Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 18. Общество как саморазвивающаяся система

Вопрос 2. Специфика технического познания. Методы технических наук

Вопрос 1. Философское понимание техники. Этапы развития техники

ВВЕДЕНИЕ

Специфика технического познания. Методы технических наук

Философское понимание техники. Этапы развития техники

 

Все выделенные нами формы и методы познания используются во всех науках. Не является исключением и техническое знание, где также активно ставятся проблемы, выдвигаются гипотезы, строятся теории, проводятся разнообразные наблюдения и эксперименты. Сегодня мы как раз и поговорим о технических науках, а также о самой технике как предмете философского осмысления.

Исходя из вышесказанного, определим цель нашего занятия: рассмотреть сущность и природу феномена техники, а также своеобразие и специфику технического знания и познания.

 

 

Техника как феномен обладает очень древней историей. В философской литературе подчеркивается, что техника сопутствовала человеку всегда, на протяжении всей его истории. Сегодня принято говорить о научно-техническом прогрессе -- едином, взаимообусловленном, поступательном развитии науки и техники.

Первый этап научно-технического прогресса относится к 16-18 вв., когда мануфактурное производство, нужды торговли, мореплавания потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач; второй этап связан с развитием машинного производства с кон. 18 в. — наука и техника взаимно стимулируют ускоряющиеся темпы развития друг друга; современный этап определяется научно-технической революцией, охватывает наряду с промышленностью сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, быт.

Но, несмотря на тысячелетнюю историю, несмотря на постоянный процесс совершенствования, усложнения и увеличения мощи техники о сущности техники, о её месте и роли в человеческой жизни люди задумались относительно недавно -- чуть больше столетия назад, во второй половине 19 века. Первым, кто употребил словосочетание «философия техники» и внёс его в заглавие своей книги был немецкий философ Эрнст Капп (1808-1896), его работа «Основные направления философии техники» вышла в свет в 1877 году. В России термин «философия техники» впервые использовал инженер-механик и философ Петр Климентьевич Энгельмейер (1855 - 1940) в работе «Технический итог XIX века», вышедшей в 1898 году. В этой работе Энгельмейер по существу обозначил круг основных проблем, подлежащих изучению в рамках философии техники.

В рамках философии техники обычно выделяют два направления, два подхода: инженерный и гуманитарный. Скажем о них несколько слов.

Инженерный подход – это попытка инженеров и техников выработать мировоззренческие основания своей сферы деятельности. Он ведет начало как раз от Эрнеста Каппа (1808-1896) и Петра Энгельмейера (1855-1940), но наиболее ярким его представителем является немецкий инженер Фридрих Дессауэр (1881-1963). Лейтмотив рассуждений сторонников инженерного подхода – возвышение техники, пропаганда ее нужности и необходимости. Они видят в технике только позитивные стороны и едва замечают отрицательные. На основе этого подхода формируется такие общественные явления как техницизм и технократизм.

Напротив, гуманитарная философия техники -- это совокупность усилий ученых-гуманистов по осмыслению техники с позиций гуманизма, на основе учета как ближайших, так и отдаленных интересов человека и хчеловечества. Это направление мысли развивалось в работах таких философов, как Льюис Мэмфорд (1895-1990), Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955), Мартин Хайдеггер (1889-1976), Карл Ясперс (1883-1955), Жак Эллюль (р. 1912), Николай Бердяев (1874-1948). В рамках гуманитарного подхода техника оценивается амбивалентно, в ней видятся как положительные, так и отрицательные стороны.

Из любой энциклопедии можно узнать, что слово «техника» происходит от греческого термина techne («технэ»), обозначавшего первоначально любое искусство, ремесло, мастерство, умение. Теперь давайте попробуем дать общее определение техники.

На мой взгляд, можно вести речь о двух основных значениях слова «техника»: широком и узком. В широком смысле техника – это совокупность средств освоения действительности, используемых человеком и обществом. В узком смысле техника понимается в четырех основных аспектах – вещном, когнитивном, деятельностном и нормативном:

во-первых, техника -- это совокупность технических устройств (машин) и сооружений -- именно в этом значении употребляется слово техника в словосочетании «пожарная техника»;

во-вторых, под техникой нередко понимают технические знания;

в-третьих, техника -- совокупность приемов и операций, использование которых обеспечивает эффективность различных видов деятельности – в этом смысле техника тождественна технологии;

в-четвертых, техника – это набор правил и норм (запретов и предписаний), регулирующих различные виды деятельности -- этот смысл мы подразумеваем, когда говорим, например, о технике безопасности.

В целом же, технику (в узком смысле слова), на мой взгляд, можно определить следующим образом: Техника – общественная материальная система, функционирующая в качества проводника человеческой деятельности во всех её формах, служащая орудием преобразования и присвоения действительности, средством познания и материализации знаний.

В своем развитии техника прошла несколько этапов. Обычно выделяют три этапа: ручная техника, машинная техника, автоматизированные технические системы. На каждом последующем этапе техника становилась все более сложной, мощной, производительной, требующей все более высокого уровня знаний для ее производства и эксплуатации.

Прояснив понятие техники, выделив ее этапы, можно перейти к следующему важному вопросу, раскрывающему её природу, -- к вопросу о смысле, предназначении техники. В этом вопросе больше согласия между философами. Наиболее простой, ясной и вместе с тем достаточно хорошо обоснованной и авторитетной является позиция Карла Ясперса. Остановимся на ней подробнее

По мнению К. Ясперса, цель техники состоит в том, чтобы «придать жизни человека такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести нужную ему форму окружающей среды» (курсив мой. – А.К.). Далее немецкий философ раскрывает смысл техники более подробно, отмечая такие задачи техники, как «облегчение жизни», «сокращение каждодневных усилий, затрачиваемых на условия физического существования», «увеличение досуга и удобств». В целом же, смысл техники состоит «в освобождении от власти природы,… от подчинения природе с её бедствиями, угрозами и оковами» (курсив мой. – А.К.). Большинство авторов в целом придерживаются схожих взглядов на назначение техники. В более широком, глобальном контексте задачей техники, по нашему мнению, является формирование био-техно-социосферы как сбалансированной среды жизнедеятельности человека и общества. Иными словами, перестройка мира на началах Разума, Добра, Справедливости и Красоты.

 

ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

1. Техника появляется раньше человека, но постоянно сопровождает его на протяжении всей истории общества. Как феномен культуры техника изучается философией техники, появившейся во второй половине 19 века.

2. В широком смысле техника – это совокупность средств освоения действительности, в узком – совокупность технических устройств и сооружений, а также приемов и операций, обеспечивающих эффективность различных видов деятельности. В целом, техника – система искусственных органов человека и общества. В развитии техники выделяются три этапа: ручная, машинная и автоматизированная.

 

Изначально техника развивалась без всякой науки, на основе обыденного познания, путем проб и ошибок. В древнем мире техническое знание совершенствовалось благодаря редким эмпирическим находкам, которые закреплялись и транслировались коллективным опытом племени.

Однако чем сложнее становилась техника, тем настоятельнее возникала потребность в возникновении наук, обслуживающих технику. Вместе с развитием техники и технического знания возникает потребность и в подготовке квалифицированных специалистов, разбирающихся в технике, способных создавать и обслуживать технические устройства и сооружения – дороги, мосты, здания, фабрики, заводы, электростанции, пароходы и многое другое.

Такие специалисты ныне называются инженерами, именно их в первую очередь готовит и наша академия.

Первоначально словом «инженер» называли лиц, управлявших военными машинами. Понятие гражданского инженера появилось впервые в Голландии, где еще в XVI в. стали отделять строение мостов, дорог и т. п. от архитектуры в тесном смысле этого слова.

Система инженерного образования начала складываться в 18 веке. Техническому образованию в России положили начало Инженерная (1700 г.) и Математико-навигатская школы (1701 г.).

К концу XIX века научная подготовка инженеров, их специальное, именно высшее техническое образование, становятся настоятельно необходимыми. К этому времени многие ремесленные, средние технические училища преобразуются в высшие технические школы и институты.

В СССР технические вузы составляли около 1/3 от общего числа высших учебных заведений. Сегодня в России существуют десятки технических вузов, готовящие инженеров по самым разным специальностям для всех отраслей народного хозяйства.

Вместе с инженерным образованием развивались и множились технические науки. Сегодня по количеству специалистов и объёму исследований технические науки обогнали все остальные. К числу наиболее фундаментальных технических наук следует отнести прикладную механику, гидравлику, материаловедение, теплотехнику и термодинамику, теорию механизмов и машин, электротехнику.

Под техническим знанием, в широком смысле, понимается научное знание, систематически применяемое для решения практических задач, связанных с созданием и эксплуатацией технических устройств и сооружений, с обеспечением различных технологических процессов.

Основное содержание технического знания составляют понятия, законы, теории, которые отражают процесс изменения формы и свойств природных материальных образований в результате их превращения в технические средства труда, приобретения ими в ходе технической деятельности социальной функции. Таким образом, в техническом знании находит свое отражение процесс превращения природного в социальное.

Место технического знания в общей системе научного знания определяется занимаемым им промежуточным положением между естественными науками и науками гуманитарного профиля.

Объектом изучения технических наук выступают, соответственно, различные технические устройства (машины) и сооружения, технологические процессы, связанные с их созданием, а также природные процессы, происходящие в этих устройствах.

Предметом технического знания выступают законы строения и функционирования технических устройств и сооружений, правила их создания и эксплуатации, а также законы взаимосвязи физических, технических и конструктивных параметров технических устройств.

Задача технических наук состоит в построении идеальных моделей технических устройств.

Целью технических наук представляется выявление закономерностей эксплуатации, изготовления и конструирования технического объекта, разработка методов, норм, правил и принципов проектирования технических средств и систем.

Можно выделить три основных особенности технического знания:

1. Конструктивно-проективный характер. Технические знания не только отражают реальность, но, прежде всего, разрабатывают способы её созидания.

2. Синтетичность. Любая техническая наука опирается на множество (несколько) естественных и математических наук. В отдельной технической дисциплине объединяются знания, заимствованные из различных естественных наук. Это связано с тем, что в любом сложном техническом устройстве происходит множество разнообразных естественных процессов, каждый из которых изучается отдельной естественной наукой.

3. Практичность. Технические науки значительно ближе к практике, чем естественные и математические науки. Поэтому их нередко ошибочно отождествляют с прикладным естествознанием.

В технических науках используется в основном те же методы, что и в естествознании: анализ, синтез, дедукция, наблюдение, эксперимент, математизация и другие. Однако есть специфические методы технических наук, которые мы сейчас и отметим:

1) Комбинационно-синтезирующий метод. В процессе создания новой техники учёные осуществляют многократное комбинирование различных естественных законов, процессов и сил до тех пор, пока не будет найдена оптимальная их комбинация.

2) Метод приближённых вычислений.

3) Моделирование.

4) Метод проб и ошибок.

5) Метод идеализации связан с построением идеальных моделей технических устройств, характерным примером которых может служить, например, электрическая схема телевизора или электрооборудования автомобиля.

В заключении выделим основные этапы технического творчества:

1) Формирование проблемной ситуации.

2) Рождение и вынашивание новой технической идеи.

3) Разработка «идеальной модели», функциональной и структурной схемы будущего технического объекта.

4) Конструирование.

5) Предметное воплощение изобретения.

Основные виды инженерно-технической деятельности:

1) Изобретательство – это создание объекта промышленной собственности, которому предоставляется правовая охрана на основе патента. Изобретение должно представлять собой техническое решение, обладающее новизной, неочевидностью и производственной применимостью.

2) Конструирование – этап создания продукции, предшествующий изготовлению.

3) Проектирование -- процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Выделяют такие виды проектирования, как архитектурно-строительное, машино-строительное, технологическое, а также проектирование человекомашинных систем, трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологическое и др.

 

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Под техническим знанием понимается научное знание, систематически применяемое для решения практических задач, связанных с созданием и эксплуатацией технических устройств и сооружений, с обеспечением различных технологических процессов.

 

Основная литература:

1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 300-304, 361-364.

2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1989. С. 283-287, 492-493, 594-599.

3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 504-508, 515-523, 535-540.

4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1991. С.495-496, 551-558.

5. Злотников Ю.Я. Методология и логика научно-технического познания. Лекция. – М.: ВИПТШ МВД РФ, 1993.

6. Гришин В.С. Пожарные автомобили: краткая история создания и совершенствования // в сб.: Традиции отечественной культуры в нравственно-патриотическом воспитании пожарных. Материалы 4-й научно-практической конференции курсантов и слушателей Академии ГПС МЧС России. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2009.

 

Дополнительная литература:

7. Бернал Д. Наука в истории общества. М., 1958.

8. Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. М., 1981.

9. Митчем К. Что такое философия техники? – М.: Аспект Пресс, 1995.

10. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

11. Философия науки и техники (Учебное пособие // В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов), М., 1995.

12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.


 

План лекции:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 17. Техника как предмет философского осмысления. Специфика познания | Структуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.