КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ФУНКЦИИ политологии
Содержание политической науки. Вопрос. Политологические знания. Функции политологии. Все рассмотренные нами методы политологии подчинены одной цели - получению достоверного знания о политической реальности. Правомерен вопрос: возможно ли получить с помощью политической науки объективные сведения о политических процессах и их развитии? На этот вопрос не существует однозначного ответа, так как политологическое знание содержит в себе как элемент объективного, так и субъективного знания. Таким образом, в политологическом знании можно выделить две части: нормативные знания, которые не носят объективного характера, т.е. зависят от человека и его сознания и дескриптивные или описательные, которые по своей природе являются объективными знаниями, т.е. не зависят от сознания человека - верификационные. Нормативные знания преобладали в политической науке от ее возникновения вплоть до XIX века. Политические учения этого периода содержали в себе субъективные оценки мыслителей по поводу существующего строя, их гипотезы относительно того, каким должно быть идеальное общество. Таким образом, представители политической науки, начиная от Аристотеля в античности до социалистов-утопистов Сен-Симона, Фурье, Оуэна в Новое время, выдумывали из собственной головы самые невероятные проекты человеческого общежития. Именно по этой причине нормативные знания не могут считаться объективной истиной, так как зависят от человека, его представлений и добре и зле. Так, например, суждение о том, что демократия является наилучшей формой государственного устройства, которое неоднократно защищали ряд ученых, не может рассматриваться объективной истиной, так многие люди с этим не согласятся. Как англичане, которые неплохо живут и при парламентской монархии. Таким образом, нормативные знания зависят от признания их людьми. Насильно же навязать людям те или иные идеи, ценности, концепции невозможно, пускай они даже будут прогрессивными. Рано или поздно они потерпят крах и будут отторгнуты. Если одна часть политологических знаний носит нормативный характер и не может рассматриваться как объективная истина, то другая основополагающая часть, адекватно отражает реальные политические процессы и не зависит от сознания людей. Сюда относятся дескриптивные знания. Они представляют собой научное описание реальных событий, фактов. Сюда входят статистические знания, результатов опросов, анкетирования, другими словами, те знания, которые получены с помощью конкретных эмпирических методов. Отличительной особенностью этих знаний является возможность их верификации, т.е. проверки. Это означает, что другие исследователи, используя те же самые процедуры могут получить идентичный результат.
Являясь единой по своей сути наукой, политология внутренне дифференцирована и включает целый ряд более частных дисциплин, отражающих отдельные аспекты, стороны политики и ее взаимоотношение с обществом. Как считает немецкий ученый П. Ноак, политическая наука складывается из четырех важнейших дисциплин: политической философии (или политической теории) учения о политических институтах политической социологии теории международной политики Кроме названных этим автором политических наук, их перечень может быть дополнен историей политических учений, политической антропологией, политической психологией, политической географией, политической экологией, политической астрологией и т.п.
Рассмотрим содержание некоторых из них. Политическая философия - отрасль знаний, изучающая политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, а также общие критерии оценки политики. Она стремится ответить на вопросы, почему и зачем существуют те или иные политические явления и каковыми они должны быть. Предмет политической философии можно разделить на три группы явлений. Во-первых, это политические ценности, критерии оценки реальной политики с точки зрения морали, интересов крупных общественных групп или всего человечества. В этой области исследований создаются нормативные теории, даются этические оценки политическим институтам и процессам, разрабатываются идеалы и цели, а также важнейшие пути их достижения. Во-вторых, предметом политической философии являются наиболее глубокие основы политики. В отличие от эмпирических наук, опирающихся на частные наблюдаемые факты и верифицируемые гипотезы, политико-философские знания основываются на теоретических рациональных изысканиях, обобщениях глобального исторического опыта, логических рассуждениях, хотя и не исключают анализ конкретных фактов. В-третьих, эта наука анализирует способы и средства познания политики, определяет смысл политических категорий, например таких из них, как власть, свобода, равенство, справедливость, государство, права человека, политическое поведение и т.д. Без опоры на такие категории в конечном счете невозможны и эмпирические политические исследования. Таким образом, политическая философия служит общей методологической базой политических исследований, определяет смысл различных концепций, выявляет универсальные принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение рационального и иррационального в политике, ее нравственные критерии и мотивационную основу, определяет границы и принципы государственной власти и т.п. Политическая философия была исторически первой формой существования политической науки. Философские знания составляют ядро мировоззрения человека и политической культуры общества. Политическая антропология занимается изучением политических явлений в “архаических” обществах, что связано с исследованием институтов управления и социального контроля в этих обществах. Активные разработки политических антропологов начались в 40-х гг. XX в. Аргументация политических антропологов строится на обобщении результатов, полученных в ходе исследований “архаических” обществ, сохранившихся до настоящего времени. Политическая антропология позволяет западным ученым преодолеть европоцентристские представления о политическом развитии общества. Политическая антропология имеет ряд фундаментальных достижений, к которым относится теория вождества (англ. chiefdom). Вождество признается одной из форм социальной интеграции наряду с такими формами, как локальная группа, община, раннее государство, национальное государство. Политическая история изучает политические теории, взгляды, институты и события в их хронолигической последовательности и связях друг с другом. Вся человеческая история в определенном смысле - это прошлая политика. Без знания истории невозможно понять и предвидеть будущее. Поэтому любые значительные политические исследования так или иначе предполагают обращение к политической истории. Политическая география объединяет географию народонаселения и одну из областей политологии – международные отношения. В политической географии исследуется влияние географических факторов на внешнюю политику государств. Одно из ключевых понятий политической географии – геополитика. Этот термин был предложен в начале XX в. шведским ученым Ю.Р. Челленом для характеристики государства как особого организма, который стремится к расширению зоны своего “обитания”. Политическая астрология занимается выяснением влияния космоса, расположения звездных светил, солнечной активности, фаз Луны и т.д. на политические события и политическое поведение. Хотя многие выводы этой дисциплины носят гипотетический или даже весьма сомнительный характер, отдельные ее положения, например влияние солнечной активности на массовое политическое поведение, политическую активность, заслуживают внимательного учета в практической политике, особенно в кризисных ситуациях. Политическая психология берет начало в работе американского ученого Г. Лассвэлла “Психопатология и политика” (1930 г.) и других его работах. Она тесно связана с изучением политического поведения. Поэтому бихевиористское течение в американской политологии в 50–60-е гг. способствовало интенсивному развитию политической психологии. Положения политической психологии используются в исследовании таких вопросов, как электоральное поведение, политическое лидерство, политическая социализация, политические установки, политические конфликты, политическое сотрудничество, и пр. В политической психологии используются как традиционные социологические методы анализа (в частности, интервьюирование, контент-анализ, эксперимент), так и методология психоанализа, которая позволяет исследовать “глубинную” психологию политических деятелей. Политическая экология исследует отношения политической системы и окружающей среде. Не существует общего согласия относительно того, какие аспекты окружающей среды следует считать имеющими экологическое значение для политической системы. Концепция экологии, которая первоначально была разработана как теория биологических систем, с тех пор применялась ко многим видам систем социальных. В политологии она заостряет внимание на важности факторов окружающей среды для функционирования политической системы, а также и обратного воздействия последней на окружающую среду. Например, серьезное воздействие на окружающую физическую, культурную и социальную обстановку может оказать правительство в какой-либо развивающейся стране, приступающее к осуществлению широкой программы земельной реформы. Итогом могут быть, в частности, революция в агротехнике и землепользовании, развитие национального самосознания и чувства национальной общности, а также массовое перемещение людей из деревни в крупные города. Эти изменения, в свою очередь, могут иметь важные последствия для дальнейшего существования данной политической системы. Политическая экономия получила в настоящее время широкое развитие в США, Англии, странах Скандинавии. Она пользуется признанием среди политологов, которые стремятся использовать экономические модели для изучения политической реальности. Показательна в этом отношении книга И. Шумпетера “Капитализм, социализм и демократия” (1942 г.), в которой автор впервые предложил экономическое толкование демократии, используя теорию конкурентного лидерства. Современная западная политическая экономия представлена теорией политических циклов Э. Даунса, теорией “общественного выбора” К. Эрроу, экономическим анализом политического поведения Г. Беккера – Нобелевского лауреата 1992 г. – и рядом других исследований. Учение о политических институтах представлено в первую очередь теориями политической организации общества, государства и права, политических партий и других институтов. В рамках этого учения имеется множество относительно самостоятельных дисциплин. Так, например, учение о государстве и праве помимо общей теории государства включает целый комплекс юридических дисциплин. Политические институты, традиционно стоявшие в центре политических исследований, и сегодня занимают в них одно из важнейших мест. Политическая социология использует как макросоциологический подход, предполагающий выяснение социальных основ власти, влияния конфликтов между социальными группами на политические процессы и т.п., так и микросоциологический метод, суть которого состоит в рассмотрении конкретных политических институтов как социальных организаций, в анализе их формальной и неформальной структур, методов руководства и т.д. Теория международной политики - область политических исследований,предмет которой - международные организации и объединения (ООН, НАТО, ОВСЕ, Социнтерн, "Международная амнистия" и т.п.), внешнеполитическаядеятельность государств, партий и общественных движений, международные отношения. Она изучает также проблемы войны и мира, предотвращения и урегулирования международных конфликтов, формирования нового мирового порядка.
Особенность политологического знания отражается в функциях, которые политология выполняет. Можно выделить следующие основные функции: Познавательная функция. Она заключается в тем, что политология стремиться адекватно отражать политическую реальность, раскрывать присущие ей закономерности. Хотя политология не составляет конкретных социальных программ, она способна в отличие от марксистско-ленинских идеологических наук дать объективные суждения о политической действительности. Политология не ограничивается познанием политической действительности. Она также дает оценку политическому строю, эффективности политических институтов, методов управления, способам разрешения социальных конфликтов. В этом выражается ее оценочная функция. В странах реального социализма она подменялась классовым доходом. Т.е. все политические явления, события оценивались с точки зрения соответствия интересам пролетариата. Сегодня политологи исходят при оценке политической деятельности из общечеловеческих, гуманистических ценностей, соответствия политических программ свободному развитию человека. Политическая наука выполняет также сравнительную функцию, предполагающую обязательное сопоставление различных политических явлений (систем власти, режимов правления, типов политической культуры и т.п.), прежде чем будут сформированы выводы и оценки относительно тех или иных явлений, тенденций их развития, типологий, закономерностей и т.д. Весьма важна и преобразовательная функция политической науки. Она вызвана потребностью общества в формировании таких знаний, которые, будучи включенными в практическую деятельность в сфере власти, смогут снизить издержки государственного управления, способствовать достижению большего соответствия результатов намеченным целям и т.д. Таким образом, политическая наука в той или иной степени связана с практическими преобразованиями в сфере власти, вплетена в целенаправленные действия разнообразных политических сил. Составной, но весьма специфической частью решения указанной задачи является прогностическая функция политической науки. Она выражает потребность в разработке вероятностного знания, предвосхищающего возможные последствия предпринимаемых действий и пытающегося гипотетически определить изменения, сопутствующие достижению целей. Благодаря реализации данной функции политического знания формируется некий первичный облик политики будущего, способный скорректировать актуальные действия сил, борющихся за власть. Далее политология выполняет функцию формированию демократической политической культуры населения. Можно выделить несколько основных направлений политического образования. Во-первых, формирования у населения демократической культуры: т.е. знание основ демократического государственного устройства, собственных прав и свобод, способности реально оценивать существующий строй. Для нашей страны это особенно важно, так многие годы политическое образование ограничивалось знакомством м материалами очередного партийного средства, в то время, когда миллионы людей не знали о существовании Всеобщей Декларации прав человека (1991 - наша страна подписала, а ООН в 1948 году), Всеобщего европейского суда, куда каждый европеец мог обратиться за помощью. Опыт ряда стран свидетельствует о позитивной роли демократического политического образования при переходе от тоталитаризма к демократическому обществу. Весьма поучительным для нас является опыт ФРГ (когда в школах Западной Германии по настоянию союзников немецкой власти были вынуждены ввести изучение основ демократического государственного устройства. И сегодня в этой стране существует разветвленная сеть политического образования, которая субсидируется государством). Наряду с осознанием собственных прав и свобод человек должен также осознавать свои обязанности перед обществом, государством и другими людьми, ибо жить в обществе и быть свободным от общества - невозможно (как справедливо отметил Маркс). В связи с этим политическое образование должно формировать у граждан уважение к демократическому строю, порядку, законам государства. Политическое образование призвано далее выработать у людей, с одной стороны, критическое отношение к различного рода экстремистской, националистической идеологии, а с другой, формировать такие качества, как политическая толерантность, т.е. терпимость, готовность к компромиссам, партнерству, умение цивилизованным способом решать социальные конфликты. Следующей функцией политологии выступает функция рационализации политической жизни. Само название говорит за себя. Это означает, что политология должна разрабатывать наиболее оптимальные модели управления государством, обосновывать необходимость замены одних, устаревших политических институтов другими. Естественно, что политическая действительность намного богаче, чем возможности политической науки. Здесь важную роль играет не только научное знание, но и искусство политического руководства. Насколько руководители государства будут доверять рекомендациям политологов и руководствоваться ими. В целом же, влияние политологии, как показывает практика политическая, возрастает
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1015; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |