Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древнекитайская философия




В эпоху Чжоу (XIII —III вв. до н.э.) шел процесс оформления китайской народности и государственности. Господ­ствовало религиозно-мифологическое мировоззрение, центральная идея которого — культ неба. Небо — божественное на­чало. В период формирования государственности культ неба получает политический смысл: аристократы - дети неба, госу­дарь -- сын (сяо) неба и отец китайцев. Идея сыновности, по­читание старших пронизывает общественные отношения.

Формирование философии основывалось на эпической лите­ратуре, состоящей из трех главных книг: книги истории; книга перемен («Ицзии»}\ книги песен. Основным идейным источим ком древнекитайской философии, ее своеобразной парадигме! явилась книга перемен, в которой нашли свое выражение поиски первооснов бытия. В книге перемен выделяются элемента бытия -- «десять небесных стволов»: ян, инь, небо, земля, че­ловек, огонь, вода, металл, дерево, почва. Критерий выделения — человек и его деятельность. Основные мировоззренческие элементы: небо, земля и человек. Отношения между небесный и земным, человеком и небом находились в центре внимания. Космическая гармония проистекает из разумного сочетания I жизни людей, а конкретно — в их поведении, в ритуале и пище первопричин бытия. Зло же есть результат неблагоприятного соотношения данных первоначал.

Собственно философия Китая начинается с натуралистичес­кой школы Ян инь цзя (VIII —VI вв. до н.э.). Эта школа счи­тала, что первоначально был хаос, «тьма вещей» («10 тысяч вещей»), не имеющих единства. Из хаоса впоследствии родили* два божества: ян и инь. Ян (мужское начало) управлял небом, инь (женское начало) — землей.

Своеобразие содержания китайской философии состояло в ее этико-политическом характере, по форме же она представляла собой набор историй, изречений, сказок и редко оформлялась в чисто теоретические системы. Тем не менее постепенно происхо­дил переход от мифологического образа к специфическому «ло­гическому» построению, в основе которого находились символы и пространственно-числовые характеристики (нумерология). «Рождаются вещи, а затем возникают символы; вслед за симво­лами возникает размножение; вслед за размножением возникают числа»1. Все основные философские течения пронизаны учением о дао (кит. «первопорядок», «путь»).

Даосизм

Основателем философии даосизма является Лао-цзы (VI — V вв. до н.э.). В центре даосизма находится учение о дао как бытийной сущности мира. Дао первоначало и принцип существования всего сущего. Лао-цзы выделяет.в дао две стороны: «То, что не имеет имени -- начало неба и земли; то, что имеет имя -- мать всех вещей»2. Первая сторона дао — не-бытийное начало, порождающее явления, т.е. становящееся бы­тием, вторая — материя, из которой состоят все вещи. В целом Дао есть космическая душа, "сочетающая в себе духовно-телесные начала. Дао «овеществляет вещи, но не является вещью». Дао -Это единый, нерасчлененный гармоничный закон свободного су-•Чествования всего сущего, космическая пустота, синтезирующая в себе божества ян и инь. Дао находится в основе всех мира и поэтому первично по отношению ко всем оформленным вещам, оно вездесуще, так как пронизывает все сущее. «Великий Дао растекается повсюду, оно может находиться и вправо, и влево. Благодаря ему все сущее рождается и не прекращает свое-го роста... Все сущее возвращается к нему...»1.

Дао есть бытие изменений, а не субстанций, так как реальное бытие постоянно снова уходит в небытие и в этом состоит ис­точник движения в мире. Дао как закон выражает «естественный ход вещей», а всякая естественность — гармонична. «Никто ни­чего не вершит, а все само согласно с дао»2. Поэтому противо­речия жизни не имеют к дао никакого отношения и не выражают сущность мира. Дао само себя проявляет. Если не мешать дао, то «вещи будут изменяться сами собой». 'Человек должен при­держиваться принципа «недеяния» (недвижение, неучение, не­служение, неговорение, ненасилие, незнание и т.д.). Это дости­гается путем постоянного ограничения желаний. Человек явля­ется пассивным проводником вселенской гармонии дао. Познать дао невозможно, так как оно неопределимо. Следует лишь со­зерцать гармоничный «естественный ход вещей».

Эгоистическая деятельность людей ведет к дифференциации мира, разделению его на объект и субъект, на жизнь п смерть. Такое состояние не соответствует гармоничной целостности дао. Дао имманентно всему: каждый во всем и все в каждом. Субъект (это) и объект (то) не растворены и не противоречивы. Субъект заключен в объекте и наоборот. Смысл жизни человека состоит в «слиянии» с дао уже в земной жизни, при безразличном отно­шении к ней. «Презри Поднебесную, и с духа спадут оковы; пренебреги вещами, и сердце освободится от сомнений; уравняй жизнь и смерть, и воля обретет бесстрашие; уподобься ходу из­менений и превращений, и взор твой обретет ясность»^. Поэтому гармоничный человек следует небу, отдается на волю естества, не связывает себя суетой, не поддается людским соблазнам. «Покой и тишина -- это то, на чем утверждается божественный разум, пустота и ничто -- обитатель дао».

Такое растворение в дао способствует приобретению сверхъественных качеств и осознанию смысла вечного бытия и личного бессмертия. Состояния мира относительны. Так, если для спящего сон есть реальность, то для бодрствующего реально его I стояние. «Неизвестно, Лао-цзы снилось, что он бабочка, или бабочке снилось, что она Лао-цзы»1. То же относится к жизни и смерти. Мудрый человек осознает и ощущает свое полное еди­нение с дао небесным, его микрокосмос образует слитность с. макрокосмосом неба. Он интуитивно и свободно переживает единство мира. Осознание и ощущение дао, приобщение к нему как к источнику жизни достигается при помощи ритуала (рели­гиозного созерцания, дыхательной и физической гимнастики, ме­дитации), тем самым человек внутри себя совершенствует искус­ство дао.

Император наследует замысел неба — сделать народ добрым. Смысл его правления -- способствовать слиянию дао народа с небесным дао. Небесное дао предписывает такое идеальное об­щество, в котором все живут простой естественной жизнью и находятся в единстве с природой. Данная жизнь была в древ­ности, когда она еще не подвергалась извращающей цивилизации и государственности, выдуманными и навязанными «большими разбойниками». Поэтому мудрый император не пытается управ­лять Поднебесной через целесообразную деятельность. Наобо­рот, он при помощи чиновников создает условия для проявления «естественного хода вещей». Функция чиновников -- раскрыть земное дао в народе и известить об этом императора с целью изменения правления и предотвращения социальных конфлик­тов. Это позволяет каждому и всем вместе вернуться к началу, к истокам естества, тем самым устанавливается эмбриональная гармония земного и небесного дао.

Таким образом, социальный идеал находится в прошлом, в архетипе Дао, который следует распространить в Поднебесной.

Философия дао существует в Китае до сих пор. Более того, п°зднее она соединилась с буддизмом, в результате чего возник­ло новое философское направление -- дзен-буддизм, получившее широкое распространение в XX в.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.