Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Словосочетания и сочетания слов, не являющиеся слово­соче­таниями

Г) типы подчинительных словосочетаний по степени семантической членимости

В) типы подчинительных словосочетаний по структуре

Б) типы подчинительных словосочетаний по морфологической (час­те­­речной) принадлежности и по семантико-синтаксическим отноше­ниям компонентов.

Любое знаменательное слово сочетается с определённым кругом распространяющих его зависимых (подчинённых) словоформ.

По морфологической (частеречной) отнесенности главного слова различаются такие словосочетания:

1. Именные. Среди них выделяются:

1) субстантивные – с именем существительным или субстантиви­рован­ным словом в роли главного. Например: длинная дистанция, случай­ный прохожий, высокий голос, серебряный звоно­чек, черный свитер. По значению субстантивные словосочетания – атрибутивные и объектные. В качестве подчинённого компонента чаще других выступают согласуемые прилагательные, причастия, порядковые числительные, местоимения – прилагательные (новый дом, спящая девочка, первый сигнал, мой друг, весь день); управляемые существительные и местоимения – существительные с предлогом и без (строительство плотины, вера в любовь, разговор с тобой); примыкающие наречия и инфинитив (мысли вслух, прогулка вечером, приказ наступать, возможность поспорить); компаратив – путь короче.

В именных субстантивных словосочетаниях реализуется два типа отношений между компонентами – атрибутивные и объектные. При типичных атрибутивных отношениях, выражаемых согласуемыми словами, господствующее слово называет предмет, а зависимое его признак: дубовая роща, развёрнутый рулон, твоё обязательство, восьмой класс.

Если подчинённый компонент связан с главным управлением, на его атрибутивное значение накладываются частные семантические оттенки: принадлежности (дом отца); субъекта действия или признака (пение соловья, свежесть утра); сравнения (походка моряка); наличия или отсутствия чего-либо у предмета (дом с мезонином; цветы без запаха); обстоятельства с пространствен­ным значением (сад возле дома, тропинка в овраге).

Атрибутивные отношения при примыкании формируются компаративом: люди побагаче, река помедленнее. Если к субстантиву примыкает наречие на атрибутивное значение могут накладываться семантические оттенки обстоятельства места, времени и др.: дверь налево, отдых летом и т.п.

Объектные отношения реализуются только в тех субстантивных словосочетаниях, в которых главное слово образовано от глагола: забота о детях, сварка металла. Ср.: заботиться о детях, сваривать металл;

2) адъективные словосочетания в роли опорного слова имеют прилага­тельное. В качестве зависимого слова выступают беспредложные и предложно-падежные формы существительных, местоимений - существи­тель­ных, наречий и инфинитивов. Например: полный смущения,давно изве­с­тный, умный от природы, добрый ко мне, коричневый от загара, талантливый по натуре, вредный для здоровья, нужный вам, известный всем; трудный для нас, дружес­кий со всеми; по-летнему жаркий, дружески внимательный, очень добрый; готовый написать, способ­ный завершить, открытый вос­при­нимать. В адъективных словосочетаниях зависимый компонент объединяется с главным управлением и примыканием. Здесь выражаются объектные и обстоятельственные семантико-синтак­сичес­кие отношения: гордый победой, способный работать, влажный после дождя, левый в ряду, горячий до слёз, красивый по новому;

3) нумеральные словосочетания – с именем числительным в роли глав­но­го слова, например: две тетради, трое в шляпах.

В роли зависимых компонентов нумеральных словосочетаний выступа­ют беспредложные и предложные существительные: два стола, второй из участников; местоимения: один за всех; наречия: пятый слева; числитель­ные: один из двух. Нумеральные словосочетания организуются по способу управления и согласования (реже), выражая при этом отношения комплетив­ные (восполнительные) и обстоятель­ствен­ные семантико-синтакси­ческие, а также отношения избирательности. Высказывается мнение, согласно которому слово­сочетания с числительными один, два, три, четыре и др. типа два брата, три стола и т.п., являются цельными, поэтому должны рассматри­ваться не в синтаксисе, а в фразеологии1. Кроме этого необходимо помнить,” что единой парадигмы такие словосочетания не имеют: в имени­тель­ном и винительном падежах числительные являются главным словом в словосочетании с существительным Numer +N2 (три страницы), а в косвенных падежах главным становится существительное N +Numer (Adj) – трёх страниц, трём страницам, тремя страницами ”1. В словосочетаниях с числительными существительные имеют форму родительного падежа ед.ч. (с числительными от двух до пяти: три стола) или мн.ч. (от пяти и далее, с собирательными и неопределёнными числительными: пять столов,четверо людей, несколько дней);

4) местоименные словосочетания – с главным словом местоимением. В роли главного слова здесь выступают только неопределенные местоимения - существительные типа: кто-то, кто-нибудь, что-то, что-нибудь, кое-что, кое-кто, некто, нечто и др. Например: кто-то из детей, кто-нибудь другой, что-то существенное, что-нибудь важное, каждый из нас, любой из учащихся и т.д. По способам синтаксической связи и семантико-синтак­сическим отношениям местоимен­ные словосо­четания соответствуют слово­со­четаниям с соотносительными знамена­тельными частями речи;

5) в состав именных можно включить так же выделяемые иногда аппозитивные словосочетания. Как пишет П.А.Лекант ”Аппозитивное словосочетание – это грамматически оформленное соединение двух сущес­тви­тельных, называющих один и тот же предмет или лицо”2. Например: дядя старик, старушка-золото, комната-лодочка, орлы-ребята. Эти слово­сочетания не являются подчинительными, так как не имеют грамматически господствующих компонентов. Они связаны друг с другом только по форме падежа особым видом связи, который называется корреляцией, а точнее – падежной корреляцией. Главное слово в этой связи определяется семантически – как основное наименование лица или предмета: комната -лодочка, орлы -ребята, ясли – сад. Отношения между компонентами рассма­три­ваются как аппозитивные, т.е. тип этих словосочетаний определён по содержанию возникающих в них отношений. Семантически зависимые компоненты таких словосочетаний формируют второстепенный член предложения – приложение: apposition (приложение).

2. Глагольные словосочетания – со спрягаемым или неспрягаемым глаголом в роли опорного слова, например: лягу прямо, смотреть телевизор, слушающий радио, неся воду и т. п. Они образуют самую обширную группу словосочетаний в русском языке, так как у глагола самые богатые валентные возможности. Зависимыми компонентами при глаголах могут выступать: а) имена существительные в косвенных падежах без предлогов и с предлогами: выполнить приказ, стучать молотком, зайти за товарищем, работать у дома;б) местоимения: слушать её, думать о тебе, дружить с кем нибудь; в) инфинитивы: учить писать, прийти погово­рить; г) причастия: читающий книгу, несомый ветром; д) деепричастия: отве­чать не задумываясь, присесть покряхтывая т. п.;е) наречия: читать вслух, поделиться по-братски, сказать сгоряча и т. п.

Подчинительная связь в глагольных словосочетаниях выявляется в формах сильного и слабого управления и примыкания. При этом реализуются объектные отношения: доставлять груз, писать матери, накрывать на стол, подали ужинать и др. Кроме того формами косвенных падежей существительных без предлогов и с предлогами, а также наречиями могут выражаться отношения, совмещённые с временными (ждали до вечера, узнал поздно) и пространственными (спишь в кровати, помчались к лесу, остался дома). Здесь возможны также качественно – и количественно – обстоятель­ственные отношения (промелькнули молнией, смеётся весело); (провалился по пояс, очень удивился, сильно сжатый).

В глагольных словосочетаниях нередко устанавливаются причинные, целевые, уступительные и условные отношения: 1) – помочь из жалости, подрались из-за пустяка; 2) остановились на отдых, медля нарочно; 3) работал несмотря на усталость, спотыкаясь продолжал идти; 4) узнаешь при желании, расширяется охлаждаясь.

Если признать причастия и деепричастия самостоятельными частями речи1, следует выделить словосочетания с главными словами причастиями и деепричастиями в отдельные группы.

3. Наречные (адвербиальные) словосочетания – с главным словом наре­чием: например: далеко от дома, откуда-то из небытия, много радости. Зависимыми словами в этих словосочетаниях выступают: а) наре­чия: далеко отсюда, по-юношески искромётно и др.; б) существительные: быстрее лани, глубоко под землёй; в) местоимения: лучше всех, далеко от меня и др. Здесь в рамках примыкания, и управления выявляются прежде всего обстоятельственные и реже объектные отношения: пространственные (близко к дому), временные (рано по утру), качественно-обстоятельственные (весьма интересно, назло врагам,быстрее ветра). К наречным словосочетаниям условно относятся также слово­сочетания с главным словом компаративом, например; дороже денег, сильнее смерти, старше брата и др. Иногда их считают отдельным типом словосочетаний.

4. Словосочетания с главным словом категорий состояния выделяют не все, но они реальны так же, как и другие, например: очень больно, мне холодно, трудно с тобой, хорошо в лесу и др.. Зависимые компоненты в них представлены наречиями, местоимениями с предло­га­ми и без, формами существительных.

Семантико-синтаксические отношения между компонентами слово­сочетаний не всегда зависят только от их частеречной принадлежности. Так, в словосочетаниях любоваться девушкой и выглядеть девушкой в зависи­мости от конкретного, а не частеречного значения главного слова обнару­живаются раз­ные смыс­ловые отношения: в первом объектные, во втором – обстоятельственные. В словосочетаниях отдыхать с другом и отдыхать с удовольствием в зависимости от конкретного значения подчиненных форм слов также устанавливаются совершенно различные семантико-синтак­сическиеотноше­ния.

Наиболее цельными по значению в русском языке являются атрибу­тивные подчинительные словосочетания, но цельность значений характерна не для всех. В системе подчинительных словосочетаний активно реализуется и синкретизм значений. Например: птицы над цвета­ми, остановка у мага­зина – объединены субстанциаль­ное и обстоятельственное значение. Дума о тебе, смысл речи – объединены субстанциальное и атрибутивное значение. Вода в роднике, очередь в буфете – объединены атрибутивное, объектное и обстоятель­ственное значение. Прогулка весной – объединены атрибутивное и обстоятельственное значение. Иногда совмещаются субъектное и атрибу­тивно-объектное значения: размышления поэта. Чисто субъектные отноше­ния возможны только в предложении. Ср.: Поэт размышляет;

Словосочетания в зависимости от количества составляю­щих их компонентов делятся на простые, сложные и комбинированные. Простые словосочетания, в свою очередь, делятся на двучленные (элементарные) и трёхчленные.

Простые, элементарные (двучленные) словосочетания – это минималь­ные объединения знаменательных слов, которые строятся на основе однора­зового применения подчинительной или сочинительной связи и не могут члениться дальше: осознанное стремление, записать рассказ, напряжен­но размышлять, стихотворения и поэмы и т. п.

Это характерно для таких случаев: Во-первых, когда слова объеди­няются одиночной связью, когда их два: солнечный берег, разобрать диван, горячо спорить. Во-вторых, когда входящие в состав нечленимые (фразеологические) группы функционируют как один компонент: шагать плечом к плечу, жить душа в душу, откладывать со дня на день. Нельзя сказать шагать плечом, жить душа, откладывать со дня.

Простые трёхчленные словосочетания образуются на основе двойной сильной связи, исходящей от главного компонента: снабдить экспедицию снаряжением = снабдить экспедицию и снабдить снаряжением; вбить гвоздь в стену = вбить гвоздь и вбить в стену. Эти словосочетания неэлементарны, поскольку допускают членимость на два. Правда, иногда при данной сильной связи возможна более слабая, например: прострелить фуражку противнику. В десемантизированном словосочетании прострелить противнику для восполнения семантической неполноты требуется обязательное дополнение: прострелить что? – фуражку. Так что членение на 2 в случаях типа прострелить фуражку противнику оказывается чисто формальным.

Сложные словосочетания образуются на основе двух и более синтаксических связей, исходящих от одного главного слова: новая квартира с удобствами, взять письмо со стола, лежать на диване с книгой. Ср.: новая квартира (согласование) и квартира с удобствами (управление).

Комбинированные словосочетания образуются на основе связей исходящих от разных стержневых слов: увлечённо читать интересную книгу, хороший друг моего отца, удобный для работы стол. Ср.: увлечённо читать; читать книгу; интересную книгу1.

Сложные и комбинированные словосочетания (иногда пишут: “усложнен­ные конструкции словосочетания”, “словосочетания усложненной конструк­ции”, “усложнен­ные словосочетания”2) разложимы на полнозначные мини­ма­ль­ные конструкции. Сложные и комбинированные словосочетания состо­ят минимум из трёх или большего количества компонентов. Они охватывают многочисленные комбинации простых минимальных словосо­четаний, в т.ч. включающие разные типы связи – подчинение и сочинение: увлеченно читать научно-популярные книги и журналы = увлечённо читать + читать книги + научно-популярные книги, + научно-популярные журналы, + книги и журналы. Очень распространенными в количественном отношении могут быть конструкции, созданные на основе разных видов подчинения без сочинения: интенсивное внедрение впервые высокопроизво­ди­тель­ного способа производства современных кабелей дальней связи с алюминиевыми оболочками взамен устаревших свинцовых.

Простые (минимальные, элементарные словосочетания) имеют единое значение. Значения сложных словосочетаний, различных комбинаций простых словосочетаний складываются из суммы значений минимальных конструкций3;

По степени семантической членимости выделяются синтаксически свободные и синтаксически несвободные (цельные) словосочетания. В свободном словосочетании полностью сохраняются лексические значения входящих в него компонентов, поэтому каждый их компонент выполняет в предложении роль его отдельного члена. Большинство простых и сложных словосочетаний в русском языке семантически членимы. Например: разде­лывать щуку, читать книгу, проживать за городом, велеть сыну учиться, читать книгу для детей, идти медленно, яркая вспышка и др.

В несвободных (цельных, нечленимых) словосочетаниях самостоятель­ность одного из компонентов ослаблена или утрачена, так что все слово­сочетание, в целом приближаясь по значению к одному слову, выполняет в предложении роль одного и того же члена предложения: железная дорога, два дня, Черный лес и др. Например: Два всадника скачут, их тени парят (И.Бродский). – Всадники скачут, но не два скачут.

В цельных словосочетаниях смысловую нагрузку несет, как правило, только зависимый компонент. Синтаксически главное слово не имеет достаточной лексической полноты. Среди наиболее употребительных цельных словосочетаний выделяются такие:

1. Количественно-именные с главным словом числительным или неопределённым местоимением: три пальмы, трое путешественников, два окна, несколько (сколько-то) примеров, много радости и др. Например: Я давал несколько грошовых уроков, чтоб не брать денег у отца (Б.Пастернак); Я ставлю три червонца, Что наконец я вижу свет Земного ласкового солнца (Н.Гумилёв). К этой же группе можно отнести цельные словосочетания, главный компонент которых выражается именем существительным с определенно-количественным значением типа сотня, десяток, дюжина, пяток и другими именами со значением неопределённо большого или малого количества типа большинство, меньшинство, жгут, охапка, часть, доля и другие сименами существительными, обозначающими совокупность, меру объем, границу и т. п. типа стакан, бидон, пара, метр, табун, аршин, стая, стадо, взвод, толпа, кусок, край, опушка, море, масса, капля, груда и др. Например: Давыдов так оглушительно расхохотался, что с крыши кузницы в испуге сорвалась стайка воробьёв (М.Шолохов); Мешок Железных крестов прислал фюрер погибающим солдатам (В.Астафьев); Здесь же стоял наполненный до краёв стакан чаю, видимо уже остывшего (А.Бек);

Некоторые словосочетания с именами существительными совокупности, меры, объема и т. п. допускают вариативность синтаксического разбора, рассматриваются то как цельные, то как свободные. Практическим приемом разграничения цельных и свободных словосочетаний является замена в рамках лексической тождественности управления на согласование: стая волков – волчья стая; опушка леса – лесная опушка, море цветов – цветочное море. При трансформации отдельных словосочетаний тождес­твен­ность их значений нарушается бидон молока – молочный бидон; край села – сельский край и др. Некоторые словосочетания или утрачивают свое значение полностью (например: охапка соломы – соломенная охапка; тонна меди – медная тонна) или вовсе не поддаются трансформации: метр, аршинсукна, кусок пирога и др. Такие словосочетания семантически абсолютно нечленимы и могут быть квалифицированы только как один член предложения.

2. Словосочетания со значением избирательности, включающие в свой состав числительные (или местоимения) и существительные (или местоимения) с предлогом из: один из бойцов, трое из роты, каждый из нас, тот из них, любой из студентов и др. Например: И если бы расспросить некоторых прабабушек и в особенности тех из них, что пользовались репутацией смиренниц, удивительнейшие тайны открылись бы … (М.Булгаков); Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись (И.Тургенев).

3. Словосочетания с общим значением совместности, состоящие из существительных и местоимений с предлогом с: мать с дочерью, мы с тобой, дед с бабой, нитка с иголкой и др. Например: В саду берёзки с клёнами встречают нас поклонами … (М.Матусовский); Ему с Наташей немного и надо (Ф.Абра­мов). Если такое словосочетание выполняет роль подлежащего, сказуемое при нём имеет форму мн. числа, выражая признак равнозначности соучастников действия. Цельные словосочетания этой группы синонимичны подлежащему, выраженному сочинительным словосочетанием: Отец и сын (кто?) вернулись с охоты. При сказуемом в форме ед. числа цельность словосочетания разрушается. Роль подлежащего выполняет беспредложный компонент, а предложно-падежная форма перемещается в позицию косвенного дополнения: Отецс сыном (с кем?) пошел на охоту.

4. Словосочетания, включающие в свой состав словоформы “ С + твор.п. ” и “ С+ род. п.с лицом, с носом, с руками, с пальцами, с глазами, с виду и т.п., характеризующие человека по внешним признакам, возрасту, внутренним психологическим качествам и т. п. с числительными и определяющими прилагательными.Они выступают в роли несогласованного определения, именной части составного именного сказуемого, обстоятель­ства и др. Например: Наконец прикатил малютка лет восьми состарчес­ким лицом и зашнырял между взрослыми… (М.Булгаков). Ср.: малютка с лицом.

5. Словосочетания, главное слово которых выражается отвлеченными существительными типа вид, род, дело, вещь и др. Например: Род войск – составная часть вида вооруженных сил; Так я стало быть, могу попросить об одной вещи? (М.Булгаков).

6. Словосочетания, в составе которых главное слово может функци­онировать как член предложения, а зависимое раскрывает его значение типа летней порой (летом).

7. Словосочетания с фазисными и модальными глаголами, преди­ка­тив­ными прилагательными, которые представляют собой составные и сложные сказуемые или главные члены односоставных предложений: начать танцевать, продолжать плясать, закончить петь; рад побеседовать, обязан любить, должен доказать, готов представить; можно построить, надо бежать, нужно молчать, лень писать, пора лететь, грустно слышать и др. Например: Но в эту секунду молчавший до сих пор военный оркестр Невского полка вдруг начинает играть бодрый, прелестный, зажигающий марш Шуберта (А.Куприн); Как хорошо, что до смерти любить тебя никто на свете не обязан (И.Бродский). К ним близки цельные словосочетания с фазисными сущес­твитель­ными: конец лета, начало сентября,середина жизни, продолжение рассвета и т. п.

8. Особую группу составляют словосочетания с предлогами от…до,с…до со значением количественных, пространственных, временных преде­лов. Например: Интереснее всего в этом вранье то, – сказал Воланд, – что оно – враньё от первого до последнего слова (М.Булгаков); И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы (А.Фет).

Цельные словосочетания могут занимать позиции как главных, так и второстепенных членов предложения.

2) Сочинительные словосочетания и их типы (самостоятельно по материалам лекции №4)

 

Не являются словосочетаниями описываемые вне синтаксиса фразеоло­гические единицы, а также предикативные сочетания слов, составляющие синтаксическую основу двусоставного предложения. Но круг сочетаний слов, не входящих в систему словосочетаний, этим не исчерпывается.

Так, сочетание обособленного оборота и компонента предложения, к которому он относится, отличается от словосочетания тем, что обособ­ленный второстепенный член (словоформа или группа словоформ) отделен от синтаксически господствующей словоформы интонационно и вступает с ней в полупредикативные отношения, не свойственные словосочетаниям. Например: Мотов посмотрел в небо, щедро засеянное звёздами … (М.Горький). Ср.: Небо, щедро засеянное звёздами.– Небо щедро засеяли звёзды; Небо, которое было щедро засеяно звёздами.

Особую группу сочетаний слов представляют собой объединения по типу согласования некоторых местоимений с местоимениями или прилага­тельными типа мы все, она одна, мы сами, все трое, они оба, какой - то грустный, некто чужой, т. п. На основе соположения формируются сочета­ния слов типа все вместе, они втроём, никогда в жизни и им подобные, которые “вне предложения не могут выступать в роли самостоятельных номинативных единиц”1: Все трое посмотрели в его сторону (Ю.Бондарев).

Не входят в систему словосочетаний аналитические формы слов, которые представляют собой объединения знаменательных слов со служеб­ными. К ним относятся описательные формы степеней сравнения прилага­тель­ных и наречий: более современный, самый добрый, болееспокойно и т.д.; предложно–падежные формы существительного: в лесу, у дома, без зависти, вследствие прогула, благодаря газете, в течение года, наряду с этим, по дороге и др.; глагольные формы будущего времени, сослагательного и повелительного наклонений: буду пытаться, шел бы, пусть идет и т. п. Не относятся к словосочетаниям сочетания одного и того же существительного в разных падежных формах: медведь медведем, день за днём и др.

 

 

2013 Ю.Беляев


1 См.: Удовиченко Г.М. Словосполучення в сучасній українській літературній мові. – К.,1968.

1 Стародумова Е.А. Синтаксис современного русского языка: - Вдадивосток, 2005. С.51.

2 Лекант П.А. Современный русский язык. Синтаксис. – М., 2010. С.31.

1 См.: Шанский Н.М., Тихонов.А.Н.Современный русский язык.: Словообразование.Морфология. – М., 1987.– Ч.2. С. 204 – 206, С.214 – 216.

 

1 См.: Стародумова Е.А. Синтаксис современного русского языка. – Владивосток, 2005. С.51.

2 См.: Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. – М., 1997. С. 672; Вихованець І.Р. Грамматика української мови: Синтаксис. – К., 1993. С.195 и др.

3 См.: Грамматика современного русского литературного языка/ Отв.ред. Н.Ю.Шведова. – М., 1970. С. 537.

 

1 Современный русский литературный язык / Под ред. П.А.Леканта. – М.,1996. С.291.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отношение словосочетания к слову, фразеологизмом и предложению | Проблема дефиниции. Лингвистическая природа предложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 4448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.