КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и назначение внебюджетных (специальных) фондов
Внебюджетные фонды в финансовой системе Республики Беларусь стали создаваться с 1992 г. Главной причиной и целью их создания является наличие чрезвычайно важных для общества программ в условиях ограниченности бюджетных средств и необходимость обеспечения этих программ самостоятельными финансовыми ресурсами. Внебюджетные фонды государства представляют совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящихся в распоряжении республиканских или местных органов самоуправления. Посредством их формирования происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных социальных групп населения и требующих безотлагательного развития конкретных. отраслей народного хозяйства. Внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Республики Беларусь. По своему назначению их можно разделить на две группы: социальные и экономические. К первой группе прежде всего относятся фонд социальной защиты населения, и негосударственные пенсионные (страхования дополнительных пенсий). Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь № 2367 - ХН от 10 июня 1993 г на базе пенсионного фонда и фонда социального страхования и начал функционировать с 1 июля 1993 г. ФСЗН является самостоятельной Финансово-кредитной организацией при Министерстве труда и социальной защиты. Его денежные средства не входят в состав государственного бюджета, не подлежат изъятию и хранятся в учреждениях банков. В своей деятельности ФСЗН базируется на Законе Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», введенном в действие с 1 апреля 1995 г. Главными задачами фонда являются: - финансирование расходов на пенсии, пособия и другие социальные выплаты;. сбор страховых взносов;. расширенное воспроизводство средств фонда на принципах самофинансирования; - международное сотрудничество в области социального страхования. Функциями ФСЗН являются: - методическая и организационная работа по установлению порядка платежей и размеров страховых взносов; - контроль за поступлением и расходованием средств и деятельностью структурных подразделений фонда; -координация работы структурных подразделений и методическая помощь им; - обеспечение капитализации его средств и привлечение добровольных и благотворительных взносов; - совершенствование государственного социального страхования; - организация информации по всей категории плательщиков;. ведение бухгалтерской и статистической отчетности и ответственность за ее достоверность; - определение совместно со всеми структурами, чья деятельность связана с социальной защитой населения, направлений расходования дополнительных средств, поступающих в фонд. Средства ФСЗН складываются из обязательных взносов работодателей и граждан, доходов от коммерческой деятельности(в основном от капитализации денежных средств), добровольных пожертвований, поступлений по регрессным искам. Размер обязательных страховых взносов нанимателей и граждан устанавливается в зависимости от фонда заработной платы в соответствии Законом Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» и может уточняться Советом Министров. Средства из ФСЗН расходуются на следующие цели: -выплату пенсий по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, социальных пенсий; - выплату пособий и компенсаций в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, по беременности, по случаю рождения ребенка и уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, по болезни и временной нетрудоспособности, на погребение, по уходу за инвалидом первой группы и ребенком инвалидом до 16 лет, на детей в возрасте до 16 лет, инфицированных или больных СПИДом. Помимо этого, из ФСЗН выплачиваются пенсии гражданам, выезжающим за пределы республики в соответствии с ее международными договорами, финансируются расходы на, оздоровление трудящихся, на повышение социальных пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы, на оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, на обеспечение текущей деятельности фонда и возмещение расходов по оформлению регрессных исков. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих. В этом случае рабочий стаж и заработок в течение трудоспособного периода слабо влияет на размер получаемой пенсии. В целях усиления взаимосвязи пенсий и пособий с результатами труда, а также для усиления достоверности сведений о стаже и заработках, создания предпосылок для контроля за уплатой страховых взносов гражданами, повышения заинтересованности в уплате страховых взносов, упрощения и ускорения процедуры назначения пенсий и пособий в нашей республике начался этап реформирования пенсионного дела с ориентацией на персональный характер социального страхования. Он регламентирован Законом Республики Беларусь от 6 января 1999 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования».. Суть реформы заключается в переходе от одноуровневой системы социальной защиты граждан к многоуровневой, т. е. включающей несколько видов пенсий: социальных, пенсий, выплачиваемых за счет обязательных страховых взносов, и дополнительных пенсий, формируемых по накопительному принципу. Для выплаты пенсий за счет обязательных страховых взносов вводится индивидуальный (персонифицированный) учет заработков каждого работающего. С этой целью работодатели регистрируют в ФСЗН работника, на которого открывается индивидуальный лицевой счет (ИЛС) под номером, соответствующим номеру паспорта нового типа. Этот номер закрепляется за гражданином в течение всей его жизни. Он может работать в нескольких местах, сообщая свой номер всем работодателям. При этом информация о всех доходах., об уплате из них взносов в ФСЗН, страховом стаже, местах работы будет аккумулироваться в одном ИЛС. Это избавит граждан от поиска сведений за весь, трудоспособный период, облегчит начисление пенсий, ликвидирует интерес сокрытия заработков, а значит обеспечит рост поступлений в ФСЗН, т. е. реформа объединила интересы работников, работодателей и ФСЗН.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |