Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 17. Техника как предмет философского осмысления. Специфика познания

Вопрос 3. Понятие метода. Методы эмпирического и теоретического познания

Вопрос 1. Формы чувственного и рационального познания

ВВЕДЕНИЕ

Понятие метода. Методы эмпирического и теоретического познания

Формы чувственного и рационального познания

2. Основные формы научного познания: факт, проблема, гипотеза, теория

 

Сегодня мы продолжим изучать философию науки и поговорим, по сути, о центральном разделе философии науки, имеющем тенденцию к превращению в самостоятельную научную дисциплину – о методологии науки, изучающей, прежде всего, средства научного познания. Целью нашей лекции будет рассмотрение сущности и разновидностей таких средств научного познания, как формы и методы, выступающими основными исследовательскими инструментами ученых.

 

Как мы уже говорили, формы и методы научного познания выступают важнейшими концептуальными инструментами научного исследования. Кроме форм и методов, к концептуальным средствам научного познания также относят принципы научного исследования и язык, категориально-понятийный строй науки.

Прежде чем мы начнем разговор о формах и методах научного познания, отметим специфику уровней научного познания. В человеческом познании выделяют, прежде всего, такие уровни, как чувственное и рациональное познание. Уже из самих терминов ясно, что чувственное познание – это познание мира с помощью органов чувств, главными из которых являются зрение и слух. Тогда как рациональное познание – это изучение мира с помощью разума, то есть мышления, интеллекта.

Эмпирический и теоретический уровни выступают частными аналогами чувственного и рационального уровней познания. Эмпирический уровень связан со сбором первичной информации об объекте, её классификацией и первичным обобщением. Теоретический уровень надстраивается над эмпирическим, т.е. теоретические исследования опираются на данные, полученные эмпирическим путём.

Каждому уровню познания соответствуют свои особенные формы познания, а эмпирическому и теоретическому уровням – не только формы, но также и методы познания.

Уровни познания Формы познания Методы познания
Чувственный Ощущение; Восприятие; Представление  
Рациональный Понятие; Суждение; Умозаключение  
Эмпирический Научный факт; Эмпирическое обобщение Наблюдение; Эксперимент; Моделирование
Теоретический Проблема; Гипотеза; Научный закон; Теория Анализ и синтез; Индукция и дедукция; Формализация; Математизация

Форма познания – это способ отражения субъектом объекта, способ фиксации знаний. Метод познания – это буквально в переводе с греческого «путь познания», способ оперирования субъекта с объектом, алгоритм решения какой-либо задачи.

Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.

Ощущение – это отражение отдельных свойств объекта (предмета) при непосредственном контакте с ним.

Вторая форма чувственного познания – восприятие. Восприятие можно определить как целостное отражение предмета на основе синтеза отдельных ощущений.

Третьей формой чувственного познания является представление. Можно сказать, что формула представления такая: представление = восприятие + память. Иными словами, представление – это воспроизведение образов предметов по памяти.

Вторая ступень познания – рациональное познание – связана со способностью обобщения и формулирования понятий.

Понятие – это мысль, которая обобщает и выделяет предмет (из ряда ему подобных) на основе указания на его существенные и необходимые признаки.

Суждение – это высказывание (форма мысли), в которой что-либо утверждается или отрицается, которое может быть истинным или ложным. В суждении выражается связь между предметом и его признаком, либо между предметами, либо просто факт существования предмета.

Умозаключение представляет собой определённое рассуждение, в ходе которого на основании одного или нескольких суждений формируется новое суждение, логически вытекающее из предыдущих. Проще говоря, умозаключение – это логический вывод из одного или нескольких суждений.

ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

1. Человеческое познание всегда осуществляется в некоторых формах и с помощью методов, и те, и другие выступают важнейшими средствами научного познания.

2. Выделяют четыре уровня познания: чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое. К основным формам чувственного познания относят ощущения, восприятия, представления. К формам рационального познания принадлежат понятия, суждения, умозаключения.

Вопрос 2. Основные формы научного познания: факт, проблема, гипотеза, теория

 

Обратимся теперь к основным формам научного познания, которые также классифицируются в зависимости от уровней познания, на которых они используются.

Как отмечалось ранее, к формам эмпирического познания относят факт (научный факт) и эмпирическое обобщение (эмпирический закон), а к формам теоретического познания: проблему, гипотезу, научный закон и научную теорию.

В самом широком смысле под фактом (от лат. factum – сделанное, совершившееся) в философии науки обычно понимают фиксацию какого-либо явления, свойства, процесса, события. Такая фиксация осуществляется обычно в языке, но не обязательно. К фиксации научных фактов предъявляются требования точности, строгости, системности, объективности (интерсубъективности).

На основе фактов строится следующая форма научного познания – эмпирическое обобщение, называемая также иногда эмпирическим законом. Эмпирическое обобщение – это общий вывод на основе объединения множества сходных, родственных фактов. Такое обобщение строится на основе индукции, то есть связано с переходом от частного к общему.

Исходной формой теоретического познания является проблема ( от греч. problema – преграда, трудность, задача), под которой понимается вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. Считается, что именно с постановки проблемы начинается научное исследование.

Решение любой научной проблемы включает выдвижение различных догадок, предположений, а чаще всего более или менее обоснованных гипотез, с помощью которых исследователь, как правило, пытается объяснить факты, не укладывающиеся в старые теории.

Гипотеза (от греч. «основа, предположение») представляет собой научное предположение или допущение, истинность которого не доказана. Гипотеза – это также догадка или предсказание, выдвигаемое для устранения ситуации неопределенности в научном исследовании.

При определенных условиях выдвинутая гипотеза может перейти в теорию, в основе которой лежат законы. Теория является самой высшей, наиболее совершенной и сложноустроенной формой научного познания.

Закон, как мы знаем из лекций по диалектике, это существенная, необходимая повторяющаяся связь между явлениями. Главные черты закона – это его необходимость и объективность. В методологии науки различают эмпирические и теоретические законы. С точки зрения точности предсказаний различают статистические и динамические законы. В динамических законах абстрагируются от множества второстепенных и случайных факторов, а потому их предсказания имеют достоверный характер.

Наконец, наиболее сложной и развитой формой научного познания является теория, которая строится на основе фундаментальных законах определенной области действительности.

В методологии науки термин «теория» (от греч. theoria — рассмотрение, исследование) понимается в двух основных смыслах: широком и узком. В широком значении теория – это комплекс взглядов (идей, представлений), направленных на истолкование какого-либо явления (или группы сходных явлений). В узком, специальном значении под теорией понимается высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности. Для научной теории характерны системная стройность, логическая зависимость одних её элементов от других, выводимость её содержания по определённым логико-методологическим правилам из некоторой совокупности утверждений и понятий, образующих исходный базис теории.

По вопросу о структуре теорий наиболее известна позиция В.С. Швырёва, согласно которому научная теория включает в себя следующие основные компоненты:

1) исходную эмпирическую основу, которая включает множество зафиксированных в данной области знания фактов, достигнутых в ходе экспериментов и требующих теоретического объяснения;

2) исходную теоретическую основу -- множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов, в совокупности описывающих идеализированный объект теории;

3) логику теории – множество допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказательства;

4) совокупность выведенных в теории утверждений с их доказательствами, составляющую основной массив теоретического знания.

Вопрос о функциях теорииэто, по существу, вопрос о предназначении теории, о её роли как в науке, так и в культуре в целом. Отметим только наиболее важные, основные функции научной теории: Отражательная; Описательная; Объяснительная; Прогностическая; Ограничительная (запрещающая); Систематизирующая; Эвристическая; Практическая.

Виды теорий выделяются на основании их структуры, определяемой, в свою очередь, методами построения теоретического знания. Существуют три основных, «классических» типа теорий: аксиоматические (дедуктивные), индуктивные и гипотетико-дедуктивные. Каждому из них соответствует своя «построительная база» в лице трёх аналогичных методов.

 

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Основными формами эмпирического познания являются научный факт и эмпирическое обобщение. К важнейшим формам теоретического познания относят проблему, гипотезу, закон и теорию.

 

Слово «метод» греческого происхождения. Означает «путь к чему-либо». Методом называют совокупность приёмов, средств для получения определённого результата. Метод представляет собой совокупность правил, приёмов, норм конкретного вида деятельности. Все методы, которые имеются в арсенале науки, подразделяют на всеобщие (философские), общенаучные и частные или частнонаучные.

Всеобщие или философские методы имеют универсальный характер, находятся на высших этажах абстрагирования. Общие методы могут быть использованы на всех уровнях познания любыми науками. Однако общие методы предполагают познание только отдельных сторон предмета. К общим методам относятся наблюдение, эксперимент, моделирование и некоторые другие. Общенаучные методы принято подразделять на методы эмпирического и теоретического исследования.

Простейшим методом эмпирического исследования является наблюдение. Наблюдение можно определить как целенаправленное восприятие объектов и явлений с целью фиксации (изучения) их свойств и качеств, особенностей протекания и поведения.

Важнейшим методом эмпирического исследования является эксперимент. Слово это латинского происхождения. Буквально означает «проба, опыт». Эксперимент представляет собой исследование явлений и процессов в контролируемых, управляемых или искусственно созданных условиях. Эксперименты бывают лабораторные и полевые, последние характерны, прежде всего, для социальных наук (социальная психология, политология, социология). Особым видом эксперимента является модельное экспериментирование (моделирование). В модельном эксперименте используют не оригинал, а модель. Модель – это объект, замещающий реальный объект, его аналог.

К основным методам теоретического познания относят:

§ анализ и синтез;

§ индукцию и дедукцию;

§ формализацию;

§ математизацию;

§ идеализацию;

§ описательный метод;

§ интерпретативные методы;

§ метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Анализ – самый распространенный метод научного познания, используемый во всех науках. Анализ – это мысленное разложение предмета на составные части или стороны. Противоположный анализу метод называется «синтез». Синтез – это мысленное объединение элементов и сторон предмета, ранее разложенных в анализе. Отсюда ясно, что анализ и синтез применяются в единстве, и синтез обычно следует за анализом.

Индукция (от лат. inductio – наведение) – переход от единичных или частных фактов, положений к общему выводу или, иначе говоря, произведение общего вывода на основе обобщения частных посылок.

Дедукция (от лат. deductio – выведение) – переход в познании от общего к частному и единичному, вывод частных следствий из общего положения.

Формализация представляет собой отображение знания в знаково-символическом виде, или формализованном языке, который создаётся для точного фиксирования знаний и практически исключает неоднозначное понимание, возможное при использовании естественного вербального языка.

Математизация сходна с формализацией, но связана с использованием не формальных языков, а математического языка. В целом, математизация – это использование математики в знании.

Наконец, как уже отмечалось выше, идеализация – это мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. Примером понятия, являющегося результатом идеализации, является «точка»: невозможно найти в реальном мире объект, представляющий собой точку, т.е. объект, который не имел бы измерений.

Описательные методы используются, когда невозможно применение иных методов познания. Описание изучаемых явлений может быть словесным (вербальным), графическим, схематическим, формально-символическим.

Интерпретативные методы (от лат. interpretatio – разъяснение, толкование) связаны с приданием (раскрытием) смысла любых явлений и процессов, но в первую очередь – проявлением духовной деятельности человека. Такие методы используются в основном в гуманитарных науках, где объектами интерпретации выступают тексты, различные предметы материальной культуры (артефакты), произведения искусства, манифестации психики человека (речь, рисунки, хобби, одежда, мимика и жесты и пр.)

Помимо названных методов существуют ещё общелогические приёмы, к которым относятся: абстрагирование; обобщение и ограничение; аналогия и некоторые другие.

 

ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

1. Методы научного познания различаются степенью общности, и в этом отношении делятся на всеобщие или философские (диалектика, метафизика), общие или общенаучные (анализ, дедукция, эксперимент и др.) и частные или частнонаучные (социометрия, анализ сновидений).

2. Важнейшими эмпирическими методами являются наблюдение, эксперимент и моделирование. Основными методами теоретического познания являются анализ и синтез, индукция и дедукция, математизация и формализация, описательные и интерпретативные методы. Также выделяют операции (приемы) мышления, такие как обобщение и ограничение, абстрагирование, аналогия.

 

Основная литература:

1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 273-277, 284-285.

2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1989. С. 324-343, 373-382, 391-406.

3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 457-462, 480-490, 497-504.

4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С. 286-296, 570-581, 586-608, 643-644.

5. Злотников Ю.Я. Методология и логика научно-технического познания. Лекция. – М.: ВИПТШ МВД РФ, 1993. С. 3-8, 45-63.

 

Дополнительная литература:

6. Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978.

7. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. М., 1993.

8. Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. М., 1990.

9. Философия и методология науки / Уч. пособие в 2-х частях под ред. Купцова В.И/. М., 1994.

10. Швырёв В.С., Юдин Б.Г. Методологический анализ науки. М., 1980.


в технических науках

План лекции:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 16. Формы и методы научного познания | Тема 18. Общество как саморазвивающаяся система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.