КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура расходов государственного бюджета
Расходы бюджета -это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства. На величину и структуру расходов бюджетов оказывает влияние объем валового внутреннего продукта как основного источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов; особенности исторического развития государства (например, в периоды военных действий возникает необходимость в наращивании объема бюджетных ресурсов, направляемых на военные цели); социально-экономические задачи; функции, выполняемые органами государственной власти и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований). В структуре расходных обязательств, исполняемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, преобладают расходные обязательства по оказанию государственных услуг и по предоставлению межбюджетных трансфертов. Основной объем средств местных бюджетов направляется на исполнение расходных обязательств по оказанию муниципальных услуг. Для исполнения расходных обязательств в полном объеме предусматривается их разделение на действующие и принимаемые. Действующие расходные обязательства являются неизменными в течение определенного финансового периода (текущего финансового года, очередного финансового года, планового периода). Их исполнение не предусматривает сокращения или увеличения расходов бюджетов. Расходные обязательства, предполагаемые к принятию или увеличению в определенный финансовый период, относятся к принимаемым расходным обязательствам. Принятие новых расходных обязательств допускается при условии обеспеченности действующих расходных обязательств. Унификацию бюджетных процедур обеспечивает бюджетная классификация. Она необходима, во-первых, для проведения единого порядка составления всех бюджетов и смет бюджетных учреждений. Во-вторых, для организации исполнения бюджетов и получения информации о движении бюджетных ресурсов в процессе исполнения бюджета. В третьих, для проведения анализа плановых и отчетных данных по бюджету и на основе этого выявления резервов роста доходов и экономии расходов бюджета. В-четвертых, для организации контроля за исполнением бюджета, соблюдения финансовой дисциплины в бюджетной сфере и во всех бюджетных учреждениях. Бюджетная классификация – это группировка расходов бюджета всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджета. Виды расходов бюджета классифицируются в соответствии с бюджетной классификацией по следующим признакам: - функциональному; - экономическому; - ведомственному. Основной признак классификации – функциональный, то есть группировка расходов по функциям, выполняемым государством. 1. Расходы, связанные управленческой функцией а ) на государственное управление (3%): - на содержание исполнительных и законодательных органов власти (Парламент, Правительство, аппарат Президента; 2/3 – Минфин, Федеральное казначейство, Министерство по налогам и сборам); - на содержание правоохранительных органов (в основном федеральных) (11%, 6%), включительно содержание МВД (27%), внутренних войск (8%), исправительной системы (18%), погранвойск (9%), ФСБ (16%), прокуратуры, таможенников, налоговой полиции, пожарной службы. 2. Расходы, связанные с политической функцией а) на международную деятельность (3%): - содержание посольств и представительств за рубежом; - взносы в международные организации (особенно в ООН); - предоставление финансовой помощи и кредитов иностранным государствам; - гарантии государства по кредитам иностранных государств, банков и компаний на инвестиционные проекты отечественных производителей. б) на государственную оборону (17%) Их очень ограниченно расшифровывают. 3. Расходы, связанные с экономической функцией а) на науку (федеральный бюджет – 2%, консолидированный - 1%), включая расходы на содержание Академии наук и финансирование программ; б) на финансирование промышленности, энергетики, строительства (консолидированный – 2%), включая финансовую помощь важным в народном хозяйстве относительно убыточным отраслям (угольная – реорганизация, закрытие, трудоустройство), воспроизводство минерально-сырьевой базы (геолого-разведывательные работы), капитальные вложения (федеральный бюджет – 2%). Капитальные вложения – строительство жилья для военнослужащих, зданий центральных ведомств; производств (1/3) – в основном вложения в энергетику; в) на финансирование сельского хозяйства (консолидированный – 2,5%, большая часть – регионы). Включительно затраты на поддержание плодородия земель (мелиорация, пополнение части затрат на удобрения), сезонные кредиты на проведение сезонно посевных работ, надбавки к ценам на отдельные виды сельхозпродукции, финансовый лизинг сельскохозяйственной техники (государство закупает технику, сдает в аренду с правом выкупа впоследствии); г) транспорт и связь (консолидированный – 3%). Федеральный бюджет – финансирование торгового флота и строительства портов. С 2001 г. финансирование автодорог переместилось в бюджет (из Дорожного фонда). Через территориальные бюджеты осуществляется финансирование строительства и содержание дорог, дотирование городского транспорта; д) жилищно-коммунальное хозяйство. Все расходы дотированные, идут за счет территориальных бюджетов (до 10 % консолидированного бюджета). 4. Расходы, связанные с социальной функцией а) образование (11% из консолидированного бюджета). Основная часть падает на территориальные бюджеты (89%). Из федерального бюджета дотируется часть ВУЗов федерального подчинения и сеть ПТУ и техникумов; б) здравоохранение (7%, 90%). Из регионального бюджета - медицинские учреждения, не попавшие в систему ОМС (диспансеры), уплата страховых взносов за неработающих; из федерального – СЭС, ведомственная медицина, научные исследования; в) на культуру, искусство, СМИ (федеральный – 1%, консолидированный – 2%). Федеральный бюджет – объекты культуры, имеющие общенациональное значение, СМИ; г) на социальную политику (8% консолидированного бюджета), включительно выплаты социального обеспечения: - социальные пенсии (в ПФ); - пенсии военнослужащим и работникам правоохранительных органов; - доплаты и надбавки к государственным пенсиям; - пособия по безработице; - расходы, связанные с миграционной политикой (помощь беженцам); - реализация различных социальных программ. Помимо этого существует еще две группы расходов: 1. обслуживание государственного долга (21% федерального бюджета, ¾ - внешний долг); 2. оказание финансовой помощи другим звеньям бюджетной системы (15% в федеральном бюджете). Расходы Федерального бюджета представлены в таблице 2. Расходы Федерального бюджета на 2008-2010 г.г.
Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения. В зависимости от экономического содержания расходы бюджета делятся на капитальные и текущие. Капитальные расходы предназначены для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности и включают: - расходы на инвестиции в действующие и вновь создаваемые структуры; - средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; - расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширением воспроизводства: - расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, ее субъектов или муниципальных образований; - другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы. Текущие расходы предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Также бюджетные расходы можно классифицировать по ряду следующих признаков: по роли в производстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению. 1. По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. 2. Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и другие. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона, управление. Основные ресурсы - примерно половина - направлялись на финансирование народного хозяйства, обеспечивая реализацию экономической функции государства; около трети - на социально-культурные мероприятия. 3. Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него, расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д. Отраслевое деление расходов позволяет выявлять пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их, добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства. 4. Группировка расходов в разрезе целевых программ указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. В соответствии с уровнем государственного управления расходы государственного бюджета России подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Структура государственных расходов, то есть соотношение между перечисленными группами расходов, в бюджете не одинакова в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.д. Исключительно из Федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов общенационального уровня: 1. Обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания, Счетной палаты, центральной избирательной комиссии, федеральных органов исполнительной власти, другие расходы на общегосударственное управление. 2. Функционирование федеральной судебной системы. 3. Осуществление международной деятельности в общефедеральном значении. 4. Национальная оборона и обеспечение безопасности государства. 5. Фундаментальные исследования и содействие НТП. 6. Государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта. 7. Государственная поддержка атомной энергетики. 8. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба. 9. Исследование и использование космического пространства. 10. Обслуживание и погашение государственного долга. 11. Компенсации государственным внебюджетным фондам расходов на выплаты государственных пенсий и пособий, других социальных выплат. 12. Пополнение государственных запасов драгоценных металлов и камней. 13. Финансовая поддержка субъектов РФ. Функциональный состав расходов федерального бюджета Российской Федерации представлен в таблице 4 (приложение 2). Исключительно из бюджета субъектов Федерации финансируются следующие функциональные виды расходов общенационального уровня: 1. Обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. 2. Обслуживание и погашение долга субъектов РФ. 3. Обеспечение реализации региональных целевых программ, формирование государственной собственности субъектов. 4. Осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. 5. Оказание финансовой помощи местным бюджетам В расходной части бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов. Средства данных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно- восстановительных работ по ликвидации стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 года после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. На 1 сентября 2011 года сумма Резервного фонда составляла 772,28 млрд. руб. Резервный фонд является частью средств федерального бюджета и призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов. Резервный фонд формируется за счет: - нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины; - доходов от управления средствами Резервного фонда. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния. Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Фонд национального благосостояния формируется за счёт: - нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённый на соответствующий финансовый год объём нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объём средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину; - доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния. На 1 сентября 2011 года по данным Минфина в Фонд национального благосостояния составляет около 2,7 трлн. рублей.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 3557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |