Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность государственного долга




Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. Однако при возникновении таких условий как несбалансированная политика доходов и расходов, неэффективная налоговая политика, высокий темп роста экономики, чрезвычайные обстоятельства, государство вынуждено привлекать для покрытия сво­их расходов средства из других источников.

Существует два основных способа покрытия дефицита бюджета:

1. Эмиссионный способ, получивший название инфляционного. Его суть заключается в том, что дефицит бюджета покрывается за счет выпуска в обращение необеспеченных денег, что порождает инфляцию.

2. Безэмиссионный, или безинфляционный. Данный способ предусматривает покрытие бюджетного дефицита за счет государственного кредита. Именно этот способ чаще всего используется для получения дополнительных доходов бюджета, так как обращаться напрямую к населению для покрытия чрезвычайных расходов не всегда возможно по той причине, что новые налоги могут ухудшить благосостояние народа. В таком случае государство прибегает к кредиту, чтобы удовлетворить потребность в покрытии чрезвычайных расходов. Денежные средства, привлекаемые на основе государственного кредита, поступают в распоряжение государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы.

Так как обращение к кредиту в современных государствах представляет явление повсеместное и постоянное, то оно может быть признано явлением нормальным в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.

Источники кредитования делятся на внутренние и внешние.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.

Источники внутреннего финансирования делятся на следующие группы:

- государственные (муниципальные) ценные бумаги;

- бюджетные средства, полученные от государственных внебюджетных фондов;

- бюджетные средства, полученные от бюджетов других уровней;

- кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

- кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации;

-

- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней;

- изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета.

- прочие источники внутреннего финансирования.

Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - это группировка заемных средств с внешних финансовых рынков, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.

Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:

- средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг в иностранной валюте;

- кредиты международных финансовых организаций;

- кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ;

- кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ;

- изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;
- прочее внешнее финансирование.

Неэффективная политика государства в области формирования и использования бюджета приводит к возникновению такого явления, как государственный долг.

Государственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ.

Классификация государственного долга может проводиться по разным признакам. Обычно используют следующие: экономический признак (степень охвата совокупности обязательств), тип заемщика, вид долговых обязательств, срочность долговых обязательств, рынок заимствований, тип кредитора, валюта заимствований.

По степени охвата совокупности обязательств (по экономическому признаку) го­сударственный долг делится на основной и текущий.

Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода.

Текущим государственным долгом называется за­долженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

Государственные долги делятся на внутренние и внешние, признаком такой классификации выступает валюта заимствований (валюта, в которой оформлены долговые обязательства).

В соответствии с Бюджетным кодексом долговые обязательства РФ могут существовать в форме:

- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

- договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц;

- переоформление обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов.

Классификация государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ - это группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Классификация государственных внутренних долгов включает в себя 27 видов внутренних заимствований:

- целевые займы и вклады;

- государственные внутренние займы 1991 и 1992 гг.;

- государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР;

- казначейские обязательства;

- государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;

- государственные краткосрочные облигации;

- облигации федерального займа и т.д.

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации представлен в табл. 8.

Таблица 8 - Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации (млрд. руб.)

 

По состоянию на всего в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации
01.01.1993 3,57 0,08
01.01.1994 15,64 0,33
01.01.1995 88,06 2,14
01.01.1996 187,74 7,46
01.01.1997 364,46 17,24
01.01.1998 490,92 3,47
01.01.1999 529,94 0,88
01.01.2000 578,23 0,82
01.01.2001 557,42 1,02
01.01.2002 533,51 0,02
01.01.2003 679,91 8,62
01.01.2004 682,02 5,58
01.01.2005 778,47 12,93
01.01.2006 875,43 18,86
01.01.2007 1064,88 31,23
01.01.2008 1301,15 46,68
01.01.2009 1499,82 72,49
01.01.2010 2094,73 251,36
01.01.2011 2940,39 472,25
01.11.2011 4012,61 454,03

 

Основная цель выпуска внутренних займов в России - это покрытие дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что на ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данном году, осуществляется выпуск новых займов.

Рост государственных расходов влечет за собой увеличение займов и долга, поэтому государственный внутренний долг тесно связан с государственным бюджетом как фактом сво­его происхождения.

Классификация видов государственного внешнего долга РФ - это группировка государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ. Классификация состоит из группы «Государственный внешний долг РФ», включающая следующие подгруппы:

- кредиты, полученные от правительств иностранных государств;

- кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм;

- кредиты, полученные от международных финансовых организаций.

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации а представлена в табл. 9.

Таблица 9 - Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2011 года

 

Категория долга млн. долларов США эквивалент млн. евро**
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) 35 964,4 25 369,9
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации 577,9 407,7
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 1 484,1 1 046,9
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ 1 043,1 735,8
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** 57,8 40,8
Задолженность перед международными финансовыми организациями 2 626,7 1 852,9
Задолженность по внешним облигационным займам 29 183,4 20 586,5
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году 2 000,0 1 410,8
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году 3 466,4 2 445,2
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году 3 500,0 2 469,0
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году 2 499,9 1 763,5
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году 17 717,1 12 498,0
Задолженность по ОВГВЗ 24,6 17,3
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 966,8 682,0
* в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте  
** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой  
*** обязательства, не урегулированные по завершении переоформления коммерческой задолженности бывшего СССР и расчетов с Лондонским клубом кредиторов  

 

В Бюджетном кодексе предусмотрены следующие пределы государственных заимствований: предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ.

Следует отметить, что государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие страны. Так, возрастание государственного долга приводит к росту заимствований (в результате вытесняется частный капитал с рынка ссудного капитала); имеет непроизводительный характер использования полученных средств, увеличивая нагрузку на государственный бюджет посредством роста величины процентов по кредитам.

Исходя из вышеприведенного, можно констатировать, что прежде чем делать выводы относительно характера влияния государственного долга (положительного или отрицательного) на экономическое развитие, следует осуществить соответствующие расчеты и анализ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.