупными и мощными державами.). При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитывать различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации. Во-первых, существуют понятия «цены продавца», т.е. предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и «цены покупателя», т.е. принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры, «рынок продавца», на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец и «рынок покупателя», на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки. В последние два-три десятилетия важную роль в ценообразовании на товары, в особенности в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки: техническое обслуживание, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и машин составляла 60-процентную долю в цене поставки. Развитие науки и технологии, оказывая влияние на совершенствование качественных характеристик товара, с другой стороны воздействует на мировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом т.н. полезного эффекта (например, возрастает скорость, надежность и т.д.) относительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя снижается. При анализе цен следует учитывать и движение экономического цикла, что в сфере международных экономических отношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии, цены как правило, не повышаются. И наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают. (Хотя и то и другое распространяется на международную торговлю замедленно, в зависимости от сферы и глубины этих явлений и тем более на фазе кризиса и подъема). Необходимо отметить, что в зависимости от вида товаров и товарных групп динамика изменения цен отличается. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее «реакция цен» на продукцию машиностроительного комплекса. 4. Рыночные модели развитых стран и их влияние на мирохозяйственные процессы. Высокоразвитые страны, вступив на новый путь цивилизации постиндустриального общества, развиваются, тем не менее на основе различных моделей рынка. Разнообразие состояний их внутренних рынков предопределяет и специфику участия каждой страны в мирохозяйственных процессах. Ключ к тайнам стратегий субъектов мирового рынка можно отыскать, анализируя хозяйственный механизм именно той среды, которая взрастила участников международных сделок, В этой связи необходимо определить специфику моделей развития внутреннего рынка этих стран. Американская модель рыночного хозяйства. Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, вознаграждения усилий наиболее активной части населения. Эта модель ориентирована на достижение личного успеха «экономического человека». В ее основе лежат принципы монетаризма, в то время как Европа больше склоняется к традициям кейнсианской школы. Монетаристы считают, что государство не должно внедряться в процесс координации, стремясь отобрать у рынка его функции. Оно должно сосредоточиться на другом: расчистить поле для действия эффективных рыночных механизмов, которые затем сами сбалансируют экономику. Государство должно пестовать режим конкуренции. Второй постулат монетаристской доктрины заключается и требовании сокращения доли ВВП, выделяемой на социальные нужды. Монетаристы делают акцент не на дорогостоящей стимуляции совокупного спроса за счет снижения налогов, займов, эмиссии, а на формировании эффективного предложения. Все дальнейшие действия государства, непосредственно выходящие за рамки решения этой задачи, рассматриваются как прямой вычет из ВВП. Снижение уровня социальных правительственных программ признается обязательным условием оздоровления экономики, поскольку позволяет воспрепятствовать иждивенчеству субъектов социальной сферы и активизировать стимулы их деловой активности. При эффективном рынке работающий человек способен сам за счет своего заработка решать свои проблемы (жилищные, медицинские и др.), не полагаясь исключительно помощь государства. Малообеспеченным группам населения] все же создается приемлемый уровень жизни за счет частных льгот и пособий. Однако проблема выравнивания доходов не ставится. Американская модель ориентируется на сильного производителя, который не нуждается в протекционистских мерах, поэтому такую модель называют либеральной. Она пропагандирует необходимость отказа от протекционистских мер и в области внешней торговли и валютных отношений (пошлин, валютных интервенций, девальваций и др.). Центральный банк, а не государство, в либеральной модели выступает главным макроэкономическим координатором. Он 'должен создать низкий инфляционный фон хозяйственных процессов. Для этого предложение денег в стране не должно превышать темпы роста валового национального продукта (ВНР). Только на неинфляционной основе рыночный механизм демонстрирует процесс саморегуляции и обеспечивает стране долговременный экономический рост. Предупреждение возможной инфляции должно происходить на основе бездефицитного государственного бюджета. Монетаристская школа, столь широко представленная в США отразила ведущий характер финансовых рынков в США, обладающих большой мощью и по своей сути ставших международными. Они тесно срослись с кругооборотом производственного капитала, который очень чутко отзывается на изменения финансовых рынков. В связи с этим рекомендуется производить коррекцию производства через регулированиефинансовых рынков. Такой способ устанавливает правила игры для всех рыночных субъектов и позволяет ослабить роль коррупции в движении денежных потоков. Американская модель развития с самого начала ориентировалась на НТП. Он позволял экономить на фонде заработной платы, что было очень важно в условиях дорогой в этой стране рабочей силы. На такой базе сформировался предпринимательский менталитет страны, воспринимающий НТП как неотвратимый процесс. Продвижение в освоении НТП и лидерство в этой области дали американскому бизнесу дополнительные выгоды. Как лидер на мировых рынках, он стал получать монопольную ренту, которая резко усилила мотивации внедрения НТП. Жесткое антимонопольное регулирование внутреннего рын- Осознание факта, что монопольная рента возможна только В освоении технологических достижений, сопутствующих постиндустриальной экономике, США в 1970—1980-е гг. добились успехов, которые обусловили победу над японскими конкурентами и как минимум на десятилетие оставили позади страны Европы. Ни одна страна мира, начиная с послевоенного периода, не вкладывала столько средств в развитие образова- ния, научных исследований и технологических разработок, как США. Результатом стало явное лидерство США на рынке технологических достижений. К концу XX в. США контролировали 55 % патентов в области информационных технологий и |коммуникаций, а также 75 % мирового рынка программного обеспечения. Следует особо подчеркнуть способ финансирования НТП. Государство осуществляет поддержку не конкретно того или иного предприятия, а направления технического прогресса. Это означает, что задача стимулирования НТП решается на основе привлечения частного бизнеса за счет формирования благоприятных условий в этом виде деятельности. Развитие на основе НТП могло строиться на вложениях в человека. Именно на это была нацелена программа президентаБ. Клинтона. Согласно оценкам, на «человеческий капитал» приходится примерно 3/4 национального богатства США. Нельзя не отметить, что успехи в освоении НТП, обеспечившие стране мировое лидерство, во многом определялись притоком квалифицированных кадров из эмигрантской среды. Процветающая страна смогла достойно оплатить их труд, приобретая главный двигатель экономики страны - интеллект, взращенный в иной среде. Лидерство в НТП и предопределило ведущую роль этой страны в мире. Сегодня США производят товаров и услуг больно всех в мире. Их ВВП сопоставим только с Европейским союзом (ЕС). Уровень ВВП США соответствует 25 % мирового уровня (при населении — 4,5 % мирового). В результате экономика США сформировалась как большая открытая экономика. Ее характеризуют чрезвычайно емкий внутренний рынок и высококонкурентные производители. Деловая активность США определяет ход экономического цикла в других странах. Лидирующие позиции США в мирохозяйственных связях касаются как внешней торговли, так и экспорта ссудного капитала, портфельных и прямых заграничных инвестиций. Активное внедрение США в экономику других стран позволило обозначить этот процесс как вторую экономику, которая составляет более 30 % ВВП. Американский капитал на зарубежных рынках преимущественно направляется в сектор высоких технологий. Лидирующее положение США на мировых рынках взрастило внешнеэкономические стратегии крупных фирм, разметающих по странам производство. ТНК стали активно эксплуатировать преимущества международного размещения производительных сил. В процессе освоения фирмами международного экономического пространства США также добились лидерства и извлекли из него значительный выигрыш — экономию на издержках. Из всех ТНК мира 45 % принадлежат США. Тридцать штаб-квартир из Тор 100 промышленных и сервисных ТНК расположены в США. Конец XX в. показал новые составляющие экономического роста, связанные с выработкой корпоративной стратегии ТНК проникновения на новые рынки и обеспечивающие наряду с конкурентными товарами США новые конкурентные преимущества на мировых рынках. Хозяйственное поле США привлекает мощный поток иностранных инвестиций. Национальные деньги США по существу стали выполнять функцию мировых денег, что приносит США также дополнительные доходы. Таким образом, лидерство страны в НТП позволило США стать успешными по очень многим направлениям, укрепляя свои позиции мировой экономической державы. Европейская хозяйственная модель развития. Западная Европа занимает особое место в мировом хозяйстве. На ее долю приходится примерно '/4 совокупного ВВП и 7 % населения мира. В ЕС входит 25 стран. Этот регион очень активно развивается. Он довольно быстро сокращает разрыв с США по основным производственным показателям. Уже в середине 1990-х гг. ЕС достиг паритета с США по размерам совокупного валового продукта Уровень безработицы здесь выше, чем в США. В странах Европы он достигает 11 %, а в США - 4 %. Превышение уровня безработицы требует больших социальных нагрузок по жизнеобеспечению незанятого населения в европейском регионе. В то же время продолжительность рабочего времени рядового американца на 12 % превосходит европейские показатели. С учетом этих обстоятельств по эффективности производства, отнесенной к затратам отдельного работника (человеко-час), европейский уровень в целом соответствует американскому. Ядро западноевропейских государств составляют близкие по уровню и хозяйственным механизмам страны. Основная экономическая мощь региона приходится на четыре страны: ФРГ, Францию, Италию и Великобританию, которые сосредоточили 70 % западноевропейского ВВП и половину населения региона. Будучи высокоразвитыми экономиками, западноевропейские государства эволюционировали на основе конкуренции качества по законам рынка монополистической конкуренции. Небольшая емкость рынка в каждой стране, обусловленная ограничениями спроса, не позволяла этим государствам задержаться на этапе развития, связанного с тиражированием стандартного производства, даже высокотехнологичного, поэтому они стали активно осваивать процесс изготовления высококачественного дифференцированного продукта, доводя технологические цепочки до выхода на конечного потребителя. Современный менедж мент европейских стран стремится поставлять на внутренний рынок новую продукцию, находящуюся на начальных стадиях жизненного цикла товара. Когда она готова перейти на стадию стандартизации, фирмы или пролают лицензии, либо вывозят производство в другие страны. Такие стратегии диверсифицируют внутренний рынок европейских стран, ориентируя его на нестандартную высокотехнологичную продукцию. Ориентация на обновление стандартов качества заставляет осознать необходимость инвестиций в научные исследования, которые в значительной степени имеют Фундаментальную направленность. Диверсификацию внутреннего рынка укрепляет устойчивость экономического развития. Внутренний рынок совершенствует производство дифференцированного продукта, который непрестанно приносит покупателю новые элементы качества изделий. Это обстоятельство непрерывно поддерживает и обновляемость спроса, поэтому плотность европейских рынков, не став ограничителем совокупного спроса, обусловила динамичность его структуры. При стандартизации насыщенность рынка обязательно приводит к дальнейшему спаду производства. При производстве дифференцированного продукта угроз для глубоких обвалов становится меньше. В то же время ориентация на высокие стандарты качества послужила для Европы основой для последующего расширения рынка сбыта. По мере того как постепенно повышается уровень жизни в мире, население многих стран переходит на более высокие стандарты потребления. Этот процесс ведет к росту спроса на качественные европейские потребительские товары. Таким образом, европейская модель развития создала основы для укрепления позиций ее экспорта и расширения его объемов. Европейская модель развития последовательно использует принципы социально ориентированной экономики. Она настроена на предотвращение социальной напряженности, защищая социально уязвимые слои населения. Для выполнения такой функции активно используется перераспределение доходов путем прогрессивного налогообложения. Высокая социальная нагрузка, которая ложится на государственный бюджет за счет социальных программ, приводит к более обременительному налогообложения по сравнению с американской моделью развития. Весь послевоенный период западноевропейские государства прилагали много усилий по сглаживанию крайних значений дифференциации в доходах населения. Прослеживалось, чтобы рост доходов работников осуществлялся пропорционально росту доходов предприятий. Европейская модель развития содействовала поступательному росту жизненного уровня в стране, увеличению сберегательных процессов, необходимых для последующего инвестирования. Таким образом, формировалась база инвестиционного климата в стране, залога ее стабильного экономического роста. Население, благодаря росту благосостояния, меняет социальную структуру. Постепенно вымываются экономические основы маргинализации населения, растет так называемый третий класс, имеющий средний уровень доходов. Он становится основным плательщиков налогов, определяя тем самым финансовые возможности государства, опорой государства в социальной гармонизации, обеспечивая устойчивый экономический рост. Однако развитие по такому пути требует научного обоснования предельно допустимой социальной нагрузки на государственный бюджет. Социальная защищенность не должна гасить мотиваций к труду и стремления к повышению квалификации, а тяжесть налогообложения не должна ослаблять стимулы к инвестированию. Между тем многие европейские страны стали страдать: * от вывоза национального капитала в страны с меньшей тяжестью налогообложения; * низких мотиваций местного населения к непрестижным видам труда, из-за чего приходится обращаться к труду иммигрантов. Их растущая доля в трудовых ресурсах приводит к появлению социальной напряженности, в которую закладывается и национальная подоплека. Перегруженность бюджета социальной составляющей требует снижения социальных обязательств государства, приближая их к оптимальным размерам. Однако такие решения не могут не вызывать недовольство населения, которое привыкло к сложившимся устоям жизни. Европейская модель развития основана на активной роли государства в регулировании экономики. Здесь непопулярны идеи об обязательном уходе государства из экономики, в которой процесс координации уступил место слепой стихии рынка. Государство считает необходимым развиваться стратегически, активно влияет на цены, пошлины, технические нормы, ставя рынку ограничения только там, где возможны негативные процессы. Европейская модель развития продемонстрировала всему миру положительные эффекты международной интеграции. Ранее мир убеждался в преимуществах развития страны, основанной на использовании единого технологического уклада. Он облегчал кооперацию предприятий и выпуск качественной продукции, взаимосвязанных производственных единиц. На такой основе возникала дополнительная производительная сила, формирующая кумулятивный эффект разделения труда. Европа смогла усилить такие эффекты, преодолевая раздробленность национальных рынков и сформировав единый рынок. И это единство позволило использовать даже небольшим странам положительный эффект масштаба и выйти на единые стандарты конкурентоспособности. Более того, стала возможна более тесная кооперация фирм разных стран, что также дало толчок для роста производства. Таким образом, Европа показала кумулятивный эффект развития на основе насыщенного, но единого рыночного пространства, подчиненного единым принципам и нормам регулирования. Особенность европейского развития послевоенных лет, и особенно в последние два десятилетия, состоит в использовании эффекта системности, который основан на учете согласованности экономических процессов. Такой эффект служит важнейшим фактором роста наряду с инвестициями. Толерантность ЕС к национальным культурам различных стран также оборачивается экономическими эффектами. Происходят абсорбция всего лучшего и ненавязчивое постепенное взаимное обогащение достижениями мировых культур. Надо отдать должное и политической ориентации ЕС, который не претендует на мировое лидерство и не стремится навязывать свои стандарты экономического и политического устройства остальным странам мира. Это освобождает ЕС от огромных затрат, которые необходимы для поддержания статуса мировой державы, что в свою очередь приносит не только политические дивиденды, но и экономические выгоды. Японская модель развития. Япония является относительно молодой высокоразвитой экспортоориентированной страной. Она производит примерно 14 % мирового ВМП, имея 2,3 % населения от мировой численности. Япония совершила беспрецедентный рывок в экономическом развитии. До Второй мировой войны (1938) на ее долю приходилось всего лишь 3 % ВМП. После Второй мировой войны она встала из руин и отказалась от феодально-клановой модели развития. Япония, оккупированная США, провела радикальные рыночные реформы, которым национальная феодальная элита не могла оказать сопротивления. Помещики лишились собственности на землю, доставшуюся крестьянам. Была проведена жесткая антимонопольная реформа, которую даже США не решались проводить у себя дома. По существу был произведен роспуск действующих монополий, и их акции пополнили рынок открытых продаж, активов. В результате аграрный сектор перестал кормить бесплодный слой рантье - помещиков, а в промышленности сформировались стартовые условия свободной конкуренции. При таких условиях началось развитие Японии. Ее рынок страдал от засилья импорта, так как национальное производство было неконкурентоспособно. Японское правительство осознало необходимость ликвидировать промышленное отставание, добывая недостающие технологии за счет приобретения лицензий. На их основе в течение 1950-1970 гг. фактически были перестроены все отрасли. Промышленная трансформация Японии подчинялась системе продуманных мер, приоритетных направлений, которые формировались на основе совместной работы правительственных структур и бизнеса. Приводилась в действие знаменитая японская структурная политика. В результате в Японии был создан относительно единый технологический уклад, подчиненный структурной сбалансированности. Идея экономической теории о необходимости добиваться макроравновесия и поддерживать его стала активно внедряться в хозяйственную практику. В 1960-х гг. Япония стала использовать расчеты межотраслевого баланса в государственном регулировании экономики. Она ориентировалась на рассчитанную межотраслевую оптимальность и ежегодно определяла квоты развития отраслей. В области микроэкономики японская модель показала всему миру успешность использования «человеческих отношений» между трудом и капиталом. Японские фирмы, нацеленные на мировой рынок, нуждались в стабильных кадрах. В крупных корпорациях утвердилась система пожизненного найма. Теперь се роль уменьшается. Она охватывает примерно 25 % наемной рабочей силы. Фирма в Японии обязана следить за профессиональным продвижением работника и о его вознаграждении в зависимости от стажа работы. Подобное направление японского менеджмента позволило гармонизировать отношения в обществе, значительно усилив трудовые мотивации. Таким образом, японская модель человеческих отношений формировала на уровне микроэкономики социальную стабильность общества. В остальных высокоразвитых странах эти цели достигались в большей степени за счет усилий государства, регулирующего рынок труда. Здесь же государство не стремится ставить границы имущественному расслоению. Обновление производства на основе лицензий, сбалансированное развитие экономики, активная промышленная политика правительства, подкрепленная новациями эффективного менеджмента, позволили Японии перейти на новую ступень промышленной модернизации. Необходимость закупать ресурсы для производства заставила Японию с самого начала ориентироваться на высокие критерии эффективности, характерные для мирового рынка. Новая техника и созданная продукция должны были соответствовать этим требованиям. Высокая мировая цена за ресурсы стала низшей стартовой планкой эффективности. Ее необходимо было преодолеть и добиться большего для получения предпринимательского дохода. Японская экономика с успехом справилась с подобными трудностями, которые в свою очередь укрепляли стремление развиваться на основе техники с высокими параметрами эффективности. Дефицит сырьевых ресурсов заставил Японию развивать ноу-хау в области использования ресурсоэкономных технологий. Успешное освоение мирового рынка Японией активно поддерживалось государством за счет стимулирования товарного экспорта. Однако 90-е годы XX в. называют для Японии тяжелыми. В это время ее среднегодовые темпы прироста составляли 1,4 % - самый низкий показатель среди промышленно развитых стран мира. В начале XXI в. два года подряд ее ВВП падал по 0,5% ежегодно. Затянувшаяся на 15 лет депрессия обнажила слабость японской модели по отношению к сложившимся реалиям мирового рынка. Зарубежные экономисты М. Портер, X. Такнучи, М. Сакакибара отметили наиболее уязвимые места японского хозяйственного механизма: • ориентированность на монополистические гиганты; • ущемление рыночных сил на внутреннем рынке, приведшее к конкурентоспособности по мировым меркам лишь отдельные отрасли. Государство, формируя внутренние цены выше мировых, создавало стимулы работы на местном рынке, но при этом увеличивалось отставание в конкурентоспособности многих производителей; • ограничение ПИИ в экономику, сдерживающее подъем • незначительная ориентированность на подготовку высокоодаренных специалистов, повышающих свое образование на основе автономного послевузовского обучения. Японская система повышения квалификации хороша для подготовки рабочего широкого профиля, но не разностороннего творческого специалиста. В итоге она столкнулась с нехваткой способных к самостоятельной деятельности специалистов; • стремление постоянно приобретать недостающие технологии, в большей мере, чем их создать самим, ослабившее ее усилия в повышении интеллектуального потенциала нации за счет модернизации системы образования. Состояние внутреннего потенциала японской экономики стало определять и ее внешнеэкономическую деятельность. Япония, ориентируясь на производство товаров с использованием высоких технологий, стала наращивать экспорт в высокоразвитые страны, так как именно там был высокий спрос на такого рода продукцию. Начиная с 1970-х гг., экспортные поставки обеспечивали от 70 до 83 % прироста продукции, произведенной в индустриальном секторе. Причем три четверти из нее шло на американский рынок. Ориентация на американский рынок привела к конкурентным трениям. Япония, заняв часть этого рынка, не смогла дальше осуществлять здесь свою торговую экспансию и стала использовать экспансию капитала. Однако к середине 1980-х гг. 3/4 зарубежных инвестиций Японии в США и Европу оказались не очень доходными, поэтому она переключилась на освоение близлежащего и более слабого по сравнению с ней азиатского региона. В середине 1990-х гг. Япония направляла в азиатские страны 45 % товарного экспорта (технологий и комплектующих) и 47 % экспорта технологий. ПИИ в эти регионы росли еще более интенсивно. Итак, Японии сегодня нужна новая стратегия экономического роста, которая позволила бы ей занять более надежные позиции в освоении модели инновационного типа. Модель развития индустриального типа уже себя исчерпала. Тема 3. Внешняя торговля и внешнеторговая политика государства. Теории мировой торговли
1. Мировая торговля и ее направления. 2. Роль внешней торговли в развитии страны. Условия внешней торговли. 3. Политика либерализации и протекционизма. 4. Теории мировой торговли.
1. Мировая торговля и ее направления. Международная торговля — сфера обмена продукцией разных стран на основе купли-продажи. Она включает экспорт и импорт товаров (вывоз и ввоз). Международная торговля исторически стала первой формой внешнеэкономических связей и постепенно набирала силу. После Второй мировой войны се среднегодовые темпы роста уже в 1,5 раза превышали темпы роста мирового объема производства. Она принимает устойчивый характер на рубеже XVIII— XIX вв., благодаря крупному машинному производству с присущей ему специализацией и возможностями выпускать продукцию не только на внутренний, но и на внешний рынок. В настоящее время мировая торговля развивается очень быстрыми темпами. За последние 50 лет XX в. мировой торговый оборот вырос в 25 раз. Причины такого небывалого роста связаны: а) с созданием новых отраслей и реконструкцией старых: б) индустриализацией развивающихся стран; в) углублением специализации, позволяющей торговать не г) либерализацией, международной торговли на основе сни- Структура мировой торговли отражает потребность стран в НТП и уровень развития различных стран. На первом месте стоит продукция обрабатывающих отраслей, которая охватывает 3/4 мирового товарооборота. Оставшаяся четверть приходится на продовольствие, сырье и топливо. Удельный вес продукции обрабатывающих отраслей растет, а остальных соответственно понижается. Это объясняется современным направлением НТП, связанного с ресурсо- и энергосбережением. Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и продукцией высоких технологий. Набирает силу торговля такими услугами, как консалтинг, лизинг, инжиниринг, а также информационного характера. Возрастают доля продукции с высокой добавленной стоимостью и соответственно доля готовой продукции. 4.10------------------------------------------------------------------ В мировой торговле лидирующие позиции занимают страны с развитой рыночной экономикой. Их доля в мировом товарном экспорте колеблется около 70 %, порой превышая этот уровень. Развитые страны, получая выручку от экспорта, имеют большие возможности оплачивать импортные товары. В связи с этим развитые страны не только главные экспортеры, но и импортеры мира. Самые активные международные товарные потоки происходят в рамках взаимоотношений развитых стран. Продукция НТП и высокие технологии здесь пользуются особо высоким спросом. Товары такого рода экспортируются и в то же время поглощаются преимущественно на этих рынках. Здесь на них формируется как спрос, так и предложение. Торговля PC ориентирована на обслуживание интересов промышленно развитых стран. Их доля в мировом товарообороте составляет чуть меньше '/4 Мировая торговля, активизируясь, претерпела качественный скачок. Она стала не только проводником излишков национального производства, но и посредником заранее согласованных поставок продукции кооперирующихся между собой предприятий разных стран мира. Современные ТЫ К через международную торговлю даже проводят свои внутрифирменные сделки, так как их производства разбросаны в разных странах. Россия активно участвует во внешней торговле. Ее можно назвать экспортоориентированной страной, поскольку экспорт составляет более 45 % ВВП. (В СССР экспортная квота не превышала 7 %.) Структура экспорта отвечает позициям, характерным скорее для PC: в нем слишком велика доля продукции с низкой добавленной стоимостью. Только продажа сырой нефти и газа приближается к половине объема экспорта. В настоящее время возникает необходимость диверсифицировать экспорт на основе роста конкурентоспособности обрабатывающих отраслей. Импорт России пока недостаточно направлен на экономический рост. Доля машин и оборудования в объеме импорта составляет чуть меньше ¼. Импортная квота равна 16 % ВВП. Превышение экспортной квоты над импортной указывает на отсутствие угрозы обесценения национальной валюты. 2. Роль внешней торговли в развитии страны. Условия внешней торговли. Внешняя торговля в СССР часто использовалась для погашения товарных дефицитов. Но сама она не приносила стране дополнительного дохода. Сегодня выгоды внешней торговли видятся по-другому. Внешняя торговля рассматривается как источник дополнительного дохода страны, а не как средство «латания дыр» национальной экономики. Внешняя торговля призвана обеспечить прирост дохода при тех же производственных возможностях. Без внешней торговли подобный прирост потребовал бы увеличения ресурсов страны. Воздействие экспорта на экономику страны. Если страна ориентируется на участие в международной торговле, необходимо часть национальной продукции производить специально для продажи за рубежом. Ее реализация становится национальным экспортом. Товарный экспорт занимает определенную долю в ВВП, которая получила название экспортной квоты (Xкв). Х кв = Х/ВВП, или Х/ВВП где Х - объем экспортной продукции. В каждой стране экспортная квота разная. По экспортной (импортной) квоте определяют степень участия страны в мирохозяйственных связях. Польза экспорта заключается в следующем: • способствует росту ВВП, совокупного спроса, рабочих мест; • обеспечивает финансирование роста ВВП за счет доходов иностранного государства; становится источником притока иностранной валюты в страну Увеличение экспорта как части ВВП ведет к росту итогового показателя развития страны, и значит, способствует ее экономическому росту, активизируетинвестиционный спрос изанятость. Примерно 1/5 доходов развитых страни 1/3 доходовразвивающихся непосредственно зависят от экспорта. Получив выручку, экспортеры могут тратить ее на инвестиции, осуществлять заказы смежных отраслей, способствуя развитиювнутреннего рынка. Приток валюты, которую экспорт приносит в страну, позволяет оплатить импорт, расширить круги ассортимент потребления страны. Как правило, экспорт товаров увеличивает ВВП, совокупный спрос.Возможны иисключения: когда экспорт приводит к падению ВВП идеформирует внутренний рынок. Это происходит приэкспорте товаров, потребность в которыхна внутреннем рынке ещене удовлетворена. В результатерастет несбалансированность национальной экономики, отягощеннаяинфляцией. Мотивами такого экспорта могут стать два обстоятельства: 1) более низкий уровень внутренних цен по сравнению с мировыми; 2) падение курса национальной валюты. Продажа товара за границей в этом случае становится особо выгодной. В России наблюдались оба таких случая. С 1992 по 1995 г. внутренние цены на ресурсы были ниже мировых итогда национальные ресурсы массовым порядком вывозились изстраны. Пришлось сравнять внутренние цены на ресурсы смировыми. Это привело страну кизнурительной инфляции издержек, длящейся несколько лет. Во второй половине 1990-х гг. возникалифорс-мажорныеситуации, в результате которых Камчатка оказалась неотпливаемой в зимний, сезон по причине вывоза мазутаза рубеж. Экспорт России на рубеже XX и XXIвв. составлял 40 % ВВП. Он значительно превышал импорт; образуя так называемый чистый экспорт товаров и услуг. Данные говорят о том, что Россия активно включилась в мировой рынок товаров и рассматривает экспорт как фактор экономического роста. Воздействие импорта на экономику страны. Страны, которые раньше других встали на путь внешней торговли, рекомендовали сдерживать товарный импорт, так как видели в нем конкурента для отечественного производителя, Кроме того, отмечали, что импорт способствует, оттоку золота из страны. Теперь можно уже говорить об оттоке иностранной валюты и одновременном ослаблении своей валюты. По сей день во многих странах введены ограничения на приход конкурентного импорта. Между тем экономисты либерального направления Дж. С. Милль, А. Маршалл в начале XX в. увидели в импорте большую пользу в качестве мощного заряда экономического развития. Польза импорта связана: * с расширением возможностей удовлетворения потребностей страны; * усилением конкуренции, устраняя консерватизм производства; * улучшением структуры производства за счет устранения отсталого производства и перегруппировки ресурсов в пользу более эффективного производства; * формированием стимулов у отечественного производителя повышать качество своей продукции. Прогрессивная миссия импорта состоит в активизации движущих сил перехода на более высокую ступень эффективности производства. Польза импорта в развитии страны стала постепенно осознаваться, что "привело к возрождению старых идей свободы торговли, получившей новое название открытой экономики, или либеральной модели развития. Открытая экономика формируется, когда хозяйственное поле страны не имеет запретов для проникновения иностранных товаров и капиталов. Импорт России составлял почти 20-% ВВП. Такой результат специфичен для России» Он не повторяется в странах с переходной экономикой. Размер выигрыша или проигрыша, который получает страна, зависит от величины ее экспорта и импорта. Их соотношение определяется структурой и степенью конкурентоспособности национального производства; отрасли с сильным конкурентным потенциалом становятся экспортными, остальные оставляют поле для импорта. Эффективность внешнеторговых операций зависит не только от физических величин внешнеторговых потоков, но и от их ценового выражения. На мировом рынке цены подвержены изменениям и конъюнктурным перепадам. Они резко меняют величины результатов международных сделок. Эффективность внешнеэкономических операций страны будет возрастать, когда цепы ее экспорта повышаются, а цены импорта понижаются. Страна окажется в неблагоприятной ситуации, если динамика цен по этим группам будет противоположной. Зависимость положения страны от ценовых колебаний мирового рынка отражает такое понятие, как условия торговли. Условиямиторговли товарами (ТоТ) называют соотношение экспортных и импортных цен; ТоТ=Рх/Рм Показатель условий торговли рассчитывается как в целом для страны, так и по отдельным внешнеторговым фирмам. Он может быть агрегатным, т.е. охватывать суммарные величины по экспорту и импорту или отражать подобное соотношение по отдельным товарам. Рост показателя условий торговли означает повышение доходов страны от ее внешнеторговых операций, падение, наоборот, - потери. Для определения эффективности внешнеторговых операций показатель условий торговли выражают в процентных величинах, т.е. умножают на 100. Тогда, если ТоТ > 100, условия торговли для страны складываются благоприятно. Международная торговля будет приносить выгоду: При ТоТ < 100 страна будет терять свои доходы на мировом рынке. Приведенный показатель условий торговли называют бартерным, или товарным. Он показывает выигрышные или проигрышные позиции страны от внешнеторговых операций. Но когда страна хочет определиться с общей величиной чистого выигрыша от внешней торговли, т.е. обозначить доходные условия торговли, она должна товарные условия торговли умножить на количественный индекс экспорта. Доходные условия торговли - индекс, отражающий возможность импортных закупок на доходы, полученные от экспорта (Rx):
ТоТ(доходные) = (Рх/Рм)Rx В последние годы условия торговли для развитых стран улучшались, а для PC и стран с переходной экономикой продолжали ухудшаться. Такая ситуация связана с повышением спроса и соответственно цен на высокотехнологичную продукцию высокоразвитых стран. Потребность в ней возрастает в связи со стремлением отстающих стран включиться в процесс догоняющего развития. Сейчас намечается повышение спроса на мировых сырьевых рынках за счет роста промышленности Китая, Индии и новых индустриальных стран Азии. Для России такая конъюнктура дает шанс быстро наращивать доходы от экспорта и увеличивать ВВП. Страна, интегрирующаяся в мировой рынок, может повышать свои доходы с помощью структурных стратегий в виде: • увеличения потенциала экспортных отраслей; • уменьшения зависимости от импорта. Экспорторасширяющий экономический рост умножает доходы страны. Но насыщение мирового рынка экспортным товаром приведет к падению его продажных цен, что ухудшит условия торговли для страны. Страны, страдающие от засилья импорта, стремятся стимулировать импортозамещение. Это может привести к падению спроса и цен на импорт, что улучшит условия внешней торговли. России при выработке направлений внешнеторговой политики не следует забывать о выгодности процессов импортозамещения. 13.10----------------------------------------------------- 3. Политика либерализации и протекционизма. Внешнеэкономическая политика может основываться на концепции протекционизма или свободной торговли. Протекционизм означает защиту национального производства за счет ограничения иностранной конкуренции. Идеи свободной торговли, или в современной терминологии — открытой экономики, предполагают, что хозяйственное поле страны не имеет запретов для иностранных товаров и капиталов,
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |