КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление. Управление в традиционном, широком понимании – это способ подчинительной связи, при котором опорное слово для восполнения своего лексического значения в
Управление в традиционном, широком понимании – это способ подчинительной связи, при котором опорное слово для восполнения своего лексического значения в каждой из своих морфологических форм требует постановки существительного (местоимения-существительного) в конкретных падежных или предложно-падежных формах Например: строить дом, ожидать час, готовиться к зачёту, вернуться к полдню, сделать из дерева, бежать из плена, дом брата сушка орехов, человек низенького роста, встретиться седьмого октября, пение соловья и т.п. Формально этот ряд примеров соответствует такому пониманию управления: конкретные падежные и предложно падежные формы подчиняются главным словам, которые требуют именно этих форм в качестве зависимых компонентов. Вместе с тем при управлении выбор зависимой словоформы всегда обусловлен не только формально, но и, как утверждает Е.С.Скобликова, “потребностью выразить определенные отношения между предметами и явлениями реальной действительности”1. В наших примерах есть словосочетания, в которых зависимая форма существительного обладает предметным значением, отвечает на вопросы косвенных падежей, а между главным и зависимым компонентами складываются объектные отношения: строить дом, готовиться к зачёту, сделать из дерева. Но здесь же есть словосочетания с определяющей зависимой формой, в которых складываются обстоятельственные, собственно-атрибутивные, атрибутивно-субъектные и комплетивные отношения, выявляемые непадежными вопросами когда, откуда, какой, сколько, чей и т.п.: ожидать час, вернуться к полудню, бежать из плена, сумка орехов, дом брата, вид спорта, стакан чаю, пение соловья и др. В словосочетаниях, например, писать письмо, писать брату, писать карандашом различные падежи служат не просто средством выражения формального подчинения одного слова другому, главному, которое всегда стоит в одной и той же форме и имеет одно и то же значение, а создают “различные значения”2: прямого объекта, объекта – адресата, объекта – орудия действия. Ср.: белый туман, белого тумана, белым туманом и т.д., где зависимые падежные формы являются только средством синтаксической связи, при одном и том же значении – атрибутивном. Исходя из этих живых фактов языка, управление можно определить как широко понимаемую подчинительную связь, “которая выражается присоединением к главенствующему слову существительного в форме косвенного падежа (без предлога или с предлогом) и означает отношения восполняющие или объектные, либо контаминированные: объектно-восполняющие или объектно-определительные”3 и (реже) атрибутивно-субъектные. В узком смысле управление соотносится с категорией предметности и По частеречной принадлежности опорного слова различается управление: 1) глагольное (наточил нож, обратился к людям, мечтая о чуде, бегущий по полю и т. п.); 2) именное: а) субстантивное (строительство плотины, любовь к народу и т. п.); б) адъективное (достойный славы, синий от холода, похожий на отца и т. п.); в) нумеральное (пять столов, восемь тетрадей и т. п.); 3) управление со стороны слов категории состояния (видно море, грустно ребенку и т. п.); 4) адвербиальное (влево от центра, далеко за городом и т. п.). По форме зависимого компонента различается управление: 1) непосредственное падежное (читает книгу, работает рубанком, преданный делу, командование полком и т. п.); 2) опосредованное предложно-падежное (сообщить о погоде, защита от врага, напороться на сук и т. п.). По степени необходимости управляемой словоформы для восполнения лексического значения опорного слова большинством языковедов различается сильное и слабое управление. Сильное управление является обязательным. При сильном управлении “возникают отношения восполняющие или объектные либо их контаминации: стать ученым, пребывать в неведении, мастак на выдумки, склонный к размышлениям, два студента, наедине с собой; читать книгу, покупка дома, сердитый на всех; нарваться на грубость; добраться до дома, съехать с горы ”1. Управление, при котором на предметно-объектные отношения наслаивается определительный, обстоятельственный или другие оттенки значений, является слабым, например: пилить пилой, гимн труду, девушка высокого роста, приезд отца и др. Ведущие учёные сегодня утверждают, что “к управляемым формам следует относить только те, употребление которых обусловлено валентностью слов”2, которые являются обязательными и предсказуемыми. Если падежная форма существительного употребляется со значением определительным или обстоятельственно-дополнительным, то она не принадлежит к сфере даже слабого управления, а выходит за его рамки и примыкает, относится к сфере именного (падежного) примыкания: ложка из дерева, город на Волге, серый в клеточку, числиться на заводе, задолго до рассвета и т. п.3. Наиболее типичным случаем сильного управления в русском языке является связь прямо-переходных глаголов и существительных в винительном падеже без предлогов со значением прямого объекта, т.е. такого который полностью охвачен действием, обозначенным управляющим глаголом: знаем правду, чистил посуду, встретил девушку. В отрицательных конструкциях качество сильноуправляемой падежной формы с прямообъектным значением обретает родительный падеж. Он выступает как функциональный эквивалентвинительного беспредложного: не знаем правды, не чистил посуды, не встретил девушки. Прямообъектным является также родительный партитивный падеж, обозначающий полностью охваченную действием часть целого: купил соль и купил соли; привёз картошку и привёз картошки. Тем же объектным значением отмечены формы родительного падежа при глаголах желания, ожидания, достижения: Хочу покоя, жду автобуса, достиг предела и др.Все эти формы являются функциональными эквивалентами винительного беспередложного падежа. В зависимости от валентного потенциала сильно управляющий глагол требует для себя разного количества управляемых существительных: одного (чтим память, был в Киеве), двух (посвятил книгу матери, закрывают окна пленкой), трех (добрался до города из лагеря машиной), четырех (притащила щенка деду в сторожку со двора), пяти (доставил груз потребителю автомобилем из Одессы в Херсон). Дистрибуция падежных форм в открытых валентностью опорного слова синтаксических позициях отражает градацию силы управления. Чем дальше зависимая словоформа от глагола, тем сила управления меньше. Если значение словосочетания можно выразить синонимичными словосочетаниями, то это управление всегда слабое. Например: писать мелом (при помощи мела); ехать поездом (на поезде) и т.п. Синтаксическую позицию управляемой словоформы могут занимать не только косвенные падежи имени существительного с предлогами и без предлогов, но и непадежные формы, если они обусловлены валентностью управляющего слова. Ср. любить чтение – любить читать. В таком случае управляемая непадежная форма выступает как неморфологизированный, т.е. нестандартный по форме выражения второстепенный член предложения. Наиболее типичной синтаксической функцией управляемых падежных и предложно-падежных форм имени существительного в предложении является дополнение в его разнообразных контекстуальных значениях, дополнение прямое и косвенное.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |