Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура доходов государственного бюджета

Доходы бюджета – это денежные средства (часть национального дохода), по­ступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с дей­ствующими бюджетным и налоговым законами в распоряжение органов госу­дарственной власти и местного самоуправления.

Доходы государственного бюджета состоят из многих источников и посту­плений. Совокупность всех видов государственных доходов, которая формиру­ется различными методами, составляет систему государственных доходов.

Важнейшими принципами организации системы доходов бюджета являются:

1. Принцип достаточности. Доходы бюджета должны обеспе­чивать необходимые общественные потребности, возложенные на органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления. Прин­цип достаточности достигается двумя метода­ми: сокращением расходных обязательств того или иного органа власти либо путем увеличения объема его доходов (собственных и регулирующих) в соответствии с текущими или прогнозируе­мыми потребностями.

2. Принцип стабильности доходов бюджета. Реализация данного принципа связана с тем, что нормативные акты, определяющие формирование бюджетных доходов (налоговое, бюджетное, таможенное законодательство, акты, регулирующие поступления от государственного и муниципального имущества, от внешнеэкономической деятельности и т.п.), должны устанавливаться на длительный срок, чтобы обеспечить стабильность поступлений в бюджет и возможность их прогнозирования и планирования.

3. Принцип относительной автономности доходов бюджета каждого уровня базируется на четком, установленном на длительный срок разграничении полномочий в области доходов и расходов между федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления.

4. Принцип оптимального сочетания поступлений налоговых и неналоговых доходов на разных фазах экономического цикла. Реализация данного принципа состоит в установлении такого соотношения налоговых и неналоговых доходов, которое с макроэкономической точки зрения наиболее целесообразно в конкретной экономической ситуации, так как сдерживает рост государственных заимствований.

По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджета выделяют собственные и регулирующие доходы бюджета.

К собственным доходам бюджета относят те виды доходов, которые за­креплены законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами:

1. налоговые доходы, полученные в соответствии с бюджетным законодательством;

2. неналоговые доходы;

3. безвозмездные и безвозвратные перечисления.

К регулирующим доходам относятся те виды доходов, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долгосрочной основе (не менее чем на 3 года).

Решающую роль в доходах бюджета играют налоговые доходы, где налоги являются главным инструментом перераспре­деления доходов и обеспечивают мобилизацию финансовых ресурсов.

Налоговые платежи характеризуются следующими признаками:

- установление и взимание этих платежей осуществляется на основе принятых законодательных актов государства, прежде всего его конституции;

- конкретный перечень налогов, порядок их исчисления и взимания определяются налоговым кодексом государства;

- императивность налогов, или безусловная обязанность плательщика своевремен­но и в полном объеме уплатить налог государству;

- индивидуальная безвозмездность налогов, т.е. конкретный налогоплательщик, уплатив налог, не получает какой-либо вы­годы или компенсации от государства;

- все уплачиваемые налоги предназначены для финансового обеспечения деятельности государства.

Налоги – принудительное изъятие части национального дохода в пользу государства для выполнения поставленных перед ним функций.

1. В зависимости от механизма уплаты налоги и сборы делятся на прямые и косвенные.

1. прямые – налоги с объекта в процентах или в сумме с единицы объ­екта, физического или юридического лица: налог на прибыль, на имущество предприятий или физических лиц, на рекламу, на землю и т.д. Отличительная особенность этих налогов — относительно сложный механизм расчета налоговой базы.

2. косвенные – налоги в цене товара. Владелец товара или услуг относит налоговую сумму в цену или тариф, оплаченную потребителем, и перечисляет ее государству. Оплата косвенных налогов независимо от уровня дохода плательщика приводит к тому, что, чем богаче плательщик, тем меньшую долю своего дохода он отдает казне, т.е. эти налоги регрессивны по своей сути. Увеличивая цену товара, косвенное обложение вызывает устойчивую тенденцию к инфляции. Эти налоги неблагоприятны в социальном плане, поскольку увеличивают общее налоговое бремя населения, преимущественно малообеспеченных слоев.

В зависимости от объектов взимания они подразделяются на:

- косвенные индивидуальные (облагаются строго определенные группы товаров) - акцизы;

- косвенные универсальные (облагаются все товары) – налог на добавленную стоимость;

- таможенные пошлины (облагаются товары и услуги при пересечении госграницы, экспортно-импортные операции).

2. В зависимости от субъекта-налогоплательщика налоги делятся на:

- взимаемые с физических лиц;

- взимаемые с юридических лиц;

- смежные налоги (земельный налог).

3. В зависимости от уровней бюджетной системы в соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 13, 14, 15) налоги и сборы делятся:

- на федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории РФ: налог на добавленную стоимость, налоги на доходы физических лиц, с операций с ценными бумагами, со страхова­ния, с деятельности банков, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина;

- на региональные налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Например, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог;

- на местные налоги, установленные Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований: налог на имущество физических лиц, земельный налог.

В налоговой системе РФ особо выделены специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ):

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Эти специальные режимы не являются самостоятельной формой обложения, поэтому они исключены из перечня налогов в НК РФ.

Первые три из них — это разновидность налога на прибыль организаций или на доход индивидуального предпринимателя для определенных отраслей деятельности или малых предприятий. Последний специальный режим — вариант налога на добычу полезных ископаемых (минерального сырья), если объем произведенной продукции необходимо делить между частным капиталом и государством.

Одни налоги выполняют фискальную функцию, другие – стимулирующую, запретительную и т.д.

Характеристика прямых налогов:

1. Налог на прибыль организаций уплачивают юридические лица. Объект – валовая прибыль, но сначала рассчитывается облагаемая при­быль: прибыль – затраты – страховка – др. В России налоговая ставка – 20%.

2. Подоходный налог с физических лиц (13%).

Объект – доход (заработная плата) и иные источники дохода (например, доходы, полученные от сдачи в аренду имуществ), полученные налогоплательщиком. Налогоплательщиком является физическое лицо.

3. Налог на имущество физических лиц уплачивают физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объекты налогообложения: жилой дом, квартира, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, доля в праве общей собственности на имущество.

Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как инвентаризационная стоимость имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в следующих пределах:

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения Ставка налога
До 300 000 рублей (включительно) До 0,1 % (включительно)
Свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно) Свыше 0,1 до 0,3 % (включительно)
Свыше 500 000 рублей Свыше 0,3 до 2,0 % (включительно)

 

4. Налог на имущество организаций. Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 %.

4. Земельный налог не только является основным источником доходов местных бюджетов, но и выполняет ещё не менее важную стимулирующую функцию; способствует рациональному использованию земельных угодий, их охране, повышению плодородия почв, контролю экологической обстановки.

Земельный налог уплачивают граждане и организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

- 0,3 % в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

- 1,5 % в отношении прочих земельных участков.

5. Налог на добычу полезных ископаемых. Налогоплательщиками явля­ются организации, индивидуальные предприниматели. Объектом налогообложения яв­ляются полезные ископаемые, добытые из недр территории РФ, полезные иско­паемые, извлеченные из отходов добывающего производства. Налоговая база определятся налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добы­того полезного ископаемого. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.

6. Водный налог. Плательщиками являются организации и предпринима­тели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами. Объектом платы признается пользование водными объектами, природными водными лечебными ресурсами, либо пользование водными объектами с целью получения энергии (осуществление забора воды, удовлетворение потребности гидро­энергетики, лесосплав, добыча полезных ископаемых, размещение плаватель­ных средств, зданий, сооружений, проведение буровых, строительных и иных работ). По каждому виду водопользования налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

7. Сборы за пользование объектами животного мира и водными биоло­гическими ресурсами. Плательщиками являются организации и физические лица (в т.ч. предприниматели), получившие лицензии на пользование объектами жи­вотного мира (отстрел) и водных биологических ресурсов (отлов).

8. Транспортный налог. Налогоплательщиками признаются лица, на ко­торых зарегистрированы транспортные средства. Объектом налогообложения являются ав­томобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и ме­ханизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани, само­леты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы. Налоговой базой для транспортных средств, имеющих двигатели, является мощность двигателя в лошадиных силах; для водных и воздушных транспортных средств - еди­ница транспортного средства.

9. Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Объектами налогообложения признаются игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы.

Косвенные налоги – налоги в цене товара.

1. Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются продавцы (юридические лица или индивидуальные предприниматели), применяющие общий режим налогообложения. Налог на добавленную стоимость взимается с части стоимости, которая «добавлена» конечным продавцом (10% для дет­ских товаров, периодических печатных изданий, книжной продукции, связан­ной с образованием, наукой и культурой, экспедирование грузов, редакционные и издательские работы, услуги по размещению рекламы и информационных со­общений и 18% все прочие товары и услуги)

Добавленная стоимость определяется как разница между конечной ценой товара и стоимостью его приобретения.

2. Акцизы. Налогоплательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Подакцизными товарами являются табак, спирт этиловый, спиртосодержащая продук­ция, алкогольная продукция, пиво, автомобили легковые и мотоциклы мощностью свыше 150 л.с., автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла.

Налоговая база и налоговая ставка определяются отдельно по каждому виду подакцизных товаров, налоговая ставка ежегодно индексируется.

3. Таможенные пошлины - обязательный взнос, взимаемый тамо­женными органами РФ при ввозе/вывозе товара с этой территории. В за­висимости от тех целей, которые преследует государство, таможенные пошлины подразделяются на «фискальные», «протекционные», «антидем­пинговые» и «преференциальные». Фискальные таможенные пошлины преследуют очевидную цель - рост бюджетных доходов. Политика государства в тех случаях, когда оно хочет защитить своих предпринимателей от иностранной конкуренции, под­держать высокий уровень цен на их продукцию в своей стране, называ­ется протекционизмом. Осуществляется она с помощью протекционных таможенных пошлин, защищающих внутренний рынок от проникнове­ния импортных товаров. Демпинг - это «бросовый» экспорт, т. е. продажа товаров на иностранном рынке по искусственно заниженным, «бросовым» ценам. Такие действия преследуют цель вытеснить конкурентов из дру­гих стран или разорить национальную экономику той страны, в которую товары по этим ценам вывозятся. Чтобы защитить национальную эконо­мику, государство вводит антидемпинговые пошлины, с одной стороны, с другой - старается создать условия для развития собственной экономики. Преференциальные («льготные») пошлины устанавливаются на какой-то определенный вид товара, во ввозе которого страна заинтересована (на­пример, новые технологии), или на весь импорт из той или иной страны по договору (в этом случае, как правило, преследуются какие-то полити­ческие цели).

Неналоговые доходы по сравнению с налоговыми имеют сле­дующие отличия:

- во-первых, механизм их установления, исчисления и взи­мания определяется комплексом нормативных правовых актов: Гражданским кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, федеральными за­конами, регулирующими порядок использования и приватизации государственного и муниципального имущества и др.

- во-вторых, они могут носить как обязательный (санкции, штрафы), так и необязательный характер и взиматься соответс­твенно на принудительной и добровольной основе, т.е. основа­нием для их возникновения может быть волеизъявление самого плательщика.

- в-третьих, основные их виды не предполагают установления конкретных ставок, сроков уплаты и других элементов, что ха­рактерно для налоговых платежей.

- в-четвертых, большинство неналоговых доходов зачисляется в тот или иной бюджет в полном объеме, являясь его собственными доходами.

- в-пятых, величина платежа не зависит от дохода (прибыли) плательщика и не связана с результатами его хозяйс­твенной деятельности.

К неналоговым доходам относятся:

1. Доходы от использования государственного имущества:

а) сдача в аренду. Проблема – арендная плата превышает все допус­тимые нормы. Поэтому государственное имущество (в Москве – ½) не сдается;

б) средства от передачи имущества под залог и в доверительное управление;

в) дивиденды по акциям государственного пакета приватизированных предпри­ятий. Доля незначительна. Причины – низкая рентабельность; госу­дарство часто направляет долю таких доходов на развитие предприятий (Газ­пром);

г) часть прибыли унитарных предприятий. Главный источник – прибыль Банка России.

2. Доходы от продажи государственного имущества:

- от приватизации предприятий (государство от массовой привати­зации перешло к точечной, продаются отдельные пред­приятия);

- государственные запасы (в основном золотовалютный запас).

3. Компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причи­ненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям.

4. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджет­ными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов ис­полнительной власти, власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления

5. Доходы, полученные в виде штрафов, конфискаций, компенсаций.

6. Доходы от внешнеэкономической деятельности государства (только фе­деральные):

- возврат долгов других стран;

- доходы от централизованного экспорта (военная техника, ору­жие, уран и др.).

7. Доходы, получаемые от обращения бюджетных средств в различных сегментах финансового рынка:

- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в банках;

- плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

- доходы в виде прибыли от участия государства в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, ее субъектам или муниципальным образова­ниям.

- часть прибыли государственных и муниципальных предприятий, остающаяся после уплаты на­логов и иных обязательных платежей.

В настоящее время в условиях рефор­мирования бюджетной сферы ставятся задачи, направленные на повышение роли неналоговых доходов и обеспечение стабиль­ности их поступления.

Безвозмездные и безвозвратные перечисления - доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней.

Безвозмездные поступления в соответствии со ст. 41 Бюджет­ного кодекса РФ включают:

- дотации из других бюджетов бюджетной системы Россий­ской Федерации;

- субсидии из других бюджетов бюджетной системы Россий­ской Федерации (межбюджетные субсидии);

- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюд­жетной системы Российской Федерации;

- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы федерального бюджета Российской Федерации представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Доходы Федерального бюджета на 2008 – 2010 гг. (млрд. руб.)

Наименование      
Налоги на прибыль, доходы 761,13 165,65 214,71
Налоги и взносы на социальные нужды 506,77 496,09 19,03
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 1123,62 1157,90 1348,15
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ 1169,07 882,79 965,03
Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1637,52 974,83 1104,46
Государственная пошлина 33,68 31,21 56,96
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 0,87 0,87 0,00
Доходы от внешнеэкономической деятельности 3584,95 2519,92 2750,30
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 150,54 103,17 263,87
Платежи при пользовании природными ресурсами 111,77 59,66 62,13
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 114,03 106,86 123,26
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 22,12 14,80 16,06
Административные платежи и сборы 4,54 5,33 5,26
штрафы, санкции, возмещение ущерба 8,18 5,30 5,32
Прочие неналоговые доходы 39,56 22,98 12,02
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, Прошлых лет 6,24 164,31 0,72
Безвозмездные поступления 1,34 0,00 0,00
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 0,02 2,14 2,73
Всего доходов 9275,93 6713,82 6950,01

 

В зависимости от государственного устройства страны раз­личают доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) или доходы федерального бюджета, доходы бюдже­тов членов федерации и доходы местных бюджетов (в федера­тивном государстве). В соответствии с принципами бюджетного федерализма объем доходов бюджета каждого уровня бюджетной системы должен быть достаточным для покрытия отнесенных к его компетенции расходов.

По источникам образования выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от населения. Это деление имеет преиму­щественно социально-экономическое значение. С точки зрения формирования бюджета не важно, из какого источника (от юри­дических или физических лиц) поступили доходы. В то же время анализ соотношения таких видов доходов дает необходимую ин­формацию при выработке направлений социально-экономичес­кой политики, показывает сложившиеся в государстве традиции в системе налогообложения, уровень правовой культуры в обще­стве. Так, в развитых демократических государствах население, как правило, в большей степени реализует свою публично-пра­вовую функцию поддержки государства путем непосредственной уплаты в бюджет налогов. В развивающихся странах основная масса налогов с населения взимается опосредованно, через кос­венные налоги.

По юридическому основанию взимания доходов в бюджет раз­личают обязательные и добровольные платежи. Подавляющее большинство доходов поступает в бюджет на обязательной осно­ве, добровольные платежи занимают второстепенное место.

Важнейшей задачей в области доходов бюджета является не только обеспечение их формирования в необходимом объеме, но и правильное распределение внутри бюджетной системы пре­имущественно путем разграничения доходов между федераль­ным, региональными и местными бюджетами. В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ) бюджет каждого уровня должен иметь законодательно установленные собственные источники доходов и возможность получения суб­венций из других бюджетов бюджетной системы РФ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы и функции бюджета | Структура расходов государственного бюджета
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.