Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 15. Методы сбора социологической информации

1. Опрос.

2. Наблюдение.

3. Эксперимент.

4. Анализ документов.

 

При сборе первичной социологической информации используют 4 основных метода: опрос, наблюдение, социологический эксперимент, анализ документов.

Опрос – метод сбора социологической информации, который заключается в получении информации об отношении опрашиваемых (респондентов) к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни. Опросные методы реализуются в системе «вопрос-ответ» с последующей качественной и количественной обработкой полученных данных.

Достоинства опросного метода:

1) организационные преимущества – опрос всегда легче организовать, чем другие методы социологического исследования;

2) содержательность и универсальность информации – при помощи этого метода можно получить любую информацию по самым разным проблемам, которая не всегда может быть отражена документально или фиксироваться с помощью наблюдения;

3) возможность максимально использовать технические средства для обработки полученных данных.

Недостатки метода:

На качество полученной методом опроса информации влияют 2 группы факторов:

1) факторы, связанные с личностью респондента – уровень образования, культуры, свойства памяти, отношение к исследуемой проблеме и т.д.;

2) факторы, связанные с деятельностью самого исследователя – уровень профессионализма, умение работать с респондентом и т.д.

Виды опроса:

1) По способу общения социолога с респондентом:

а) очный опрос – анкетер лично вручает анкету респонденту и лично получает заполненный опросный лист;

б) заочный опрос – анкета по предварительному согласию высылается через почту (почтовый опрос) или предлагается через печатный орган (прессовый опрос).

2) По глубине знания проблемы:

а) массовый опрос – мнение неспециалистов по той или иной теме, проблеме;

б) экспертный опрос – опрос специалистов по проблеме.

3) По масштабам охвата носителей исследуемой проблемы:

а) сплошной опрос – охватывает все население, составляющее исследуемую группу или общность (например, перепись населения города, страны);

б) выборочный опрос - опрашивается небольшая часть изучаемой группы, общности.

4) По процедуре проведения:

а) индивидуальный опрос;

б) групповой опрос.

5) По частоте проведения:

а) одноразовые;

б) многоразовые.

6) Основными разновидностями опроса являются: анкетирование и социологическое интервью.

Анкетный опрос – вид социологического опроса, суть которого заключается в том, что опрашиваемые отвечают в письменной форме на вопросы, предъявляемые им в виде опросных листов (анкет). Взаимодействие между исследователем и респондентом осуществляется посредством анкеты.

Социологическое интервью – вид социологического опроса, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента.

Виды интервью:

1) По степени формализации:

а) стандартизированное, или формализованное – беседа по жестко фиксированному опроснику;

б) нестандартизированное, или неформализованное – отсутствие жесткой детализации поведения социолога и респондента;

в) полустандартизированное – сочетающее в себе элементы формализованного и неформализованного интервью.

2) По процедуре проведения:

а) индивидуальное;

б) групповое;

в) однократное;

г) многократное.

Наблюдение – это метод сбора первичной социологической информации, основанный на визуальном и слуховом восприятии сведений, касающихся изучаемого объекта.

Достоинства социологического наблюдения:

1) отсутствие опосредующих звеньев между исследователем и испытуемыми, т.е. безусловное наличие прямого контакта, это дает возможность получения не только объективной, но и оперативной информации;

2) помогает точнее и шире понять смысл действий, поведения, наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакций на происходящие события, такая информация недоступна для получения другими методами.

Недостатки социологического наблюдения:

1) неразрывная связь наблюдателя с объектом наблюдения накладывает отпечаток на интерпретацию учеными наблюдаемых явлений;

2) восприятие социальных явлений наблюдателем и их интерпретация всегда эмоционально окрашены, что может быть причиной искажений данных наблюдения;

3) наблюдение локально, оно носит ограниченный характер, позволяет фиксировать факты лишь в заданный момент времени;

4) не все социальные факты поддаются наблюдению;

5) социолог-наблюдатель всегда испытывает трудности, связанные с фиксацией результатов наблюдения.

Именно по этим причинам наблюдение используется в комплексе с другими социологическими методами.

Виды наблюдения:

1) По степени формализации:

а) стандартизированное наблюдение – исследователь заранее определяет, какие элементы изучаемой ситуации имеют наибольшее значение и сосредоточивает на них внимание;

б) нестандартизированное наблюдение – исследователь заранее не определяет элементы, подлежащие изучению, а в ходе наблюдения определяет их и фиксирует.

2) По положению наблюдателя:

а) невключенное наблюдение – социолог изучает объект исследования со стороны, не участвуя в деятельности группы и не вступая с ее членами в прямые контакты;

б) включенное наблюдение – социолог непосредственно включен в наблюдаемый объект, входит в социальную среду и изнутри характеризует процессы и явления.

Включенное наблюдение делится на:

- открытое – участникам группы известны цели исследования;

- скрытое – участникам группы неизвестно, что за их поведением и поступками наблюдают.

3) По условиям организации наблюдения:

а) лабораторное – осуществляемое в искусственно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых исследователем условиях;

б) полевое – проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации.

4) По регулярности проведения:

а) систематическое;

б) эпизодическое;

в) случайное.

Для фиксации результатов наблюдения используется дневник, в который вносятся описание наблюдаемого явления, реакция членов наблюдаемой группы, примечания наблюдателя.

Социологический эксперимент – метод сбора и анализа эмпирических данных, с помощью которого путем планомерного управления условиями научно проверяются гипотезы о причинных связях явлений.

Из множества методов эксперимент является наиболее активным и наиболее действенным в плане возможностей проникновения исследователя в интересующую область реальной действительности.

Виды эксперимента:

1) По характеру исследовательских процедур:

а) реальный – когда проверка гипотез осуществляется путем планомерного управления условиями социальной действительности;

б) мысленный – проверке гипотез подвергаются не реальные явления, а информация о них.

2) По специфике поставленной задачи:

а) научный – проверяется гипотеза, содержащая новые сведения научного характера, еще не нашедшие своего достаточного подтверждения или вовсе еще не доказанные;

б) прикладной – нацелен на получение практического эффекта.

3) По характеру экспериментальной ситуации:

а) полевой – исследование в естественной среде, т.е. исследуемые объекты сохраняют свои обычные связи;

б) лабораторный – исследование в искусственной среде, т.е. объект наблюдения из своей естественной среды перемещается в обстановку, которая позволяет добиться высокой степени точности в наблюдении за его поведением.

В эксперименте обычно выделяются 2 вида групп – контрольная и экспериментальная группы.

Экспериментальная группа – это группа, на которую оказывают воздействие экспериментальным фактором.

Контрольная группа – группа, идентичная экспериментальной по заданным параметрам, но не испытывающая воздействия экспериментального фактора.

Экспериментальный фактор – условие или система условий, которые вводятся социологом. Экспериментальный фактор будет управляемым, если его направление и интенсивность действия находятся в соответствии с программными установками.

Экспериментальная ситуация – ситуация, которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента.

По логической структуре доказательства гипотез различают:

1) параллельный эксперимент – исследование, в котором существует как экспериментальная, так и контрольная группа, и в котором доказательство гипотезы опирается на сравнение состояния двух объектов наблюдения – экспериментального и контрольного – в одно и то же время;

2) последовательный эксперимент – исследование, в котором одна и та же группа выступает как контрольная до введения экспериментального фактора и как экспериментальная – после того, как экспериментальный фактор оказал свое действие.

Этапы проведения эксперимента:

1. Формулирование проблемы исследования, определение предмета и объекта, экспериментальных задач и гипотезы исследования.

2. Разработка программы проведения эксперимента.

3. Реализация программы эксперимента: непосредственное осуществление экспериментальной ситуации.

4. Анализ и оценка полученных в ходе эксперимента результатов. В результате данного анализа определяется, достигнута ли поставленная цель, подтвердилась ли исследовательская гипотеза.

Анализ документов – метод получения эмпирической информации, заключающийся в оценке различных документов.

Документ – специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации.

Виды документов:

1) по типу фиксации информации:

а) письменные (вербальные – книги, письма, пресса; статистические – данные переписи населения, данные соц.опросов);

б) фонетические (рассчитанные на слуховое восприятие – лазерные диски, магнитофонные записи, радиопередачи и т.д.);

в) иконографические (воспринимаемые визуально: видеозаписи, фотографии и т.д.).

2) По статусу источника:

а) неофициальные (личные письма, семейные альбомы, т.е. то, что создается частными лицами по своей инициативе);

б) официальные (документы различных организаций: отчеты, справки, ведомости и т.д.).

3) По степени опосредованности:

а) первичные – созданные на основе непосредственного опыта автора;

б) вторичные – созданные на базе обобщения первичных документов.

4) По критерию авторства:

а) индивидуальные – созданные одним автором;

б) коллективные – созданные несколькими авторами, группой.

В практике исследования используются два основных метода анализа документов: неформализованный (качественный) и формализованный (количественный) методы.

Неформализованный (традиционный) метод - это метод качественного анализа, под которым понимаются умственные операции по интерпретации, пониманию информации, содержащейся в документах. Такой метод позволяет определить глубинное содержание документа. Основной недостаток неформализованного метода анализа – возможность субъективной интерпретации материала.

Формализованный метод (контент-анализ) – это перевод качественной информации в количественные показатели с последующей ее статистической обработкой.

Процедура контент-анализа включает:

1. Выделение в текстовой информации категории анализа – смысловой единицы анализа, в качестве которой могут выступать: понятия, выраженные в словах и отдельных терминах; тема, выраженная в смысловых абзацах, частях текста, статьях; имена исторических личностей, политиков, организаторов производства, наименования учреждений и т.д.; общественные события, факты, случаи и т.д.

Единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования.

Единица счета – это количественная характеристика единицы анализа, фиксирующая регулярность, с которой встречается в тексте та или иная смысловая единица (число строк, абзацев, знаков, колонок, метраж пленки, длительность звучания и т,д.)

2. Подсчет количества употребления категории анализа. Сбор информации и занесение ее в таблицы.

Преимущества метода контент-анализа:

1) обеспечивает высокую степень надежности получаемой информации; 2) позволяет исключить влияние исследователя на изучаемый объект; 3) позволяет исследовать проблемы прошлых лет.

Основной недостаток – громоздкость процедур и техники проведения исследования.

 

Литература

 

1. Аитов Н.А., Биекенов К.У. Социология. – Алматы,2002.

  1. Борокноев А и др. О предмете социологии как общей науке об обществе. // Социс, 1991, № 5.

3. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

4. Касьянов В. Социология. Ростов – на – Дону. 2003.

5. Козырев Г.И. Социология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект: Трикста, 2005.

  1. w.w.w. soc. pu. ru

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 14. Методология и методика социологического исследования | Анализ хозяйственной деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 11400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.