КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Финансовая политика государства
Содержание, виды и основы управления государственным долгом
Государственным долг – это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед юридическими и физическими лицами-резидентами, международными организациями, иностранными государствами и другими субъектами международного права. Государственный долг включает понятия «капитальный долг» и «текущий долг». Капитальный государственный долг – это вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. В Республике Беларусь государственный долг делится на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг Республики Беларусь – это общая сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени. Законом о бюджете страны на очередной финансовый год устанавливается определенный лимит (предельный размер) прироста внутреннего государственного долга, в процентах к ВВП. По данным Министерства финансов Республики Беларусь внутренний государственный долг Внешний государственный долг Республики Беларусь – это общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени. Для того, чтобы внешний государственный долг не повышался, ежегодно в законе о бюджете на очередной финансовый год устанавливается предельный размер внешнего долга. Внешний государственный долг Республики Беларусь составляет около 1 млрд долл. США. При этом основными кредиторами нашей страны являются Россия, США, Германия, Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Долговые обязательства Республики Беларусь могут существовать в следующих формах: · кредитные соглашения (договоры), заключенные от имени Республики Беларусь в качестве заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь, а также соглашения (договоры), заключенные от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет; · государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь; · договоры о предоставлении гарантий Правительством Республики Беларусь; · займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами; · договоры о предоставлении гарантий местных исполнительных и распорядительных органов (для областных, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов); · договоры о получении бюджетных кредитов. Основными причинами возникновения государственного долга являются низкая эффективность функционирования национальной экономики, приводящая к нехватке финансовых ресурсов в национальной валют; недостаточность финансовых ресурсов в иностранной валюте для расчетов с иностранными государствами и др. Значимость государственного долга для страны предопределяет необходимость управления им, под которым понимаются мероприятия по выпуску, размещению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. При этом под обслуживанием государственного долга Республики Беларусь понимается уплата процентов или иного вознаграждения заимодавцу (кредитору), штрафов и прочих платежей по государственным займам. Под погашением – уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств Республики Беларусь в части основного долга. Управление государственным долгом Республики Беларусь, кроме долга органов местного управления и самоуправления, осуществляется Правительством Республики Беларусь, которое в процессе управления использует различные методы регулирования государственного долга: · аннулирование государственного долга – мера, при которой государство полностью отказывается по обязательствам внутренним, внешним или и тем и другим по выпущенным займам; · рефинансирование – погашение старых государственных займов путем выпуска новых; · новация – соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством; · унификация – объединение нескольких займов в один, когда несколько старых облигаций обмениваются на одну новую; · конверсия – изменение доходности займов; · консолидация – увеличение сроков действия уже выпущенных займов; · отсрочка – в отличие от консолидации не только увеличиваются сроки, но и прекращается выплата дохода по облигациям. Конверсия, консолидация и унификация осуществляются только В целом управление государственным долгом является важнейшим инструментом воздействия на социально-экономическое развитие того или иного государства.
В любом государстве различают несколько видов проводимых политик: энергетическую, экологическую, молодежную, финансовую и др. Одной из важнейших политик государства является финансовая политика, под которойпонимается целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональным распределением и использованием на основе финансового законодательства для решения стоящих перед экономикой задач. В отличие от финансов, которые являются элементом базиса и независимы от сознания, финансовая политика является формой сознательной деятельности людей и относится к надстройке. Наиболее полно содержание финансовой политики выражается через следующие звенья: 1) выработка научно обоснованной концепции развития финансов; 2) определение основных направлений использования финансов; 3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей. Основными задачами, решаемыми в процессе проведения финансовой политики, являются следующие: · обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; · установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов; · создание эффективной системы оперативного управления финансами; · уменьшение дефицита государственного бюджета и др. В Республике Беларусь на современном этапе финансовая политика направлена на борьбу с инфляцией, совершенствование налоговой системы, привлечение иностранных инвестиций и др. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется следующим образом: · финансовая стратегия,представляющая собой долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач; · финансовая тактика,направленная на решение задач конкретного этапа развития государства и связанная с оперативным управлением финансами. Финансовая стратегия и финансовая тактика тесно взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Выделяют следующие типы финансовой политики: классическая, планово-директивная, регулирующая. Классический тип финансовой политики был главенствующим до 20-х гг. ХХ столетия. У его истоков стояли классики политической экономии Адам Смит и Давид Риккардо. Основа классической финансовой политики – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Такая Планово-директивная финансовая политика проводилась в странах с административно-командной системой. Ярким примером осуществления такой политики был СССР. Главной целью этой финансовой политики является достижение максимальной концентрации финансовых ресурсов государства в руках центральных органов власти. Дальнейшее перераспределение осуществлялось в соответствии В основе регулирующей финансовой политики лежит экономическая теория Джона Мейнарда Кейнса (1883–1946) о необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики и социальных отношений с целью обеспечения полной занятости населения. Основными рычагами вмешательства государства в экономику становятся государственные расходы, формирующие дополнительный спрос. В итоге обеспечивается оживление предпринимательской деятельности, создание новых рабочих мест, рост национального дохода и уменьшение безработицы. В отличие от классической финансовой политики, главным механизмом налогового При выработке финансовой политики учитываются следующие факторы: политическое и экономическое устройство государства; исторические условия, в которых государство осуществляет свои функции; конкретные экономические и социальные задачи, которые ставит перед собой государство на данном этапе его развития и др. При этом финансовая политика не является неизменной, выработанной раз и навсегда. Она меняется в зависимости от этапа развития общества. В составе финансовой политики выделяют следующие самостоятельные составные части: · налоговая политика,главное назначение которой состоит в изъятии части валового внутреннего продукта на общественные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет; · бюджетно-финансовая политика,связанная с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению (т. е. использование государственных расходов для воздействия на макроэкономические условия); · денежно-кредитная (монетарная) политика,под которой понимается совокупность мероприятий в денежно-кредитной сфере, направленных на изменение денежного предложения для достижения общеэкономических задач. К действиям, при помощи которых правительство старается влиять на макроэкономические условия, увеличивая или уменьшая денежную массу, относятся следующие: печатание новых денег (сейчас это практикуется редко); прямой контроль над массой денег в денежном секторе; операции на открытом рынке.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |