КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансовое планирование и прогнозирование. Финансовая политика государства: содержание, значение и особенности на современном этапе
Финансовая политика государства: содержание, значение и особенности на современном этапе Управление финансами в Республике Беларусь. Органы управления, их функции и задачи
Одним из условий стабильного развития экономики является хорошо отлаженная система управленияфинансами.Она представляет взаимосвязанный комплекс мер и финансовых институтов и подчинена финансовой политике государства. Объектом управленияфинансы становятся тогда, когда осуществляются создание финансовых отношений, проверка законности их осуществления, изучение, анализ и совершенствование форм этих отношений. Субъектом управленияфинансы являются тогда, когда происходит процесс применения на практике установленных форм финансовых отношений. Существуют следующие стадии управления финансами: - познание закономерностей развития финансов; - формирование форм и методов финансовых отношений, обеспечивающих реализацию функций финансов; - применение этих форм на практике и проверка их соответствия экономическим нормативно-законодательным актам; - анализ результатов проверки; - совершенствование форм и методов финансовых отношений. Стадии управления взаимосвязаны с финансовым правом, финансовой информацией, планированием и исполнением финансовых планов, финансовым контролем. Государственное управление финансами включает следующие направления:. - макроэкономическоегде вырабатываются принципы, концепции и методы финансового регулирования, законодательное и нормативно-правовое обеспечение, регулирование валютного курса и режима обращения иностранной валюты, пути преодоления инфляции; - микроэкономическое, характеризуемое обеспечением стабильного функционирования расчетно-платежных отношений в финансовой системе, поддержанием уровня и соотношения цен, формированием и поддержанием конкурентной сферы, ограничением монополизации, обеспечением финансовых источников, а также оптимального состава активов, необходимых для достижения поставленных целей в хозяйственной деятельности, содействием развитию финансового и страхового рынков; - прямое административное воздействие,связанное с финансовым дотированием и субсидированием ряда производств и реализацией ряда товаров, применением акцизного налогообложения, установлением льгот по налогам, применением финансовых санкций в отношении нарушителей налоговой дисциплины с целенаправленной социальной защитой малообеспеченных слоев населения, установлением в ряде случаев предельных цен и квот на производство некоторых товаров исключительного ассортимента; - прогнозирование экономического и социального развитияв совокупности с важнейшими финансовыми показателями - объем ВВП, продукция сферы производства товаров и услуг, инвестиции в основной капитал, сальдо торгового и платежного баланса, индекс потребительских цен, основные статьи бюджета. Совокупность всех институтов и организационных структур, осуществляющих управление финансами; представляет финансовый аппарат. В Республике Беларусь к нему относятся органы общего, оперативного и отраслевого управления финансами. К органам общего управления относятся Национальное собрание Республики Беларусь с Палатой представителей и Советом Республики и Совет Министров, В их функции входит формирование финансовой политики, утверждение финансового законодательства, осуществление общего контроля за его соблюдением, Органами оперативного управления являются Министерство финансов, Национальный банк, Министерство по налогам и сборам, Министерство экономики, Государственный таможенный комитет, комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. Министерство финансов, являясь центральным органом и, проводя свою деятельность через департаменты и финансовые управления областных и городских исполкомов, обеспечивает эффективное использование финансов и воплощение бюджетной и налоговой политики, а также совершенствование форм финансовых взаимоотношений юридических физических лиц с централизованной сферой финансовой системы, контролирует соблюдение государственной и валютной дисциплины и финансового законодательства, разрабатывает методологию, отчетность и порядок контроля за состоянием отраслевого контроля, обеспечивает финансами подведомственные учреждения и организации. К органам отраслевого управления финансами относятся финансовые управления, финансовые отделы министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений.
Финансовая политика - целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональным распределением и использованием на основе финансового законодательства для решения стоящих перед экономикой задач. Некоторые авторы определяют финансовую политику как совокупность принципов, форм и методов организации и использования финансов, а другие - как совокупность бюджетной, налоговой, денежной, кредитной, ценовой, таможенной, социальной, инвестиционной политик и политики в области международных финансов, а также инструментов государственной власти, обеспечивающих формирование и использование финансовых ресурсов. Во втором определении проявляется единство двух составляющих финансовой политики: ее компонентов и финансовых институтов государственной власти. Сущность этого единства заключается в том, что все виды политики функционируют тогда, когда их реализация осуществляется в рамках Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, кредитной системы и т.д. Финансовая политика - часть экономической политики, имеет целевую направленность, а свое практическое воплощение в лице государства осуществляет через финансовый механизм, его инструменты и рычаги. Финансовая политика относится к надстройке государства, а финансовые отношения представляют элемент базиса государства. Они выступают основой финансовой политики и являются предпосылкой ее содержания и сущности.. Важнейшие направления финансовых отношений- это отношения между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования. Исходя из содержания финансовой политики, выделяются три ее составных части: - выработка научно обоснованной стратегии и тактики; - определение основных направлений использования финансов; - осуществление практических действий для решения поставленных задач. К основным задачам финансовой политики, определяющим ее значение в функционировании государства, относятся: - обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; - определение основных направлений повышения экономического потенциала государства и источников мобилизации финансовых ресурсов для этих направлений; - установление рационального с государственных позиций распределения и использования финансовых ресурсов; - формирование финансовых методов регулирования и стимулирования социально-экономических процессов; - создание эффективной системы оперативного управления финансами; - создание рационально обоснованных форм изъятия доходов юридических и физических лиц в пользу государства. Для решения стоящих перед финансовой политикой задач к ней предъявляется ряд требований: - учет специфики конкретного исторического этапа; - изучение и восприятие предшествующего опыта финансово-хозяйственной деятельности; - научный и комплексный подход при выработке концепции финансовой политики (целей, задач, форм, методов, рычагов, инструментов ит.д.); - ориентация на повышение эффективности использования финансовых ресурсов. На современном этапе развития экономики финансовая политика Республики Беларусь направлена на борьбу с инфляцией, преодоление спада производства, расширение приватизации для создания действенной базы рыночных отношений, совершенствование налоговой системы, сокращающей налоговое бремя товаропроизводителей, но обеспечивающей вместе с тем рост доходов бюджета, создание благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности, привлечения иностранных инвестиций, сокращения государственного долга, обеспечение финансовыми ресурсами целевых программ, повышение социальной защиты на. селения. Эти особенности финансовой политики определены Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |