КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тактика центрального банка при нарушениях равновесия платежного баланса
Политика центрального банка по предотвращению нарушений платежного баланса будет опираться на те же стабилизационные меры, но с меньшей нагрузкой. Обычно центральный банк устанавливает пределы свободных колебаний курса национальной валюты (валютный коридор). Такая политика облегчает регулирование платежного баланса. Если цена иностранной валюты приближается к верхней границе валютного коридора, это свидельствует об угрозах нарастания дефицита платежного баланса. Валютная интервенция и политика дешевых денег становятся условием предотвращения дефицита платежного баланса. Приближение цены иностранной валюты к нижней границе центральный банк расценивает как угрозу нарастания профицита платежного баланса. Продажа валюты центральным банком и политика дорогих денег становятся условием ее предотвращения. При режиме фиксированного валютного курса в экономике постоянно накапливаются дефицит либо излишки валютных средств, поскольку фиксированный курс, как правило, отклоняется от рыночного. При более низкой оценке национальной валюты по сравнению с ее официальным курсом (номинальная национальная валюта завышена) теряются выгоды у экспортеров товаров и импортеров капиталов. Осознание постоянных потерь от внешнеэкономических стратегий снижает их активность. В результате страна все больше теряет притоки иностранной валюты, нарастает дефицит платежного баланса.
При превышении реального курса национальной валюты над его официальным уровнем происходят противоположные действия. Теряются выгоды вывоза капитала и товарного импорта. Страна лишается части притоков ресурсов такого рода, а профицит платежного баланса нарастает. Инструменты выравнивания платежного баланса при фиксированном валютном курсе включают: * валютные интервенции при дефиците платежного баланса; При ревальвации будет наблюдаться обратная картина: «удушение» товарного экспорта и стимуляция импорта. В этом случае следует ожидать разрушения профицита платежного баланса. Мероприятия государства по уравновешиванию платежного баланса. Экономические мероприятия государства по выравниванию платежного баланса носят косвенный характер. Это означает, что государство формирует не сам баланс, а лишь условия, которые в свою очередь будут влиять на процессы, выравнивающие платежный баланс. В то время как активный баланс относительно легко корректируется, пассивный - постоянно ставит большие проблемы: золотовалютный резерв тает, государство не может кредитовать импортеров. Внутренний рынок дестабилизируется растущей инфляцией. Экономические меры государства в борьбе с дефицитом платежного баланса можно устранить с помощью протекционистских мер, когда товарный экспорт стимулируется, а импорт тормозится. Политика «удушения» импорта при дефиците платежного баланса. Хотя всем известно, что все ограничения внешнеэкономической деятельности в долгосрочном периоде вредят развитию экономики, страны с пассивным платежным балансом зачастую не имеют других возможностей улучшить свои платежные балансы, кроме мероприятий, ограничивающих импорт.
С вхождением многих стран в ВТО резко уменьшились их возможности использовать традиционное защитное средство в виде повышения таможенных тарифов. Сейчас ВТО установила пределы таможенного тарифа в размере 3,8 % для стран-участниц Невозможность расширения рамок эксплуатации таможенной защиты заставила искать иные меры ограничения импорта и по мере их нахождения повысить их нагрузку. Этим объясняется расширение правовых процессов оттеснения импортеров с рынка. Чаще всего основанием для применения такой тактики служат обвинения в демпинге, т.е. в экспорте по бросовым ценам В связи с этим стало более точно отрабатываться само понятие демпинга и его видов. Демпингом считается не обязательно продажа более дешевого импортного товара. Международные соглашения считают демпингом лишь продажу импортного товара по ценам более низким по сравнению с внутренним рынком импортера. Различают дотационный, социальный и валютный демпинг. Дотационный демпинг построен на субсидировании производства правительствами экспортеров. В социальном демпинге могут обвиняться страны с более низкой реальной заработной платой, в валютном демпинге - страны, которые девальвировали свою валюту, или те, которые, несмотря на повышающийся профицит платежного баланса, не спешат с ревальвацией своей валюты. Подобные действия ведут к искуственному стимулированию экспорта и ограничению импорта и означают что страна перекладывает свои проблемы на другие государства Безусловно, юридически можно закрыть свой рынок для импортера при доказательстве наличия дотационного демпинга. Упреки же в использовании социального или валютного демпинга могут иметь действие при формировании соглашений об интеграционных образованиях типа общего рынка, зон открытой торговли и т.д. К примеру, на переговорах о вступлении России в ВТО было выставлено требование повысить ее экспортные цены на энергоносители и газ в целях нейтрализации более низких социальных издержек этих товаров.
Политика поощрения экспорта при дефиците платежного баланса. Можно выделить следующие направления возрастающей активности стимулирования экспортеров. 1. Государство активизирует свое участие в экономических рисках экспортеров, расширяя круг гарантий надежности заключенных договоров и поручительств. 2.Усиливается масштаб налоговых льгот и прямого дотирования экспортеров. Государства или освобождают от налогов производителей при экспорте продукции, или используют налоговые льготы. Возможны и прямые субвенции. К ним принадлежат, например, наличные доплаты, льготные кредиты, экспортные премии, инвестиционная помощь и экспортные кредиты. 3.Расширяется круг торговых соглашений и договоров, которые заключает государство, стремясь расчистить дорогу для отечественного экспорта. Протекционистские меры, имеющие эффект в краткосрочном периоде, при дефиците платежного баланса или его угрозах не способны кардинально решить проблемы уравновешивания платежного баланса, если не подкрепляются политикой развития внутреннего рынка страны и конкурентоспособности отечественного производства. Протекционизм не убирает глубинные причины болезни экономики, вызвавшие дефицит платежного баланса, а всего лишь борется с его последствиями. По прошествии времени страна, не добившаяся успехов в развитии внутреннего рынка, опять окажется в состоянии пассивного платежного баланса. Экономические болезни страны превращаются в хронические. Фундаментальные условия улучшения состояния платежного баланса должны решаться на основе долгосрочной страте гаи и соответствующей ей политики, содействующей развитию внутреннего рынка и инвестиционному росту. Такая политика должна быть направлена на повышение конкурентоспособности отечественных товаров и на развитие импортозамещающих отраслей. Для России это особенно важно. 4. Платежный баланс стран с развитой рыночной экономикой и Россией.
Административные меры представляют собой нерыночное вмешательство в сферу нешнеэкономических отношений Среди административных мер можно назвать контенгирование импорта и прямой контроль статей платежного баланса. Последний включает следующие моменты. 1. По счету текущих операций происходит регламентация экспортных и импортных операций. При пассивном торговом балансе особенно тщательно контролируется товарный импорт (увеличиваются таможенные тарифы, уменьшаются квоты на импорт и т.д.). 2.По счету движения капиталов регулируются величины вывоза национального капитала, а также прилагаются усилия по реструктуризации внешнего валютного долга1. 3.По резервам происходит накопление золотовалютных резервов. При пассивном платежном балансе центральный банк прибегает к валютным интервенциям в целях сохранения искусственного поддержания курса собственной валюты. Пределом возможностей такой политики центрального банка служит величина самих резервов. Их исчерпание ведет к неизбежной девальвации национальной валюты. Валютные ограничения становятся разновидностью прямого контроля статей платежного баланса. Они регламентируют не объемы торговли, а исключительно движение валютных потоков. При угрозах дефицита платежного баланса валютные ограничения призваны создать заслоны для оттока валюты Валютные ограничения по счету текущих операций представлены такими вариантами, как: • замораживание валютных счетов экспортеров; • требование обязательной продажи валютной выручки экспортеров центральному банку или на валютной бирже; • ограничение продажи иностранной валюты импортерам на текущем и срочном валютных рынках страны, что автоматически сокращает объем импорта; • запрещение оборачиваемости иностранной валюты во внутренних сделках страны; • запрещение продажи товаров страны за рубежом с оплатой в национальной валюте. Валютные ограничения по финансовым операциям пассивного платежного баланса ставят цель сократить отток капитала и стимулировать импорт капитала. Для этого: • устанавливается предел вывоза иностранной валюты, золота, ценных бумаг и других ценных активов; • вводится контроль за рынком ссудных капиталов, в том числе кредитов под зарубежные инвестиции, рынком ценных бумаг, создавая противовесы ажиотажу валютных спекуляций; • замораживается оплата внешнего долга. Развитые рыночные страны, такие как Япония, Германия, став успешными экспортерами товаров, не раз оказывались в ситуации активного платежного баланса, который создавал опасность сокращения объемов их экспорта. В этой связи они стали применять меры, предотвращающие дальнейший рост курса их национальной валюты. Поскольку экспортеры товаров и импортеры капитала доставляют на национальный рынок дополнительную иностранную валюту, именно к ним применяются сдерживающие меры. Стандартными мерами валютного контроля при активном платежном балансе являются: • препоны для притока иностранного капитала; • выдвижение ограничений для ввоза иностранной валюты в страну; • выдвижение требований по депонированию части иностранного кредита центральному банку страны. Очень часто можно услышать мнение, что страна, уповающая на прямой контроль, особенно на валютный, окажется бессильной решать балансирование платежного баланса на устойчивой долгосрочной основе. В итоге активно рекомендуется переориентироваться на более либеральный режим балансирования платежного баланса. Однако продвигаться к более либеральному валютному режиму следует с большой осторожностью. Ослаблять валютный контроль следует только по мере достижения позитивных макро-экономических результатов. Поспешность в этом отношении опасна экономическими шоками. При неблагоприятном пассивном платежном балансе можно постепенно снимать ограничения на вывоз иностранной валюты. Этому должны проложить дорогу успехи устойчивого экономического роста, сопровождающегося нарастанием поступлений иностранной валюты. Счет текущих операций России характеризуется сильными позициями экспортеров, т.е. он положителен. Торговый баланс делает активным экспорт сырьевых энергетических отраслей. Обрабатывающая же промышленность в целом еще не достигла необходимой конкурентоспособности для того, чтобы выйти на мировой рынок. Счет движения капитала в 2005 г. имел отрицательное сальдо за счет: • погашения большого внешнего долга страны, в том числе и досрочно; • оттока национального капитала за границу; • нежелания иностранных инвесторов далее направлять свой капитал в Россию. Потоки ПИИ пока еще не играют существенной роли в экономическом росте России. 2005 г. в счете капитальных операций отразил значительное сокращение оттока отечественного капитала из частного сектора (почти в 5 раз). Этот факт вселяет надежды на то, что Россия стала продвигаться на более выгодные позиции платежного баланса. Тема 9. Международная экономическая интеграция 1. Сущность, формы и этапы международной экономической интеграции. 2. Западноевропейская экономическая интеграция. Европейский союз. 3. Система международных организаций: их функции в регулировании международных экономических отношений. 4. Теории глобализации мирового хозяйства.
1. Сущность, формы и этапы международной экономической интеграции. Международный интеграционный экономический процесс осуществляется через переплетение хозяйственных связей между странами мира. Национальные рынки постепенно сливаются в единый глобальный рынок, с единым рыночным режимом Переплетение хозяйственных связей между странами вызывает потребность в смягчении и даже в снятии ограничений в торговых отношениях, движении капитала и рабочей силы т.е в либерализации национальных рынков, открывающихся' для иностранных экономических притоков. Возникший интеграционный процесс сам вызвал новые тенденции развития мирового хозяйства. Произошло сближение национальных систем производства, обмена и потребления а Интеграционные процессы осуществляются на микро- и макроуровнях. Микроуровень охватывает международные стратегии частного бизнеса, макроуровень - сферу межгосударственных согласований национальных внешнеэкономических политик Этапы эволюции интеграционных процессов. Международная экономическая интеграция прошла четыре этапа. 1)Выход национальных товаров на мировой рынок. 2)Выход национальных факторов производства (капиталов и рабочей силы) на мировой рынок. 3)Выход на мировую арену ТНК и региональных международных образований. 4)Глобализация.
Рассмотрим суть процессов, происходящих внутри каждого этапа. Первый этап (начало XIX в.) знаменуется первыми шагами в превышении национальным производством узких границ внутреннего рынка. Поиски рынков сбыта усилили потребность во внешней торговле, в МРТ, подчинявшемся поиску эффективности внешнеторговых потоков. Второй этап начался с 20-х годов XIX в. Тогда интеграционные процессы стали охватывать не только международную торговлю, но и мировые потоки капиталов и рабочей силы. Вывоз капитала стал индикатором перемен хозяйственной жизни мира. Начиная с 1960-х гг. наметился значительный переток капитала из стран Западной Европы в страны Америки, Австралию, а затем и царскую Россию, Наибольший отток капитала наблюдался в Британии - 9 % ВНП, примерно на том же уровне он был во Франции, Германии и Нидерландах. Процессы сближения национальных рыночных режимов стали четко обозначаться. Об этом свидетельствует и сокращение разницы в ценах на товары между странами Европы и Америки. К началу Первой мировой войны за вековой период разница в ценах на товары сократилась на 81 %.
Третий этап начинается с 1960-х гг. Его характеризуют три новых момента: 1)новые бизнес-стратегии транснационального капитала, связанные с размещением взаимосвязанного производства корпорации в различных регионах мира; 2)международные институты, регулирующие интеграционные процессы; 3)региональные интеграционные образования. Транснациональный капитал, будучи продуктом интеграционных процессов, внес в них новый импульс. В 1960-е гг. ТНК в своих зарубежных филиалах уже не ограничивались стратегиями дублирования производства, освоенного на родине. Они раздробили МРТ, внедряя его в процесс производства частичного продукта прокладывая «единый мировой конвейер»: Подобная организация производства позволила ТНК уменьшить продажные цены, повысив тем самым конкурентоспособность своих товаров и планку эффективности интеграционных процессов. Переплетение хозяйственных оборотов различных стран базировалось на совершенствовании международного транспорта и коммуникаций. Интеграционный процесс потребовал специальной и институциональной организации. Она осуществлялась по трем последовательным направлениям на основе: 1)двусторонних и многосторонних межгосударственных согласований. Их цель - коррекция условий, обеспечивающих соблюдение взаимных национальных интересов участников международных связей; 2)межгосударственных организаций, устанавливающих регламент движения хозяйственных миропотоков; 3)формирования региональных коллективных соглашений по формированию единого экономического пространства. Такие соглашения нацелены на снятие или уменьшение ограничений для рыночных потоков государств, входящих в региональный блок и одновременно на сохранение торговых ограничений с остальными странами мира (рис. 1).
Рис. 2. Формы институциональной организации интеграционных процессов в рамках третьего этапа их эволюции Интеграционные группировки в международной экономике возникают от случая к случаю. Они могут и исчезать. В середине 1990-х гг. их было более 30 против 5-6 в 1980-е гг. Наиболее значимые из них сегодня — это: • ЕС; • североамериканское соглашение о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой (НАФТА). Это соглашение начало действовать с 1994 г.; • ASEAN. В ее составе такие страны, как Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней. С 1995 г. к нему примкнул и Вьетнам. Эта группировка поставила перед собой цель к 2008 г. создать для своих стран свободную торговую зону. Для ее достижения следует провести поэтапное снижение торговых тарифов внутри нее; • СНГ, образованное в 1992 г. на базе бывших республик СССР, за исключением стран Балтики. Развитие региональных группировок привело к международным структурным образованиям - региональным хозяйственным комплексам с единой инфраструктурой. Они могут иметь единую валюту, финансовые фонды, общие наднациональные или межгосударственные органы управления. Наиболее яркое выражение получили интеграционные региональные образования в Западной Европе во второй половине XX в. Начав в 1951 г. как Европейское объединение угля и стали, региональное соглашение стало носить более широкий характер. Оно охватывало уже не эти две отрасли, но и остальные отраслевые рынки в странах, включившихся в формирование регионального международного экономического пространства. Была создана единая зона свободного перемещения товаров, капиталов и рабочей силы для стран — участниц соглашения. Такая зона получила название Общий рынок. Количество стран-участниц постепенно возрастало. С 1993 г. на основе Маастрихтских соглашений подобная региональная группировка получила новое название — Европейский союз. Сегодня он уже практически завершил создание основ единого рынка, системы межгосударственного управления и уже перешел на единую валюту — евро. В настоящее время в состав ЕС входит 25 стран. 1 мая 2004 г. к «старым» странам — членам ЕС присоединились 10 новых. К странам — аборигенам ЕС относятся: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Испания, Португалия, Ирландия, Финляндия, Швеция, Австрия, Греция, Дания. Новыми членами ЕС стали Венгрия, Кипр (греческая часть острова), Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения и Эстония. Территория объединенной Европы увеличилась почти на 1/4, а население - 1/s. К 1960-м гг. западноевропейские страны стали испытывать нарастающую потребность в освоении новых рынков сбыта. Острота проблемы усугублялась потерей старых освоенных ранее внешних рынков Восточной Европы и бывших колоний. Потребность в новых рынках вызывалась: перерастанием производством емкости внутреннего рынка, в том числе продукции наукоемких отраслей. Последним требовались рынки развитых стран; * необходимостью дополнительных стимулов для повышения конкурентоспособности национальной продукции. В 1960-е гг. шесть стран (Франция, Германия, Италия и Бенилюкс) договорились между собой о свободе перемещения товаров, а затем капиталов и рабочей силы. Такое решение предъявляло более жесткие требования к внутри страновой конкуренции. Более эффективный капитал завоевывал лидерство в более широких границах, вытесняя малоперспективное производство. Это дало мощный толчок для роста производительности труда. Страны Общего рынка смогли противостоять конкуренции на своем хозяйственном поле со стороны США. Кроме того, страны Общего рынка смогли избежать деформаций монополизации производства, легко достижимой на маленьких рынках. Успешный процесс интеграции объяснялся и тем, что он сопровождался планомерными межгосударственными усилиями по использованию структурной политики. Они стали четко проявляться уже с 1970-х гг. и в дальнейшем нарастали. Прежде всего составлялись программы в области научных исследований по новым промышленным технологиям и коммуникациям. Наднациональные органы разрабатывали программы по кооперированию в новейших областях науки и производства, привлекая даже капиталы США и Японии. В 1990-х гг. в интеграционных процессах усилились механизмы сближения национальных политик, направленных на то, чтобы уровнять экономическое и социальное развитие стран-участниц. Слагаемые успеха западноевропейской интеграции заключаются в том, что интеграционный процесс: • продуцируется внутренним хозяйственным развитием; • смыкается с решением задач по повышению конкурентоспособности производства; • базируется на активной структурной политике государств. глобализации. Мировой и национальный рынки по многим позициям становятся одним хозяйственным полем. Теперь уже недостаточны призывы к адаптации локального рынка к мировому. Национальный рынок превращается во внутреннюю часть глобальных хозяйственных потоков. Формирование еди ной глобальной экономики сегодня проявляется по крайней мере по трем опорным позициям: 1) на основе Интернета действует глобальная информационная система, одновременно охватывающая множество развитых стран. Она позволила создать международную коммуникационную сеть и совершать торговые и финансовые международные сделки, не выходя из собственного дома; 2) произошло образование единой международной сети финансовых услуг, основанной на электронной системе связи и использовании компьютерных технологий. Ведущие банки 3) образовались и международные сети продвижения товаров и услуг, включая транспортировку, складирование, гарантийное обслуживание, страхование/маркетинг, рекламу и др. Заслуга в образовании такого рода инфраструктуры мирового рынка принадлежит ТНК, которые сформировали ее своими внешнеторговыми стратегиями. В настоящее время Россия модернизирует общее экономическое пространство бывшего СССР на принципах рыночной экономики. Интеграционный процесс теперь должен созревать снизу, а политические решения - лишь содействовать его продвижению. Ранее же интеграция насаждалась сверху исключительно политическим путем. Продвижение по новому пути интеграционного процесса будет происходить при совмещении проблем взаимодействия стран-участниц с процессами, происходящими на мировом рынке. Юридически процесс формирования регионального международного пространства начался с 1992 г. Тогда образовалось СНГ. Страны, подписавшие Договор о создании экономического союза (24 сентября 1993 г.), мыслили продвижение процесса интеграции как постепенный переход от более простых ее форм к более сложным. Углубление интеграции должно проходить ряд последовательных этапов: 1)ассоциации свободной торговли; 2)таможенного союза; 3)общего рынка. По существу страны СНГ поставили перед собой задачу перенять опыт региональных международных образований ЕС. Сейчас же ЕС осваивает более сложную форму региональных образований - экономический и валютный союз. Для стран СНГ такая проблема еще недостижима. Страны СНГ стали демонстрировать различные скорости в реализации интеграционного процесса. В последнее время выделились четыре страны, которые больше всего продвинулись в этом направлении - Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. Эти страны на саммите стран СНГ в Ялте (19 сентября 2003 г.) приняли решение о создании Единого экономического пространства. Но Украина теперь выпала из этого процесса, а остальные три страны будут формировать зону свободной торговли. Но на повестке дня уже стоят вопросы более глубокой интеграции, ориентированные на свободное передвижение товаров и услуг, рабочей силы и капитала. Кроме того, осознается и необходимость проведения единой внешнеэкономической политики и выравнивания цен на энергоносители в странах-участницах. Формы региональных интеграционных образований. Международными региональными образованиями стали: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз. Все послевоенные интеграционные региональные образования имеют двуединое начало. Они запускают мощный импульс свободной торговли и свободного перемещения факторов производства. Но одновременно опираются на протекционистский щит от конкуренции со стороны стран мира, расположенных вне интеграционной зоны. Переход от одной формы интеграции к другой основан на принципе восхождения от простого к более сложному. Сначала создаются условия для свободной торговли между странами ре гиона с отменой таможенных пошлин, затем условия для перемещения факторов производства. И только после этого начинается развитие региона на основе единой валюты и макроэкономической политики. Зона свободной торговли образуется несколькими странами, которые упраздняют между собой все торговые барьеры (пошлины и нетарифные ограничения). Но каждая из них сохраняет импортные торговые барьеры по отношению к третьим странам. В такой зоне сохраняется таможенный контроль на границах стран — участниц соглашения. Таможенный контроль должен собрать таможенную пошлину или ограничить импорт из третьих стран. Таможенный союз поднимает проблему взаимной таможенной либерализации на новый уровень. Утвердился общий внешний тариф для третьих стран и ликвидирована таможенная служба на внутренних границах между странами — участницами соглашения. Как зона свободной торговли, так и таможенный союз касаются лишь сферы товарообмена. Они содействуют реализации равных возможностей в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов. Развитие таможенного союза органически подготавливает образование платежного союза, который строится на механизмах взаимной конвертируемости валют и функционировании единой денежной единицы. Общий рынок в качестве базы интеграционного процесса берет достижения таможенного союза. Но теперь единое экономическое пространство образуется не только для взаимного товарообмена. Оно вбирает и передвижение всех факторов производства (капитала и рабочей силы). Как показала жизнь, идеям общего рынка может препятствовать разнонаправленность национальных экономических политик. Разный предпринимательский режим (налоговые ставки, уровень банковского процента и т.д.) создает предпосылки для возможного перемещения капитальных активов из одной страны в другую. Предотвращение подобных нежелательных процессов, угрожающих национальной безопасности каждой из стран-участниц, стало возможным при согласовании национальных экономических политик. Экономический и валютный союз считается на настоящий момент высшей формой международного регионального образования. Он строится на базе Общего рынка, но при этом унифицируется экономическая политика, в том числе денежная, налоговая и социальная. Предусматривается единая политика в отношении торговли и движения капитала. Ярким примером экономического союза могут быть США, где 50 штатов объединено в полный экономический союз с общей валютой и единым Центральным банком (Федеральная резервная система). Фискальная и монетарная политики, международная политика, военные расходы, пенсионное обеспечение программы здравоохранения едины и обеспечиваются единым федеральным правительством. Другие аспекты жизнедеятельности американского социума (образование, культура, сохранение порядка) регулируются и финансируются штатами. Экономическим союзом называет себя и Европейское сообщество. В 2002.г. оно ввело единую валюту — евро. В настоящее время происходит унификация социально-экономической, денежно-кредитной политики в этих странах. Этот процесс будет развиваться и дальше. Обобщенная характеристика международных региональных объединений дается в табл.8. Таблица 8 Признаки международных региональных образований
2. Западноевропейская экономическая интеграция. Европейский союз. Свое наиболее полное развитие экономическая интеграция получила в Западной Европе. Помимо объективных экономических процессов, западноевропейская интеграция подпитывалась идеями единой Европы, выдвигаемыми многими европейскими политическими, общественными деятелями и мыслителями, среди которых В. Гюго, И. Кант и др. Развитие западноевропейской интеграции с конца 50-х годов до настоящего времени протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе с тем, цели и задачи, поставленные при образовании Европейского экономического сообщества на протяжении всего его осуществления, реализовывались достаточно последовательно и успешно. 3. Система международных организаций: их функции в регулировании международных экономических отношений. Нарастание интеграционных процессов на мировом рынке, затрагивающих национальные интересы множества ее участников, привело к образованию международных организаций, призванных сформировать спектр институциональных и прежде всего правовых механизмов многостороннего регулирования внешнеэкономической деятельности. К настоящему времени насчитывается более 100 международных организаций, участвующих в регулировании экономических проблем взаимодействия различных стран. Наиболее значимыми из них являются МВФ, ВТО, Мировой банк, ООН. Эти организации возникли в конце 1940-х гг. Все международные организации независимо от их специализации выполняют следующие функции общего характера: • определение общих позиций по организации мирохозяйственных связей на основе международных переговоров и конференций; . мониторинг (наблюдение) экономических процессов мирового хозяйства, предполагающий соблюдение обязательств стран предоставлять данные о своем экономическом положении и проводить консультации; • регулирование мирохозяйственных связей, которое опирается не только на систему рекомендаций, но даже и на принуждение стран по их выполнению. Международные организации работают на основе распределения специализированных функций в соответствии с принятой областью деятельности: макроэкономической стабилизации (МВФ), торговой политики (ВТО), структурной политики (Мировой банк), социальной политики (ООН), реагирования внешнего долга (Парижский и Лондонский клубы). Рассмотрим, как работают международные организации в пределах отведенной им зоны ответственности. Начнем с регулирования мировой макроэкономики. Регулирование международной макроэкономики. Регулирование международной макрополитики осуществляется узким кругом высокоэффективных организаций: МВФ, Парижским и Лондонским клубами кредиторов, Мировым банком, Банком международных расчетов. Главную тяжесть выполнения миссии по стабилизации валютных и внешнеэкономических отношений взял на себя МФВ, созданный в 1944 г. в Бреттон-Вуде (США). Сейчас МВФ включает 182 страны, в том числе Россию. Он нацелен на цементирование макроэкономической стабильности мирохозяйства через регулирование финансово-денежных отношений: продвижение к всесторонней конвертируемости валют, укреплению мировой валютной системы и предоставление кредитов. Его функции: • регулирование валютных курсов и контроль за их соблюдением; • контроль многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений • предоставление кредитных ресурсов странам-членам при валютных затруднениях, связанных с дефицитами платежных балансов; • предоставление технической помощи правительствам стран-членов в области государственных финансов, статистики, банковского регулирования и платежного баланса. МВФ сосредоточился на борьбе с последствиями и угрозами макроэкономических дисбалансов, ведущих к дестабилизации валютных курсов. Политика стабилизации успешна при ее опоре на прогнозирование хозяйственной конъюнктуры мира, которое позволяет вовремя использовать необходимые финансовые рычаги и вписать развитие экономики отдельных стран в контекст хозяйственного мироздания. МВФ занимается прогнозированием мировой экономической ситуации на два-три года вперед. Такой прогноз составляется для каждой страны, а затем агрегируется по группам стран и по миру в целом. Он опирается на следующие индикаторы: темпы роста реального ВВП, инфляции, бюджетных дефицитов, счета текущих операций платежного баланса, размеров внешнего долга, условий торговли, международных резервов. Когда отдельные правительства обращаются к МВФ за помощью в исправлении макроэкономических дисбалансов, последний проводит углубленный надзор за развитием такой страны. Механизм углубленного надзора был введен в 1985 г., когда страны-кредиторы потребовали от стран-должников принять решительные меры по выплате внешнего долга. С тех пор углубленный надзор осуществляется в виде ежеквартального анализа экономики страны. Финансовая помощь предоставляется странам с требованием выполнения ими определенных условий по реформированию экономики в целях выправления трудностей платежного баланса. Ресурсами такой помощи служат собственные и заемные средства МВФ. Собственные источники образуются за счет взносов каждой страны в уставный капитал в соответствии с квотой, а также за счет выплат процентов пользователями его ресурсов. Заемные источники образуются за счет кредитных линий от правительств и центральных банков стран - членов МВФ. Финансовая помощь МВФ осуществляется в виде покупки национальной валюты на иностранную. По истечении срока страна должна обменять иностранную валюту на национальную. Техническая помощь МВФ осуществляется в виде миссий, направленных в центральные банки и министерства финансов и статистические органы стран, запросивших такую помощь. Такие органы действуют в течение двух-трех лет. Они укомплектовываются экспертами, которые должны подготовить законодательные документы. Кроме того, институт МВФ, Совместный институт, созданный МВФ, Мировым банком и Европейским банком реконструкции и развития, ЕС и ОЭСР проводят в Вене повышение квалификации сотрудников среднего звена государственных органов стран-членов. Парижский и Лондонский клубы кредиторов занимаются регулированием внешней задолженности. Парижский клуб созданв 1956 г. правительствами стран-кредиторов. Он поставил перед собой задачу проводить многосторонние переговоры с крупнейшими должниками в целях урегулирования их внешней задолженности. Основными членами Парижского клуба являются развитые страны - члены ОЭСР. Этим странам необходимо было создать единые правила погашения долгов. В противном случае должник сможет маневрировать выплатой долгов, отдавая долги одним странам, при этом ущемляя интересы остальных кредиторов. Кроме того, просроченные долги обрастали слишком высокими процентами. Ситуация становилась угрожающей для кредиторов, которые опасались вовсе не получить свои кредитные ресурсы. Им пришлось сформировать новый более льготный режим погашения долга который отражал сложившиеся реалии. В настоящее время Парижский клуб по результатам многосторонних переговоров с должниками определяет схему реструктуризации долга, в том числе и условия по обслуживанию долга и просроченных платежей. Лондонский клуб представляет собой комитет крупнейших частных банков-кредиторов, которые озабочены возвращением своих кредитных ресурсов странами-должниками. Лондонский клуб использует свои схемы реструктуризации долга, которой подлежат только выплаты основного долга, а все просроченные суммы должны быть выплачены в момент подписания соглашения о реструктуризации. Если должником является частная фирма, Лондонский клуб требует, чтобы долг оплачивало государство. В этом случае государство покупает частный долг своих компаний со скидкой у иностранных банков. Кроме того, Лондонский клуб может потребовать обмена такого долга на собственность, т.е. на национальные активы (акции национальных компании). Мировой банк - специализированное учреждение ООН. Он призван содействовать своими кредитными ресурсами и консультациями структурным реформам в PC, а теперь и в странах с переходной экономикой. Кредиты Мирового банка имеют строгую целевую направленность. Они выдаются не на покрытие дефицита государственного бюджета как такового, а на конкретную структурную реформу, например, на реформу финансового сектора поддержку рынка труда, усовершенствование системы образования, создание рабочих мест в депрессивных районах и т.д. Банк международных расчетов (БМР) регулирует международные расчеты и разрабатывает нормативные документы по банковскому надзору. Функции БМР облегчили движение по миру финансовых потоков и одновременно способствовали укреплению национальной экономической безопасности, противодействуя угрозам банковских кризисов. Минимальные стандарты по банковскому регулированию и надзору, разработанные БМР, используются большинством стран мира в национальном банковском законодательстве. Регулирование международной торговли. Международная торговля товарами и услугами регулируется несколькими международными организациями. Но основную нагрузку несет ВТО. Определенную роль играет Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). ВТО была создана в 1995 г. на основе преобразований бывшего Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ГАТТ с самого начала (1948) служил главным форумом переговоров о снижении таможенных тарифов, а затем и о сокращении нетарифных ограничений. ВТО расширила поле хозяйственного регулирования, включив не только международную торговлю товарами, но и торговлю услугами и интеллектуальной собственностью. На сегодняшний момент около 90 % международной торговли по этим компонентам подчиняется правилам ВТО. ВТО выработала принципы международной торговли, в которые входят: • торговля без дискриминации; • либерализация международной торговли; • применение мер, ограничивающих импорт только на основе правил ВТО; • предсказуемость торговой политики; • содействие конкуренции. Торговля без дискриминации предполагает создание единого режима торговли: * для отечественных товаров и импорта на внутреннем рынке; * для всех товаров, запрещая использование привилегий для любого его вида. Либерализация международной торговли предполагает, снижение тарифов более чем на 120 товаров. В результате средняя ставка тарифов падает с уровня 6,3 % в 1994 г. до 3,8 % в 2003 г. Применение мер, ограничивающих импорт только на основе правил ВТО, требует отказа стран от использования протекционизма в качестве средства торговой политики. Однако остается возможность защищать свой внутренний рынок. Основанием для такой защиты служат: * продажа импортного товара по демпинговым ценам. Дем- * серьезные угрозы отечественным товаропроизводителям. Формами защиты национального рынка могут быть: * временное ограничение импорта при угрозах значительного ущерба от него национальным товаропроизводителям; * антидемпинговые пошлины; * компенсационные пошлины, которыми обкладываются импортные товары в случае обнаружения факта субсидирования его на родине. Срок действия таких пошлин - Предсказуемость торговой политики основывается на требовании отказа от односторонних нарушений принятых на себя обязательств. Главный механизм реализации этого принципа заключается в связывании тарифов, т.е. обязательстве не увеличивать ставку импортного тарифа сверх установленного предела. Предсказуемость торговой политики означает ее максимальную транспарентность и открытость, что побуждает страны к отказу от использования иных методов защиты внутреннего рынка, кроме опубликованного тарифа. Речь идет об использовании квот, внутренних налогов или субсидий местными производителями. Содействие конкуренции означает отказ от практики демпинга и экспортных субсидий. Соблюдение этого принципа предполагает применение санкций к экспортерам и странам, которые используют указанные способы «несправедливой торговой политики». Считается, что содействовать конкуренции должно использование государственного страхования экспорта. ВТО взяла на себя функции урегулирования споров, разработки стандартной внешнеторговой документации и процедур, технического содействия в области внешнеторговой политики и регулирования через проведение семинаров и «круглых столов», посылки миссий в развивающиеся и посткоммунистические страны. Обсуждаются вопросы экологических требований к товарам и даже трудовые стандарты. На саммите ВТО в мексиканском городке Канкуне (2003) развитые и развивающиеся страны пытались договориться о перспективах взаимодействия своих рынков. Но глубокие противоречия между сторонами переговорного процесса, по существу, приостановили на какой-то срок реформирование ВТО. Камнем преткновения стали аграрные субсидии и торговые барьеры. PC потребовали сокращения субсидирования аграрного сектора правительствами развитых стран. Защищая свой рынок, особенно аграрный сектор, развитые страны установили высокие тарифы на аграрное сырье, а также на продукцию пищевой и легкой промышленности. Западные же страны хотят снижения таможенных тарифов на промышленные товары, импортируемые из развитых стран. Страны, входящие в ВТО, предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования, а к остальным могут применять запретительные меры. Вступление в ВТО России привело бы к расширению рынков сбыта для российских экспортеров. Это важно, особенно если учесть, что экспортеры в России приносят главные доходы в государственный бюджет. Кроме того, вступление в ВТО позволило бы поглощать больший объем ПИИ. Как показала жизнь, ПИИ обычно приходят в страну по мере освоения внешнеторговых экспансий. Однако вступление в ВТО привлечет за собой и расширение импортных операций за счет вынужденного снижения импортных тарифов и нетарифных ограничений. Засилье импорта может оказать депрессивное воздействие на многие отрасли и прежде всего на аграрный сектор. Китай, вступивший в ВТО, оговорил для себя ряд переходных мер, поэтапно защищающих внутренний рынок. Россия должна учесть его опыт. ЮНКТАД — организация, работающая в системе ООН. Она осуществляет регулирование международной торговли, отстаивая интересы PC, а также оказывает техническую и финансовую помощь этим странам по программам ООН. Наиболее известная инициатива этой организации состоит в провозглашении так называемого «нового экономического порядка». Он призывал развитые страны отчислять 0,7 % своего ВНП в пользу официальной помощи PC. Направленность ЮНКТАД на поддержку наименее развитых стран может усилиться в связи с нарастанием разрыва в развитии стран мирового хозяйства. Регулирование международного движения факторов производства. Движение факторов производства пока еще не вошло в сферу всестороннего международного регулирования. Регулируются лишь отдельные стороны этого процесса. На рынке международного капитала действуют две значимые организации: Многостороннее агентство по гарантии инвестиций (МАГИ) и Международный центр по регулированию инвестиционных споров (ЦУИС). МАГИ, будучи автономной организацией Мирового Банка, сконцентрировала свои усилия по снижению инвестиционного риска. МАГИ ориентируется на страхование иностранных инвестиций. Гарантии предоставляются на 15—20 лет для инвестирования в страны с высокими политическими (некоммерческими) рисками. ЦУИС - автономная организация Мирового Банка, созданная для урегулирования споров между правительствами и иностранными инвесторами. Регулирование международной передачи технологий пока еще находится в начальной стадии. Оно осваивает два направления: 1)защиту интеллектуальной собственности; 2)финансирование технической помощи экономическому развитию. Первое направление связано с процессом снятия рисков при передаче технологий, второе регулирует движение технологий в рамках помощи развитых стран. Пока еще не освоено регулирование финансового аспекта коммерческой передачи технологий. Защита интеллектуальной собственности регулируется двумя международными организациями: ВТО и Международной организацией по интеллектуальной собственности (МОИС). ВТО с 1995 г. регулирует вопросы по использованию в международной торговле торговых марок и знаков, географических названий и дизайна, а также копирайта. Финансирование технической помощи PC проводится по специальной программе в рамках ООН - Программе развития ООН (ПРООН). Она направлена на решение гуманитарных проблем и повышение технического уровня развития. На международном рынке труда действует Международная организация труда (МОТ). Она является специализированным агентством ООН и занимается разработкой и согласованием международных стандартов в области рынка труда. Главное направление ее работы связано с разработкой стандартов минимально
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |