Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции, роль и особенности государственных финансов




Содержание государственных финансов, их структура и уровни развития

В основу финансовой политики 30-60-х гг. XX в. были положены кейнсианские и неокейнсианские доктрины. Финансовая концепция Дж. М. Кейнса исходит из следующих основных положений: все важнейшие проблемы расширенного воспроизводства следует решать не с позиций изучения предложения ресурсов, как это делали его предшественники, а с позиций спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов, при этом вмешательство государства неизбежно. Государственное регулирование должно существенно дополнить механизм регулирования экономики с помощью цен. Главный инструмент регулирования экономики Кейнс видел в бюджетной и финансовой политике. Основным инструментом государственного вмешательства в развитие экономики и преодоление кризисов он считал государственные расходы. Новым является и введенное Кейнсом в теорию государственных финансов положение о необходимости роста государственных расходов, финансируемых с помощью займов. Его последователи назвали это «принципом дефицитного финансирования». По мнению Дж. М. Кейнса, государственные инвестиции и текущие расходы можно финансировать в долг.

Таким образом, Дж. М. Кейнс разработал принципиально новую теорию финансов, направленную на регулирование экономики в условиях государственно-монополистического капитализма, которая была на вооружении большинства ведущих западных государств до 80-х гг. XX в.

Под влиянием изменения условий расширенного воспроизводства формируется концепция неоклассического синтеза — теория равновесия в условиях неполной занятости, в которую включен денежный фактор. Эта новая версия кейнсианской теории получила развитие в работах лауреатов Нобелевской премии английского экономиста Дж. Хикса и американца П. Самуэльсона. Кейнсианские модели соединились с концепцией неоклассиков, которые предусматривали регулирование экономики с помощью денежно-кредитной политики. П. Самуэльсон вводит в оборот термин общественный товар, под которым он понимает товары и услуги, доставляемые членам общества государством. Идея общественного товара ставит вопрос о распределении ресурсов между государственным и частным секторами. При этом на государственный сектор возлагается финансирование экономической и социальной инфраструктуры, которые в конечном счете максимизируют прибыль. По мнению П. Самуэльсона, задача финансовой политики состоит в том, чтобы обеспечивать регулирующие меры. Основная цель вмешательства государства на микроуровне — достижение оптимальности правительственных расходов, эффективного распределения и перераспределения ресурсов между государством, предприятиями и отдельными членами общества.

С конца 70-х гг. в основу финансовой политики ряда государств была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением, одним из главных положений которой является ограничение экономической роли государства, его вмешательства в хозяйственную жизнь, особенно в социальную область. В числе мероприятий этой концепции — реприватизаиия части государственной собственности, усиление рыночного механизма конкуренции, перенесение центра тяжести в экономике на проблему повышения предложения, стимулирования производства, его эффективности. Главное место отводится предпринимателю, в интересах которого должны вырабатываться стимулы, повышающие его активность и производительность. В интересах индивидуального производителя должно быть приспособлено вмешательство государства в экономику. В финансовом отношении неоконсервативное направление исходит из необходимости сокращения объема перераспределения

национального дохода через финансовую систему. Предусматриваются также снижение размеров социальных расходов, стимулирование роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности. Выдвигается требование борьбы с бюджетным дефицитом и инфляцией. В свете сказанного сущность государственных финансов сводится к роли инструмента мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона и др.

При рассмотрении государственных финансов следует иметь в виду, что функция управления государственным сектором отлична от функций управления другими секторами экономики. Она сводится к оказанию нерыночных услуг населению, обществу в целом, к перераспределению доходов и собственности. Госсектор отличается от иных секторов экономики также по способам финансирования затрат — с помощью налогов и иных обязательных

платежей других секторов экономики.

 

Структура государственных финансов включает государственный бюджет, и местные бюджеты, а также государственные внебюджетные фонды

Организация государственных финансов тесно связана с организацией

государственного управления, и прежде всего с уровнями управления.

Например, в федеративных государствах это трехуровневая или четырехуровневая система. Она включает центральное (федеральное) правительство, региональный уровень (правительства областей, краев, республик, штатов, земель и т.д.) и местные уровни (муниципальные органы власти и органы местного самоуправления). В унитарных (единых) государствах существует два уровня управления — центральный (государственный) и местный.

Государственные внебюджетные фонды являются самостоятельными составными частями государственных финансов. Они формируются автономно в полном объеме своих доходов и расходов, включая перетоки средств между ними и бюджетами всех уровней, а также между собой.

Сущность государственных финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается процесс реализации государственных финансов и результаты их функционирования. Представляется, что современный уровень понимания проблемы позволяет на основе обобщения соответствующих эконо-

мических взглядов говорить о восьми функциях государственных финансов: распределительной, перераспределительной, воспроизводственной, регулирующей, стимулирующей, плановой (или прогнозной), контролирующей и социальной.

В процессе реализации распределительной функции государственных финансов происходит первичное распределение полученных унитарными предприятиями денежных доходов. Осуществляется распределение национального дохода среди участников материального производства. Он подразделяется на зарплату рабочих, служащих, доходы фермеров, занятых в сфере материального производства, с одной стороны, и доходов предприятий сферы материального производства — с другой. Однако первичные доходы не образуют общественных денежных средств, достаточных для удовлетворения и развития потребностей государства, на которые расходуются государственные финансы. Для этого требуется дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

Перераспределительная функция государственных финансов связана, в первую очередь, с межотраслевым и территориальным распределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий. Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами экономики, отраслями материального производства, отдельными регионами

страны, формами собственности и хозяйствования, а также социальными группами населения. Речь при этом идет о вторичном распределении той части доходов предприятий, которая поступает в виде налогов и других обязательных платежей в централизованные государственные фонды финансовых ресурсов.

Воспроизводственная функция государственных финансов благодаря фондам финансовых ресурсов регулирует постоянно повторяющийся процесс производства. Для этого необходимо оптимальное формирование фондов денежных средств на различных стадиях и этапах производства, распределения, обмена и потребления. При этом роль государственных финансов в современных условиях заключается в том, что они выступают важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, поддержание экономического роста, реформирования структуры экономики, развития ключевых отраслей хозяйства, ускорения НТП. Так, расширяя объем государственных инвестиций, государство стимулирует повышение спроса на рабочую силу.

Стимулирующая функция государственных финансов призвана заинтересовывать субъектов рынка в той или иной инновационно-инвестиционной деятельности, сокращении затрат, повышении эффективности их деятельности и экономическом росте на основе лучшего использования всех факторов производства.

Примером применения государственных финансов в качестве стимула может служить реализация ряда федеральных целевых программ. Другой важной задачей в свете рассматриваемого аспекта могла бы стать поддержка предпринимательства, взаимодействие государства с корпорациями и их альянсами — финансово-промышленными группами (ФПГ). Государственная поддержка предпринимательства призвана включать в себя прямое финансовое субсидирование, льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов.

Плановая (прогнозная) функция государственных финансов реализуется с помощью бюджетных и внебюджетных фондов.

В настоящее время большую роль могла бы играть и регулирующая функция государственных финансов, в ходе реализации которой используется широкий набор инструментов, в том числе и индикативное планирование.

Контрольная функция государственных финансов тесно связана со всеми остальными, особенно с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем над формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только одна

функция контроля.

Государственный финансовый контроль осуществляется на всех стадиях создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода. Контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Объектом контрольной функции государственных финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий. Такой контроль называют государственным (вневедомственным). Его осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

Социальная функция государственных финансов способствует

решению многочисленных социальных проблем. Здесь и регулирование трудовых отношений, и проведение государственной политики в области заработной платы, и регулирование цен на социально значимые товары и услуги, и содействие трудоустройству незанятого населения, и вопросы переподготовки кадров в соответствии с требованиями рынка труда и т.п.

Государственные финансы имеют ряд особенностей. Они проявляются, прежде всего, в формировании финансов. Как известно, источниками здесь на 80-90% выступают налоговые поступления и на 10-20% - неналоговые доходы, получаемые от использования государственной собственности и соответствующей торговли. Особую специфику составляет создание централизованных фондов, включая такие значимые, как пенсионные фонды, фонд социального страхования, медицинского страхования и др. Свои особенности существуют и в практике использования государственных финансов. Они идут на содержание государственного аппарата, обслуживание потребностей государства, включая социальные расходы, на целевые программы, на погашение государственного долга и др. Важную особенность составляет то, что они применяются при разработке и реализации международных проектов, особенно связанных с решением глобальных мировых проблем. Понятно, что данный перечень специфических свойств государственных финансов далеко не полный.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.