Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура расходов государственного бюджета

Расходы бюджета -это денежные средства, направляемые на фи­нансовое обеспечение задач и функций государства.

На величину и структуру расходов бюджетов оказывает влия­ние объем валового внутреннего продукта как основного источ­ника государственных и муниципальных финансовых ресурсов; особенности исторического развития государства (например, в периоды военных действий возникает необходимость в наращи­вании объема бюджетных ресурсов, направляемых на военные цели); социально-экономические задачи; функции, выполняемые органами государственной власти и местного самоуправления.

Формирование расходов бюджетов осуществляется в соответс­твии с расходными обязательствами публично-правовых образо­ваний (Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований).

В структуре расходных обязательств, исполняемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, пре­обладают расходные обязательства по оказанию государствен­ных услуг и по предоставлению межбюджетных трансфертов. Основной объем средств местных бюджетов направляется на исполнение расходных обязательств по оказанию муниципаль­ных услуг.

Для исполнения расходных обязательств в полном объеме предусматривается их разделение на действующие и принимаемые.

Действующие расходные обязательства являются неизменными в течение определенного финансового периода (текущего финан­сового года, очередного финансового года, планового периода). Их исполнение не предусматривает сокращения или увеличения расходов бюджетов. Расходные обязательства, предполагаемые к принятию или увеличению в определенный финансовый период, относятся к принимаемым расходным обязательствам. Принятие новых расходных обязательств допускается при условии обеспе­ченности действующих расходных обязательств.

Унификацию бюджетных процедур обеспечивает бюджетная классификация. Она необходима, во-первых, для проведения единого порядка составления всех бюджетов и смет бюджетных учреждений. Во-вторых, для организации исполнения бюджетов и получения информации о движении бюджетных ресурсов в процессе исполнения бюджета. В третьих, для проведения анализа плановых и отчетных данных по бюджету и на основе этого выявления резервов роста доходов и экономии расходов бюджета. В-четвертых, для организации контроля за исполнением бюджета, соблюдения финансовой дисциплины в бюджетной сфере и во всех бюджетных учреждениях.

Бюджетная классификация – это группировка расходов бюджета всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефи­цитов бюджета.

Виды расходов бюджета классифицируются в соответствии с бюджетной клас­сификацией по следующим признакам:

- функциональному;

- экономическому;

- ведомственному.

Основной признак классификации – функциональный, то есть группировка расходов по функциям, выполняемым государством.

1. Расходы, связанные управленческой функцией

а ) на государственное управление (3%):

- на содержание исполнитель­ных и законодательных органов власти (Парламент, Правительство, ап­парат Президента; 2/3 – Минфин, Федеральное казначейство, Мини­стерство по налогам и сборам);

- на содержание правоохранительных органов (в основном федераль­ных) (11%, 6%), включительно содержание МВД (27%), внутренних войск (8%), исправительной системы (18%), погранвойск (9%), ФСБ (16%), прокуратуры, таможенников, налоговой полиции, пожарной службы.

2. Расходы, связанные с политической функцией

а) на международную деятельность (3%):

- содержание посольств и представительств за рубежом;

- взносы в международные организации (особенно в ООН);

- предоставление финансовой помощи и кредитов иностранным го­сударствам;

- гарантии государства по кредитам иностранных государств, бан­ков и компаний на инвестиционные проекты отечественных производителей.

б) на государственную оборону (17%)

Их очень ограниченно расшифровывают.

3. Расходы, связанные с экономической функцией

а) на науку (федеральный бюджет – 2%, консолидированный - 1%), включая расходы на содержание Академии наук и финансирование программ;

б) на финансирование промышленности, энергетики, строительства (консолидированный – 2%), включая финансовую помощь важным в народ­ном хозяйстве относительно убыточным отраслям (угольная – реорга­низация, закрытие, трудоустройство), воспроизводство минерально-сырьевой базы (геолого-разведывательные работы), капитальные вло­жения (федеральный бюджет – 2%). Капитальные вложения – строи­тельство жилья для военнослужащих, зданий центральных ведомств; производств (1/3) – в основном вложения в энергетику;

в) на финансирование сельского хозяйства (консолидированный – 2,5%, большая часть – регионы). Включительно затраты на поддержание плодородия земель (мелиорация, пополнение части затрат на удобрения), сезонные кредиты на проведение сезонно посевных работ, надбавки к ценам на отдельные виды сельхозпродукции, финансовый лизинг сельскохозяй­ственной техники (государство закупает технику, сдает в аренду с пра­вом выкупа впоследствии);

г) транспорт и связь (консолидированный – 3%). Федеральный бюджет – финан­сирование торгового флота и строительства портов. С 2001 г. финанси­рование автодорог переместилось в бюджет (из Дорожного фонда). Через территориальные бюджеты осуществляется финансирование строительства и содер­жание дорог, дотирование городского транспорта;

д) жилищно-коммунальное хозяйство. Все расходы дотированные, идут за счет территориальных бюджетов (до 10 % консолидированного бюджета).

4. Расходы, связанные с социальной функцией

а) образование (11% из консолидированного бюджета). Основная часть падает на территориальные бюджеты (89%). Из федерального бюджета дотиру­ется часть ВУЗов федерального подчинения и сеть ПТУ и техникумов;

б) здравоохранение (7%, 90%). Из регионального бюджета - медицин­ские учреждения, не попавшие в систему ОМС (диспансеры), уплата страховых взносов за неработающих; из федерального – СЭС, ведомст­венная медицина, научные исследования;

в) на культуру, искусство, СМИ (федеральный – 1%, консолидированный – 2%). Федеральный бюджет – объекты культуры, имеющие общенациональ­ное значение, СМИ;

г) на социальную политику (8% консолидированного бюджета), включительно выплаты социального обеспечения:

- социальные пенсии (в ПФ);

- пенсии военнослужащим и работникам правоохранительных орга­нов;

- доплаты и надбавки к государственным пенсиям;

- пособия по безработице;

- расходы, связанные с миграционной политикой (помощь беженцам);

- реализация различных социальных программ.

Помимо этого существует еще две группы расходов:

1. обслуживание государственного долга (21% федерального бюджета, ¾ - внешний долг);

2. оказание финансовой помощи другим звеньям бюджетной системы (15% в федеральном бюджете).

Расходы Федерального бюджета представлены в таблице 2.

Расходы Федерального бюджета на 2008-2010 г.г.

Наименование расходов        
млрд.руб. доля, % млрд.руб. доля, % млрд.руб. доля, %
Общегосударственные вопросы 839,4 10,83 959,3 9,7 1 186,7  
Национальная оборона 1040,9 13,4 1211,9 12,2 1 253,2 12,7
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 835,6 10,78 1006,3 10,1 1 062,4 10,7
Национальная экономика   13,2 1845,7 18,6 1 347,1 13,6
Жилищно-коммунальное хозяйство 129,5 1,7 142,9 1,44 137,7 1,4
Охрана окружающей среды 10,2 0,13 13,3 0,13 12,2 0,1
Образование   4,6 413,1 4,16 398,7 4,03
Культура, кинематография, средства массовой информации 88,9 1,15 114,7 1,15 108,2 1,09
Здравоохранение, физическая культура и спорт 278,2 3,6 348,2 3,5 332,6 3,4
Социальная политика 293,6 3,8 331,3 3,3 328,7 3,3
Межбюджетные трансферты 2674,6 34,5 3544,6 35,7 3 719,4 37,68
Всего расходов: 10750,9   9931,4   9 886,9  
                     

 

Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств феде­рального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа го­сударственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых опе­раций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Раз­личают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставле­ние кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

В зависимости от экономического содержания расходы бюджета делятся на капи­тальные и текущие.

Капитальные расходы предназначены для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности и включают:

- расходы на инвестиции в действующие и вновь создаваемые струк­туры;

- средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инве­стиционные цели юридическим лицам;

- расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширением воспроизводства:

- расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, ее субъектов или муни­ципальных образований;

- другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы.

Текущие расходы предназначены для обеспечения текущего функциониро­вания органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных уч­реждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

Также бюджетные расходы можно классифицировать по ряду следующих признаков: по роли в производстве, общественному назначению, отраслям про­изводства и видам деятельности, целевому назначению.

1. По роли в общественном производстве расходы государственного бюд­жета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая исполь­зуется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.

2. Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и другие. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяй­ство, социально-культурные мероприятия, оборона, управление. Основные ре­сурсы - примерно половина - направлялись на финансирование народного хо­зяйства, обеспечивая реализацию экономической функции государства; около трети - на социально-культурные мероприятия.

3. Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него, расходы в производственной сфере подразделяются по отрас­лям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводст­венной - по отраслям и видам общественной деятельности: на образо­вание, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д. Отраслевое деление расходов позволяет выявлять пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их, добиваться нужных сдви­гов в отраслевой структуре общественного производства.

4. Группировка расходов в разрезе целевых программ указывает на кон­кретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное ис­пользование выделяемых бюджетных ресурсов.

В соответствии с уровнем госу­дарственного управления расходы государственного бюджета России подраз­деляются на федеральные, субъектов Федерации и местные.

Структура государственных расходов, то есть соотношение между перечисленными груп­пами расходов, в бюджете не одинакова в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития.

Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.д.

Исключительно из Федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов общенационального уровня:

1. Обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания, Счет­ной палаты, центральной избирательной комиссии, федеральных органов исполнительной власти, другие расходы на общегосударственное управление.

2. Функционирование федеральной судебной системы.

3. Осуществление международной деятельности в общефедеральном значе­нии.

4. Национальная оборона и обеспечение безопасности государства.

5. Фундаментальные исследования и содействие НТП.

6. Государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта.

7. Государственная поддержка атомной энергетики.

8. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедст­вий федерального масштаба.

9. Исследование и использование космического пространства.

10. Обслуживание и погашение государственного долга.

11. Компенсации государственным внебюджетным фондам расходов на вы­платы государственных пенсий и пособий, других социальных выплат.

12. Пополнение государственных запасов драгоценных металлов и камней.

13. Финансовая поддержка субъектов РФ.

Функциональный состав расходов федерального бюджета Российской Федерации представлен в таблице 4 (приложение 2).

Исключительно из бюджета субъектов Федерации финансируются сле­дующие функциональные виды расходов общенационального уровня:

1. Обеспечение функционирования органов законодательной и исполнитель­ной власти субъектов РФ.

2. Обслуживание и погашение долга субъектов РФ.

3. Обеспечение реализации региональных целевых программ, формирова­ние государственной собственности субъектов.

4. Осуществление международных и внешнеэкономических связей субъек­тов РФ.

5. Оказание финансовой помощи местным бюджетам

В расходной части бюджетов всех уровней предусматривается создание ре­зервных фондов. Средства данных фондов расходуются на финансирование не­предвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно- восстановительных ра­бот по ликвидации стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 года после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. На 1 сентября 2011 года сумма Резервного фонда составляла 772,28 млрд. руб. Резервный фонд является частью средств федерального бюджета и призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд формируется за счет:

- нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

- доходов от управления средствами Резервного фонда.

Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Фонд национального благосостояния формируется за счёт:

- нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённый на соответствующий финансовый год объём нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объём средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

- доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

На 1 сентября 2011 года по данным Минфина в Фонд национального благосостояния составляет около 2,7 трлн. рублей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура доходов государственного бюджета | Местные финансы как основа устойчивости регионов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 3376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.