Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система кадастров

Платежи за пользование природными ресурсами.

В России действует четко организованная система учета природных ресурсов и система платежей за ис­пользование природных ресурсов.

Учет природных ресурсов осуществляется через систе­му кадастров природных ресурсов (рис.1).

Кадастры природных ресурсов - это свод экономи­ческих, экологических, организационных и техничес­ких показателей, характеризующих количество и каче­ство природного ресурса, а также состав и категории природопользователей.

Данные кадастров лежат в основе рационального использования природных ресурсов, охраны природной среды; на их базе определяется стоимость оценки при­родного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.

Единого кадастра природных ресурсов не существу­ет, они представлены по видам природных ресурсов и образуют определенную экономико-правовую структуру.

Государственный земельный кадастр - система документов, содержащих необходимые и достоверные сведения о природном, хозяйственном и правовом поло­жении земель РФ, местоположении и размерах земель­ных участков, об их качественной характеристике, о владельцах земельных участков, правовом режиме зем­лепользования, об оценке земельных участков, иных сведениях о земле.

Данные кадастровой оценки земель учитывают при планировании использования земель, распределении использования земель, по целевому назначению, их предоставлению или изъятию при определении плате­жей за землю, для оценки рационального использова­ния земель. Ведение земельного кадастра находится в компетенции Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству РФ (Роскомзем).

В 1996 г. постановлением Правительства РФ утвер­ждена федеральная целевая программа «Создание авто­матизированной системы ведения Государственного зе­мельного кадастра». Цель программы - развертывание государственной информационной системы, обеспечива­ющей на всей территории России регистрацию, каче­ственный и количественный учёт, сплошную оценку земель, поддержку землеустройства, мониторинг зе­мель, государственный контроль за использованием земель, рациональное использование земельных ресурсов, оптимальное развитие территорий, установление границ с особым режимом (природоохранный, заповедный, рек­реационный).

В 2000-2001 гг. приняты федеральные законы «О государственном земельном кадастре», «О землеустрой­стве», «О разграничении государственной собственнос­ти на землю», а также Земельный кодекс, определяю­щие правовую основу функционирования кадастра земельных ресурсов.

Государственный кадастр месторождений - госу­дарственный кадастр месторождений и проявления по­лезных ископаемых - ведется в целях обеспечения раз­работки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использо­вания месторождений полезных ископаемых, рациональ­ного размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях; предусматрива­ется Законом о недрах (ст. 30, 32).

Государственный кадастр месторождений и проявле­ний полезных ископаемых включает сведения по каж­дому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих по­лезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, гидрогеологические, горнотехнические, экономические, экологические условия их разработки.

Государственный водный кадастр- свод данных о водных объектах, их водных ресурсах, использовании водопользователями. На основании Водного кодекса является сферой государственного управления водным фондом. Предполагает государственный учёт вод - сис­тематическое определение и фиксацию количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной терри­тории. Осуществляется в целях обеспечения текущего и перспективного планирования использования водных объектов, их восстановления и охраны. Государственный учёт подземных и поверхностных вод базируется на данных учёта использования поверхностных и подземных вод, представляемых водопользователями, и госу­дарственного мониторинга водных объектов.

Государственный водный кадастр РФ ведётся по еди­ной системе и основывается на данных государствен­ного учёта вод. Представление водопользователями в специально уполномоченные органы управления ис­пользованием и охраной водного фонда является обя­зательным.

Порядок осуществления государственного учёта по­верхностных и подземных вод устанавливается Прави­тельством РФ. Порядок ведения государственного водно­го кадастра определяется водным законодательством РФ. Специально уполномоченный госорган управления использованием и охраной водного фонда обязан обеспе­чить доступ к информации, содержащейся в государ­ственном водном кадастре.

23 ноября 1996 г. Правительство РФ приняло поста­новление «О введении государственного водного кадас­тра Российской Федерации».

На основе материалов водного кадастра определяется целевое использование вод, проводится паспортизация водных объектов, изъятие из хозяйственного оборота наиболее ценных, вводятся ограничительные меры по водопользованию с целью охраны водных источников.

Государственный лесной кадастр в соответствии со ст. 77 Основ лесного законодательства содержит сведе­ния о правовом режиме лесного фонда, о количествен­ной и качественной оценке состояния лесов, о групповом подразделении и категории лесов по их защищённости, даётся экономическая оценка леса. Сведения лесного кадастра используются для опреде­ления экономической и экологической значимости ле­сов, при выборе сырьевых баз для заготовки древесины, для проведения лесовосстановительных работ, замены малопродуктивных лесов высокопродуктивными лесны­ми угодьями. Лесной кадастр ведёт федеральная агентство лесного хозяйства при правительстве РФ и её органы на местах (Рослесхоз).

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий- включает сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, о режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, об эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности; предусматривается в ст. 4 Закона об особо охраняемых природных территориях. Кадастр ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных террито­рий, поведения эффективности государственного конт­роля за соблюдением соответствующего режима, а так­же учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

Порядок ведения кадастра устанавливается Прави­тельством РФ. Правительство РФ приняло Постановле­ние «О порядке ведения охраняемых природных терри­торий» от 19 октября 1996 г., согласно которому кадастр является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения об особо охраняемых природных территориях федерального, ре­гионального и местного значения.

Кадастр ведется по особо охраняемым природным территориям федерального значения - федеральными органами исполнительной власти, организациями, в ведении и управлении которых такие территории нахо­дятся (заповедники, национальные парки, памятники природы).

Рис. 1 Кадастры природных ресурсов РФ.

 

Своеобразным кадастром редких животных и расте­ний служит Красная книга Российской Федерации, Красные книги республик, краев и областей. О каждом виде включенных в красную книгу растений дается следующая информация: название и положение в систе­ме, статус, распространение, места обитания, запасы, размножение, причины изменения запасов, культивиро­вание и необходимые меры охраны, источники инфор­мации. Красная книга постоянно корректируется: одни виды исключаются (когда непосредственная опасность их уничтожения миновала), другие включаются (если имеются сведения об угрожающем сокращении видов ареала - площади их естественного распространения).

Красная книга не имеет силы юридического доку­мента (само по себе включение в нее какого-то вида не ведет к автоматическому установлению запрета на его добывание или взятие под охрану местообитания), но это серьезная основа для принятия законодательных актов, научно обоснованных программ практических мероприятий по спасению редких видов. Неоценима роль Красной книги и в воспитании, пропаганде разум­ного и бережного отношения к природе.

Реестр охотничьих животных включает данные количественного и качественного учетах охотничьего фонда, устанавливаются ограничения охоты на те виды, которые проявляют устойчивые тенденции к снижению численности популяций. Ведет реестр управление охо­ты и охотничьего хозяйства РФ, подчиненное Министер­ству сельского хозяйства.

Реестр рыбных запасов ведет качественный и коли­чественный учет рыбных запасов во внутренних водоемах России. Реестр составляет Комитет по рыболовству РФ.

Реестр загрязнителей природной среды ведется с целью учёта загрязнений окружающей природной сре­ды, выбросов, сбросов, захоронений отходов, качествен­ной и количественной оценки. Ведение реестра загряз­нителей возложена на МПР.

Для субъектов хозяйственной деятельности (юриди­ческих и физических лиц) платным является пользова­ние всеми основными природными ресурсами: земельны­ми, лесными, водными, объектами животного мира и водными биологическими ресурсами (прежде всего рыб­ными), месторождениями полезных ископаемых.

Формы платы за ресурсы разнообразны и включают: плату за право пользования ресурсами, выплаты за сверхлимитное и нерациональное использование при­родных ресурсов, выплаты на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Рассмотрим основные формы платы за ресурсы.

Плата за природные ресурсы – это издержки предприятия, связанные с использованием природных ресурсов и рассчитанные в соответствии с действующей методикой расчета.

В общем виде выделяют следующие четыре группы природноресурсных платежей в зависимости от объекта обложения:

· плата при пользовании недрами;

· плата за землю;

· плата за пользование водными объектами;

· плата за пользование лесным фондом.

I. В структуре платежей за природные ресурсы в целом по Российской Федерации в 90-х годах преобладала плата при пользовании недрами (около 70% суммы всех природно-ресурсных платежей, но ее значимость по отдельным регионам существенно различается, что обусловлено крайне неравномерным размещением запасов и добычи минерального сырья и ископаемых топливно-энергетических ресурсов по территории страны. Примерно 2/3 этой платы приходится на Тюменскую область и примерно по 10% — на Уральский и Поволжский экономические районы, которые, как

известно, являются основными районами добычи углеводородов нефти и природного газа.

В течение длительного периода (вплоть до 2001 г.) порядок взимания платежей при пользовании недрами был регламентирован Законом РФ «О недрах» от 24 февраля 1992 г. № 2395-1 в редакции федеральных законов от 3 марта 1995 г. № 27-ФЗ и от 10 февраля 1999 г. № 32-ФЗ (Раздел V) и определял следующие виды платежей:

  • сбор за участие в конкурсе (аукционе) на получение права пользования недрами и выдачу лицензий на конкретные виды пользования недрами;
  • платежи за пользование недрами, взимаемые с пользователей недр за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях (например, строительства и эксплуатации подземных сооружений);
  • отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы взимаемые с пользователей недр, осуществляющих добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств (регламентированные Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. № 224-ФЗ «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы»);
  • акцизы на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками (могут вводиться Правительством России в соответствии с Федеральным от 6 декабря 1991 г. N° 1993-1 «Об акцизах» (с изменения и дополнениями)).

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа2001 г. № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов Законодательства Российской Федерации» с 1 января 2002 г. упомянутый выше Федеральный закон «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы признается утратившим силу, а раздел V Закона РФ «О недрах» излагается в принципиально новой редакции. В новой редакции Зако­на «О недрах» система платежей при пользовании недрами включает:

  • разовые платежи при пользовании недрами при наступле­нии определенных событий, оговоренных в лицензии;
  • регулярные платежи за пользование недрами;
  • плата за геологическую информацию о недрах;
  • сбор за участие в конкурсе (аукционе);
  • сбор за выдачу лицензий.

Наибольшее значение в рассматриваемой системе имеют регу­лярные платежи за пользование недрами. По Закону «О недрах» в редакции Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ регу­лярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.

Возможный размер этих платежей регламентирован постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. №926 «Об утверждении минимальных и максимальных ставок регулярных платеж за пользование недрами и Правил уплаты регулярных платежей за пользование недрами».

Если в Законе «О недрах» в редакции федеральных законов 1991 и 1999 гг. плата за пользование недрами могла взиматься как в форме денежных платежей, так и части объема добытого минерального сырья или иной производимой пользователем недр продукции (за исключением радиоактивных и других материалов и продуктов, распоряжение которыми входит в исключительное ведение Российской Федерации), выполнения работ или предоставления услуг (кроме услуг военного характера и информации, составляющих государственную тайну), а также зачета сумм предстоящих платежей в бюджеты соответствующих уровней в качестве долевого вклада в уставной фонд создаваемого горного предприятия, то в новой редакции федерального закона от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ регулярные платежи за пользование недрами могут взиматься только в денежной форме.

Особо следует отметить, что система платежей при пользовании недрами по Закону «О недрах» в редакции Федерального Закона от 8 августа 2001 г. №126-ФЗ не содержит платежи за добычу полезных ископаемых, которые определялись как доля от стоимости добытых полезных ископаемых, а также потерь при добыче, превышавших нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ. Эти платежи в настоящее время трансформировались в налог на добычу полезных ископаемых с соответствующим отражением норм, регламентирующих его расчет, взимание и распределение по уровням бюджетной системы, в Налоговом и Бюджетном кодексах РФ.

По Налоговому кодексу РФ (часть вторая, гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» в редакции Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ) налоговая база этого налога определялась как стоимость добытых полезных ископаемых, а ставки - в размере от 3,8 до 16,5% этой стоимости в зависимости от вида добытых полезных ископаемых.

Особо следует отметить, что налог на добычу полезных ископаемых не распространяется на забор подземных пресных вод для водоснабжения, который в прошлом оплачивался по Закону РФ «О недрах», а в настоящем подлежит обложению платежами по Федеральному закону «О плате за пользование водными объектами», что будет рассмотрено ниже.

Распределение сумм налога за добычу полезных ископаемы» по бюджетам различных уровней осуществляется исходя из харак­тера добываемых полезных ископаемых в пропорциях, установлен­ных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

II. Второе место в структуре платежей за природные ресурсы в целом по Российской Федерации занимает плата за землю, на долю которой приходится 20% суммы всех природно-ресурсных платежей. Плата за землю взимается со всех предприятий и организаций (за исключением случаев, особо предусмотренных законодательством Российской Федерации) и имеет наиболее широкое распространение среди природно-ресурсных платежей. Принцип платности использования земель закреплен и в новом Земельном Кодексе Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136ФЗ. в Настоящее время порядок установления и взимания платы за землю регламентирован Законом РФ «О плате за землю» от 11октября 1991 г. № 1738-1 с последующими многочисленными изменениями и дополнениями, среди которых наиболее значительные были внесены Федеральным законом от 9 августа 1994 г. №22-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О плате за землю».

Основными формами платы за землю являются арендная плата, земельный налог и нормативная цена земли.

Наибольшее практическое распространение имеет земельный налог представляющий собой стабильный платеж за единицу земельной площади в расчете за год независимо от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев или землепользователей.

Основанием для установления и взимания земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком. Земельный налог исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемой налогом и утвержденных ставок земельного налога. В соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации выделяются следующие виды земельного налога:

- за земли сельскохозяйственного назначения З= n·S;

- за земли городов и поселков З= n·Sк1к2к3;

- за другие земли несельскохозяйственного назначения.

Где n – нормативная ставка земельного налога; S – площадь сельскохозяйственных угодий или земельного участка; к1 – коэффициент повышения ставки земельного налога в курортных зонах; к2 – коэффициент повышения ставки земельного налога с учетом исторической застройки; к3 – коэффициент повышения ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала.

Ставки земельного налога на сельскохозяйственные угодья устанавливаются и утверждаются органами законодательной власти субъектов Российской Федерации исходя из средних размеров налога с 1га пашни и кадастровой оценки угодий по типам почв, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ (по данным учета земель и материалов почвенных обследований, выполняемых местными органами по земельным ресурсам и землеустройству) с корректировкой на местополо­жение земельных участков.

Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных посел­ков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки, по ставкам, устанавливаемым для городски» земель и дифференцируемым органами местного самоуправление с учетом благоприятных условий размещения земельных участков. В облагаемую налогом площадь включаются участки, занятые строе­ниями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.

Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и земли, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи и т.п. устанавливается в размере 20% от средних ставок земельного налога, установленных для поселений с численностью населения до 20 тыс. человек. За земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога на 1 га земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного или лесохозяйственного назначения.

Контроль за правильностью расчетов земельного налога не входит в компетенцию государственных органов природно-peсурсного блока, а осуществляется налоговыми службами. В соответствии с действующей инструкцией Госналогслужбы России по применению Закона РФ «О плате за землю» в редакции от 17 апреля 1995 г. № 17 (с последующими дополнениями и изменениями расчеты по земельному налогу проверяются документально с выходом на предприятие, в учреждение или организацию государственными налоговыми инспекторами в сроки, установленные руководителями налоговых инспекций.

Правильность исчисления земельного налога проверяется по документам, удостоверяющим право собственности, владения или пользования земельным участком, а также по планам и другим документам, отражающим данные о земельном участке. При проверке инспекторы определяют правильность применения ста­вок налога в связи с возможным наличием объектов, подлежащих налогообложению по разным ставкам. После окончания проверки составляется акт, в котором указываются все выявленные при проверке нарушения.

Арендная плата взимается за земли сданные в аренду. Ее величина устанавливается по договору. Размер ставок арендной платы базируется на данных по сделкам купли-продажи и аренды на первичном и вторичном рынках недвижимости.

Нормативная цена земли – это стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок. Нормативная цена земли устанавливается при покупке или выкупе земельных участков, передачи их по наследству и дарении; получении банковского кредита под залог земельного участка.

Правительство РФ установило нормативную цену земли в размере 200-кратной ставки земельного налога на единицу площади земельного участка. При ее определении не учитываются льготы по земельному налогу, а также увеличение налога за превышение норм отвода земель. Администрация района или города может повышать или понижать установленную нормативную цену земли не более чем на 25%.

Предельный размер нормативной цены земли не должен превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки.

 

III. Наиболее тесно связаны с природоохранной деятельностью предприятий, платежи за пользование водными объектам. В целом по Российской Федерации на долю этих платежей приходится около 10% суммы всех природно-ресурсных платежей при относительно небольших различиях в экономической значимости платы за пользование водными объектами по отдельным регионам.

Платой за пользование водными объектами облагаются предприятия и организации, осуществляющие отдельные виды водопользования на основе специальных разрешений. Согласно Федеральному закону от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ «О пользование водными объектами» (с изменениями и дополнениями федеральных Законов от 30 марта 1999 г. №54-ФЗ и от 2001 г. №111-ФЗ) объектом платы признается пользование объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях:

  • осуществления забора воды из водных объектов;
  • удовлетворения потребностей гидроэнергетики в воде;
  • использования акваторий водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги, а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых строительных и иных работ;
  • осуществления сброса сточных вод в водные объекты.

Не признается объектом платы пользование водными объектами в целях:

— забора воды для ликвидации стихийных бедствий и пос­ледствий аварий;

— забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного во­доснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводчес­ких и огороднических объединений граждан (настоящее положение
действует до 1 января 2003 г.);

— забора воды для рыболовства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

— размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологически ресурсов, защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод;

— проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

— осуществления рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства;

— осуществления организованной рекреации лечебными оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также учреждениями организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов;

— забора воды для санитарных, экологических и судовых попусков;

— проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

— использования водных объектов для размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений энергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения строительства (реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот (водно-болотные угодья);

— сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике.

В соответствии с порядком уплаты платежей за пользование водными объектами плательщик определяет сумму платы самостоятельно. При этом в сроки не позднее 20 календарных дней после истечения отчетного периода плательщик обязан представить в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию, форма которой разработана в установленном порядке государственной налоговой службой Российской Федерации. Контроль за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью внесения платы осуществляется налоговыми органами, а контроль за достоверностью исходных данных расчетов платы, в том числе условий, определяющих размер и порядок внесения платы, осуществляется согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 716 «Об утверждении положения об осуществления государственного контроля за использованием и охраной водных объектов» соответствующими органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Сумма платы по итогам каждого отчетного периода рассчитывается исходя из соответствующих ставок платы и платежной базы, определяемых статьями Федерального закона «О плате за пользование водными объектами».

Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:

  • объем воды, забранной из водного объекта;
  • объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водными объектом без забора воды;
  • площадь акватории используемых водных объектов;
  • объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

Минимальные и максимальные ставки платы в пределах, ус­тановленных Законом, дифференцированы и утверждены по бас­сейнам рек, озерам, морям и экономическим районам.

Ставки платы за пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются по минимальным из утвержденных ставок.

Ставки платы за пользование водными объектами в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод, осуществляемое для эксплуатации объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с применением прямоточной схемы водоснабжения и добычу драгоценных металлов могут. устанавливаться в размере 30% общих ставок платы.

Все рассмотренные ставки платы за пользование водными объектами относятся к водопользованию в пределах установлен­ие лимитов. В соответствии с Инструкцией Госналогслужбы Российской Федерации от 12 августа 1998 г. № 46 «О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами» установление лимитов для водопользователей производится специально уполномоченными государственными органами управления использованием и охраной водного фонда, по каждому водному объекту и виду водопользования. До получения установленном порядке лицензий (разрешений) на водопользование и представления их водопользователями налоговыми органами весь объем водопользования рассматривается как безлицензионный. Расчет сверхлимитного пользования водными летами производится исходя из фактического объема водопользования и установленных лимитов.

Согласно действующему законодательству при заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов ставки платы для плательщиков в части такого превышения увеличиваются в 5 раз по сравнению с базовыми ставками платы. Кроме того, ставки платы увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении водопользования на основании лицензии (разрешения), при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения). При этом в Федеральном Законе «О плате за пользование водными объектами» особо указано, что оплата по повышенным ставкам безлицензионного сверхлимитного водопользования не может служить основанием для освобождения плательщика, осуществляющего пользование водными объектами без соответствующего разрешения, от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. В связи с этим отсутствие лицензии на водопользование или сверхлимитное водопотребление при экологическом аудите должно рассматриваться как серьезное несоответствие.

 

IV. Особое место среди природно-ресурсных платежей занимают платежи за пользование лесным фондом. Экономическая значи­мость этих платежей крайне незначительна (в целом по России около 1% общей суммы природно-ресурсных платежей). Кроме того, эти платежи охватывают весьма ограниченный круг предпри­ятий. Вместе с тем, учитывая важные средозащитные функции ле­сов, исходные данные для расчета платежей за пользование лес­ным фондом представляют интерес для вынесения суждения о степени соответствия деятельности предприятий, осуществляю­щих лесопользование, требованиям природоохранного зако­нодательства.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации от 22 января 1997 г. (№ 22-ФЗ) платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, а арендная плата, определяемая на основе ставок лесных податей, — при долгосрочной аренде участков лесного фонда. Лесные подати взимаются при заготовке древесины, живицы, второсте­пенных лесных ресурсов, а также при побочном лесопользовании (се­нокошение, заготовка недревесного растительного сырья и т.п.). Лесные подати могут взиматься при пользовании участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, туристических и спортивных целей.

Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию территориальными органами управления лесным хозяйством определяются по результатам лесных аукционов. В настоящее время основой установления конкретных ставок лесных податей и соответственно арендной платы являются «Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 г. № 127. Эти ставки дифференцированы по лесотаксовым районам для основных (лесообразующих) пород и по лесотаксовым поясам неосновных лесных пород (самшит, тис, эвкалипт, ива, акация дикорастущие фруктовые деревья), отпускаемых на корню с учетом расстояния вывозки и качества древесины.

Перспективы развития финансово-экономических отношений предприятий и специально уполномоченных государственных органов по поводу использования природных ресурсов связаны с упорядочением статуса всех природно-ресурсных платежей. Новый налоговый кодекс РФ не предусматривает ресурсных платежей, а устанавливает налоги, которые должны заменить эти платежи, в том числе земельныйналог, лесной налог и водный налог. Земельный налог отнесен к числу местных налогов, а остальные ресурсные налоги — к числу федеральных налогов.

В настоящее время, как отмечалось выше, уже введен налог на добычу полезных ископаемых. Статьи Налогового кодекса РФ, регулирующие остальные налоги, будут вводиться в действие по мере дополнения части второй Налогового кодекса соответствующими главами.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Платежи за пользование природными ресурсами | Платежи за вредные выбросы и сбросы загрязненяющих веществ в окуржающую среду
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.