Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды аргументов




Основная часть выступления

В главной части формулируется основная мысль выступления, его тезис.

Оратору следует определить тему речи, её тезис, цель, стратегии убеждения аудитории, подобрать материал для речи.

Компоненты речи Характеристика компонентов речи
тема речи То, о чём будет говорить оратор
тезис Основная мысль речи
цель Результат, которого оратор должен достичь речью
материал для речи Конкретные идеи, примеры, положения и аргументы для доказательства тезиса
стратегия убеждения Последовательность, в которой оратор выстроит свою систему аргументов, примеров, приёмов выразительности для убеждения аудитории

 

Развёртывание речи. Стратегия убеждения

Аргументация необходима в речах, где требуется доказать что-либо. Однако существуют виды речей, где доказывать ничего не нужно, например, речи информативные или развлекательные. В этом случае оратор использует общие риторические места.

Общие риторические места – набор категорий, которыми мыслит каждый человек. Это вспомогательное средство, которое позволяет отказаться от спонтанной и несистематической разработки темы. Оратор может «извлекать» из сознания аудитории те представления, которые уже там содержатся. Общие риторические места – это приёмы, с помощью которых автор речи выявляет аспекты темы: часть, целое, причина, время, место. Слово «общие» означает, что это положения общие для оратора и аудитории, в одинаковой степени разделяемые ими.

 

  Общие риторические места Пример или пояснение
  Целое и части Нечто рассматривают как совокупность компонентов. «Оратор должен соединить в себе тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юрисконсульта, голос трагика и, наконец, жесты и грацию великих актёров» (Цицерон)
  Действие / претерпевание Оратор должен выяснить, кто что кому делает и кто что к кому испытывает. Если один человек оказывает воздействие на другого, то этот второй непременно испытывает данное воздействие
  Место (где?) Пространственная локализация или место человека в социальной иерархии
  Время Рассуждения о том, в какое время/эпоху жил человек и как это повлияло на него
  Цель Оратор отвечает на вопросы «зачем? для чего? с какой целью?»
  Средства Оратор отвечает на вопросы «с помощью чего? как? каким образом? с чьей помощью?»
  Предыдущее и последующее Размышление о последовательности событий
  Причина и следствие «Налоги пропитаны потом всякого, кто трудится. Результатом чрезмерных налогов являются бездействующие фабрики, проданные за недоимки фирмы и толпы голодных людей, бродящих по улицам в напрасных поисках работы» (Ф.Рузвельт)
  Сходство и различие Учёт всех признаков, которые могут быть существенными в контексте. Сравнение как операция, непосредственно направленная на выявление различий
  Противоположность и противоречие   Обращение к понятиям, дополняющим тезис. «Скажи мне вот что: бывают ведь и такие нехорошие ораторы, которые обманывают народ ему во вред. Некоторые делают это ненамеренно, а некоторые даже намеренно. Какие же всё-таки лучше, а какие хуже?» (Сократ)
  Уравнивание или степень   Сопоставление двух вещей, которые в мысли или уравниваются, или мыслятся иногда меньшим, иногда большим другого; выявление различий в количестве признака у разных объектов. «Говорят, что боги ни в чём не нуждаются; так вот, чем меньше человеку надо, тем больше он похож на бога» (Сократ)
  Ссылка на авторитеты Цитаты. Сила утверждения состоит не в его правильности, а в том, кому оно принадлежит
  Свидетельства очевидцев Сюда же входит ссылка говорящего на свой опыт или опыт аудитории

 

При доказательстве тезиса оратор использует стратегии убеждения и выстраивает структуру аргументации.

Структура аргументации включает: 1) тезис (положение, которое нуждается в доказательстве) 2) аргументы (суждения, которые приводятся для обоснования тезиса), 3) демонстрацию (действие, показывающее, что тезис оратора логически вытекает из предлагаемых аргументов).

Аргументы

естественныеискусственные

 

1) логические 2) этические 3) чувственные

дедукция

индукция

Естественные доказательства – это показания свидетелей, документы, все то, что удостоверено людьми благодаря тому, что они видели или слышали. Данные доказательства обладают большим весом, т.к. позволяют воссоздать достоверную картину происходящего.

Искусственные доказательства – доказательства, которые связаны с необходимостью рассуждать. Различают три вида искусственных доказательств: 1) логические (доказательства, связанные с предметом речи, исходящие от структуры предметного мира, с которым соотносится речь); 2) этические (доказательства, связанные с личностью говорящего); 3) чувственные (доказательства, исходящие от настроения слушателей).

Дедукция – метод доказательства, основанный на переходе от общего к частному.

Индукция – метод доказательства, основанный на переходе от частного (единичных фактов) к общему (общим утверждениям).

Этические аргументы – это аргументы, которые вытекают из того, чтó и как говорит оратор. Сюда же относятся и аргументы к человеку – оратор «атакует» не положения противоположной стороны, а людей, которые их выдвигают или придерживаются. При использовании аргументов к человеку необходимо помнить, что любой из аспектов личности оппонента может стать объектом эффективного аргумента только в том случае, если на его основании может быть опровергнут его тезис. Аргументы к человеку более уместны тогда, когда подкрепляют другую аргументацию.

Чувственные аргументы – аргументы, которые так или иначе затрагивают личные интересы аудитории, а также аргументы, которые требуют эмпатии – вчувствования в то, что ощущал, ощущает и может ощущать другой человек или другие лица. Оратор строит свою речь таким образом, чтобы вызвать у аудитории чувства, которые необходимы для достижения стоящих перед ним целей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.