Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Уголовное право и судопроизводство




Вопрос 9. Принципы монархического строя.

Обязательная сила законов для данного гражданского сообщества считалась необ­ходимой чертой всей системы jus civile. Во-первых, для придания действительности своим правовым предписаниям закон должен бытьдолжным образом обнародован, или опубликован. Во-вторых, закон должен быть вписан определенным образом в историческую систему правовых норм прежнего и будущего законодатель­ства. Основным принципом римского права было признание силы закона только на будущее время.

Вопрос 8. Закон как категория публичного права

Ограничение прав римского гражданства, не следующее из правового лишения его либо из умаления чести, могло последовать по обстоятельствам религиозным или по признаку пола.

Вопрос 7. Гражданство.

Субъектом госу­дарственной жизни и публичного права считался в римской юридичес­кой традиции носитель специального качества, образуемого сочетанием целой совокупности требований — римский гражданин (civis romanus). В том, что касалось требований и регуляции публичного права, римлянин представ­лял как специфический субъект — civis optimojure. Особенностью института римского гражданства было то, что оно с самого начала своего исторического формирования определя­лась совокупностью правовых требований и в известном смысле было создано правом, имея строго личностный характер.

К публичным правам римского гражданина относились: право обжалования решений должностных лиц в установленных народных собраниях— либо непосредственно, либо через трибунат; право собраний и ассоциаций,); право участия в собраниях государственного значения под руководством магистратов, пассивное право-обязанность исполнять функции должностно­го лица при соответствующем имущественном цензе.

К публичным по характеру обязанностям относилась военно-милицейская служба; обязанность подлежать цензу, уплата особого налога, владение и полезное использование землями покоренных народов.

Права римского гражданина могли приобретаться двояким в правовом отношении путем: 1) в силу установлений естественного права, санкционированного законами; 2) в силу непосредственных предписаний публичного права.

Римское гражданство утрачивалось (вне зависимости от физи­ческой судьбы индивида (1) вследствие уголовных наказаний особого рода и (2) политического преследования, выразившегося в особом законном осуждении лица.

В римском праве законом считалось специальное и конкретное в правовом отношении выражение суве­ренной воли римского народа, реализованное через сложившиеся го­сударственные установления.

Закон должен представлять оформленное выражение общей воли римского народа — «закон есть приказ и распоряжение народа». Закон должен представлять согласованную волю римского наро­да относительно общих по своему значению вопросов, относящихся к «публичным делам». Закон должен представлять индивидуализированное выражение всеобщей воли относительно общих вопросов — это требование состав­ляло существенную особенность представления о содержании и направ­ленности закона в римской юридической культуре.

Наличие в законе обязательных составных частей (введение — диспозиция — санкция; обусловило внутреннюю типологию законодательных актов. Главным классифицирующим элементом является заключительный — санкция. И в зависимости от содержания этого элемента, от характера санкции, сформировалось несколько видов законов.

Законы совершенные (leges perfectae) предполагали конкретное запрещение какого-либо деяния, какого-либо нарушения правовых пред­писаний. Законы не вполне совершенные (leges minus quam perfectae) пред­полагали запрещение какого-либо деяния или нарушения правовых пред­писаний, но не объявляли его изначально недействительным, а предус­матривали собственно санкцию-наказание за нарушение закона или права. Законы несовершенные (leges imperfectae) не отменяли действи­тельности совершенных в нарушение их предписаний действий, но и не налагали никаких за то наказаний или иных ограничений.

Дополнительный классификационный подвид составили зако­ны более чем вполне совершенные (leges plus quam perfectae), который собственно догматика классической эпохи не знала, но который пред­ставлен рядом законодательных актов. Согласно этим законам, не только совершенное в противоречие их требований деяние объявлялось юриди­чески недействительным, но еще и налагалось наказание за посягательство на установленный правовой порядок.

Пространство действия закона характеризовалось трояким ка­чеством: временное, территориальное и правовое. В отношении времен­ного пространства подразумевалось неограниченное время действия закона. Допустимость и желательность истолкования закона соответ­ственно его так называемому духу, а не букве прагма­тической цели римского закона: цель его в том, чтобы выразить благо, чтобы устранить субъективизм правоприменения.

 

Монархия была доминирующей характеристикой публично-правового порядка и на протяжении второй эпохи истории римского права — у тех народов и обществ, где проходила рецепция римского права. Неограниченная власть была зафиксирована в разных исторических и государственно-политических модификациях:

Rex (вождь, царь) как властитель времени формирования государ­ственности (754 — 509 гг. до н.э.); Princeps (первоприсутствующий, государь) как властитель пе­реходного от республиканского к чисто монархическому строю времени (27 г. до н.э. — 284 г. н.э.); Dominus (господин) как властитель собственно времени офор­мившейся монархии эпохи классического Рима (284 — 476 гг.); Imperator (повелитель, император) как властитель феодальной по преимуществу эпохи (с VI в.).

Государь (princeps) считался в публично-правовом отношении главой сообщества римского народа, из этого его положения — как «главы, основания и предела» (caput, principium et finis) сообщества — вытекали признанные или допускаемые права и полномочия монарха. Специально римское право не регулировало ни наследование монархической власти, ни другие коллизии, связанные с переменами личности властителей. Однако практически в правовой традиции сформиро­валось несколько связанных с этими вопросами институтов и правил.

Полномочия монарха. Монарх (государь) обладал законодательной властью, т.е. пра­вом издавать постановления (constitutia), имеющие силу законов и во всем том объеме и качестве регулируемых вопросов. С установлением единоличной власти (монархии) в римском пуб­лично-правовом порядке к государю переходили функции и полномочия главы государства. Монарх обладал высшей административной (правительственной) властью в государстве. Монарх обладал и широким кругом судебных полномочий. Исключительность публично-правового положения монарха оформилась и в дополнительных, исключительных правах-прерогативах монарха, которыми ни по отдельности, ни в совокупности не характеризовались полномочия республиканских и традиционных органов власти. Личность государя была изъята из-под действия законов и права.

 

Вопрос 10. Магистратуры (должностные лица)

Другим видом реали­зации государственной власти от имени и во благо римского народа была деятельность должностных лиц — магистратов (magistratus, деятель).

Функ­ции магистратуры считались как бы переданными им народом, были своего рода частицей отчужденного суверенитета рим­ского народа.

Магистраты могли различаться по уровню применения своих полномочий, по большему или меньшему содержанию своей власти, но все они не были специализированными (например, одним — военные дела, другим — администрация, третьим — суд и т.д.), а каждый обладал частицей совокупной государственной власти.

Все магистраты, или должностные лица, в римской публично правовой традиции были выборными и строго безвозмездными.

Магистратуры различались (а) по объему полномочий; (б) по социальному назначению; (в) по степени почетности; (г) способом обра­зования полномочий.

Избрание магистратов производилось органами, представлявши­ми весь римский народ — народными собраниями, причем разные по типу магистратуры избирались разными видами народных собраний.

В случае избрания предусматривалась дополнительная процедура вступления магистрата в должность, сопровождавшаяся его клят­вой на верность законам и римскому народу, религиозным обрядом.

Все магистратуры характеризовались (1) кратковременностью; (2) коллегиальными; (3) были ответственны перед римским народом: после истечения срока полномочий (и только после этого) магистрат мог быть привлечен к ответствен­ности за упущения или преступления по должности.

По объе­му возложенных на него полномочий магистрат мог пользоваться двоякого рода властью в отношении своих сограждан и других учреждений и лиц в границах государства или города: imperium или potestas.

Imperium, включало полномо­чия общеадминистративные, военного управления и право уголовной юс­тиции. Содержание potestas было значительно уже: оно на деле означало только возможность административно-полицейской и распорядительной власти в отношении граждан.

В качестве должностного лица римский магистрат располагал рядом принудительных полномочий в отношении римских граждан. Как представитель «величия римского народа» магистрат пользо­вался особым административным и правовым статусом.

Вопрос 11. Корпорации публичного права (юридические лица)

Главнейшим, иногда исключительно реальным субъектом любых правоотношений, согласно римскому праву, признавалось физическое лицо, индивид (persona). Это с абсолютностью характеризует сферу частного права (см. V.I), это равна характеризует и публично-правовой порядок.

Ни единого законченного понятия, сходного с позднейшим юри­дическим лицом, ни обобщающего термина соответствующего содержа­ния классическое римское право не знало.

Первой из существенных особенностей понимания юридического лица было то, что ее наличие характеризовало только область публичного права и в догматическом плане означало наличие всего лишь единой направленной воли в юридических действиях.

По своему статусу и предполагавшимся полномочиям разделялись три основных вида юридических объединений: государство, общины и близкие к ним общественные объединения, учреждения.

Государство (Populus Romanus) ранее всего было субъектом по­литической власти и связанных с нею публично-правовых отношений. Общины (муниципии) и близкие к ним разного рода обществен­ные объединения (коллегии жрецов, монашеские объединения, цехи тор­говцев и ремесленников, сообщества откупщиков или других предпри­нимателей) образовывались как корпорации (collegia) публичного права, но правоспособность их ограничивалась в основном сферой частного права.

Учреждения (храмы, благотворительные фонды, больницы) признавались субъектом специальных имущественных отношений только в случае их признания или организации посредством специального акта со ' стороны властей.

В древнейшую эпоху не предпо­лагалось никаких предварительных условий для организации объедине­ний граждан, но их цель не должна быть вредной «публичным делам» с точки зрения законов. С началом монархического строя объединения могли создаваться «только с разрешения закона, или сенататус-консульта, или постановления государя». Таким образом сформировался харак­терный для римского права в общем разрешительный порядок образова­ния корпораций. В том, что касалось ее внутренней организации, корпорация могла иметь свой особый устав — статут, но это не было обязательным. Необхо­димыми правовыми элементами были: наличие имущества корпорации, кассы (или казны) и доверенного лица, действующего от имени корпорации. Высшим органом считалось общее собрание всех членов объединения, на котором решения принимались простым большинством голосов.

Вторую существенную осо­бенность понимания римским правом категории условного юридическо­го лица составило признание полной имущественной обособленности юридического лица от прав своих учредителей.

Прекращались объединения-корпорации (1) выбытием ее членов (с отмеченными разногласиями эпохи рецепированного права), (2) запретом на ее деятельность, наложенным государством или судом, (3) истече­нием срока, либо выполнением поставленных целей, которые предусмат­ривались при образовании корпорации; (4) собственным решением со­членов, принятым или единогласно, или большинством голосов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.