Полемика - это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами. Она служит воспитанию активной гражданской позиции, носит боевой, решительный характер.
Чтобы аргументация была надежной и убедительной, необходимо в процессе доказательства следовать ряду правил: 1) аргументы должны быть истинными (ложными доводами нельзя доказать ни одного тезиса, даже если сам тезис и истинен); 2) они должны быть достаточными для данного тезиса; 3) их истинность должна быть доказана независимо от тезиса.
Чтобы успешно вести дискуссию или полемику, важно знать и соблюдать основные законы формальной логики.
название закона
сущность
закон тождества
каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание: во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим
закон противоречия
две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными
закон исключительного третьего
из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно. Для правильного ведения дискуссии или полемики соблюдение этого закона обязательно
закон достаточного основания
всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. Этот закон не допускает голословности утверждений и выводов, требует убедительного подтверждения истинности высказанных мыслей
9.4. Стратегии и тактики спора. Приёмы и уловки в споре
приёмы
в чем заключаются
опровержение ложного тезиса фактами
к этому средству прибегают довольно часто в публичных лекциях, выступлениях на митингах и собраниях, в открытых диспутах и дискуссиях. Реальные события, явления, статистические данные, результаты экспериментальных исследований, свидетельские показания, противоречащие тезису, несокрушимо разоблачают опровергаемые суждения
критика доводов оппонента
менее эффективный способ опровержения доводов. Показывая ложность или необоснованность аргументов, полемист приводит слушателя к мысли, что выдвинутый тезис не доказан
опровержение демонстрации
есть выявление того, что тезис противоположной стороны логически не вытекает из аргументов. Приемы 2,3 разрушают структуру доказательства, необоснованность тезиса, однако самого тезиса не опровергают
юмор, ирония, сарказм
обязательный элемент публичного выступления. Эти средства усиливают полемический тон речи, ее эмоциональное воздействие на слушателей, помогают разрядить напряженную обстановку, создают определенный настрой при обсуждении острых вопросов
«сведение к абсурду» -распространенный прием
показать ложность тезиса или аргумента, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности
прием бумеранга («возвратный удар»)
довольно часто встречается в дискуссиях и полемиках; заключается в том, что тезис или аргумент обращается против тех, кто их высказал. При этом сила удара во много раз увеличивается. Поражение противника становится очевидным для всех присутствующих. Разновидностью «возвратного удара» считается прием «подхвата реплика». В ходе обсуждения спорных вопросов полемисты нередко бросают реплики различного характера. «Подхватом реплики» часто пользуются, выступая на съездах, конференциях, митингах
атака вопросами
демонстрирует, что в споре важно задавать вопросы, уметь перехватывать инициативу в их постановке. Цель – сделать положение оппонента затруднительным, заставить его защищаться, оправдываться, тем самым создавая вопрошающему благоприятные условия для спора
довод к человеку
иногда вместо обсуждения по существу того или иного положения начинают оценивать достоинства и недостатки человека, выдвинувшего этот тезис; как полемический прием должен применяться в сочетании с другими достоверными и обоснованными аргументами. Как самостоятельное доказательство он считается логической ошибкой, состоящей в подмене самого тезиса ссылками на личные качества того, кто его выдвинул
К уловкам в споре относятся:
1) ставка на ложный стыд использует боязнь оппонента дискредитировать себя в глазах окружающих. Один из участников спора вводит утверждение, якобы общеизвестное, но не известное оппоненту и утверждает его значимость. При этом оппонент, чувствуя свою неуверенность, вынужден соглашаться с сомнительным утверждением.
2) «подмазывание аргумента». Прием основан на применении откровенно льстивых комплиментов оппоненту.
3) ссылки на возраст, образование, положение характеризуются такими высказываниями: «Доживите до моих лет, тогда и судите»; «Сначала получите диплом, потом и поговорим»; «Займете мое место, тогда и рассуждать будете».
4) увод разговора в другую сторону применяется тогда, когда один из участников обсуждения затрудняется подобрать необходимый аргумент, пытается уйти от поражения или сделать его не столь заметным.
5) самоуверенный тон характеризуется безапелляционностью и решительностью участника спора, говорящего с апломбом, внушительным голосом.
6) обструкция – намеренный срыв спора, который относится к грубым «механическим» уловкам, при которых перебивают противника, не дают ему говорить, явно показывают свое нежелание слушать оппонента.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление