КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конфуцианство
Основатель учения -- Конфуций (551—479 гг. до н.э.) не оставил никаких сочинений. Он проповедовал устно. Позднее его беседы были записаны его учениками в трактате «Лунь юй>>. В своей концепции Конфуций призывал верить в идеи трех древних книг и передавать их. Духи предков через три книги являются посредниками между человеком и небом. Поэтому «Я передаю, но не создаю; Я верю в древность и люблю ее»1. Конфуций исходил из признания религиозно-мифологического учения о Дао. В отличие от даосизма, делавшего упор па природное начало, он придал своему учению морально-политический, социальный характер. Дао, по его мнению, воплощается в образе «святых — совершенномудрых» и способствует благое приятному общественному развитию. Необходимость разработки такого учения обусловлена наличием множества отдельных государств и частыми раздорами между ними, а также внутренними. социальными конфликтами. Призывая к политической стабильности, Конфуций развивал принципы государственного управления. Его учение — идеология прочного китайского государства; Оно получило официальный статус государственной идеологии и сохранило его до начала XX века. Поэтому в Китае существует традиционно-охранительная, консервативная оценка данной философии. Конфуций переработал этико-мифологическое мировоззрение, придал ему большую философичность. Он сохраняет идею государства неба как основополагающую Небо -- это природа, первопредок (т.е. Бог) и человек. Неб наделяется им силой и разумом, оно божественно. Все определяется небом. Ход вещей предопределен небесным провидением. Человек не создает сам себя и не действует по своим желаниям. Благородный человек познает свою судьбу, свое небесное предопределение. Философия Конфуция фаталистична. Конфуций говорил: «Из рожденных Небом.и Землей человек является самым ценным». Природа человека в сущности своей едина. «По природе люди близки друг к другу, а по привычке -далеки». Человек по своей внутренней сути обладает добродетельными импульсами: любовь к людям (женъ), справедливость (и), искренность (синь), уважение к родителям (сяо), преданность правителю (чжун) и т.д. Однако эти добродетели (гуманность) не у каждого находят свое внешнее проявление. Многие люди обуреваемы стремлением к наслаждениям и выгоде.. «Это - «ничтожества». Благородный человек руководствуется моральными принципами («должной справедливостью»). Он постепенно приобретает благопристойность, т.е. внешне, посредством ритуалов проявляет свои внутренние гуманные импульсы. «Тот, кто полностью использует свое сердце и разум, реализует себя, а реализовав себя, реализует целое, так как «все мириады вещей кончаются во мне»1. Таким образом, между гуманностью и благопристойностью устанавливается гармоничное соответствие, которое реализуется в «золотом правиле» нравственности и в сбалансированности между «словом и делом». Поэтому, чтобы жить в справедливости с другими людьми, следует обязательно найти согласие с самим собой. Небо же следит за справедливостью на Земле. Гармония между гуманностью и благопристойностью образует такой социальный порядок (путь), в котором органично сливаются воедино все перечисленные выше добродетели. Система этих добродетелей формирует космическое дао, воплощаемое в благородном человеке в его «благодати-добродетели» и направляемое на управление государством и воспитание подданных. Свою этику Конфуций положил в основу учения о государственном управлении. Он говорил: «Как ветер господствует над травой, так и благородный человек» -- над «ничтожеством»2. В основу взаимоотношений между правителями и подданными положен принцип «взаимного стремления к добру». Благородные люди (правители) обязаны в управлении исходить не из закона, а из добродетели. Государство рассматривалось как одна семья. Власть в государстве принадлежит императору, к которому у подданных должна быть «сыновья почтительность». «Тогда люди следуют за ним, как дети за родителями». Император же обязан сочетать в себе черты чиновника и философа. «Небо рождает народ. При этом его природа обладает способностью стать доброй, но еще не может стать доброй. Для того, чтобы сделать его природу доброй, небо ставит над ним государя. Таков замысел Неба. Народ получает от Неба природу, которая не может сама стать доброй, и Государь наследует и продолжает замыслы Неба и его предназначение — завершить становление природы народа»1. Таким образом, смысл земного порядка состоит в исправлении имен. Все должно быть названо своим именем; император является императором - он правит.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |