Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Платежи за пользование природными ресурсами

Полномочия государственных органов и разделение их компетенции

В ОБЛАСТИ ООС

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Условиями реализации государственной политики являются разработка научно обоснованной системы экологического законодательства и формирование эффективного механизма его реализации.

Уголовным кодексом РФ (1996 г.) предусмотрена материальная и уголовная ответственность за нарушение правил охраны ОС, загрязнение вод, атмосферы, морской среды, а также порчу земли и нарушение правил охраны и использования недр.

В области гражданской ответственности развивается система компенсационных исков по возмещению потерь качества природной среды, возникающих в результате правонарушений. Ущерб должен быть возмещен потерпевшим, владельцам или пользователям природных ресурсов.

В стране активно развивается сеть природоохранных прокуратур и экологической полиции. Осуществляя функции надзора за выполнением законов в области охраны природной среды органы прокуратуры и экологической полиции активно используют все предусмотренные законом формы надзора – протесты на решения, нарушающие экологическое законодательство, и причиняющие вред окружающей среде, предписания, представления об устранении нарушений экологического законодательства и причин их порождающих, предостережения о недопустимости нарушений экологического законодательства, привлечение нарушителей в установленном законом порядке к уголовной ответственности.

Управление охраной окружающей среды представляет собой совокупность правовых норм регулирующих природоохранительную управленческую деятельность.

Более конкретно управление означает урегулированную нормами права деятельность государственных, муниципальных органов, частных управленческих структур и должностных лиц, призванную сохранить и улучшить окружающую природную среду, обеспечить защиту природных ресурсов, рациональное природопользование, воспроизводство природных ресурсов, а также обеспечить благоприятные условия жизнедеятельности и экологическую безопасность общества.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории» - в России сформированы законодательные и исполнительные органы управления охраны природы.

На решение этих задач направлена вся деятельность федеральных и местных органов и общественных организаций и научных учреждений.

Законодательную власть в области охраны природы осуществляет Государственная Дума. В ее состав входят Комитет по природопользованию и сырьевым ресурсам и Комитет по экологии.

Эти комитеты разрабатывают и осуществляют государственную политику в области экологии, природопользования и природоохранной деятельности страны.

В подготовке проектов, указов, законов, решений Президента и правительства РФ, других нормативных документов, программ по охране ОС и т.п. принимает участие отдел природопользования и защиты ОС при правительстве РФ. Кроме сектора экологии и охраны природы в этот отдел входят секторы геологии и использования недр, лесного хозяйства, экологической безопасности. К функциям отдела также относятся и международные проблемы; комплексная эколого-социально-экономическая экспертиза проектов, программ и загрязненных территорий для принятия обоснованных правительственных решений.

Исполнительную власть в области охраны природы осуществляет правительство РФ (ст. 5 ЗРФООС).

Правительство РФ может осуществлять и иные полномочия в соответствии с настоящим законом.

Основным государственным исполнительным органом, претворяющим в жизнь конституционные принципы и законодательные акты в области ООС является Министерство Природных ресурсов.

К основным контрольным природоохранным структурам относятся Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора (Госкомсанэпиднадзор); Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор); Федеральный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (Госатомнадзор).

В областных городах созданы Комитеты по охране ОС и природных ресурсов (н. при администрации Ростовской области).

Видовое разнообразие органов, а также характерные особенности предоставленных им полномочий позволяют выделить следующие системы органов управления:

  1. Органы общей компетенции (общие органы управления).
  2. Специальные органы управления в области ООС.
  3. Ведомственно-отраслевые органы охраны ОС;
  4. Внутрихозяйственные органы.
  5. Общественные и частные организации занимающиеся прироохрантельной деятельностью.
  6. Международные организации в области ООС.

I. Органы общей компетенции. Их полномочия в сфере природоохранной деятельности:

К общим органам управления относится Правительство РФ. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О правительстве РФ» и законом «Об охране ОС» Правительство обеспечивает (ст. 5):

  • Проведение единой государственной политики в области ООС и экологической безопасности;
  • Обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ России, межгосударственных и региональных экологических программ;
  • Обеспечивает координацию деятельности министерств, ведомств и других учреждений на территории РФ;
  • Организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии ОС;
  • Принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную ОС;
  • Организует деятельность по охране и рациональному использованию ПР, регулированию природопользования и развитию МСБ РФ;
  • Устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов ЗВ;
  • Принимает решения об организации особо охраняемых природных территорий;
  • Установление порядка осуществления гос. Мониторинга;
  • Установление федеральных органов исполнительной власти осуществляющих государственное управление в области ООС;
  • Установление порядка взимания платы за загрязнение;
  • Организация и проведение государственной экспертизы;
  • Установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области ООС;
  • Предъявление исков о возмещении вреда ОС причиненного в результате нарушения законодательства;
  • Экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС;
  • экономическая оценка природных ресурсов и т.д.

 

II. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области охраны ОС (Комитет по охране ОС и ПР администрации Ростовской области) (ст. 6 ЗРФ)

К их полномочиям относятся:

  • определение основных направлений единой экологической политики, разработка и реализация территориальных программ в области ООС;
  • координация природоохранной деятельности органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций по выполнению мероприятий в области ООС;
  • государственный контроль в области ООС за объектами хозяйственной и иной деятельности, независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта РФ;
  • экономическая оценка воздействия на ОС хозяйственной и иной деятельности; ведение учета объектов и источников негативного воздействия на ОС на территории субъекта;
  • осуществление экологической паспортизации;
  • выдача разрешений на право использования природной среды и ее ресурсов, на выброс, сброс ЗВ.

III. Полномочия органов местного самоуправления.

Управление в области ОС осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» 2002 г.; другими федеральными законами и иными нормативными актами субъектов РФ; уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

К ведению отнесены:

  • разработка и реализация муниципальных программ в области природопользования и ООС;
  • обеспечение мероприятий по охране ОС;
  • управление и контроль в области использования и охраны земель, вод, лесов, недр, атмосферного воздуха и т.д.
  • регулирование эксплуатации водных объектов местного значения, МПИ, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
  • благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
  • обеспечение соблюдения санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;
  • информирование населения об экологической обстановке.

 

IV. Система специальных государственных органов России в области ООС.

Наряду с органами общей компетенции весомую роль в природоохранной деятельности играют специальные государственные органы: в соответствии с законом их возглавляет Министерство природных ресурсов, которое в соответствии с законодательством решает вопросы в области ООС по согласованию или совместно специально уполномоченными органами России.

Министерство природных Ресурсов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере ООС, обеспечения экологической безопасности. Несет ответственность за оздоровление и улучшение качества ОС.

Министерство природных ресурсов координирует деятельность остальных специально уполномоченных органов России в данной области – Министерство сельского хозяйства; Федерального агентства по лесному хозяйству и рыболовству; Федерального агентства по гидрометеорологии и мониторингу ОС; Федерального агентства геодезии и картографии а также других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством России решают вопросы в области ООС и ПР или совместно со специально уполномоченными государственными органами России.

Основные задачи:

  • разработка Положений по основным направлениям государственной экологической политики в области ООС и в сфере использования, воспроизводства и охраны недр и других природных ресурсов.
  • Разработка и реализация федеральных и межгосударственных целевых программ и экологических проектов;
  • Организация и проведение государственной экспертизы;
  • Формирование нормативно-правовой и инструктивно-методической базы в области ООС;
  • Обеспечение государственного экологического контроля;
  • Ведение учета объектов загрязняющих природную среду;
  • Руководство созданием и функционированием единой государственной системы экологического мониторинга;
  • лицензирование видов деятельности в области недропользования, водопользования, использования других природных ресурсов;
  • составление и ведение государственного баланса запасов п/и; водохозяйственного баланса; обеспечивает лесоустройство, государственный лесной кадастр, и т.д.

 

VI. Ведомственно-отраслевые органы управления в области охраны ОС.

Это в первую очередь органы управляющие сферами обороны, МПС, железнодорожного транспорта; строительства, и обслуживания автомобильных дорог, топливно-энергетического комплекса (ТЭК). На них возлагаются следующие полномочия: ведение учета и внутриведомственного перераспределения земельных и лесных территорий, мониторинга, определение (по согласованию с другими специально уполномоченными органами) санитарно-охранных зон, ведомственный контроль за использованием и охраной данных территорий.

 

VII. Внутрихозяйственные органы управления.

В связи с усилением государственного контроля за соблюдением норм экологического законодательства и мер ответственности за экологические правонарушения повышается заинтересованность самих предприятий, учреждений, организаций в проведении превентивных мер с целью предотвратить нерациональное природопользование, засорение ОС.

Это касается, в первую очередь, тех предприятий, которые представляют повышенную экологическую опасность, либо связаны с природопользованием. Поэтому они стали создавать внутрихозяйственные экологические службы (отделы по охране ОС, экологические службы в которые входят экологические, химические и биологические лаборатории).

С помощью этих служб предприятия получают необходимую информацию о результатах вредного воздействия своей деятельности на ОС и принимают меры к его уменьшению. Они осуществляют совместно с органами управления предприятием:

  • внутрихозяйственный учет объемов потребления природных ресурсов, сбросов ЗВ, отходов;
  • осуществляет внутрихозяйственный контроль за загрязнением ОС, выполнением требований законодательства;
  • ведут локальный мониторинг;
  • осуществляют экологическую паспортизацию;
  • составляют отчеты о природоохранной деятельности.

 

VIII. Общественные и частные организации по охране ОС и ПР.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединения» предусматривает создание общественных структур в одной из следующих форм: общественная организация; общественное движение и общественное учреждение.

Наиболее распространение в России получили: движение «КЕДР»; Союз по спасению реки Волги; экологические движения и организации «Зеленых».

Общественные организации имеют право в соответствии с законом «об охранеОС»:

· разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области ООС;

· оказывать содействие органам государственной власти РФ; и органам государственной власти субъектов РФ в решении вопросов ОС;

· организовывать собрания, митинги, демонстрации и т.п.;

· обращаться в соответствующие органы о получении достоверной информации касающейся состояния ОС; хозяйственной деятельности создающей угрозу для ОС и т.д.;

· участвовать в принятии хозяйственных решений которые могут привести к негативному воздействию на ОС;

· обращаться в органы управления ОС с жалобами, заявлениями, исками, предложениями по вопросам охраны ОС;

· организовывать общественную экологическую экспертизу или участвовать в проведении государственной экологической экспертизе;

· предъявлять иски о возмещении вреда ОС, и т.п.

 

Лекция № 2

 

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ИХ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

 

Природные ресурсы (естественные) — важнейшие условия существования человечества, используемые для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества. Главные ви­ды природных ресурсов — солнечная энергия, атмосферный воз­дух, водные ресурсы, земельные и минеральные ресурсы, расти­тельность и животный мир.

Было время, когда природные ресурсы казались безграничными по отношению к малочисленному человеческому обществу, при­родные экосистемы справлялись с нагрузками без возникновения заметных нарушений в биосфере. Грозные симптомы проявились около двадцати лет назад, когда в некоторых странах разразился энергетический кризис. Стало ясно, что ресурсы энергоносителей ограничены. В настоящее время серьезные проблемы возникли и со многими другими природными ресурсами.

Существует несколько способов классификации природных ресурсов:

1. По критерию исчерпаемости природные ресурсы подраз­деляются на две группы — неисчерпаемые и исчерпаемые. Не­исчерпаемые (неистощимые) — количественно неиссякаемая часть природных ресурсов (энергия Солнца, ветра, морские при­ливы, текущая вода). Иногда сюда относят и атмосферу, и гидро­сферу, хотя при значительных загрязнениях они могут перехо­дить в категорию исчерпаемых. Исчерпаемые — ресурсы, коли­чество которых неуклонно уменьшается по мере их добычи или изъятия из природной среды. Они в свою очередь делятся на:

- возобновимые — природные ресурсы, способные (через размножение или другие природные циклы восстановления) к самовосстановлению за сроки, соизмеримые со сроками их попотребления.Это чистый воздух, вода, растительность, животный мир. Но всегда надо помнить, что если темпы использования буду превышать темпы восстановления, они тоже могут исчезнуть

- относительно возобновимые - почва, некоторое минеральное сырье, деревья большого возраста. Сантиметровый слой плодородной почвы создается живыми организмами и процессами неорганической природы в течение столетий. Некоторые минеральные ресурсы, например соли, медленно осаждаются в озерах и морских лагунах;

- невозобновимые (полезные ископаемые), которые либо вообще не восполняются в результате природных процессов (железо, медь, алюминий), либо их запасы восполняются медленнее, чем происходит их потребление (нефть, уголь, горючие сланцы).

2. По критерию заменимости природные ресурсы делятся на заменимые (виды сырья, топлива) и незаменимые (вода, воздух)

3. По критерию собственности природные ресурсы можно сгруппировать на частные (арендуемые), государственные (арендуемые), общественные. Критерии этого деления также подвижны.

4. По критерию использования:

- производственные (промышленные, сельскохозяйственные);

- Потенциально-перспективные (например, целинные и залежные земли);

- эстетические;

- рекреационные (здравоохранительные), обеспечивающие ОТДЫХ и восстановление здоровья и трудоспособности человека;

- научные — особо охраняемые природные территории, предназначенные для сохранения и размножения образцов (эта­лонов) нетронутых биогеоценозов и др.

При этом часто действует правило интегрального ресурса - когда использование его в одних целях затрудняет или исключа­ет использование в других. Если в озеро спускают отходы произ­водства, даже более или менее очищенные, то это затрудняет ис­пользование его в целях рыболовства и оздоровления населения.

Современные темпы экономического развития обо­стрили проблему ограниченности природных ресурсов, возникла необходимость повышения экологических требований к экономике. Само экономическое развитие, с одной стороны, порождает ряд острых экологических проблем, а с другой - в самом экономическом развитии заложена основа для решения этих проблем. Раскрыть суть противостояния экономики и экологии значит понять связь общественного производства и окружаю­щей среды, так как без того и другого человечество не может существовать. Высокие темпы экономического роста и повышения народного благосостояния должны сочетаться с сохранением и непрерывным улучшением окружающей природной среды.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предмет, метод и задачи дисциплины экономика природопользования | Система кадастров
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.