Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Протекционизм и его рекомендации




Первые теории междуна­родной торговли, представленные школой меркантилистов пытались ответить на вопрос: в чем же заключается нацио­нальный интерес во внешней торговле? Они указали, что внеш­няя торговля должна приумножить и сохранить богатство стра­ны, которое они связывали с наличием драгоценных металлов прежде всего с золотом и серебром. Государственные усилия должны содействовать притоку этих ценностей в страну. По­скольку экспорт товаров обеспечивал приток драгоценных ме­таллов в страну, а импорт - их отток, то, естественно, меркан­тилисты рекомендовали поощрять экспорт и тормозить импорт.

Такая политика защищала национальное производство, ограничивая иностранную конкуренцию. Национальное про­изводство должно было находиться под патронажем (протек­цией) государства. Отсюда и ее название — протекционизм.

К типичным мерам сдерживания импорта относятся:

*тарифные пошлины на импортные товары (на единицу товара или на их декларируемую сумму);

*нетарифные ограничения (квоты, требования лицензии и др.);

*установление государственной монополии на право тор­говли отдельными товарами.

Современные формы поощрения экспорта включают:

*прямую дотацию (экспортную премию);

*льготный кредит, льготные налоги на экспортное произ­водство;

*государственное страхование экспортной продукции;

*государственные гарантии для вывоза товаров в страны с неустойчивыми политическими режимами;

*изучение конъюнктуры мирового рынка, правовое обес­печение защиты интересов за рубежом;

*прямое участие в инвестициях наукоемкого производства, облегчая бизнесу финансирование объемных проектов;

*снижение курса национальной валюты в угоду интересам экспортных отраслей. Экспортер обменивает свою валютную выручку у себя в стране. При обесценении нацио­нальной валюты его доход, выраженный в национальных деньгах, возрастает.

Последствия протекционизма для участников международной торговли. Протекционистская политика носит явно конфлик­тный характер, так как ограничение импорта сдерживает раз­витие стран-экспортеров. Как только одна страна примет меры, ограничивающие импорт, страна-импортер примет ответные меры и введет такие же ограничения на импорт, ухудшая пози­ции зачинщика торговой войны. В результате в обеих странах не только упадут объемы импорта, но и сократятся их экспорт­ные возможности.

Жизнь требовала расширения внешнеэкономических отно­шений, а система протекционизма вела к их сужению. Критики протекционизма, начиная с А. Смита, приводят доказательства выгодности внешней торговли для всех ее участников. Стра­на не может производить весь набор ассортимента товаров. Она производит то, что ей лучше удается, и продает излишки с вы­годой для себя другим странам. Покупает же у импорте­ров продукцию, производство которой в стране было бы слиш­ком дорого. Импортеры продают товары, исходя из тех же прин­ципов.

Поскольку во внешней торговле достигается выгода для каж­дой стороны, то наиболее рациональна модель свободной тор­говли, а не протекционизм.

Открытая экономика ивозможности ее совмещения с прин­ципамипротекционизма. Страны, придерживающиеся модели открытой экономики, не закрывают двери перед иностранной конкуренцией, не применяют жестких, мер, ограничивающих импорт. Но своих экспортеров они могут стимулировать.

Тем не менее в реальной жизни все страны используют идеи разумного протекционизма, но применяют их достаточно гиб­ко. Протекционистские меры считаются уместными, особен­но для защиты нарождающихся эффективных рыночных струк­тур. Но по мере того как они встали на ноги, ограждать их от международной конкуренции нецелесообразно.

Современный протекционизм рассматривается как частный случай экономической политики. Он может распространяться на регулирование отдельных сфер хозяйствования, а также охватывать отдельный временной период.

Мотивами современного протекционизма выступают:

• защита молодых производств;

• защита национального рынка от импортного демпинга с его заниженными ценами;

• содействие диверсификации производства.: Многоотрас­левое производство делает экономику более устойчивой и уменьшает потребность в импорте;

• стремление сохранить занятость;

• защита военного производства,

Россия, имеющая большую долю малоэффективных пред­приятий, вынуждена опираться на методы протекционистской внешнеторговой политики. Об этом свидетельствует более вы­сокий уровень таможенных пошлин на импорт по сравнению с развитыми странами. Средний таможенный тариф на импорт в России в начале 2002 г. составлял около 11 % при уровне та­рифного обложения в ЕС 4,2 %„ в США -— 5,4 %. Вхождение России во Всемирную торговую организацию (ВТО) вынудит ее снизить таможенные барьеры.

4. Теории мировой торговли.

Теории мировой торговли описывают ее направления, спо­собные умножить национальное богатство, Их ключевые проб­лемы связаны:

* с определением наиболее выгодного экспортного и им­портного товара; S * выявлением оптимальных направлений эффективной спе­циализации страны; * определением конкурентных преимуществ национальной

экономики нотой или иной товарной позиции:

* измерением выгод от внешней торговли и их распределе­нием между торговыми партнерами. Классическая теория внешней торговли представлена мо­делью абсолютных преимуществ А. Смита, и моделью сравни­тельных преимуществ Д. Риккардо.

Теория абсолютных преимуществ А.Смита была направлена против меркантилистов, которые ориентировались на протек­ционистские действия государства во внешней торговле.

А. Смит доказывал, что такая политика в конце концов ведет к ограничению внешней торговли.

Экспортируется обычно товар, который на мировых рынках оценивается выше, чем у себя в стране, поскольку там он явля­ется дефицитным. В связи с этим доход, который приносит экс­портный товар, оказывается более высоким по сравнению с реализацией его на внутреннем рынке. В условиях закрытой эко­номики, в отсутствии внешней торговли для аналогичного при­роста дохода, пришлось бы задействовать дополнительные ре­сурсы. При их отсутствии прирост дохода стал бы. невозможным. "а, Смит обосновал и направления эффективных экспорт­ных позиций.

Правила поиска эффективных экспортных позиций стра­ны, по А. Смиту, заключаются в следующем.

1, Экспортировать следует товар, по которому страна до-­
билась абсолютных конкурентных преимуществ.

2. Абсолютные преимущества достигаются, когда нацио­-
нальный товар имеет более низкие издержки по сравнению с
теми, которые затрачивают другие государства на производство
товара-аналога.

Допустим две страны А и В производят один и тот же товар с издержками в 4 и 6 долл. Внутренние цены этого товара в стра­не А составят 6 долл., в стране В — 7,5 долл. (табл. 2).

Таблица 2

 

Страна Издержки, долл. Внутренняя цена, долл. Доходы от реализации, долл.
А   В         7.5     1,5  

Таблица 2 показывает, что страна А обладает абсолютными конкурентными преимуществами, так как ее издержки и. внут­ренние пены ниже. Она может реализовать эти преимущества, экспортируя свой товар в страну В. Если она станет продавать там товар по цене 7 долл., то сможет оттеснить местного про­изводителя и обеспечить себе рост дохода на единицу изделия в 1,5 раза, увеличив его с 2 долл. до 3.

А. Смит рекомендовал экспортировать товар, обладающий абсолютными преимуществами, и отказываться от производства тех изделий, которые обходятся дороже по сравнению с ценой импорта.

В результате ориентации стран на приоритетное развитие отраслей, добившихся абсолютных преимуществ, происходит естественный процесс международного разделения труда.

А.Смит, исследуя абсолютные преимущества, выделял ес­тественные и приобретенные. Естественные преимущества страны обусловлены климатическими и иными природными условиями. Приобретенные преимущества определяются уров­нем специализации производства. Сейчас к приобретенным преимуществам следовало бы добавить уровень использования научно-технических достижений. Поскольку каждая страна реализует во внешней торговле свои конкурентные преимуще­ства и добивается за счет этого прироста дохода, внешняя тор­говля обеспечивает выигрыш всем участникам торгового обмена.

А. Смит сделал следующие выводы о взаимных выгодах уча­стников международной торговли.

 

1. Международная специализация ведет к росту общего ко­личества выпускаемых товаров у всех участников мировой тор­говли.

2.Мировая торговля позволяет их приобрести в большем объеме, в большем ассортименте и по более низким ценам.

Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардопоказала, что торговля может обогатить страну даже в том случае, если она не располагает абсолютными преимуществами.

Выбор экспортного товара должен определяться по крите­рию его сравнительных или относительных преимуществ, ког­да экспортная отрасль обладает более высокой производитель­ностью по сравнению с остальными отраслями. Увеличение удельного веса такого производства и сокращение долей осталь­ных позволят стане увеличить свой национальный доход.

Для доказательства этого вывода Д. Рикардо использовал по­нятие альтернативной цены, или издержек (цены) замещения. Она представляет собой простое сравнение цен единиц двух товаров. выраженных через трудовые затраты на их производ­ство. Допустим, в стране X товар А = 2 товарам В. Равенство показывает, что товар А требует на свое производство в 2 раза больше трудовых затрат. Предпочтение при выборе из двух то­варов на экспорт отдается товару В. Именно он обладает сравнительным преимуществом по отношению к товару А. Товар В может импортироваться в страну Y, если в ней аналогичный отечественный товар не обладает сравнительными преимуще­ствами.

Д. Рикардо сделал следующие выводы о выборе экспортно­го и импортного направления страны в условиях максимиза­ции выгод от внешней торговли,

.1. Экспортируется товар, обладающий сравнительными преимуществами по отношению к остальным товарам внутрен­него рынка, а импортируется тот; который таких преимуществ не достиг:

2. Экспортный товар может стать импортом для другой страны в том случае, если его сравнительные национальные издержки будут ниже, чем сравнительные издержки аналога в другой стране.

Количественное описание реализации сравнительных пре­имуществ во внешней торговле Д. Рикардо произвел на про­стом примере взаимной торговли между Англией и Португа­лией. В его примере обе страны производили одно и то же ко­личество вина и сукна, но трудовые затраты на их производство различались (табл. 3),

Таблица 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.