Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетный процесс




Бюджетная система Республики Беларусь и принципы ее построения.

Необходимость, содержание и роль бюджета

Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там. где существует государство с развитыми то­варно-денежными отношениями. История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Бюджет появляется не тогда, когда государство произво­дит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в своей финансовой деятельности составляет смету доходов и расходов на определенный период.

На начальных этапах своего развития государство имело возможнос­ти значительную часть своих расходов покрывать за счет даней, контри­буций, рабского труда, поступлений от государственных хозяйств. Од­нако как расходы, так и доходы государства носили стихийный характер, пополнялись по мере потребностей. С развитием товарно-денежных от­ношений, а вслед за ними - и государственных институтов, расширяют­ся функции государства. Государство начинает осуществлять созидатель­ные функции: стоить города, дороги, оказывать поддержку неимущим гражданам. В этих условиях появляется необходимость (и возможность) покрывать растущие потребности государства денежными сборами, на­логами, торговыми пошлинами. Это приводит к тому, что начинают со­ставляться разрозненные сметы затрат и доходов, которые впоследствии обретают форму объединенных государственных ресурсов - государст­венного бюджета. Первые бюджеты начали составляться в Англии в кон­це XVII в., а к концу XVIII в. практически все государства Европы имели собственные плановые сметы доходов и расходов казны на текущий год.

Таким образом, бюджет имеет все признаки, присущие экономичес­кой категории, а также выражает совокупность определенных экономи­ческих отношений.

Государственный бюджеткак экономическая категория представля­eт собой совокупность экономических отношений по поводу формиро­вания и использования государственного централизованного фонда де­нежных средств. Экономические отношения - главный сущностный при­знак бюджета, который раскрывает его природу и значимость в воспроизводственных процессах. Бюджет также можно определить как основной финансовый план централизованных государственных дохо­дов и расходов. Существенный признак бюджета - его плановость. Это план управления финансовыми ресурсами на очередной период, программа государственного развития. Материальное воплощение бюджет обретает в реальном процессе поступления и использования централизованного фонда денежных средств на общегосударственные нужды. Конкретная величина бюджетных фондов зависит от ряда факторов: уровня развития экономики, типа государства, приоритетов внутреннего и внешнего развития, национальных особенностей и др.

Государственный бюджет имеет четыре основных признака:

1. он является политическим инструментом, посредством которого ограниченные ресурсы общества распределяются между экономической и социальной сферой.

2. бюджет есть инструмент администрирования и управления. Специфическими средствами органы управления используют бюджет для обеспечения финансирования государственных программ, определения размеров выделяемых на них средств.

3. бюджет есть экономический инструмент, способствующий экономическому росту и развитию. На государственном и региональном уровнях бюджет выступает в роли распорядителя доходов, стимулирования экономики, достижения полной занятости, ограничения инфляции.

4. бюджет есть инструмент учета и контроля, посредством которого проверяется насколько аппарат управления осуществляет контроль над доходами и расходами.

Роль бюджетавыражается в том, что он является важнейшим рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государстве доходов и расходов правительства могут осознано изменять объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов) и тем caмым влиять на колебания экономической конъюнктуры. В с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетные политики. Первая выражается в увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышении налогов, что позволять ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода, национального богатства. Основные каналы распределения национального дохода через государственный бюджет следующие:

- между сферами производства товаров и услуг;

- между трудоспособными и нетрудоспособными гражданами;

- между отдельными отраслями национальной экономики и сферами общественной деятельности;

- между отдельными регионами государства.

Сущность бюджета реализуется через его функции:мобилизацию денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения государственных потребностей, а также контроль за своевременностью и полнотой поступления финансовых ресурсов в распоряжение государства, эффективностью их использования.

Для выполнения своих функций государственному бюджету требу­ется разветвленная сетьзвеньев, которая обеспечила бы ему концентра­цию денежных средств и финансирование программ и мероприятий на различных уровнях управления.

 

В связи с разграничением компетенции между Рес­публикой Беларусь и составляющими ее администра­тивно-территориальными формированиями каждый из них имеет свой бюджет. Совокупность бюджетов всех уровней образует бюджетную систему Республики Беларусь.

Бюджетная система государства определяется госу­дарственным и административно-территориальным де­лением. Республика Беларусь - унитарное государство, включающее области, города, районы. В связи с этим бюджетная система включает бюджеты двух уровней: республиканский бюджет и местные бюджеты, которые в свою очередь содержат самостоятельные звенья: об­ластные, районные, городские бюджеты, сельские и по­селковые бюджеты.

Таким образом, бюджетная система Республики Бе­ларусь представляет собой совокупность республикан­ского и местных бюджетов.

В зависимости от места в бюджетной системе каж­дый бюджет. участвует в финансировании расходов, имеющих республиканское, областное, городское, районное значение.

Бюджетная система, как любая самостоятельная управляемая система, основывается на определенных принципах. Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь» устанавливает следующие принципы: един­ства, полноты, реальности, гласности и самостоятель­ности всех бюджетов.

Принцип единствацементирует бюджетную систе­му, делает ее управляемой и централизованной.

Единство бюджетной системы обеспечивается еди­ной законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, согласованными принципами бюд­жетного процесса, единством денежной системы, еди­ной доходной базой всех уровней бюджетной системы.

Принцип полнотыбюджетной системы означает, что все бюджетные доходы, образующиеся на террито­рии Республики Беларусь, зачисляются в соответству­ющие бюджеты.

Относительно расходов этот принцип означает, что все государственные расходы, финансируемые из основного централизованного денежного фонда госу­дарства, осуществляются через соответствующие бюд­жеты.

Принцип реальностибюджетной системы реализу­ется по нескольким направлениям. Во-первых, предусматриваемые в бюджете показатели по доходам и расхо­дам основаны на реальных возможностях экономики

про извести определенный объем валового внутреннего продукта и национального дохода как условия финан­сирования доходов бюджета и освоить предусматривае­мые ассигнования. Во-вторых, за всеми бюджетами за­крепляются реальные доходные источники и те расхо­ды, которые каждый бюджет финансирует в зависимос­ти от своего места в бюджетной системе.

Принцип реальности способствует достижению сба­лансированности между доходами и расходами бюдже­та и является важнейшим условием бюджетного плани­рования.

Принцип самостоятельностиозначает, что каж­дый орган власти имеет свой самостоятельный бюджет.

Принцип гласностив бюджетной системе обеспечи­вается через обязанность участвующих в бюджетном процессе субъектов делать это открыто, что достигается всесторонним обсуждением проектов бюджетов на бу­дущий год. В этом принимают участие все заинтересо­ванные стороны. Регулярно публикуется закон о госу­дарственном бюджете на новый бюджетный год.

Организация бюджетной системы и принципы ее построения представляют собой бюджетное устрой­ство.

Бюджетная система Республики Беларусь имеет еди­ную доходную базу, которая дает возможность манев­рировать финансовыми ресурсами и осуществлять их перераспределение между различными видами бюдже­тов с целью оказания помощи отдельным администра­тивно-территориальным единицам и достижения пол­ноты обеспечения каждого бюджета необходимыми средствами. Для этого некоторые бюджетные доходы установлены в качестве республиканских, которые по­ступают в республиканский бюджет, или, в определен­ных размерах передаются в местные бюджеты.

Под бюджетным процессом принято понимать установленный порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Продолжительность бюджетного процесса. как прави­ло, составляет два года. Такая разбежка объясняется тем, что в различных странах установлены различные сроки утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Работа по составлению проектов бюджета начинается за 12­ - 18 месяцев до начала нового бюджетного года. Как правило, бюд­жет составляет министерство финансов.

За последние десятилетия произошли глубокие изменения в методах составления проектов бюджетов. В настоящее время про­мышленно развитые страны применяют програмно-целевой метод с использованием современной компьютерной техники.

Составление проекта бюджета - одна из наиболее важных ста­дий бюджетного процесса. Именно на этом этапе закладывается политический и экономический курс государства на предстоящий период. На этой стадии определяются объем бюджета, степень покрытия расходов регулярными доходами, соотношение нало­гов и займов, главные направления расходования средств.

Подготовленный министерством финансов проект бюджета после его одобрения правительством представляется в высший законодательный орган государства. Во многих странах на случай возникновения проблемных вопросов создаются специальные комиссии из представителей правительства и законодательного органа.

Важное значение при рассмотрении и утверждении бюджета имеет бюджетная инициатива, под которой понимается право членов законодательного органа вносить изменения в представленный правительством проект бюджета. В развитых странах, как правило. законодательный орган либо вообще лишен бюджетной инициативы, либо она имеет крайне ограничительный характер. Введение программно-целевого метода составления проекта бюджета сокращает круг вопросов подлежащих рассмотрению законодательным органом.

Процедура рассмотрения и утверждения бюджета в разных странах различна, различны и сроки, в течение которых она дол­жна быть завершена. Во Франции, например, она составляет 7 с дней, по истечении этого срока право утверждения бюджета пе­реходит к правительству. После утверждения законодательным органом бюджет посту­пает на подпись главы государства. В случае наложения veto на законопро­ект о бюджете он возвращается в парламент для повторного рас­смотрения.

В других странах при возникновении разногласий между пар­ламентом и правительством может быть поставлен вопрос о до­верии правительству либо последнему могут быть даны чрезвы­чайные полномочия по утверждению бюджета. Возможен и ва­риант роспуска парламента, тогда бюджет рассматривает и утвер­ждает новый состав парламента.

Законодательства практически всех современных государств не исключает непринятие бюджета до начала нового бюджетного (фи­нансового) года. В таком случае. как правило, действует принцип разрешения правительству использовать расходы в пределах сумм. сложившихся в соответствующие периоды прошлого года.

Утвержденный, получивший силу закона бюджет подлежит ис­полнению в течение года. В исполнении бюджета принимают участие все государственные органы. субъекты хозяйствования. Однако главная роль принадлежит министерству финансов. В исполнении бюджета важное значение имеет кассовое исполне­ние - организация сбора бюджетных средств, порядок выдачи бюджетных ассигнований, а также ведение учета и отчетности. Существуют три системы организации кассового исполнения бюджета: казначейская. банковская и смешанная.

Завершается бюджетный процесс утверждением отчета об исполнении бюджета. последний составляется министерством фи­нансов и утверждается законодательным органом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.