Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14. Познание как предмет философского анализа




Вопрос 3. Альтернативы диалектики

Вопрос 2. Принципы, категории, законы диалектики и их значение для пожарного дела

Вопрос 1. Диалектика как теория и метод

ВВЕДЕНИЕ

Альтернативы диалектики

Принципы, категории, законы диалектики и их значение для пожарного дела

Диалектика как теория и метод

 

На предыдущей лекции мы рассмотрели вопрос о сущности и структуре сознания. Сегодня мы будем говорить об эволюции и развитии, но не сознания или отражения, и даже не об эволюции человека, а об эволюции вообще, развитии вообще. Учением, которое традиционно изучало развитие, его источники и механизмы, является диалектика, понимаемая после работ Гегеля именно как учение о развитии и всеобщих взаимосвязях.

Итак, цель нашего занятия – рассмотреть сущность и структуру диалектики как учения о развитии, выявить основное содержание как диалектики, так и альтернативных теорий развития.

 

Термин «диалектика» древнегреческого происхождения, в первоначальном значении диалектика – искусство ведения беседы или спора. Для Сократа диалектика – способ отыскания истины в диалоге через столкновение противоборствующих позиций. Согласно Платону, диалектика – метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей. В Средние века диалектика стала преимущественно пониматься как учение о совпадении (единстве) противоположностей, о взаимопереходе противоположных понятий.

Начиная с Гегеля, понятие «диалектика» приобретает современное значение: с одной стороны, диалектика трактуется как всеобщая теория развития, развития через борьбу противоположностей; с другой, понимается как особый философский метод мышления, основанный на принципах противоречия, всесторонности, историзма и детерминизма.

Своеобразие диалектики как теории развития и всеобщей взаимосвязи явлений и процессов действительности состоит в том, что развитие здесь рассматривается в наиболее общей, абстрактной форме, безотносительно к тому, что развивается – природа, общество, человек или мышление.

Диалектика как метод мышления представляет собой систему принципов и правил обращения с познаваемым предметом. Их суть сводится к требованиям брать предмет в развитии, в его истории, изучать явления в их взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями, вскрывать противоречия как источник развития и самодвижения объектов, находить причины явлений.

Исторические формы диалектики. Становление диалектики как теории развития происходило на протяжении всей истории философии, начиная с Древнего мира. Первой исторической формой диалектики стала наивная стихийная диалектика, для которой характерны приоритет чувственно-образного видения мира, опора на обыденное мышление.

Наиболее ярким представителем древнегреческой диалектики является Гераклит, создавший картину непрерывно текучего бытия, единого мирового потока как «вечно живого Огня», не имеющего ни начала, ни конца, в который «нельзя войти дважды». Главным достижением греческого мыслителя явилось понимания роли противоречий, борьбы противоположностей как причины развития: «война и распря – отец всего», «все возникает через вражду».

Следующий этап развития диалектики – идеалистический -- связан уже с философией Гегеля, который, по словам Энгельса, «впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии». Гегель разработал стройную теорию развития и всеобщей взаимосвязи, включающую в себя учение о законах, принципах и категориях диалектики. Специфика гегелевской диалектики в ее опоре на идеализм: развитие природы есть лишь отражение развития Абсолютного духа.

Третья историческая форма диалектики – материалистическая диалектика марксизма, в которой почти полностью сохраняется гегелевская система категорий и законов, но источник саморазвития мира переносится «с неба на землю», в саму природу.

Современное понимание развития задается синергетикой (от греч. «син» — «со-», «совместно» и «эргос» — «действие») – теорией самоорганизации сложных открытых систем, основы которой были заложены немецким физиком Г. Хакеном и бельгийским физиком И. Пригожиным. В центре внимания синергетики – универсальные закономерности самоорганизации и саморазвития, одинаково присущие объектам как неживой, так и живой природы, человеческому мышлению и социальным системам.

 

ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

1. Первоначальное значение термина «диалектика» -- это искусство ведения беседы, поиска истины в диалоге. Так диалектику понимал еще Сократ. Современное значение термин приобрел благодаря Г. Гегелю, который трактовал диалектику как учение о развитии и всеобщих взаимосвязях.

2. Диалектика выступает не только как теория, но и как универсальный метод познания, главный объект приложения этого метода – любые развивающиеся явления и объекты.

 

Принципы диалектики. Центральными принципом диалектики является принцип развития (историзма), в соответствии с которым исследователь должен выявить причины возникновения явления (объекта), стадии его эволюции, механизмы развития, а на их основе уже вправе выдвигать гипотезы о будущих состояниях объекта.

Развитие является разновидностью движения, если движение – это изменение вообще, то развитие – особый вид движения, отличающийся направленностью, усложнением структуры и функционирования объекта, т.е. появлением новых качеств.

Развитие необходимо отличать от таких видов движения, как рост и регресс. Рост – это движение с сохранением качества, а регресс (от лат. regressus — обратное движение) – движение от высшего к низшему, обычно связанное с упрощением структурных и функциональных характеристик объекта. Термин «прогресс» (от лат. progressus — движение вперед) наиболее близок по смыслу к понятию развития, однако не тождественен с ним. Прогресс – это движение от низшего к высшему, от худшего к лучшему.

Принцип всеобщей взаимосвязи утверждает, что все процессы и явления взаимодействуют и взаимно влияют друг на друга.

Наконец, принцип детерминизма (от лат. determino — определяю), традиционно считающийся основополагающим для науки вообще, и, прежде всего, для естествознания, утверждает, что все явления и процессы действительности взаимно обусловливают друг друга, связаны между собой причинно-следственными связями, что нет беспричинных явлений. Принцип детерминизма шире принципа причинности, ибо причинность – лишь одна из разновидностей детерминизма.

Причинно-следственные связи могут быть либо динамическими, либо статистическими. В первом случае начальное состояние системы (объекта) однозначно определяет ее последующее состояние. Так, выброшенный в окно кирпич, подчиняясь силе гравитации, необходимо падает на землю. Статистические связи носят вероятностный характер: здесь мы имеем дело большими совокупностями объектов (явлений), образующих некое целое, и можем предвидеть лишь будущее целого, но не каждого объекта (явления) в отдельности.

Наряду с вышеотмеченными (причинным, статистическим, функциональным) существуют и другие формы детерминизма, в частности:

§системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого);

§детерминизм типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину);

§целевой детерминизм (предваряющая результат цель определяет процесс её достижения).

Есть и такие «экзотические» виды детерминизма, как, например, синхронистичность – понятие, введенное швейцарским психиатром и философом Карлом Густавом Юнгом (1875 – 1961) и обозначающее смысловое совпадение событий, не связанных друг с другом причинными связями.

Законы диалектики. Рассмотрение законов диалектики целесообразно начать с определения понятия закона. Закон – всеобщая, необходимая, повторяющаяся связь между явлениями.

В науке различают следующие типы законов:

§структурные, функциональные и динамические, т.е. законы строения, функционирования и развития объекта;

§динамические (однозначно-детерминистские, например, закон всемирного тяготения Ньютона) и статистические (вероятностные, например, закон Бойля - Мариотта);

§эмпирические (фиксирующие связь между конкретно-чувственными явлениями и их свойствами, но не способные их объяснить, например, законы обращения планет Кеплера) и теоретические (раскрывающие глубинные связи процессов и явлений, например, периодический закон Д.И. Менделеева).

Также различают всеобщие, универсальные законы и частные законы, т.е. законы, действующие в отдельных сферах бытия и изучаемые в рамках конкретных наук. Законы диалектики относятся к первому виду законов, поскольку действуют на всех уровнях реальности, вскрывают наиболее общие закономерности развития объектов и явлений природного, социального и духовного миров.

Как уже отмечалось, таких законов всего три и они были сформулированы Гегелем.

Центральным законом диалектики, её ядром является закон единства и борьбы противоположностей, отвечающий на вопрос о причине, источнике самодвижения и развития объектов окружающего мира, Вселенной в целом. Этот закон гласит: в любом развивающемся явлении, объекте, процессе существуют противоположные стороны тенденции, находящиеся в единстве и борьбе и образующие диалектическое противоречие как источник самодвижения, развития этого объекта, явления или процесса.

В пожарном деле действуют как внутренние, так и внешние противоречия – и те, и другие являются двигателями прогресса в пожарном деле. Главным внутренним противоречием в развитии пожарного дела является противоречие между пожарной техникой и тактикой: первая развивается быстрее, поэтому появление новой техники требует изменений тактики, техника как бы тянет тактику за собой. Основным внешним противоречием в развитии пожарного дела является противоречие между средствами пожаротушения и объектами пожаротушения – усложнение вторых (например, появление нефтепромыслов, зданий повышенной этажности, метро, самолетов, нефтехранилищ, новых веществ и пр.) детерминирует развитие первых. Но в целом развитие объектов пожаротушения опережает совершенствование средств пожаротушения.

Закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос о причине появления нового в развитии, вскрывает механизм развития. Согласно этому закону, новое качество появляется в результате постепенного накопления количественных изменений, которые нарушают меру вещи, в результате чего происходит скачок и рождается новое качество.

Последний, третий закон диалектики – закон отрицания отрицания – даже в советской философии вызывал сомнения в своей всеобщности. Данный закон претендует сразу на описание формы, направления и результата процесса развития. Этот закон также провозглашает единство преемственности и изменчивости, поступательности и цикличности в развитии. Согласно закону отрицания отрицания, развитие, во-первых, носит спиралевидный характер, т.е. на высших стадиях развития происходит частичный возврат к низшим стадиям; во-вторых, на высших стадиях сохраняются лучшие черты предыдущих стадий развития.

Категории диалектики. Под категориями (от греч. kategoria — высказывание, обвинение; признак) в философии традиционно понимаются предельно общие понятия, отражающие наиболее фундаментальные связи, свойства, отношения действительности.

Впервые развитое учение о категориях мы встречаем у Аристотеля в трактате «Категории».

В отечественной традиции, во многом остающейся в плену гегелевской диалектики, обычно выделяют парные категории, отражающие именно всеобщие связи и отношения действительности, касающиеся не только человека, но и природы, общества, мышления, в частности: сущность и явление; единичное, особенно и общее; содержание и форма; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; количество и качество; часть и целое.

Категории диалектики отражают не только процессы развития, но наиболее существенные стороны, связи и отношения мира в целом. Они представляют собой своеобразную первичную «призму», сквозь которую исследователь смотрит на мир и с помощью которой осуществляет дифференциацию бытия.

 

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Диалектика как учение состоит из трех частей: учения о принципах, учения о законах и учения о категориях.

2. К основным принципам диалектики относятся принцип историзма (развития), принцип детерминизма и принцип системности. Принципы выступают основой диалектического метода познания, они суть предписания о том, как надо познавать объект.

3. Законы диалектики открыл и сформулировал Гегель. Выделяют три закона: закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий источник, причину развития, закон перехода количественных изменений в качественный, показывающий как появляется новое в развитии и, наконец, закон отрицания отрицания, постулирующий единство изменчивости и преемственности в развитии.

 

Диалектика не единственная общая теория развития. Альтернативные точки зрения на развитие отстаивают, с одной стороны, метафизика, а с другой – эмерджентизм. Метафизика отрицает качественный характер развития, появление в ходе развития принципиально нового, т.е. понимает развитие как рост, как простое накопление, увеличение, развертывание уже заранее данного. Также метафизика отрицает роль внутренних противоречий как источника развития, нередко полагая, что изменения в объекте происходят под влиянием внешней среды. Метафизический взгляд на реальность был свойственен, прежде всего, философии и науке Нового времени, базирующейся на механической картине мира. Например, известный французский естествоиспытатель XVIII – XIX в.в. Жорж Кювье полагал, что животные виды неизменны, а очевидную смену одного типа фауны другим в истории Земли объяснял теорией катастроф: на вопрос, откуда появились новые виды, Кювье отвечал, что они «пришли из другого места».

Эмерджентизм (от англ. emergent — внезапно возникающий) -- философская концепция, рассматривающая развитие как скачкообразный процесс, при котором возникновение новых, высших качеств обусловлено идеальными силами. Таким образом, эмерджентизм впадает в другую крайность: отрывает качественные изменения от количественных, полагает, что новое может появиться «вдруг», без предварительной подготовки, и так же, как метафизика, ищет источник развития во внешних для объекта силах. Эта концепция разрабатывалась на рубеже XIX – XX в.в. в сочинениях английского философа Сэмюэла Александера (1859-1938) и английского биолога К. Ллойда Моргана, близки к эмерджентизму эволюционные теории французских философов Анри Бергсона и Пьера Тейяра де Шардена.

Метафизика выступает по отношению к диалектике не только как альтернативная концепция развития, но и как противоположный диалектике метод мышления. Если диалектика требует от исследователя мыслить творчески, дивергентно, альтернативно и нешаблонно, то метафизический тип мышления, напротив, характеризуется односторонностью, шаблонностью, стереотипностью. Метафизическому мышлению свойственны догматизм, абсолютизация того или иного момента в составе целого, недостаточное понимание взаимосвязи и взаимодействия объектов и явлений действительности.

 

ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

1. В качестве альтернатив диалектики выступают метафизика и эмерджентизм. Эмерджентизм абсолютизирует прерывистый, скачкообразный характер развития. Здесь новое появляется вдруг, сразу, без предварительного количественного накопления изменений. Метафизика впадает в другую крайность – отрицает качественный характер развития, понимает развитие как рост, простое развертывание уже данного, как накопление, увеличение того, что раньше уже было.

 

Основная литература:

1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 34-37, 262-277.

2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1989. С. 95-184.

3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 490-496, 487-490.

4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.395-400.

5. Злотников Ю.Я. Методология и логика научно-технического познания. Лекция. – М.: ВИПТШ МВД РФ, 1993. С. 15-32.

6. Злотников Ю.Я., Остах С.В. Диалектика пожарной техники и тактики: Лекция. –М.: ВИПТШ МВД РФ, 1995.

7. Злотников Ю.Я., Труняев П.Ю. Диалектика как теория и методология деятельности инженеров пожарной безопасности: Учебное пособие. – М.: АГПС МЧС РФ, 2005.

 

Дополнительная литература:

8. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

9. Богомолов В.С. Диалектический логос. М., 1985.

10. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В 3-х тт. М., 1974 – 1977.

11. Китайская «Книга перемен». М., 1993.

12. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.


План лекции:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.