КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Древнекитайская философия
В эпоху Чжоу (XIII —III вв. до н.э.) шел процесс оформления китайской народности и государственности. Господствовало религиозно-мифологическое мировоззрение, центральная идея которого — культ неба. Небо — божественное начало. В период формирования государственности культ неба получает политический смысл: аристократы - дети неба, государь -- сын (сяо) неба и отец китайцев. Идея сыновности, почитание старших пронизывает общественные отношения. Формирование философии основывалось на эпической литературе, состоящей из трех главных книг: книги истории; книга перемен («Ицзии»}\ книги песен. Основным идейным источим ком древнекитайской философии, ее своеобразной парадигме! явилась книга перемен, в которой нашли свое выражение поиски первооснов бытия. В книге перемен выделяются элемента бытия -- «десять небесных стволов»: ян, инь, небо, земля, человек, огонь, вода, металл, дерево, почва. Критерий выделения — человек и его деятельность. Основные мировоззренческие элементы: небо, земля и человек. Отношения между небесный и земным, человеком и небом находились в центре внимания. Космическая гармония проистекает из разумного сочетания I жизни людей, а конкретно — в их поведении, в ритуале и пище первопричин бытия. Зло же есть результат неблагоприятного соотношения данных первоначал. Собственно философия Китая начинается с натуралистической школы Ян инь цзя (VIII —VI вв. до н.э.). Эта школа считала, что первоначально был хаос, «тьма вещей» («10 тысяч вещей»), не имеющих единства. Из хаоса впоследствии родили* два божества: ян и инь. Ян (мужское начало) управлял небом, инь (женское начало) — землей. Своеобразие содержания китайской философии состояло в ее этико-политическом характере, по форме же она представляла собой набор историй, изречений, сказок и редко оформлялась в чисто теоретические системы. Тем не менее постепенно происходил переход от мифологического образа к специфическому «логическому» построению, в основе которого находились символы и пространственно-числовые характеристики (нумерология). «Рождаются вещи, а затем возникают символы; вслед за символами возникает размножение; вслед за размножением возникают числа»1. Все основные философские течения пронизаны учением о дао (кит. «первопорядок», «путь»). Даосизм Основателем философии даосизма является Лао-цзы (VI — V вв. до н.э.). В центре даосизма находится учение о дао как бытийной сущности мира. Дао первоначало и принцип существования всего сущего. Лао-цзы выделяет.в дао две стороны: «То, что не имеет имени -- начало неба и земли; то, что имеет имя -- мать всех вещей»2. Первая сторона дао — не-бытийное начало, порождающее явления, т.е. становящееся бытием, вторая — материя, из которой состоят все вещи. В целом Дао есть космическая душа, "сочетающая в себе духовно-телесные начала. Дао «овеществляет вещи, но не является вещью». Дао -Это единый, нерасчлененный гармоничный закон свободного су-•Чествования всего сущего, космическая пустота, синтезирующая в себе божества ян и инь. Дао находится в основе всех мира и поэтому первично по отношению ко всем оформленным вещам, оно вездесуще, так как пронизывает все сущее. «Великий Дао растекается повсюду, оно может находиться и вправо, и влево. Благодаря ему все сущее рождается и не прекращает свое-го роста... Все сущее возвращается к нему...»1. Дао есть бытие изменений, а не субстанций, так как реальное бытие постоянно снова уходит в небытие и в этом состоит источник движения в мире. Дао как закон выражает «естественный ход вещей», а всякая естественность — гармонична. «Никто ничего не вершит, а все само согласно с дао»2. Поэтому противоречия жизни не имеют к дао никакого отношения и не выражают сущность мира. Дао само себя проявляет. Если не мешать дао, то «вещи будут изменяться сами собой». 'Человек должен придерживаться принципа «недеяния» (недвижение, неучение, неслужение, неговорение, ненасилие, незнание и т.д.). Это достигается путем постоянного ограничения желаний. Человек является пассивным проводником вселенской гармонии дао. Познать дао невозможно, так как оно неопределимо. Следует лишь созерцать гармоничный «естественный ход вещей». Эгоистическая деятельность людей ведет к дифференциации мира, разделению его на объект и субъект, на жизнь п смерть. Такое состояние не соответствует гармоничной целостности дао. Дао имманентно всему: каждый во всем и все в каждом. Субъект (это) и объект (то) не растворены и не противоречивы. Субъект заключен в объекте и наоборот. Смысл жизни человека состоит в «слиянии» с дао уже в земной жизни, при безразличном отношении к ней. «Презри Поднебесную, и с духа спадут оковы; пренебреги вещами, и сердце освободится от сомнений; уравняй жизнь и смерть, и воля обретет бесстрашие; уподобься ходу изменений и превращений, и взор твой обретет ясность»^. Поэтому гармоничный человек следует небу, отдается на волю естества, не связывает себя суетой, не поддается людским соблазнам. «Покой и тишина -- это то, на чем утверждается божественный разум, пустота и ничто -- обитатель дао». Такое растворение в дао способствует приобретению сверхъественных качеств и осознанию смысла вечного бытия и личного бессмертия. Состояния мира относительны. Так, если для спящего сон есть реальность, то для бодрствующего реально его I стояние. «Неизвестно, Лао-цзы снилось, что он бабочка, или бабочке снилось, что она Лао-цзы»1. То же относится к жизни и смерти. Мудрый человек осознает и ощущает свое полное единение с дао небесным, его микрокосмос образует слитность с. макрокосмосом неба. Он интуитивно и свободно переживает единство мира. Осознание и ощущение дао, приобщение к нему как к источнику жизни достигается при помощи ритуала (религиозного созерцания, дыхательной и физической гимнастики, медитации), тем самым человек внутри себя совершенствует искусство дао. Император наследует замысел неба — сделать народ добрым. Смысл его правления -- способствовать слиянию дао народа с небесным дао. Небесное дао предписывает такое идеальное общество, в котором все живут простой естественной жизнью и находятся в единстве с природой. Данная жизнь была в древности, когда она еще не подвергалась извращающей цивилизации и государственности, выдуманными и навязанными «большими разбойниками». Поэтому мудрый император не пытается управлять Поднебесной через целесообразную деятельность. Наоборот, он при помощи чиновников создает условия для проявления «естественного хода вещей». Функция чиновников -- раскрыть земное дао в народе и известить об этом императора с целью изменения правления и предотвращения социальных конфликтов. Это позволяет каждому и всем вместе вернуться к началу, к истокам естества, тем самым устанавливается эмбриональная гармония земного и небесного дао. Таким образом, социальный идеал находится в прошлом, в архетипе Дао, который следует распространить в Поднебесной. Философия дао существует в Китае до сих пор. Более того, п°зднее она соединилась с буддизмом, в результате чего возникло новое философское направление -- дзен-буддизм, получившее широкое распространение в XX в.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |