Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки и пути демократизации

Вопрос.

ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ АВТОРИТАРНЫМ И ТОТАЛИТАРНЫМ РЕЖИМАМИ

Вопрос.

Вопрос.

Политический режим – это способ функционирования политической системы общества. Он определяет характер жизни в стране и отражает уровень политической свободы, а также отношения органов власти к правовым основам их деятельности.

Эволюция политических режимов.

1. Политический режим: определение, признаки.

1.1.Тоталитаризм: сущность, предпосылки, черты, разновидности.

2. Авторитаризм: признаки, проявление в разных странах.

3. Демократия: понятие, условия формирования, основные теории.

4. Основные пути перехода к демократии. Особенности становления демократии в России.

 

1. Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, в современной политологии выступает политический режим (от лат. regimen – управление).

Понятие политического режима получило распространение в западно-европейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX вв. В течение долгого времени оно продолжает оставаться объектом теоретических споров.

Политический режим определяется следующими признаками:

− степенью участия народа в механизмах формирования политической власти, а также самими

способами такого формирования;

− соотношением прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

− гарантированностью прав и свобод личности;

− характеристикой реальных механизмов осуществления власти в обществе;

− степенью реализации политической власти непосредственно народом;

− положением средств массовой информации, степенью гласности в обществе и прозрачностью государственного аппарата;

− местом и ролью негосударственных структур в политической системе общества;

− соотношением между законодательной и исполнительной ветвями власти;

− характером правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц;

− типом политического поведения;

− характером политического лидерства;

− учетом интересов меньшинства при принятии политических решений;

− доминированием определенных методов при осуществлении политической власти;

− степенью верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

− принципами взаимоотношения общества и власти;

− политическим и юридическим положением и ролью в обществе "силовых" структур государства

(армии, полиции, органов государственной безопасности);

− мерой политического плюрализма, многопартийности;

− существованием реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Политические режимы различаются по

принципам организации и взаимоотношению ветвей власти,

формам и методам ее осуществления,

деятельности политических институтов,

состоянию в обществе прав и свобод граждан,

тепени их участия в политической жизни,

особенностям политической культуры.

Различаются понятия " политический режим " и " государственный режим".

Если политический режим в общем и целом характеризует методы осуществления государственной власти, то государственный – есть среда и условия существования политической жизни обществ а, иными словами является политическим климатом данного общества.

Понятие "политический режим" более широкое, чем понятие "государственный режим", ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций

Политический режим обеспечивает:

• стабильность политической власти;

• управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений;

• достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты.

Политический режим определяется:

• уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов;

• структурированностью правящей элиты;

• состоянием отношений с бюрократией; • развитостью общественно-политических традиций господствующими в обществе политическим

сознанием и поведением;

• доминирующим в обществе типом легитимности.

 

Сначала рассмотрим режимы, подготовленные революционной и этноцентристской идеологиями, весомо заявившими о себе в начале века.

"Классическим" типом недемократических режимов ХХ в. явился тоталитаризм. Термин "тоталитаризм" происходит от латинского слова "totalitas" - полнота, цельность.

Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в XX в. Диктатура (от лат. "dictatura" – неограниченная власть) – режим правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого-либо контроля со стороны управляемых. Диктатура возникла давно и имела множество исторических форм своего проявления. Первоначально, в республиканском Риме (V – I вв. до н.э.) диктатором именовалось чрезвычайное должностное лицо (магистрат), назначавшееся на срок не более шести месяцев для организации защиты от внешней угрозы или для подавления внутреннего мятежа. Диктатор был связан правом в своих полномочиях и сроках пребывания у власти.

Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры, в которой особую роль играют государство и идеология. Термин "тоталитарный" ввел в политический лексикон лидер итальянских фашистов Б. Муссолини (1883 – 1945). Цели фашистского движения состояли в создании сильного государства, использовании исключительно силовых принципов осуществления власти и подчинения всех общественных сил иерархическому принципу. Сущность тоталитаризма как нового политического порядка Б. Муссолини выразил формулой: "Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства". Теоретик итальянского фашизма Дж. Джентиле (1875 – 1994) раскрыл "тоталитарное содержание" следующим образом: "Для фашизма все заключено в государстве. Ничто человеческое или духовное не существует само по себе, в еще меньшей степени это обладает какой-либо ценностью вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен и фашистское государство, как объединение и унификация всех ценностей, дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придает силы. Вне государства не должны существовать ни индивиды, ни группы (политические партии, общества, синдикаты и классы)".

Объективные процессы, развивавшиеся в конце XIX – начале XX в., способствовали возникновению тоталитаризма.

Вступление человеческого общества в индустриальную стадию развития обусловило создание разветвленной системы массовых коммуникаций. Возникли технические возможности для идеологического и политического контроля за личностью. Растущие разделение и специализация индустриального труда разрушили традиционные формы жизни и сделали личность беззащитной перед миром рыночной стихии и конкуренции. Усложнение социальных отношений потребовало усиления роли государства как универсального регулятора и организатора взаимодействий индивидов, имеющих несовпадающие интересы. Опыт показал, что тоталитарные режимы возникают, как правило, при чрезвычайных условиях: нарастающей нестабильности в обществе; глубоком кризисе, охватывающем все стороны жизни; при необходимости решения стратегической задачи исключительно важной для страны.

В западной политической науке тоталитаризм имеет следующие признаки:

• единственная массовая партия;

• монопольно существующая и признанная всеми идеология;

• монополия на средства массовой информации;

• монополия на средства вооруженной борьбы;

• террористический контроль со стороны политической полиции;

• централизованная система контроля и управления экономикой.

Один из важных признаков, абсолютная концентрация власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию, – принцип вождизма или фюрерства. Отражает низкий уровень развития демократического сознания, возникает как выражение потребности в символе нации в условиях социальной нестабильности.

В политический лексикон этот термин был впервые введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле (1875 – 1994) в 1925 г.

Дж. Джентиле раскрыл "тоталитарное содержание" следующим образом: " Для фашизма все заключено в государстве. Ничто человеческое или духовное не существует само по себе, в еще меньшей степени это обладает какой-либо ценностью вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен и фашистское государство, как объединение и унификация всех ценностей, дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придает силы. Вне государства не должны существовать ни индивиды, ни группы (политические партии, общества, синдикаты и классы)".

Это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини.

С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.).

Тоталитаризм как направление в западной политической мысли возник и развивался в противовес либерализму с его многопартийностью, политической борьбой, парламентаризмом. И в этом смысле, в качестве идейных источников современных концепций тоталитаризма можно рассматривать теорию сильной власти Макиавелли, концепцию общества - государства Гоббса, идею Гегеля о всеобъемлющем характере государства.

Итак, обобщим предпосылки формирования тоталитарного режима:

Объективные процессы, развивавшиеся в конце XIX – начале XX в., способствовали возникновению тоталитаризма.

1. Объективной предпосылкой тоталитаризма явилась индустриальная стадия развития общества. Она привела к

а). созданию системы массовых коммуникаций, усложнила организацию общества, усилив всеобъемлющий контроль за личностью.

б) появились промышленные монстры - монополии, наладившие тесное взаимодействие с государством. Функции государства расширились и создавалась иллюзия, что стержнем этой тотальной организации могла быть только всесильная государственная власть.

в) порождением индустриализма и явилось лежащее в основе тоталитаризма коллективистское мировоззрение, представляющее окружающий мир хорошо организованной машиной, состоящей из центра управления, узлов и винтиков, подчиняющуюся единой команде, выражающей общие цели.

г) субъективной предпосылкой, благоприятствующей появлению тоталитаризма, явилась психологическая неудовлетворенность человека нарастанием социального отчуждения, разрушением традиционных связей и религиозных ценностей. Для социально отчужденной личности тоталитаризм имел психологическую привлекательность, дав надежду преодолеть бессмысленность существования с помощью утверждения себя в чем-то "вечном", значительным во времени и пространстве: классе, нации, государстве. Тем самым индивидуальному существованию придавался исторический смысл;

д) появление партий «нового» типа с жесткой военной дисциплиной

Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы - промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре общества, утратившие социально-культурную и социально-этническую идентификацию.

Установление тоталитаризма в Советском Союзе стало возможным лишь при драматическом стечении определенных условий (последствия первой мировой и гражданской войн, обстановки международной изоляции и так далее.

В СССР такое явление как тоталитаризм охватывает период примерно до середины 1950-х годов.

В Германии, Испании, Италии, Португалии победу тоталитаризма предопределили слабость буржуазной демократии, ограниченность капиталистического пространства, экономическая нестабильность и особенность католической доктрины, признающей в качестве идеала органически целостную модель мира. Для укрепления и оздоровления нестабильной экономики, в качестве защитной меры, тоталитарные режимы использовали протекционистскую изоляцию от внешнего мира. Такая замкнутая самодостаточная экономическая система называется автаркической (греч. avtarkeia - самоудовлетворение) и формируется в условиях хозяйственного обособления страны.

В аналитических работах зарубежных политологов: Ф.Хайека "Дорога к рабству" (1944 г.), Х.Арендт "Истоки тоталитаризма" (1951 г.), К.Фридриха и З.Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956 г.), а также в современных отечественных политологических исследованиях выделяются следующие основные признаки тоталитарного режима, представленные во всех сферах общества.

Идеологическая - приверженность единой, позитивно сформулированной универсальной цели. Мифологизация сознания. Мифы не подлежат критике и имеют характер религиозных символов. Мессианские задачи, по отношению к внешнему миру, сочетаются с изоляционизмом.

Партийно-государственная - культ вождя с неограниченными полномочиями, воплощающего "дух нации", ее "историческую судьбу". Однопартийность при тотальной партизации общества и запрете оппозиции. Страх и вера как методы управления. Декларирование идентичности правительства и народа. Оформление номенклатуры, "постигшей абсолютную истину". Проведение массовых репрессий.

Социальная - придание безусловного приоритета классовым, национальным интересам перед интересами всего общества, перед правами отдельной личности. Гражданское общество поглощено государством. Личные права и свободы переходят в ведение государства.

Экономическая - огосударствление и чрезмерная централизация экономики. Абсолютизация государственного планирования. Милитаризация хозяйства. Внеэкономические методы управления и, как следствие, - подрыв стимулов производства.

Вместе с тем, существуют различия между т.н. «левым» и «правым» тоталитаризмом.

В идеологической сфере,

левый тоталитаризм ориентировался на идею построения бесклассового коммунистического общества, ликвидацию социального неравенства через утверждение диктатуры пролетариата;

правый – абсолютизировал идею Ф.Ницше о «сверхчеловеке», которым являлся представитель арийской расы, оправдывающей претензию на мировое господство.

В социальной сфере,

левый тоталитаризм основывался на беднейших слоях рабочего класса и крестьянства, заинтересованных в радикальных преобразованиях общества;

правый ­поддержала национальная буржуазия, заинтересованная в военных заказах, бюргерство в лице зарождающегося среднего класса.

В экономической сфере,

левый тоталитаризм ориентировался на полную ликвидацию частной собственности и национализацию средств производства, устанавливал плановое ведение хозяйства, тогда как правый сохранял частную собственность, вплоть до крупной, подчиняя ее милитаризации и переводу на военные рельсы.

С другой стороны, левый и правый тоталитаризм объединяют следующие признаки:

– полное неприятие идеи разделения властей, свободы личности;

– ориентация на харизматического лидера, который возглавляет партию «нового» типа;

Таким образом, тоталитаризм - это способ организации политической и общественной жизни, характеризующейся всеобъемлющим контролем органов власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы официальной идеологии.

Другим типом недемократических режимов выступает авторитаризм - (от латинского avtoritas - влияние, власть). Для него характерен свой широкий набор признаков, представленных в каждой сфере жизни общества:

- идеологическая - прорыв информационной изоляции. Ложный пафос, сочетающийся с разочарованием и цинизмом в отношении мифологических идеалов. Ослабление партийно-государственного контроля над литературой и искусством; партийно-государственная - власть сосредоточена в руках одного лица или группы. Политическая деятельность либо запрещена, либо ограничена условиями подконтрольности властям. Опора на силу при допустимом формальном существовании атрибутов демократии: разделения властей, наличия парламента и партий. Власть часто склоняется к идее традиционного развития, под которой скрывается желание воспрепятствовать заметным изменениям. Приоритет клановости при подборе управленцев. Обуржуазивание номенклатуры. Ограничение масштаба репрессий, их легитимация;

- социальная - ослабление контроля за общественной жизнью. Оживление гражданского общества. Допускается предоставление некоторых свобод. Возникновение инакомыслия и появление интереса к политике. Возможно оформление влиятельных групп давления (государственная бюрократия, военные, представители крупного бизнеса, независимые профсоюзы, правозащитники);

- экономическая - стремление к сохранению прежних экономических укладов. Снижение вмешательства государства и сочетание централизованной экономики с рыночной. Существование различных форм собственности. Появление "теневой экономики", рост ее влияния.

Таким образом, авторитаризм можно определить как неограниченную власть одного человека или группы лиц, не допускающую широкую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества в неполитических сферах.

Авторитарные режимы явились самыми распространенными в ХХ веке. Они продолжают существовать в нескольких десятках стран, представляющих половину населения планеты. Большинство из них относятся к странам "третьего мира", где на фоне экономического и технического отставания от передовых стран, значительным весом обладает государство, признается авторитет этнической общины, традиций и отсутствует мощный средний слой, способный стать опорой демократии.

Политологи различают авторитаризм левого и правого толка.

Левые авторитарные режимы основаны на различных версиях социализма (арабского, африканского и других), ставшего привлекательным в 60-е годы, когда социалистическая система демонстрировала высокие темпы развития.

К правым - относятся монархии Ближнего Востока (Иордания, Саудовская Аравия, Кувейт и другие), ряд восточно-азиатских государств (Сингапур, Индонезия), некоторые латиноамериканские страны в период господства хунт, отдельные африканские государства.

Одним из подвидов авторитарного режима является теократический режим, основанный на политической концепции исламского фундаментализма - переустройства общества и государства в соответствии с установками раннего ислама. Наиболее активными поборниками создания "исламского государства" оказались иранские фундаменталисты во главе с Р.Хомейни, которые сразу после религиозной революции 1979 г. сосредоточили власть в руках своего фанатичного клана. Страна была провозглашена Исламской республикой. Однако полностью перестроить государство и общество на основе предписаний Корана все же не удалось, так как современность значительно отличается от того, что было в VП в.

Другим подвидом правого режима является военное правление, как правило, исключающее оппозицию. Именно таким было начало пиночетовского режима в Чили, где все партии были запрещены. Иногда после военных переворотов деятельность партий допускается с большими ограничениями. Таким был военный режим в Польше при маршале Пилсудском (1926-1934), когда были запрещены только партии крайне правого толка, а другие существовали. Следующий тип авторитарных режимов - персонифицированная личная диктатура, опирающаяся исключительно на полицию и военных. Это нестабильный тип авторитарных режимов. Типичный пример - режим, сложившийся в современном Ираке.

Некоторые авторитарные государства, например, такие как Индонезия, современный Китай, Южная Корея, Сингапур, Турция практически продемонстрировали экономическую эффективность, способность сочетать экономическое процветание с политической стабильностью, сильную власть с рыночной экономикой. В этом случае авторитаризм вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, а частично и с идеологическим плюрализмом и может пользоваться даже популярностью среди широких слоев населения. Авторитарная политическая система имеет определенные достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Это может делать ее достаточно эффективным средством проведения радикальных реформ.

Однако даже демократически ориентирующиеся авторитарные режимы недолговечны. Их реальной перспективой является более устойчивый в современных условиях тип политической системы - демократия.

 

 

1. Одно из различий связано с пониманием цели, исторического назначения режима. Тоталитаризм связан с утопической идеей. Авторитарные же режимы не ставят задач коренного, революционного переустройства общества. Их цель – выполнить конкретную задачу, а именно – вывести страну из исторического тупика.

2. Если в тоталитарном обществе устанавливаются всеобщий контроль и насилие, то авторитаризм предполагает наличие сфер общественной жизни, недоступных государственному контролю.

Принцип тоталитарного общества – "разрешено то, что приказано властью", а авторитарного – "разрешено то, что не имеет отношения к политике".

3. В тоталитарном обществе существует систематический террор по отношению к противникам, а в авторитарном обществе проводится тактика избирательного террора, направленного на предотвращение

возникновения оппозиции.

4. В тоталитарном обществе от власти требуется всемогущество, а от людей – послушание и скромность ("не высовываться"). При авторитаризме от власти требуется компетентность, а от людей послушание и профессионализм.

Рассмотрим, что же представляет собой демократический режим.

Понятие "демократия"(от греч. demos – народ и kratos – власть) означает народовластие, власть народа. Демократический режим – это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.

Понятие "демократия" является в политологии одним из ключевых и употребляется в нескольких основных значениях:

1) для характеристики государственного устройства, которое отличается признанием воли большинства в качестве источника власти и провозглашением свободы и равноправия граждан;

2) как форма организации партий, профсоюзов и других общественных организаций;

3) как социально-политическая ценность, выражающая права и свободы граждан;

4) как политическое мировоззрение и общественное движение.

Неоднозначность в толковании демократии связана с различными подходами к ее пониманию и анализу. Существуют два главных подхода: нормативный и дескриптивный (описательно-эмпирический).

Первый предполагает конструирование идеальной модели демократии, обоснование ее преимущества по сравнению с другими формами правления. Сторонники этого подхода стремятся перенести демократический идеал в реальную политическую жизнь. Второй, описательно-эмпирический подход, абстрагируется от идеалов и анализирует демократию такой, какой она существует в действительности.

Даже само понятие "демократия" содержит в себе внутреннее противоречие. Суть его состоит в том, что власть народа в полном смысле этого слова означает самоуправление народа, а значит - отрицание политического господства государства, одной из форм которого и является реальная демократия. Иными словами, подлинное народовластие несовместимо с существованием государства. На деле же демократия нигде не существовала без государства. Таким образом, как народовластие, она представляет собой во многом утопический идеал, имеющий скорее важное нормативное значение, представляющий цель политического развития общества.

Многие классики политической мысли ХХ века были далеки от идеализации реальной демократии. Так, Роберт Михельс еще в начале ХХ века сделал вывод о том, что "...демократическая система сжимается в конечном счете до права масс самим выбирать себе в данный период времени господ, которым они после их избрания обязаны оказывать послушание". Позже, в 40-х, американский политолог Р.Маквайер сформулировал представление о демократии, согласно которому она "не может означать правление большинства или правление масс. Демократия -...прежде всего способ определения, кто будет править и - в общем плане - с какими целями".

 

Характерные черты демократического режима:

− избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании;

− наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы;

− разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при наличии механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними;

− многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции;

− принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;

− отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.

Условия функционирования демократического режима:

− наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и государственного аппарата;

− отсутствие системы привилегий, связанных с обладанием властью;

− наличие возможностей и условий для своевременного и полного политического информирования граждан;

− наличие упрощенной процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;

− гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.

Демократический режим работает эффективно только в том случае, если граждане имеют право и условия самостоятельно принимать решения по политическим вопросам и выступать против действий власти, если эти действия не удовлетворяют их интересам.

Мировой опыт свидетельствует, что демократия складывается в течение многих десятилетий. Она может вырасти только на определенном объективном фундаменте, образующем соответствующие социально-политические, экономические и духовные предпосылки.

 

Хотя идея демократии получила в современном мире широчайшее распространение и признание, в условиях этой формы правления живет все еще меньшинство населения земли. Во многих странах демократия служит лишь респектабельным фасадом преимущественно авторитарной власти. Часто демократические формы правления оказываются нежизнеспособными и терпят крах.

Какие же факторы делают возможным переход к демократии и от чего зависит ее стабильность?

Ответить на эти вопросы пытались многочисленные научные исследования, осуществленные на Западе после второй мировой войны. Их авторы на основе сравнительного анализа обширного статистического материала выявили целый ряд

– экономических,

– социальных,

– культурных,

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 10. Культурная подсистема представляет собой интегрирующий фактор политической системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов | Религиозных
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.