Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объединения предпринимателей

Постановка актуальных вопросов

Информационная функция

Посредничество между обществом и государством

Лоббисты представляют интересы общества перед органами государственной власти. Добиваясь своих, чаще всего экономических целей, лоббисты реализуют интересы большинства населения. Например, если лоббист представляет интересы крупной промышленности, то добившись инвестиций, он обеспечит работников предприятия зарплатой.

Такой канал лоббирования как СМИ выполняет функцию информирования широкой публики о каких–то событиях, фактах из жизни политиков и т.д. Возможно, это не самый легитимный способ лоббирования, ведь каждый журналист может иметь собственное мнение о события, которое может не быть объективным.

Лоббисты, добиваясь своих целей, ставят актуальные вопросы перед общественностью и органами государственной власти. Например, когда в США получили широкое распространение видеокассеты именно лоббисты подняли вопрос перед законодательной властью о проблеме незаконного копирования кассет.

2 вопрос.

Что касается лоббистской деятельности в современной России, то официально лоббистов и лоббистских фирм в России не существует. Нет закона. Однако в 1995 году в Государственную Думу поступил законопроект «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти»

По данному законопроекту:

ЛОББИРОВАНИЕ – это приемы, с помощью которых группы интересов влияют на федеральную власть и добиваются реализации своих целей.

ЛОББИСТ – физическое лицо, гражданин России, безвозмездно или за деньги осуществляющий лоббистскую деятельность и имеющий регистрацию в установленном порядке.

ЛОББИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – деятельность физического лица в отношении федеральных органов власти от имени клиента с целью повлиять на разработку и принятие законодательных актов.

КЛИЕНТ – российские или иностранные коммерческие организации, защищающие свои интересы.

Выделяя основные лоббистские организации, действующие в России, воспользуемся предложенной информацией автора законопроекта Лепехина Он выделяет следующие:

«Российский Союз промышленников и предпринимателей», который лоббирует интересы государственных предприятий.

«Торгово-промышленная палата России», которая лоббирует интересы фирм за рубежом. Например, Торговая палата США имеет 1200 наблюдателей за комитетами Конгресса, готовых организовать шквал писем в адрес законодателей.

«Круглый стол бизнеса России», лоббирующий интересы частных предпринимателей.

2. Общественные советы при законодательных и исполнительных органах власти.

«Совет по поддержке малого и среднего бизнеса» при Президенте или «Совет по промышленной политике» при Правительстве.

3. Партии, политические движения.

4. Фонды: Горбачев-фон, Сорос-фонд (крупнейший американский предприниматель).

5. Политические клубы. Бизнес-клубы: в Москве – 20. VIP-клуб, «Взаимодействие»-реформа-клуб, клуб «Реалисты», клуб банкиров «Надежность». Действие: в неформальной дружеской обстановке обеспечить общение политиков и предпринимателей, журналистов.

6. «Клиентеллы» – окружение политических лидеров, которые имели важную должность и могли влиять на принятие решений.

7. Адвокатские конторы: Якубовского, А.П.Макарова.

8. Клуб выпускников МГИМО, МГУ.

Крупнейшим каналом лоббирования являются исполнительные органы власти: Аппарат правительства, Министерство финансов и т.д.

Есть интересное исследование Института социологии Российской академии наук, в ходе которого были опрошены представители современного среднего российского бизнеса. На вопрос в чем, по мнению респондентов, заключается деятельность лоббистских организаций были получены следующие ответы:

- защита от коррупции в государственных органах власти – 57 %;

- поддержка в борьбе с бюрократизмом – 54%;

- помощь в получении достоверной информации о рыночной конъюнктуре и политических прогнозов – 47 %.

Какой вывод можно сделать из сказанного?

Лоббизм естественен, так же как и интересы людей. Но лоббизм подобен айсбергу, его невидимая сторона порождает коррупцию. Поэтому путь один – поставить лоббизм под общественный и государственный контроль. Что это значит?

Легализация лоббизма в России предполагает:

1. Регистрацию лоббистов и лоббистских организаций: В Министерстве Юстиции или в Государственной Думе.

2. Введение ограничений: лоббистом не может быть:

– депутат Федерального собрания, его помощник;

– должностное лицо в законодательной, исполнительной и судебной власти;

– гражданин иностранного государства.

3. Закрепление прав лоббиста:

- по регистрационному документу лоббист может получать любую информацию в государственных органах;

- имеет право на обжалование действий должностного лица.

4. Признание методов лоббирования.

К методам лоббирования, признаваемых в законопроекте «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти», относятся:

· представление в федеральные органы государственной власти проектов законов, указов, распоряжений, постановлений и других нормативных актов, документов и информационных материалов, касающихся полномочий соответствующих органов государственной власти;

· участие в обсуждение комитетами и комиссиями Федерального Собрания, органами исполнительной власти законопроектов, документов и материалов, указанных выше;

· устные и письменные контакты с депутатом, должностным лицом федеральных органов государственной власти по поводу интересов физического лица или организации, в пользу которых осуществляется лоббистская деятельность;

· экспертиза проектов законов и иных нормативных актов федеральных органов государственной власти с представлением последним результатов экспертизы в том случае, если она осуществляется не по запросам этих органов.

5. Отчетность: 1 раз в полгода представлять в Министерство юстиции РФ:

а) сведения о клиенте;

б) финансовые затраты на лоббистскую деятельность и полученные доходы от нее;

в) результаты лоббирования.

Лоббистская деятельность, как и любая другая, облагается налогом.

Подумайте, почему в России до сих пор не принят Закон о лоббистской деятельности?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции лоббизма | Политическая элита
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.