Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Своеобразие философии Древней Индии




Индийскую философию отличает совокупность свойств, главные из которых: 1) автохтонность, самобытность;

2) тради­ционность;

3) религиозность;

4) спиритуалистическая направ­ленность, устремленность к внутреннему самоуглублению и ду­ховному восхождению;

5) соединение рационализма (проявляю­щегося в построении сложных категориальных систем в онтологии, антропологии и гносеологии) и мистицизма;

6) единство большинства школ в определении высших целей и множественность картин мира;

7) сочетание мироутверждения (признания относительной ценности различных слоев бытия) и мироотрицания (стремление к освобождению от множествен­ности сущего, деиндивидуализации и соединению с неопреде­ленным, абсолютно благим первоначалом);

8) принятие почти всеми школами учения о трансмиграции;

9) отношение к фило­софии как к образу жизни;

10) высокий общественный статус философии и влиятельность философских идей в культуре.

Индийская философия, подобно греческой и китайской, автохтонна, т. е. возникает на собственной культурной почве. Она традиционна и самобытна, существуя тысячелетиями без серьезных воздействий иноземных идей.

Истоки неисчерпае­мой мудрости видятся в далеком прошлом, которое восприни­мается больше мифологически, чем исторически: как началь­ные времена и, наряду с этим,— вневременная вечность. Сло­жившиеся в древности философские учения освящены веками и расцениваются как образцовые. Установка философов на идейную и организационную преемственность явно превосхо­дит стремление к новизне.

Своеобразие способов существования философских направ­лений, школ (даршан — видений), самих философов определя­ется прежде всего близостью форм философской и религиоз­ной деятельности в Древней Индии. Большинство даршан представляет собой философское развитие основ вероучения определенного религиозного направления. Даршаны традици­онно делятся на две группы по критерию их отношения к Ведам (ведение, знание) — Священному слову религий брахманизма, а затем индуизма.

К первой группе принадлежат школы, признающие себя наследниками традиции Вед. Они считаются ортодоксальными и называются астика (утверждаю­щие).

Вторую группу составляют школы неортодоксальные – настика (отрицающие), не признающие себя прямыми наслед­никами традиции Вед. Религиозность индийской философии не препятствует ее многообразию, поскольку сама религиозная жизнь страны плюралистична. Основные национальные рели­гии не имеют централизованной церковной организации, же­сткой догматики, допускают разнообразие мнений по многим важным мировоззренческим проблемам.

В философии преобладает спиритуалистическая направлен­ность — склонность к усмотрению высшего духовного начала, сосредоточению на вопросах внутреннего совершенствования. Все учение воспринимается как имеющее нравственную значи­мость, в связи с чем этика не выделяется в специальный раз­дел.

Социально-политическая проблематика остается на пери­ферии философских интересов. В индийской традиции сохраня­ется характерное для всей древней философии антропоморфное миропредставление, основанное на мифологическом архетипе Человек-Вселенная.

Почти все даршаны принимают учение о карме-сансаре (т. е. о трансмиграции — «переселении душ») и об освобождении от телесных воплощений (мокше, нирване) как высшей цели.

Задача философа — понять строение мира и человека, выявить ценность каждого из пластов существова­ния, найти путь к освобождению. Основополагающие истины, открываемые философией, имеют одновременно гносеологиче­ский, онтологический и ценностный статус.

При этом школы сильно различаются между собой в пред­ставлении философской картины мира и путей освобождения. Довольно высока степень взаимопроникновения и взаимодо­полнения воззрений, идейной терпимости в отношениях между даршанами. Распространено мнение о том, что иная, чем в данной школе, точка зрения по какой-либо проблеме право­мерна, но ее истинность и соответствующий уровень сущест­вования ниже.

Наиболее ценный способ передачи философской мудро­сти — устный (на языке священного знания — санскрите), от учителя к ученику, постепенно приобщаемого к закрытым для непосвященных первоистокам. Учеником воспринимается не только теория, но и практические жизненные ориентации, техника самосовершенствования, методы философского диа­лога и дискуссии — весь образ жизни учителя, являющийся продолжением его учения.

К философии в Индии относятся с большим почтением. Ре­лигиозно-философская деятельность традиционно считается за­нятием людей высшего, жреческого сословия — брахманов. Образ древнего философа слабо индивидуализирован, близок к образу святого. Высший авторитет принадлежит философу — основателю школы — личности, как правило, легендарной. Он — персонифицированная мудрость и совершенство, его облик и сведения о жизни мифологизированы. Так, Будда (даже в имени) — вопло­щение пути к нирване и самой нирваны.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.