Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 15. Наука, ее сущность, строение и происхождение




Вопрос 3. Истина, ее свойства и критерии. Роль практики в познании

Вопрос 2. Познавательное отношение и его структура

Вопрос 1. Сущность процесса познания. Знание и познание

ВВЕДЕНИЕ

Истина, ее свойства и критерии. Роль практики в познании

Познавательное отношение и его структура

Сущность процесса познания. Знание и познание

 

На предыдущей лекции мы рассмотрели диалектику как учение о развитии. Темой «Диалектика» мы закончили изучение онтологии как учения о бытии.

Сегодня мы переходим к следующему разделу теоретической философии, который называется «гносеология» и понимается как учение о познании, его фундаментальных особенностях, принципах, структуре, видах. Исходя из сказанного, цель сегодняшней лекции будет состоять в том, чтобы изучить основы гносеологии, осветить наиболее важные темы и проблемы теории познания.

 

Проблемы познания традиционно привлекали внимание философов, начиная с древности. В философии Платона встречаем противопоставление «эпистемы» и «доксы». Первая – это знание, основанное на разуме, на логике, на доказательствах. Сегодня мы называем его дискурсивным знанием (от. discourse – речь). Вторая, «докса» -- это знание-мнение, основанное на чувствах, нередко обманчивое, способное вводить в заблуждение.

Обратимся теперь к основным понятиям и идеям современной гносеологии.

Гносеология (теория познания) – учение о сущности познавательной деятельности, её структуре, уровнях и формах, предпосылках и условиях адекватности.

Попробуем определить объект и предмет гносеологии. Очевидно, что объектом теории познания являются два основных феномена – познание (познавательная деятельность) и знание (результат этой деятельности). А предметом – наиболее общие закономерности познавательной деятельности, её сущность, предпосылки, структура, средства, особенности результатов, условия адекватности.

Гносеология как и любая отрасль знаний обладает своей структурой. На наш взгляд, в структуре гносеологии можно выделить три основных дисциплины:

общую теорию познания, изучающую наиболее общие вопросы гносеологии – сущность и структура познания, уровни и виды знания, типология средств познания, истина и её критерии;

эпистемологию (от греч. episteme – точное, строгое знание), исследующую специфику научного познания;

методологию, нацеленную на изучение когнитивной подсистемы науки, или, иными словами, изучающую структуру научного знания, средства и методы научного познания.

Первый вопрос, на котором мы вкратце остановимся, это вопрос о том, познаваем ли мир в своей сущности?

По этому вопросу можно выделить три основные позиции: гностицизм (гносеологический оптимизм), агностицизм и скептицизм.

Гносеологического оптимизма придерживалось подавляющее большинство мыслителей. Его суть можно сформулировать так: сущность мира познаваема.

Агностицизм – учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности явлений и процессов действительности. Агностики отрицают не сам факт познания – очевидное отрицать глупо. Они не согласны с идеей о том, что наши знания адекватно, правильно отражают сущность действительности. По их мнению, познание – это способ упорядочения наших ощущений, а знать о том, что же за ощущениями скрывается – мы не можем. Наиболее известные представители агностицизма – Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант.

Скептицизм занимает срединную, промежуточную позицию между агностицизмом и гносеологическим оптимизмом. Основной тезис скептицизма гласит: всякое знание сомнительно, всякое знание может быть недостоверным.

Второй вопрос, на котором надлежит остановиться, -- это вопрос о том, что есть познание? Попробуем выявить основные признаки познания, а затем сформулировать его определение.

Прежде всего, познание – это особый род деятельности, развертывающийся в идеальной сфере, т.е. один из видов духовной деятельности человека. Будучи духовной деятельностью, познание в определенном отношении противоположно практике как деятельности материально-преобразовательной. Познание можно определить как особый вид духовной деятельности, связанный с получением, обработкой, систематизацией информации и нацеленный на идеальное воспроизведение явлений и процессов действительности, их описание, объяснение, предсказание.

Результатом познавательной деятельности является знание, которое и выступает в качестве отражения, идеального воспроизведения (как правило, в знаково-символической, реже – в образной форме) свойств и качеств, связей и отношений явлений и процессов действительности.

Завершая разговор о природе знания, отметим его важнейшие свойства:

§ способность адекватно отражать окружающий мир;

§ способность опредмечиваться, т.е. запечатлеваться в материальных носителях (прежде всего, в языке, текстах, вещах), кумулироваться (накапливаться) в текстах и других носителях;

§ способность распредмечиваться, т.е. извлекаться из материальных носителей;

§ способность транслироваться от человека к человеку, от поколения к поколению;

§ способность трансформироваться в действия людей, служить руководством к практике;

§ способность упорядочиваться и систематизироваться.

К числу уникальных свойств знания, радикально отличающих его от материальных вещей, также следует отнести:

·способность храниться вечно;

·способность использоваться бесконечное число раз;

·передаваться от человека к человеку без утраты передающим.

 

ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

1. Гносеология – это философское учение о познании, его объектом являются как знание, так и познание, а предметом – наиболее важные закономерности познавательной деятельности человека.

2. Познание – это вид духовной деятельности человека, нацеленный на адекватное воспроизведение действительности в идеальном плане, проникновение в сущность процессов и явлений, их описание, объяснение и предсказание. Результатом познания является знание как совокупность представлений, понятий, гипотез, теорий, отражающих действительность.

 

Дальнейшее прояснение специфики и сущности познания целесообразно продолжить вопросом о строении познавательной деятельности или, иначе говоря, о структуре процесса познания. В гносеологии эта структура получила наименование «познавательного отношения». Познавательное отношение – это активно-деятельностная, динамичная взаимосвязь между сторонами (элементами) познавательного процесса. Таких сторон всего три: субъект познания, средства познания, объект познания. Или схематично:

С – Ср. – О

В гносеологии субъект есть носитель познавательного активизма: хотения, веления, целеполагания. В познании субъекту принадлежит ведущая, организующая и направляющая роль, проявляющаяся в том, что он определяет объект, цели и задачи, стратегию и тактику исследования, выбирает средства познания, контролирует и корректирует ход познания, планирует и оценивает конечный результат. В качестве субъекта может выступать не только индивид, но и группы людей, например, научные коллективы, академическое сообщество в целом и даже народы (этносы).

Субъекту противостоит объект как фрагмент реальности, на который нацелена его познавательная активность, который субъект стремится духовно освоить, т.е. препарировать, расчленить, проникнуть в его глубинные, сущностные слои, вскрыть закономерности его существования и развития.

Средства познания можно определить как инструменты, используемые субъектом для повышения точности, эффективности своей познавательной деятельности.

По нашему убеждению, средства познания делятся на три большие группы (вида): физиологические, технические и концептуальные.

Физиологические средства – первичный канал контакта человека с миром. К физиологическим средствам относятся: органы чувств, центральная и периферическая нервная система, головной мозг.

Технические средства – это разнообразные приборы и установки, являющиеся результатом технического творчества человека и используемые в познавательной деятельности.

Технические средства познания можно разделить на следующие группы:

1. Измерительные приборы и инструменты.

2. Экспериментальные установки

3. Наблюдательные приборы.

4. Аппаратура для обработки и хранения информации.

Концептуальные (от лат. concept – понятие) средства познания являются плодом совокупной интеллектуальной деятельности человечества. В отличие от технических средств, они не имеют материально-вещественной формы существования. Они существуют в идеальном мире – мире понятий, законов, принципов, правил.

К этим средствам относятся:

§ категории, понятия, т.е. язык науки – чем богаче, совершеннее язык, тем точнее, глубже, шире и научное познание;

§ методы научного познания – анализ, синтез, дедукция, индукция, математизация, формализация, интерпретация, объяснение, эксперимент, наблюдение, моделирование и др.;

§ формы научного познания, выступающие особыми способами фиксации знаний, способами отражения субъектом объекта – факт, эмпирическое обобщение (эмпирический закон), проблема, гипотеза, научный закон, теория, понятие, суждение, умозаключение.

§ принципы научного познания, выполняющие целенаправляющую, регулятивную роль в познании – принцип развития, детерминизма, объективности, системности и др., которые мы рассматривали на предыдущей лекции.

Средства познания оказывают двоякое, амбивалентное влияние на деятельность ученого. Позитивное влияние средств познания связано с тем, что они повышают эффективность познания, делают его более строгим, точным, ясным, экономят силы, средства, снижают затраты времени. Но средства познания имеют и негативную сторону, которая стала ясной в начале 20-го столетия. Дело в том, что любые средства познания искажают восприятие реальности самой по себе.

 

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Для обозначения структуры процесса познания в гносеологии используется термин «познавательное отношение». Познавательное отношение – это активно-деятельностная взаимосвязь между элементами, сторонами процесса познания. Структура познавательного отношения включает субъект, объект и средства познания.

 

Проблема истины – важнейшая, центральная проблема гносеологии. Существует несколько концепций, по-разному решающих эту проблему.

Исторически первой является теория корреспонденции (от лат. correspondanсe – соответствие, сходство), которую впервые сформулировал Аристотель. По мнению Стагирита, истина – это знание, соответствующее действительности, под последней обычно понимается внешний объективный мир. В этой концепции подразумевается, что истина – это свойство знания. Такой подход к истине остается господствующим в гносеологии до сегодняшнего дня.

Однако теория корреспонденции не единственная концепция. Одной из влиятельных теорий истины является онтологическая трактовка истины, идущая от Платона через Гегеля к русскому мыслителю Владимиру Соловьеву. Согласно этой концепции, истина есть не свойство наших знаний, а сущее само по себе, которое открывается людям разными путями. Например, по мнению Владимира Соловьёва (1853 – 1900), существуют три основных пути достижения объективной истины – через опыт (наука), через разум (философия), через веру или мистический опыт (религия).

Чтобы пояснить сущность онтологической трактовки истины, надо вспомнить такие словосочетания, как «истинный друг», «истинная (настоящая) любовь» или «настоящий (истинный) сок». По мнению Гегеля, истина – это соответствие предмета понятию, поэтому когда мы говорим, что «Коля – настоящий друг», мы имеем в виду, что Коля обладает чертами, входящими в понятие «настоящий друг». Противоположностью настоящему другу будет мнимый друг, истинному соку – суррогатный сок и так далее.

Наряду с теорией корреспонденции и онтологической трактовкой истины, вклад в расширение наших представлений об истине внесли также неклассические концепции истинности:

1) теория когеренции, в которой истина определяется как знание, согласованное с другими фундаментальными знаниями, признанными истинными;

2) конвенционализм, рассматривающий истину в качестве соглашения между учёными (А. Пуанкаре);

3) прагматизм, развитый У. Джемсом и Дж. Дьюи, представляется довольно мощной альтернативной теории корреспонденции, поскольку подчеркивает роль практики в познании, отождествляет истину с эффективностью, с полезностью: истина – это полезное знание, знание, приносящее успех.

Традиционно истине приписывают ряд свойств. Вкратце остановимся на них:

1. Абсолютность – выражает момент безусловности, окончательности, присутствующий в знании.

2. Относительность – выражает неполноту, приблизительность, условность, ограниченность знания.

3. Процессуальность – выражает динамичный, изменчивый характер познания.

4. Конкретность – выражает зависимость знания от условий его получения – места, способа, времени.

5. Объективность – выражает независимость содержания знания от средств и субъекта познания.

Критерии истинности – это свойства знания, наличие которых повышает вероятность его, знания, истинности. В целом они совпадают с критериями научности.

Обычно выделяют три группы таких критериев:

1) логические критерии «характеризуют знание с позиций его формальной адекватности, стройности, совершенства внутренней организации», к ним относят, прежде всего, непротиворечивость и доказательность, возможность формализации и математизации знания, а также полноту и независимость, имеющим значение для аксиоматических теорий;

2) эмпирические критерии предназначены для прояснения соотношения знания с действительностью, они показывают, насколько первое соответствует или не соответствует второй: эмпирическое подтверждение (верификация) демонстрирует соответствие знания и реальности, а эмпирическое опровержение (фальсификация), напротив, демонстрирует неадекватность (ложность) знания;

3) внелогические критерии «отражают гармонию между теоретическими построениями и законами природы», к ним относят такие свойства знания, как простота, красота, эвристичность, когерентность, нетривиальность, информативность: при прочих равных условиях предпочтение будет отдано более простой, эвристичной, элегантной теории, гипотезе, формулировке закона и т.п.

Однако интегрирующим, центральным критерием истинности остается практика, которую мы выше определили как целенаправленную, предметно-чувственную деятельность людей по преобразованию действительности.

ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

1. Центральной проблемой гносеологии является вопрос об истине. Существуют несколько концепций истинности, по-разному трактующие природу истины: теория корреспонденции, онтологическая трактовка, теория когеренции, конвенционализм, прагматизм. Однако до сих пор наиболее влиятельная первая концепция, согласно которой истина – это знание, соответствующее реальности. Важнейшими свойствами истины являются абсолютность, относительность, процессуальность, конкретность, объективность.

 

Основная литература:

1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 19, 277-283, 285-288, 293-295.

2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1989. С. 318-324, 343-358.

3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 419-457, 462-464

4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.609-611, 639-643, 648-658.

 

Дополнительная литература:

5. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

6. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

7. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.

8. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.

9. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

10. Уёмов А.И. Истина и пути её познания. М., 1975.

11. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989.

12. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984.


План лекции:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.287 сек.