Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление. Управление в традиционном, широком понимании – это способ подчинительной связи, при котором опорное слово для восполнения своего лексического значения в

Управление в традиционном, широком понимании – это способ подчинительной связи, при котором опорное слово для восполнения своего лексического значения в каждой из своих морфологических форм требует постановки существительного (местоимения-существительного) в конкрет­ных падежных или предложно-падежных формах Например: строить дом, ожидать час, готовиться к зачёту, вернуться к полдню, сделать из дерева, бежать из плена, дом брата сушка орехов, человек низенького роста, встретиться седьмого октября, пение соловья и т.п. Формально этот ряд примеров соответствует такому пониманию управления: конкретные падежные и предложно падежные формы подчиняются главным словам, которые требуют именно этих форм в качестве зависимых компонентов. Вместе с тем при управлении выбор зависимой словоформы всегда обусловлен не только формально, но и, как утверждает Е.С.Скобликова, “потребностью выразить определенные отношения между предметами и явлениями реальной действительности”1. В наших примерах есть слово­сочетания, в которых зависимая форма существительного обладает предметным значением, отвечает на вопросы косвенных падежей, а между главным и зависимым компонентами складываются объектные отношения: строить дом, готовиться к зачёту, сделать из дерева. Но здесь же есть словосочетания с определяющей зависимой формой, в которых складыва­ются обстоятель­ствен­ные, собственно-атрибутивные, атрибутивно-субъектные и комплетив­ные отношения, выявляемые непадежными вопро­сами когда, откуда, какой, сколько, чей и т.п.: ожидать час, вернуться к полудню, бежать из плена, сумка орехов, дом брата, вид спорта, стакан чаю, пение соловья и др. В словосочетаниях, например, писать письмо, писать брату, писать карандашом различные падежи служат не просто средством выражения формального подчинения одного слова другому, главному, которое всегда стоит в одной и той же форме и имеет одно и то же значение, а создают “различные значения”2: прямого объекта, объекта – адресата, объекта – орудия действия. Ср.: белый туман, белого тумана, белым туманом и т.д., где зависимые падежные формы являются только средством синтаксической связи, при одном и том же значении – атрибутивном.

Исходя из этих живых фактов языка, управление можно определить как широко понимаемую подчини­тельную связь, “которая выражается присоединением к главенствующему слову существительного в форме косвенного падежа (без предлога или с предлогом) и означает отношения восполняющие или объектные, либо контаминированные: объектно-восполняющие или объектно-определитель­ные”3 и (реже) атрибутивно-субъектные.

В узком смысле управление соотносится с категорией предметности и
служит обобщенному выражению различных отношений с предметом.

По частеречной принадлежности опорного слова различается управ­ление: 1) глагольное (наточил нож, обратился к людям, мечтая о чуде, бегущий по полю и т. п.); 2) именное: а) субстантивное (строительство плотины, любовь к народу и т. п.); б) адъективное (достойный славы, синий от холода, похожий на отца и т. п.); в) нумеральное (пять столов, восемь тетрадей и т. п.); 3) управление со стороны слов категории состояния (видно море, грустно ребенку и т. п.); 4) адвербиальное (влево от центра, далеко за городом и т. п.).

По форме зависимого компонента различается управление: 1) непосред­ственное падежное (читает книгу, работает рубанком, преданный делу, командование полком и т. п.); 2) опосредованное предложно-падежное (сообщить о погоде, защита от врага, напороться на сук и т. п.).

По степени необходимости управляемой словоформы для восполнения лексического значения опорного слова большинством языковедов различает­ся сильное и слабое управление.

Сильное управление является обязательным. При сильном управлении “возникают отношения восполняющие или объектные либо их контамина­ции: стать ученым, пребывать в неведении, мастак на выдумки, склонный к размышлениям, два студента, наедине с собой; читать книгу, покупка дома, сердитый на всех; нарваться на грубость; добраться до дома, съехать с горы ”1. Управление, при котором на предметно-объектные отношения наслаивается определительный, обстоятельствен­ный или другие оттенки значений, является слабым, например: пилить пилой, гимн труду, девушка высокого роста, приезд отца и др.

Ведущие учёные сегодня утверждают, что “к управляемым формам следует относить только те, употребление которых обусловлено валентно­стью слов”2, которые являются обязательными и предсказуемыми. Если падежная форма существительного употребляется со значением определи­тель­ным или обстоятельственно-дополнительным, то она не принадлежит к сфере даже слабого управления, а выходит за его рамки и примыкает, относится к сфере именного (падежного) примыкания: ложка из дерева, город на Волге, серый в клеточку, числиться на заводе, задолго до рассвета и т. п.3.

Наиболее типичным случаем сильного управления в русском языке является связь прямо-переходных глаголов и существительных в винитель­ном падеже без предлогов со значением прямого объекта, т.е. такого который полностью охвачен действием, обозначенным управляющим глаголом: знаем правду, чистил посуду, встретил девушку. В отрицательных конструк­ци­ях качество сильноуправляемой падежной формы с прямообъектным значением обретает родительный падеж. Он выступает как функциональный эквивалентвинительного беспредложного: не знаем правды, не чистил посуды, не встретил девушки. Прямообъектным является также родитель­ный партитивный падеж, обозначающий полностью охваченную действием часть целого: купил соль и купил соли; привёз картошку и привёз картошки. Тем же объектным значением отмечены формы родительного падежа при глаголах желания, ожидания, достижения: Хочу покоя, жду автобуса, достиг предела и др.Все эти формы являются функциональными эквивалентами винительного беспередложного падежа.

В зависимости от валентного потенциала сильно управляющий глагол требует для себя разного количества управляемых существительных: одного (чтим память, был в Киеве), двух (посвятил книгу матери, закрывают окна пленкой), трех (добрался до города из лагеря машиной), четырех (притащи­ла щенка деду в сторожку со двора), пяти (доставил груз потребителю автомобилем из Одессы в Херсон).

Дистрибуция падежных форм в открытых валентностью опорного слова синтаксических позициях отражает градацию силы управления. Чем дальше зависимая словоформа от глагола, тем сила управления меньше. Если значение словосочетания можно выразить синонимичными словосочетания­ми, то это управление всегда слабое. Например: писать мелом (при помощи мела); ехать поездом (на поезде) и т.п.

Синтаксическую позицию управляемой словоформы могут занимать не только косвенные падежи имени существительного с предлогами и без предлогов, но и непадежные формы, если они обусловлены вален­тностью управляющего слова. Ср. любить чтениелюбить читать. В таком случае управляемая непадежная форма выступает как немор­фологизированный, т.е. нестандартный по форме выражения второстепенный член предложения.

Наиболее типичной синтаксической функцией управляемых падежных и предложно-падежных форм имени существительного в предложении является дополнение в его разнообразных контекстуальных значениях, дополнение прямое и косвенное.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Иерархия синтаксических единиц | Примыкание
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.