Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозная концепция

Вопрос.

История политических учений

Лекция № 2

1. Философско-этическая концепция: политическая мысль Древней Греции и религиозная в средние века.

2. Гражданская концепция: европейская политическая мысль ранней эпохи Нового времени.

3. Политико-правовые идеи европейского утопического социализма XVI–XVII вв. (Т.Мор, Т.Кампанелла)

4. Социальная концепция политики в позднюю эпоху Нового времени.

5. Политические взгляды отцов-основателей США: Т. Джефферсон, А. Гамильтон, Т.Пейн.

 

История политической мысли, другими словами "критика идей", наряду с политической философией и политической социологией – важнейшая, конститутивная часть политической науки. Известно, что без истории нет теории. Более того, можно утверждать, что в известном смысле история политической мысли – это сама политология, политическая наука, представляющая собой, как и любая наука, массив непрерывно пополняемого и обновляемого научного наследия. С такой точки зрения совершенно справедливым будет следующее умозаключение: с одной стороны, представление о том, что такое история политологии основано на определенном видении того, что такое политология, с другой – представление о том, что такое политология, определяется тем, как осмыслена ее история (А.Б. Гофман).

 

Политическая концепция Античности носила философско-этический характер в силу того, что для данной формы понимания политики было характерно не только описание существующего порядка, но и поиск «идеального правления», при котором достигается полная социальная справедливость. Основными категориями политических учений Античности являлись категории «прекрасного», «справедливого», «наилучшего», «идеального».

Политическая наука рассматривалась мыслителями исключительно как наука о высшем благе человека и его достижении.

Величайшими представителями античности были Платон и Аристотель.

С именем Платона связан вопрос, кто должен управлять государством? По его мнению – лучшие, и задачей «науки о политике» является – воспитание у правителей лучших качеств: бескорыстие, организационные способности, практический ум, добродетель.

Далее, Платон развивает идею об общественном благе, которое должно исходить от государства в лице элиты. Именно она решает, что хорошо, и что плохо для человека. Личность у Платона полностью растворяется в государстве. Именно за эти взгляды его и называли «первый коммунистом». У Платона мы не найдем идею о личном достоинстве, морали. Везде побеждает общественное.

С именем Аристотеля связано зарождение политической науки как отдельной дисциплины. Согласно ученому, политическая наука должна заниматься делами государства, полиса. Полис – основная форма древнегреческой государственности.

В полисе право голоса имели все свободные граждане, кроме метеков, чужеземцев, женщин и, естественно, рабов. Они имели право участвовать в управлении государством-полисом. Главным государственным учреждением было НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ, которое созывалось три раза в месяц на склоне холма ПНИКС, а в более раннее время на рыночной площади. В его компетенцию входили вопросы, связанные с войной, миром, договоров с другими государствами, принятием законов.

Для повседневного управления делами города с 510 года выбирался «совет пятисот», который избирался по жребию. От каждого избирательного органа - фила - по 50 человек (всего округов - 10). Каждый финский гражданин мог предложить закон, после его изучения в суде присяжных - ГЕЛИЛЕЯ - «совете пятисот» народное собрание решало его судьбу.

Ежегодно одно из собраний было посвящено ОСТРАКИЗМУ (остракон - черепок для голосования, который опускался в урну). То, чье имя повторялось чаще на остраконе, признавался опасным для города и изгонялся сроком на 10 лет. Была введена плата для некоторых государственных должностей, чтобы неимущие люди, избранные на них, могли отрываться от своей работы без ущерба для себя.

 

Рассмотрим подробнее политические воззрения двух мыслителей.

Платон (Platо) (427-347) – аристократ, корни которого восходили к законодателю Солону. После смерти Сократа он разочаровался в демократии, отказался от участия в политике и начал разрабатывать принципы политической деятельности.

В 388 – основал школу в Афинах (Академию), которая просуществовала более 900 лет и была закрыта в VI в. нашей эры (529 г.). От Платона остались 30 диалогов и писем.

Можно выделить несколько важных аспектов в его учении:

 

1. Ученый анализирует основные формы правления:

справедливые монархия;

аристократия;

 

«извращенные»: тимократия (власть воинов);

олигархия;

демократия, власть масс, посредственности, которая неминуемо приведет к тирании большинства. Происходит общая порча нравов, водворяется наглость, бесстыдство своеволие. Демократия обычно кратковременна и уступает место тирану, который уничтожает народную власть;

тирания – худшая из форм правления.

Идеальное общество совмещает демократические и монархические начала: от Д – принцип арифметического равенства (решение принимается по большинству), от М – принцип геометрического равенства (каждый получает своим по заслугам).

 

2. Платон выделяет в обществе три сословия в соответствии с тремя началами души человека:

– правители, в ком развито рациональное, разумное начало;

– воины – яростное;

– земледельцы, купцы, ремесленники – вожделеющее, аппетитородящее.

Тем самым Платон оправдывал деление людей на «высших» и «низших». Вушал миф о том, что бог примешал в души правителей – золото, воинов – серебро, а третьему сословию – медь и железо. Каждый занимается своим делом, к какому в большей степени предрасположен.

 

3. На важнейший вопрос, кто должен управлять, Платон отвечает, что народ не в состоянии управлять собой, поэтому власть должна быть в руках экспертов (философов-мудрецов).

Философ отмечал: «Залог успешного управления состоит в том, что к управлению привлекаются не те, кто желает этого, а те, кто не рвется к государственному кормилу». Как же обеспечить отбор?

Платон предлагает следующую систему обучения:

– с 10 до 20 лет – занятия гимнастикой, музыкой;

– с 20 до 30 лет – занятие математикой;

– с 30 до 40 лет – изучается философия;–

не прошел 1 отбор – ремесленник, земледелец;

не прошел 2 отбор – воин;

После 3-го отбора и 15 лет общественных работ отбирают лучших 300 кандидатов, из которых идет отбор в правители. Выборы экспертов проходят в 3 тура:

1 тур – 300 лучших;

2 тур – 100 лучших;

3 тур – 37 лучших.

Голосование производится

а) поименно;

б) результаты подводятся публично;

в) у избирателей сохраняется право в течение 30 дней изменить свое решение.

4. Для достижения сплоченности и единства общества для высшего сословия: (правителей и воинов) Платон устанавливает общность имущества, быта, общность жен и детей. Чтобы их ничто не отвлекало от управления.

3-е сословие могло торговать, иметь частную собственность, но в рамках среднего уровня.

Если первоначально Платон полностью отказался от частной собственности, то позднее в работе «Законы» признает за 3-им сословием право на частную собственность, которая принадлежит государству. Земля делится на равные по плодородию доли и вместе с домом принадлежит каждому.

Небезынтересно, что в идеальном государстве Платона появляются рабы, чья участь занятие земледелием.

 

Аристотель (Aristotle) (384-322) до н.э

Аристотель, древнегреческий философ, ученик Платона и воспитатель юного Александра Македонского, родился в Стагире, греческом городе Фракийского побережья, в 384 году до н.э.. Семнадцати лет Аристотель прибыл в Афины, чтобы получить там образование. Он поступил в Академию (школу Платона). Аристотель преклонялся перед своим старым, но вечно юным душой «подобно зеленой ветке весны» учителем; он горячо любил его, что, однако, не мешало ему критиковать Платона. О разногласиях между двумя философами древние сложили немало анекдотов, но они же извлекли из этих разногласий великолепное изречение, приписываемое Аристотелю: «Amicus Plato, sed magis arnica Veritas» («Платон мне друг, но истина дороже»). «Жеребенок лягает свою мать», — шутя говорил Платон по поводу критики Аристотеля.

В 335 г. до н.э. основал в Афинах собственную философскую школу, Ликей, названную так по имени смежной с ней гимназии, посвященной Аполлону Ликейскому, который просуществовал 860 лет. Школа размещалась в нескольких зданиях, расположенных в большом парке. Аристотель преподавал, прогуливаясь со своими учениками в парке, вел дискуссии по наиболее сложным вопросам логики и метафизики. Это были утренние лекции, именуемые эзотерическими, и предназначенные для подающих надежды учеников. Вечерами, в одном из помещений школы, Аристотель читал так называемые экзотерические лекции для широкой аудитории на темы, в большей степени отвечающие интересам этой аудитории и касающиеся риторики или литературы, а также политических вопросов. Аристотеля считают основателем политической науки. Политические взгляды нашли наиболее полное и систематическое выражение в работе «Политика», а также «Афинская политика», «Этика». Политику Аристотель понимал значительно шире. Она включала и этику, и экономику.

Работы Аристотеля были систематизированы в качестве учебника и преподавались в европейских университетах.

1. Аристотель утверждал, что государство – это естественное образование, и человек, будучи «животным политическим», инстинктивно стремится к «совместному проживанию»: вначале в семье, затем в общине (селении), и, наконец, городе-полисе. Именно государство дает индивиду лучшую жизнь, процветание и справедливость.

Но, вместе с тем, государство стоит выше отдельного индивида. Гражданин – безликая частица, личные интересы которого подчинены общественному благу. В этом, как и Платона, у Аристотеля проявились тоталитарные тенденции.

И хотя он называл граждан города-полиса свободными людьми, но видел свободу как противоположность рабству: гражданами никто не владеет. Главное отличие граждан от рабов в том, что первые занимаются военными, законодательными и судебными делами, а рабы – сельскохозяйственным производством. Аристотель рассматривал рабство как естественное явление, рабы, имея могучее тело, но слабый ум, должны заниматься исключительно физическим трудом.

2. Аристотель изучил со своими учениками 158 форм правления в греческих полисах и выделил среди них правильные и неправильные, исходя из количественного (кто правит?) и качественного принципа (в чьих интересах?)

 

Кто правит?

Количест венный     качественный     Один человек     Меньшинство     Большинство
Правильные   Монархия     Аристократия   Полития
Неправильные (испорченные)   Тирания     Олигархия   Демократия

К худшим формам правления относятся те, в которых власть действует в ущерб другим людям. В лучших – управление в интересах всех.

А) Тирания – наихудшая форма, низводит граждан до рабов.

Б) В монархии и аристократии тоже есть слабые черты: слишком много зависит от того, насколько у правителей проявится «богоподобное желание» поставить благо общество выше своих собственных интересов.

В) Наилучшей формой правления признана полития – власть многих в интересах всех, сочетающая в себе черты других форм правления: богатство – олигархии; свободу – демократии; благодетель – аристократии.

Аристотель справедливо полагает, что власть должна находится не у богатых, и не бедных, т.е. у «среднего класса».

3. В связи с этим, Аристотель обосновывает идею частной собственности, ибо «люди более всего заботятся о том, что принадлежит им». Аристотель боялся глубокого неравенства, ибо оно могло привести к возмущению и переворотам.

Собственность должна быть в средних размерах, ибо «из богачей получаются наглецы и крупные мерзавцы, а из бедных – злодеи и мелкие мерзавцы», и п ользоваться ею граждане должны сообща.

3. Аристотель выделяет в обществе 5 сословий:

– воины;

– поденщики;

– торговцы;

– ремесленники;

– земледельцы.

Каждый должен заниматься своим делом.

 

Подведем итоги.

Пытаясь создать идеал общественного устройства Платон и Аристотель пришли к государству, которое полностью поглощает отдельную личность и подчиняет достижению всеобщего блага, что явно позволяет провести аналогии с тоталитарным государством.

Начало средних веков совпадает с падением Западной римской империи, а окончание – взятием турками Константинополя (1453) или открытием Колумбом Америки (1492). Средние века характеризовались безраздельным господством католической церкви в духовной жизни Европы. Политическая мысль не была исключением: политическая наука стала отраслью богословия. Шла постоянная борьба между духовной и светской властью.

Западноевропейская мысль Средневековья немыслима без имени Фомы Аквинского (1226-1274 гг.). Блестяще образованный монах-ученый в трактате «О правлении государей» попытался соединить учение Аристотеля с христианскими догмами.

1.Он оправдывает отношение господства и подчинения в обществе, полагая, что этот порядок от Бога, т.е. обожествляет феодальное право.

2. Признает естественное происхождение государства, которое должно служить общему благу, обеспечивать порядок и гражданский мир.

3. Идеальной формой правления Аквинат считал «смешанную», состоящую из 3-х форм:

– монарх олицетворяет единство;

– аристократия – заслуги;

– народ (подданные) – гарантия социального мира и согласия.

4. Обосновывает божественное происхождение власти, но, вместе с тем, полагает, что власть монарха должна быть ограничена законом.

И более того, если действия власти противоречат интересам церкви или в случае тирании народ имеет право сопротивляться (вплоть до тираноубийства).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ФУНКЦИИ политологии | Шарль-Луи де Секондат Монтескье
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.