КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 15. Методы сбора социологической информации
1. Опрос. 2. Наблюдение. 3. Эксперимент. 4. Анализ документов.
При сборе первичной социологической информации используют 4 основных метода: опрос, наблюдение, социологический эксперимент, анализ документов. Опрос – метод сбора социологической информации, который заключается в получении информации об отношении опрашиваемых (респондентов) к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни. Опросные методы реализуются в системе «вопрос-ответ» с последующей качественной и количественной обработкой полученных данных. Достоинства опросного метода: 1) организационные преимущества – опрос всегда легче организовать, чем другие методы социологического исследования; 2) содержательность и универсальность информации – при помощи этого метода можно получить любую информацию по самым разным проблемам, которая не всегда может быть отражена документально или фиксироваться с помощью наблюдения; 3) возможность максимально использовать технические средства для обработки полученных данных. Недостатки метода: На качество полученной методом опроса информации влияют 2 группы факторов: 1) факторы, связанные с личностью респондента – уровень образования, культуры, свойства памяти, отношение к исследуемой проблеме и т.д.; 2) факторы, связанные с деятельностью самого исследователя – уровень профессионализма, умение работать с респондентом и т.д. Виды опроса: 1) По способу общения социолога с респондентом: а) очный опрос – анкетер лично вручает анкету респонденту и лично получает заполненный опросный лист; б) заочный опрос – анкета по предварительному согласию высылается через почту (почтовый опрос) или предлагается через печатный орган (прессовый опрос). 2) По глубине знания проблемы: а) массовый опрос – мнение неспециалистов по той или иной теме, проблеме; б) экспертный опрос – опрос специалистов по проблеме. 3) По масштабам охвата носителей исследуемой проблемы: а) сплошной опрос – охватывает все население, составляющее исследуемую группу или общность (например, перепись населения города, страны); б) выборочный опрос - опрашивается небольшая часть изучаемой группы, общности. 4) По процедуре проведения: а) индивидуальный опрос; б) групповой опрос. 5) По частоте проведения: а) одноразовые; б) многоразовые. 6) Основными разновидностями опроса являются: анкетирование и социологическое интервью. Анкетный опрос – вид социологического опроса, суть которого заключается в том, что опрашиваемые отвечают в письменной форме на вопросы, предъявляемые им в виде опросных листов (анкет). Взаимодействие между исследователем и респондентом осуществляется посредством анкеты. Социологическое интервью – вид социологического опроса, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента. Виды интервью: 1) По степени формализации: а) стандартизированное, или формализованное – беседа по жестко фиксированному опроснику; б) нестандартизированное, или неформализованное – отсутствие жесткой детализации поведения социолога и респондента; в) полустандартизированное – сочетающее в себе элементы формализованного и неформализованного интервью. 2) По процедуре проведения: а) индивидуальное; б) групповое; в) однократное; г) многократное. Наблюдение – это метод сбора первичной социологической информации, основанный на визуальном и слуховом восприятии сведений, касающихся изучаемого объекта. Достоинства социологического наблюдения: 1) отсутствие опосредующих звеньев между исследователем и испытуемыми, т.е. безусловное наличие прямого контакта, это дает возможность получения не только объективной, но и оперативной информации; 2) помогает точнее и шире понять смысл действий, поведения, наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакций на происходящие события, такая информация недоступна для получения другими методами. Недостатки социологического наблюдения: 1) неразрывная связь наблюдателя с объектом наблюдения накладывает отпечаток на интерпретацию учеными наблюдаемых явлений; 2) восприятие социальных явлений наблюдателем и их интерпретация всегда эмоционально окрашены, что может быть причиной искажений данных наблюдения; 3) наблюдение локально, оно носит ограниченный характер, позволяет фиксировать факты лишь в заданный момент времени; 4) не все социальные факты поддаются наблюдению; 5) социолог-наблюдатель всегда испытывает трудности, связанные с фиксацией результатов наблюдения. Именно по этим причинам наблюдение используется в комплексе с другими социологическими методами. Виды наблюдения: 1) По степени формализации: а) стандартизированное наблюдение – исследователь заранее определяет, какие элементы изучаемой ситуации имеют наибольшее значение и сосредоточивает на них внимание; б) нестандартизированное наблюдение – исследователь заранее не определяет элементы, подлежащие изучению, а в ходе наблюдения определяет их и фиксирует. 2) По положению наблюдателя: а) невключенное наблюдение – социолог изучает объект исследования со стороны, не участвуя в деятельности группы и не вступая с ее членами в прямые контакты; б) включенное наблюдение – социолог непосредственно включен в наблюдаемый объект, входит в социальную среду и изнутри характеризует процессы и явления. Включенное наблюдение делится на: - открытое – участникам группы известны цели исследования; - скрытое – участникам группы неизвестно, что за их поведением и поступками наблюдают. 3) По условиям организации наблюдения: а) лабораторное – осуществляемое в искусственно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых исследователем условиях; б) полевое – проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации. 4) По регулярности проведения: а) систематическое; б) эпизодическое; в) случайное. Для фиксации результатов наблюдения используется дневник, в который вносятся описание наблюдаемого явления, реакция членов наблюдаемой группы, примечания наблюдателя. Социологический эксперимент – метод сбора и анализа эмпирических данных, с помощью которого путем планомерного управления условиями научно проверяются гипотезы о причинных связях явлений. Из множества методов эксперимент является наиболее активным и наиболее действенным в плане возможностей проникновения исследователя в интересующую область реальной действительности. Виды эксперимента: 1) По характеру исследовательских процедур: а) реальный – когда проверка гипотез осуществляется путем планомерного управления условиями социальной действительности; б) мысленный – проверке гипотез подвергаются не реальные явления, а информация о них. 2) По специфике поставленной задачи: а) научный – проверяется гипотеза, содержащая новые сведения научного характера, еще не нашедшие своего достаточного подтверждения или вовсе еще не доказанные; б) прикладной – нацелен на получение практического эффекта. 3) По характеру экспериментальной ситуации: а) полевой – исследование в естественной среде, т.е. исследуемые объекты сохраняют свои обычные связи; б) лабораторный – исследование в искусственной среде, т.е. объект наблюдения из своей естественной среды перемещается в обстановку, которая позволяет добиться высокой степени точности в наблюдении за его поведением. В эксперименте обычно выделяются 2 вида групп – контрольная и экспериментальная группы. Экспериментальная группа – это группа, на которую оказывают воздействие экспериментальным фактором. Контрольная группа – группа, идентичная экспериментальной по заданным параметрам, но не испытывающая воздействия экспериментального фактора. Экспериментальный фактор – условие или система условий, которые вводятся социологом. Экспериментальный фактор будет управляемым, если его направление и интенсивность действия находятся в соответствии с программными установками. Экспериментальная ситуация – ситуация, которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента. По логической структуре доказательства гипотез различают: 1) параллельный эксперимент – исследование, в котором существует как экспериментальная, так и контрольная группа, и в котором доказательство гипотезы опирается на сравнение состояния двух объектов наблюдения – экспериментального и контрольного – в одно и то же время; 2) последовательный эксперимент – исследование, в котором одна и та же группа выступает как контрольная до введения экспериментального фактора и как экспериментальная – после того, как экспериментальный фактор оказал свое действие. Этапы проведения эксперимента: 1. Формулирование проблемы исследования, определение предмета и объекта, экспериментальных задач и гипотезы исследования. 2. Разработка программы проведения эксперимента. 3. Реализация программы эксперимента: непосредственное осуществление экспериментальной ситуации. 4. Анализ и оценка полученных в ходе эксперимента результатов. В результате данного анализа определяется, достигнута ли поставленная цель, подтвердилась ли исследовательская гипотеза. Анализ документов – метод получения эмпирической информации, заключающийся в оценке различных документов. Документ – специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. Виды документов: 1) по типу фиксации информации: а) письменные (вербальные – книги, письма, пресса; статистические – данные переписи населения, данные соц.опросов); б) фонетические (рассчитанные на слуховое восприятие – лазерные диски, магнитофонные записи, радиопередачи и т.д.); в) иконографические (воспринимаемые визуально: видеозаписи, фотографии и т.д.). 2) По статусу источника: а) неофициальные (личные письма, семейные альбомы, т.е. то, что создается частными лицами по своей инициативе); б) официальные (документы различных организаций: отчеты, справки, ведомости и т.д.). 3) По степени опосредованности: а) первичные – созданные на основе непосредственного опыта автора; б) вторичные – созданные на базе обобщения первичных документов. 4) По критерию авторства: а) индивидуальные – созданные одним автором; б) коллективные – созданные несколькими авторами, группой. В практике исследования используются два основных метода анализа документов: неформализованный (качественный) и формализованный (количественный) методы. Неформализованный (традиционный) метод - это метод качественного анализа, под которым понимаются умственные операции по интерпретации, пониманию информации, содержащейся в документах. Такой метод позволяет определить глубинное содержание документа. Основной недостаток неформализованного метода анализа – возможность субъективной интерпретации материала. Формализованный метод (контент-анализ) – это перевод качественной информации в количественные показатели с последующей ее статистической обработкой. Процедура контент-анализа включает: 1. Выделение в текстовой информации категории анализа – смысловой единицы анализа, в качестве которой могут выступать: понятия, выраженные в словах и отдельных терминах; тема, выраженная в смысловых абзацах, частях текста, статьях; имена исторических личностей, политиков, организаторов производства, наименования учреждений и т.д.; общественные события, факты, случаи и т.д. Единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования. Единица счета – это количественная характеристика единицы анализа, фиксирующая регулярность, с которой встречается в тексте та или иная смысловая единица (число строк, абзацев, знаков, колонок, метраж пленки, длительность звучания и т,д.) 2. Подсчет количества употребления категории анализа. Сбор информации и занесение ее в таблицы. Преимущества метода контент-анализа: 1) обеспечивает высокую степень надежности получаемой информации; 2) позволяет исключить влияние исследователя на изучаемый объект; 3) позволяет исследовать проблемы прошлых лет. Основной недостаток – громоздкость процедур и техники проведения исследования.
Литература
1. Аитов Н.А., Биекенов К.У. Социология. – Алматы,2002.
3. Гидденс Э. Социология. М., 1999. 4. Касьянов В. Социология. Ростов – на – Дону. 2003. 5. Козырев Г.И. Социология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект: Трикста, 2005.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 11400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |