КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансирование инвестиционной деятельности и капитальных вложений в основные фонды предприятий
Инвестиции представляют собой финансовые ресурсы в форме долгосрочных вложений капитала. Согласно действующему законодательству инвестиционная деятельность предприятий может финансироваться за счет: — собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора, амортизационных отчислений, прибыли, средств, выплачивае1П11Х в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, доходов от продажи ликвидируемых основных фондов, мобилизуемой внутренних ресурсов; — накоплений и сбережений граждан и юридических лиц; — заемных финансовых средств инвестора (кредитов, облигационных займов), — привлеченных финансовых средств инвестора (средств от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудового коллектива, граждан, юридических лиц), — денежных средств, выделяемых централизованно объединениями, союзадщ предприятий; — инвестиционных ассигнований из государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов, — иностранных инвестиций, — лизинга Инвестиции могут быть 1) прямыми инвестициями в виде вложении в уставной капитал предприятии, 2) рисковыми инвестициями в акционерный, ссудный, прсдпринимательскии капитал, который связан с финансированием инновационных проектов, фирм в области новых технологий, реконструкции и технического перевооружения предприятии и т п., 3) портфельными инвестициями, связанными с формированием различных ценных бумаг. Для нормально работающих предприятии должен быть высокий удельный вес собственных источников. В странах с развитой экономикой он составляет 60% от общего объема финансирования, что говорит о быстром кругообороте средств, вложенных в основной и оборотный капитал. Собственные финансовые ресурсы предприятия ограничены уставным капиталом, прибылью за вычетом налогов и эмиссий акций. В российской практике в 1993 г. рентабельность продукции составила 25%, производственных фондов — 50%. Однако прибыль изымается налогами и инфляцией. В настоящее время формирование собственных источников ограничено из-за деиствующей налоговой системы Поэтому следует рассмотреть использование так называемого «налогового кредита», через использование налоговых льгот на прибыль, предоставляемых некотором категориям плательщиков. Льготы устанавливаются на сумму прибыли, направляемой на финансирование капитальных вложении производственного и непроизводственного назначения, на проведение природоохранных мероприятий. Льготы предоставляются при условии потного использования предприятием суш1 исчисленного износа на последнюю отчетную дату Предприятия со среднесписочной численностью до 100 чел. имеют право на отсрочку налоговых платежей. Сумма налогового кредита и налоговых льгот нс должна превышать сумму налога на прибыль более чем на 50%. Приватизированное предприятие имеет право на получение налогового кредита на сумму целевого кредита, предоставленного для выкупа имущества предприятия, Освобождаются от уплаты налога на операции с ценными бумагами. — юридические и физические лица, приобретающие акции, впервые эмиссируемые акционерным обществом с момента его государственной регистрации, — эмитенты, осуществляющие первичную эмиссию ценных бумаг В нашей стране происходят процессы, позволяющие использовать свободные денежные средства для инвестиции в основные фонды предприятий, формировать рынки ценных бумаг и денег. Любое предприятие, сберегающее деньги, может стать инвестором Другие предприятия, нуждающиеся в инвестициях, могут стать эмитентами или заемщиками. Эти отношения возникают как на первичном, так и на вторичном фондовых рынках. Первичный рынок формируется за счет эмиссии ценных бумаг предприятий. Причем продажа ценных бумаг может быть прямой или косвенной. Прямое инвестирование — это продажа ценных бумаг населению или инвесторам. Косвенное инвестирование — это продажа ценных бумаг через посредника на фондовом рынке. Вторичный рынок — это повторная купля-продажа через биржу или через внебиржевой оборот. Перед тем как выпустить акции на первичный рынок для их размещения среди инвесторов, предприятие — будущий эмитент — должно получить соответствующий статус: превратиться в акционерное общество через приватизацию или акционирование. При проведении такого рода преобразований выпуск и размещение соответствующих ценных бумаг регламентируются пакетом документов, определяющую роль в котором играют «Положение о кошюрциализацин государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа» № 721 от 1.07.1992 г., «Федеральный закон об акционерных обществах» от 24.11.1995г. Остановимся на основных видах финансовых источников инвестиционной деятельности предприятий в условиях рынка. Акции — ценные бумаги, дающие право акционеру участвовать в работе акционерного общества, в распределении прибыли и остатков имущества при его ликвидации. По своему экономическому содержанию акция наиболее тесно связана с производством и служит инструментом аккумулирования и инвестирования свободных финансовых ресурсов. Акционер не имеет права требовать возврата вложенных денежных средств, вернуть он их может в результате продажи акций другому лицу. В отличие от акции облигация — кредитная ценная бумага, удостоверяющая внесение денежных средств ее владельцем и подтверждающая обязательство возвратить ее номинальную стоимость в предусмотренный срок с уплатой фиксированного процента. Основное различие между акциями и облигациями состоит в правах их владельцев как собственников предприятия (акции) и как кредиторов (облигации). Владение облигацией не дает права собственности, но предусматривает преимущественное право по сравнению с акционерами на распределяемую прибыль и на активы общества при его ликвидации. Облигации бывают под заклад и без заклада недвижимости, долгосрочные и краткосрочные. Выпуск облигаций для предприятия-эмитента имеет преимущество в том, что продажа облигаций не связана с получением контроля над предприятием, так как владельцы облигаций не имеют права голоса, это более дешевый способ финансирования, чем выпуск акции. При выпуске ценных бумаг можно в какой-то мере стабилизировать финансовое положение предприятия Потребность в дополнительном финансировании рассчитывается исходя из потребности в капитальных вложениях в производство и возможности покрыть эту потребность собственными источниками, возможности роста объема производства и прибыли. Финансовое прогнозирование делается на основе исследования денежных потоков предприятия на длительный период времени. В качестве критериев выбора внешних источников могут быть использованы следующие: — сравнение размеров издержек на выпуск акций, облигаций, на получение финансов из альтернативных источников; — срок выплаты долгов, дивидендов и т.д.; — вероятные ограничения в поступлении средств, в распространении акций и облигаций, — риск перехода контроля за деятельностью предприятия к другому собственнику; — величина рыночной стоимости акции. Процесс выпуска акций и облигаций — это сложные финансовые расчеты, где нужно определить количество ценных бумаг, их номинальную стоимость, издержки выпуска, ожидаемую рыночную цену в процессе обращения, возможные дивиденды. Однако потребности предприятия в финансовых ресурсах могут быть больщими. Удовлетворить их могут другие долговые финансовые источники. Новым источником финансирования может стать опцион. Это договорное обязательство купить или продать определенный вид товаров или финансовых прав по фиксированной в момент заключения сделки цене в пределах согласованного периода времени в будущем. В обмен на получение такого права покупатель опциона уплачивает продавцу сумму-премию. Опцион позволяет предприятию привлечь дополнительные финансовые ресурсы, обеспечить самострахование от рисков рыночного колебания цен. Если предприятие опасается, что в будущем курсовая стоимость его ценных бумаг не поднимется, то, продавая опцион на покупку своих ценных бумаг, оно может компенсировать часть потери доходов. Часто предприятие не имеет достаточных финансовых средств для покупки оборудования; получить кредит на длительный срок сложно и дорого. Выходом из этой ситуации может быть лизинг как форма инвестирования. Мировой опыт показывает, что лизинг способствует обновлению технологического оборудования, стимулирует производство новой техники. Лизинг представляет собой долгосрочную аренду машин, оборудования, транспортных средств с выполнением определенных обязательств. Имущество при лизинге не отражается на балансе предприятия-пользователя, так как право собственности сохраняется за арендодателем, т.е. лизинг не увеличивает активы предприятия. К тому же арендная плата полностью относится на издержки производства, что снижает налогооблагаемую прибыль. Предприятие может начать эксплуатировать основные фонды, не отвлекая средства из оборота. Все лизинговые операции делятся на два вида: оперативный лизинг с неполной окупаемостью; финансовый лизинг с полной окупаемостью. Оперативный лизинг заключается на срок меньше амортизационного периода. Это может быть рейтинг — краткосрочная аренда до года; хаиринг — аренда от года до трех лет. Финансовый лизинг предусматривает выплату в течение действия контракта полной стоимости амортизации оборудования и финансовой прибыли. Лизинг бывает двух основных форм — прямой и возвратный. Прямой лизинг применяется, когда предприятие нуждается в переоснащении. Лизинговая форма обеспечивает полное его финансирование и поставку оборудования предприятию. Возвратный лизинг — это по существу получение дополнительных финансовых ресурсов под залог собственных основных средств заказчика. Сущность его состоит в том, что лизинговая фирма приобретает у предприятия оборудование и сразу же сдает ему в аренду. Таким образом предприятие при возвратном лизинге получает финансовые средства, гарантией возврата которых является его же оборудование, заложенное лизинговой фирме. Лизинговые отношения по экономической сущности являются кредитными сделками, но более сложными по взаимоотношениям собственности. При лизинговых взаимоотношениях после окончания срока аренды и выплаты всей арендуемой платы оборудование остается собственностью лизинговой компании. Лекция 24,25 ФОРМИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ИХ С ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 1. Понятие, функции и показатели себестоимости продукции на предприятии В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия осуществляют различные денежные затраты, а именно: затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг); затраты на расширение и обновление производства, расходы на социально-культурные мероприятия; операционные расходы; расходы на участие в финансовом рынке. Обособление издержек производства в виде затрат, включаемых в себестоимость продукции, проявляется через воспроизводство продукции. Осуществляется оно через стадии — авансирования средств; — организации производственного процесса, — реализации готовой продукции. Конечный финансовый результат предприятия слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям, результата от финансовой и инвестиционной деятельности. Часть расходов, включаемых в себестоимость реализации продукции, после ее реализации вновь превращается в форму производительного капитала и, следовательно, в затраты нового производственного цикла. Таким образом, первой функцией затрат является возмещение израсходованных в процессе производства средств производства и предметов труда. Себестоимость характеризует две части стоимости продукции, т.е. затраты живого и овеществленного труда. Отсюда, вторая функция затрат на производство, которая состоит в стоимостной оценке затрат овеществленного и живого труда. В практике работы предприятия эти затраты принимают форму себестоимости производимой продукции. Поэтому себестоимость продукции — это стоимостная оценка используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство. Себестоимость продукции формируется в виде нормативных, плановых и фактических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Стоимостная оценка затрат характеризует их величину и целесообразность. Для целей налогообложения затраты предприятия корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. От правильного расчета себестоимости продукции зависят конечные финансовые результаты работы предприятия, так как через себестоимость определяется прибыльность и рентабельность продукции, рентабельность производственных фондов, новой техники, технологии и организации производства, использования живого и овеществленного труда. Предприятие через показатели себестоимости определяет финансовые результаты своей деятельности, эффективность принимаемых решений. Отсюда следует, что себестоимость продукции выполняет функцию формирования стоимостных финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Себестоимость продукции — это результат конкретного труда и стоимостная характеристика деятельности конкретного производства. Но на товарном рынке она одновременно становится и частью стоимости продукции. А стоимость — это общественная категория, которая зависит не только от внутренних, но и от внешних факторов, от состояния конкуренции и рынков сбыта продукции. Поэтому третья функция себестоимости продукции — это ее участие в формировании стоимости и цены на реализуемую продукцию. Количественно себестоимость продукции отличается от цены величиной прибыли, качественно — тем, что себестоимость представляет собой результат стоимостной оценки используемых в процессе производства ресурсов на конкретном предприятии, а цена — результат стоимостной оценки продукции в обществе в целом, в отрасли, в регионе. Формирование себестоимости продукции на конкретном предприятии основывается на следующих принципах: 1) себестоимость продукции является формой финансирования возобновления производственной деятельности предприятия в определенном масштабе и во времени, если продукция находит сбыт; 2) себестоимость продукции ограничена процессом производства и обращения конкретного предприятия; 3) себестоимость характеризует затраты конкретного объема производства продукции за конкретный период времени и возмещает затраты на средства производства и оплату труда в этих же масштабах; 4) себестоимость продукции включает затраты на законченную производством продукцию, к ней не относятся потери и убытки по аннулированным заказам; 5) в себестоимость включаются потери и непроизводительные расходы, неизбежные в данных условиях производства (потери от брака); 6) себестоимость должна формироваться путем рационального использования материальных, трудовых ресурсов и основных фондов, поэтому в процессе планирования и учета осуществляется контроль за целесообразностью и эффективностью затрат. В структуре затрат наибольший удельный вес имеют затраты, обусловленные технологией и организацией производства на предприятии. Соотношение статей затрат в себестоимости продукции в различных отраслях разное и зависит от многих внутренних и внешних факторов. Структура затрат зависит в основном от — ассортимента и объема производимой продукции, — типа и вида организации производства; — технического и технологического уровней производства продукции; — географического размещения предприятия и его кооперативных связей; — экономических и социальных факторов. Но в целом наибольший удельный вес в себестоимости промышленной продукции составляют материальные затраты, и их доля продолжает расти. Доля прямых расходов в массовом производстве выше, чем в единичном и серийном. Это объясняется более высокой производительностью труда, относительным уменьшением управленческих расходов. Применение высокопроизводительного оборудования ведет к увеличению выпуска продукции, к уменьшению доли амортизационных отчислений в себестоимости продукции. Состав, структура и объем затрат планируются и учитываются через совокупность показателей себестоимости продукции, которые можно сгруппировать следующим образом. По месту возникновения затрат различают себестоимость: — технологическую; — производственную; — коммерческую (внепроизводственную). По объектам планирования и учета выделяют себестоимость: — единицы продукции; — группы одноименной продукции; — всей произведенной продукции; — продукции участка, цеха, производственного подразделения; — готовой продукции; — реализуемой продукции. По времени расчета затрат различают себестоимость. — нормативную, — плановую; — фактическую. Обобщающим показателем в управлении издержками производства и реализации продукции и в оценке финансовых результатов является показатель затрат на 1 руб. готовой или реализованной продукции. На базе этого показателя осуществляется прогнозирование и укрупненное планирование затрат на производство и реализацию продукции. В зарубежной литературе выделяют такие понятия, как бухгалтерские и экономические издержки, основанные на ведении предпринимательской деятельности, на частной собственности на средства производства. Бухгалтерские издержки не включают стоимость услуг, которые выполняются владельцами, и факторов производства, являющихся собственностью владельцев предприятия (они считаются неявными издержками). Бухгалтерские издержки включают только явные затраты, т.е. платежи за приобретаемые ресурсы и оплату наемного труда. Неявные издержки включают альтернативную стоимость использования собственных, непокупных ресурсов, таких, например, как земля, использование в производственной деятельности членов семьи без оплаты их труда. Альтернативные издержки могут выступать также в виде разницы между прибылью, которую можно получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования ресурсов, и реально полученной прибылью. Альтернативная стоимость деловых операций и вложения средств в предприятие определяется максимально возможной прибылью, которая могла быть получена с этих денег, если бы они были вложены во что-то другое. Поэтому экономические издержки — это бухгалтерские издержки плюс неявные издержки, недополученный доход и недополученные проценты с вложенных в предприятие ресурсов, которые могли быть, если бы ресурсы были вложены в другое дело.
2. Группировки затрат на производство и реализацию продукции, их использование при планировании финансовых результатов на предприятии В последние годы наблюдается тенденция увеличения затрат, относимых на себестоимость продукции. Сейчас на нее относят некоторые налоги, сборы, отчисления во внебюджетные фонды, расходы на рекламу, представительские расходы miry за подготовку и переподготовку кадров Поэтому при формировании издержек нужна расширенная классификация и группировка затрат. Существуют следующие группировки затрат. В зависимости от экономического содержания издержек их группируют по составу, по экономическим элементам, показывающим, какие затраты несет предприятие. Эта группировка регламентируется положением о составе затрат, в котором дается перечень элементов затрат и расшифровка содержания каждого из них. Данная группировка стандартизирована, наиболее четкая, используется в финансовой отчетности, проверяется налоговыми инспекциями. Каждый элемент затрат характеризуется однородностью экономического содержания. Выделяют материальные затраты (за вычетом возвратных отходов), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию основных фондов, прочие затраты. Отдельные элементы не могут разделяться на составные части, так как используются для определения объема материальных, трудовых и финансовых ресурсов на производственную программу предприятия. Деление затрат по экономическим элементам позволяет разделить затраты живого и овеществленного труда, поэтому эта группировка имеет макроэкономическое значение для оценки финансовых результатов работы предприятия, для налоговых инспекций, инспекторов внебюджетных фондов. Но группировка по элементам не может удовлетворить потребности предприятия в информации о затратах по целевому назначению, месту возникновения, по калькулированию себестоимости конкретных изделий. Поэтому делается группировка по экономическому составу затрат, тесно связанная с процессом производства, с калькуляцией себестоимости и реализацией продукции и управлением издержками внутри предприятия. Перечень калькуляционных статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции регламентируются методическими положениями предприятия по планированию и калькулированию себестоимости отдельных видов продукции. Отдельные калькуляционные статьи затрат называются одинаково со статьями экономических элементов затрат, однако по содержанию они принципиально отличаются: затраты в экономических элементах отражают расход соответствующих ресурсов на всю производственно-хозяйственную деятельность независимо от назначения и вида продукции; в калькуляционных статьях показывается расход ресурсов на производство конкретной продукции. Например, в элементах затрат выделен весь фонд заработной платы на работающих, а в статьях калькуляции — фонд заработной платы основных производственных рабочих. В экономических элементах показаны все материальные ресурсы по цене приобретения, а в статьях калькуляции выделены основные и вспомогательные материалы в технологическом процессе по полным затратам, включая затраты на приобретение, транспортировку и хранение. Группировка по калькуляционным статьям затрат позволяет устанавливать целевое назначение отдельных видов расходов, исчислять затраты в разрезе цехов и других структурных подразделений, определять их зависимость от деятельности каждого подразделения. Калькуляционные статьи более объективно и конкретно, чем затраты по элементам, отражают связь затрат с объемом производства, с факторами снижения себестоимости. Эта группировка затрат лежит в основе калькулирования себестоимости отдельных видов продукции и интересует экономистов при формировании цен и рентабельности продукции. Следующая классификационная группировка делит затраты по их роли в процессе производства на прямые и непрямые (комплексные). К прямым относятся затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом, обусловленные им и неизбежные в данных условиях производства (сырье и материалы на технологические нужды, заработная плата). К непрямым относятся расходы по обслуживанию и управлению производством. Эти расходы, как правило, бывают комплексными, т.е. состоящими из ряда экономически неоднородных затрат. К производственным комплексным относятся общепроизводственные расходы, в отдельную группу выделяют общехозяйственные расходы. В зависимости от способов включения в себестоимость отдельных видов продукции затраты подразделяются на основные и косвенные (накладные). Под основными понимаются расходы, связанные с производством конкретного изделия и непосредственно включаемые в его себестоимость по первичным документам. Накладные являются общими для протводства нескольких видов продукции и поэтому включаются в себестоимость косвенно, с помощью специальных методов распределения, установленных предприятием. Принадлежность отдельных видов расходов к основньм и косвенным обусловлена особенностями технологического процесса и организации производства. Основные расходы чаще являются прямыми, а косвенные — комплексными. Тем не менее их нельзя отождествлять, так как в их основе лежат разные признаки группировок. Важной группировкой в настоящее время является деление затрат (в зависимости от объемов производства) на постоянные, переменные, смешанные. Смешанные, в свою очередь, можно делить на постоянные и переменные. К постоянным относятся расходы, абсолютная величина которых при изменении объема выпуска продукции существенно не изменяется (расходы на содержание помещения, заработная плата цехового и управленческого персонала, административно-хозяйственные расходы, амортизационные отчисления). Постоянные расходы обусловлены технико-экономическими возможностями или производственно-экономическим потенциалом предприятия. Их величина определяется при создании нового предприятия, при значительном изменении состава и объема производимой продукции. Переменными называются расходы, размер которых меняется при изменении объема производства продукции (затраты на основные материалы, заработную плату производственных рабочих). Они связаны с технико-экономическими возможностями и производственной мощностью предприятия. Это деление затрат в некоторой степени условно, поэтому иногда их называют условно-постоянными или условно-переменными. Условно-постоянные расходы можно разделить на стартовые и остаточные. Остаточные — это та часть расходов, которая тратится всегда, несмотря на то, что производство продукции может быть остановлено; стартовые — это те, которые появляются с возобновлением производства и реализации продукции. В централизованной плановой экономике эта группировка использовалась при расчете изменения общих затрат, когда изменялся объем производимой продукции. В зарубежной практике такое деление лежит в основе расчета критической точки объема производства, анализа порога рентабельности, оптимизации себестоимости продукции. Классификация на постоянные и переменные затраты используется в теории эластичности, когда рассчитываются коэффициенты зависимости отдельных статей издержек от объемов производства продукции. Деление на постоянные и переменные затраты в большей степени ориентировано на внешние рыночные отношения, чем на внутрипроизводственные. По отношению к планированию и нормированию затраты на производство делятся внутри подразделения по этапам производственного процесса на затраты в пределах норм и в виде отклонений от утвержденных норм. Эта классификация широко используется при нормативном методе планирования. Нормируются затраты законодательными актами РФ по отчислению на социальные нужды, по амортизационным нормам, по налогам и отчислениям, платежам за пользование природными ресурсами, по представительским расходам и т.п. По значимости затрат для организации планирования, контроля и принятия решений затраты делят на — регулируемые к нерегулируемые; — приростные, их еще называют предельными затратами на единицу продукции; — затраты прошлого периода; — затраты будущего периода; — действующие затраты; — затраты, включаемые в альтернативную стоимость (упущенная выгода). Для управления финансовыми результатами используют группировку по времени дебетования и поступления средств от реализации продукции, т.е. затраты, включаемые в производственную себестоимость, и затраты периода, включаемые в реализуемую продукцию. Планирование и анализ затрат в разных классификационных группировках дают информацию для принятия краткосрочных и долгосрочных решений. Существенно то, что разные виды затрат и их группировки используются с разными целями для производственного планирования и учета, определения финансовых результатов, для гибкого финансового планирования и контроля. 3. Методы формирования смет затрат на производство и реализацию продукции В процессе управления денежными ресурсами на предприятии делаются расчеты затрат предприятия в финансовых сметах. Главным требованием к сметам является правильное определение состава статей затрат и порядка их формирования, т.е. необходимо заранее выбрать центры затрат и ответственности внутри предприятия; методы группировки и списания затрат на производство и реализацию продукции, работ; методы нормирования, планирования и учета себестоимости продукции. Выбор методов формирования затрат по предприятию и его подразделениям зависит от специфики производственного процесса, организации производства, от возможностей экономических служб собрать, обработать и систематизировать информацию для определенных целей. Методы формирования затрат на производство и реализацию продукции различаются — классификацией затрат на производство и реализацию продукции, — степенью детализации и группировки затрат, — методами распределения косвенных затрат; — взаимосвязью себестоимости с ценообразованием производимой продукции; — финансовыми результатами от реализации продукции. Традиционный метод составления сметы затрат на производство и реализацию продукции предусматривает деление затрат на прямые и косвенные, подсчет технологической, производственной и полной себестоимости валовой, товарной и реализуемой продукции. Другой метод (маржинальный) по системе "директ-костинг" предусматривает деление затрат на постоянные и переменные. Он включает подсчет частичной производственной себестоимости (по переменным затратам) с последующим списанием суммы постоянных затрат на уменьшение прибыли, когда эта продукция реализуется. Главным отличием этих методов является то, что по затратному методу распределение постоянных затрат на реализуемую продукцию производится в тот период, когда они произошли, а по маржинальному они списываются на финансовые результаты в момент реализации продукции. По первому методу финансовые сметы формируются по экономическим элементам и калькуляционным статьям. Планирование и учет затрат осуществляются по технологическим переделам, цехам, видам производств, отдельным заказам и изделиям. Сметы составляются по экономическим элементам на весь объем производимой продукции и услуг, включая незавершенное производство и расходы будущих периодов. На их основе составляются сметы по статьям калькуляции, где планируются и учитываются затраты по конкретной продукции и выполненным услугам. Вначале определяются затраты, непосредственно связанные с производством определенной продукции в конкретном технологическом процессе, т.е. используется метод прямого счета. Затем рассчитываются косвенные затраты, связанные с обслуживанием и управлением всего производства Рассчитываются они в виде смет цеховых расходов, расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, расходов на подготовку и освоение производства, расходов по отгрузке и реализации продукции. Распределяться на готовую продукцию (по группам или готовым изделиям) эти затраты могут пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, количеству произведенной продукции, сметным ставкам работы оборудования, технологическим затратам по отдельным подразделениям. Процесс формирования полной себестоимости по первому методу можно показать следующей схемой. Финансовое планирование осуществляется на данных отчетного года, для этого берутся прошлогодние плановые и фактические сметы, используются данные анализа за этот период, учитываются текущие организационно-технические условия, вводятся различные коэффициенты изменения объема, норм и цен для планируемого периода, составляются планы организационно-технических мероприятий на планируемый период. Все эти данные являются основой для разработки плановых смет внутри предприятия. На предприятиях серийного и массового производства базой формирования плановых затрат могут быть нормативные калькуляции, которые разрабатываются на каждое изделие, сборочный узел, деталь. На предприятиях единичного производства основой является заказ, и здесь плановые сметы составляются по отдельным заказам на весь объем работ сразу. Сметы по общепроизводственным, общехозяйственным и коммерческим расходам составляются по отдельным производственным циклам, цехам. В современный период при неустойчивом экономическом положении на предприятии целесообразно составлять гибкие, меняющиеся сметы в виде плановых бюд-жетов на короткий период времени, когда известны все условия производства и реализации продукции. Гибкие плановые сметы могут составляться на минимальный, максимальный и оптимальный объемы производства с целью выявления неблагоприятных последствий, узких мест, наиболее прибыльных видов продукции или услуг. Они могут использоваться для пересчета плановых заданий на фактический объем производства с помощью коэффициентов роста или снижения объемов по сравнению с планом. На предприятии могут рассчитываться финансовые сметы материальных, трудовых, административных расходов, сметы затрат на производство и реализацию продукции, финансовые бюджеты в виде движения денежных средств, вложений капитала и др. Для вспомогательных, подсобных и обслуживающих хозяйств, для управленческих служб предприятия составляются жесткие сметы затрат, которые формируют в основном условно-постоянные расходы предприятия и не зависят от объема реализации продукции. Здесь важно, чтобы первоначальные сметы затрат по управлению и обслуживанию производства и реализации продукции соответствовали производственной мощности основного производства. На основе плановых жестких производственных смет рассчитывается стоимость производственных услуг внутрипроизводственных подразделений предприятия своему основному производству. Для составления смет по основному производству нужно знать стоимость единицы ремонтной сложности ремонтно-механического цеха, стоимость одного часа работы авто- и электротранспорта и других услуг. Поэтому формирование затрат с этой точки зрения включает многочисленные аналитические и плановые задачи начиная с расчета норм расхода ресурсов, составления и доведения смет затрат до исполнителей и до организации учета по центрам затрат и центрам ответственности. Центры затрат — это подразделения, где эти затраты аккумулируются. Выделение центра затрат по отдельным подразделениям может производиться по различным признакам, например по организационной структуре предприятия, по видам работ и услуг, по заказам, по видам оборудования и транспортных средств. Центры ответственности — это подразделения, отвечающие за величину затрат и принимающие управленческие решения. Самая сложная финансовая проблема — это взаимоотношения между этими подразделениями, так как центры затрат и центры ответственности могут возглавляться разными руководителями. Выявление отклонений от нормативных и плановых затрат — важная информация для принятия оперативных управленческих решений по дальнейшему финансированию производства продукции Целесообразно определить на предприятии центры прибыли, которые должны отвечать не только за затраты, но и за прибыль. Для этого следует 1) закрепить все элементы затрат за производственными подразделениями; 2) наметить конкретных исполнителей по подразделениям, 3) составить методики, инструкции, рекомендации; 4) подготовить исходные документы; 5) определить порядок прохождения документов; 6) наладить оперативный учет, контроль, анализ; 7) ввести систему заинтересованности снижения затрат, 8) ввести систему санкций к виновникам отклонений, 9) ввести порядок составления внутрипроизводственных претензий. Все это и организует информацию по нормируемым, планируемым и отчетным затратам на производство продукции и ее прибыльности, и облегчит определение причин отклонений по сметам: происходят ли они за счет смены производственных или организационных условий, вследствие изменения норм и цен или других факторов. Такой анализ позволяет оперативно принимать решения. Плановые сметы затрат тесно связаны с методом прогнозирования безубыточности работы, так как в их основе лежат постоянные затраты, а затем к ним присоединяются переменные затраты
4. Прогнозирование затрат на производство и обоснование изменения себестоимости продукции В основе прогнозирования лежит деление затрат на переменные и постоянные. Сравнивая изменение этих затрат с выручкой от реализации продукции, можно установить определенные закономерности, используемые для прогнозирования. Изменение затрат в зависимости от изменения объема производства выглядит следующим образом
Задачей прогнозирования является выбор варианта формирования затрат, источников их финансирования за счет снижения себестоимости единицы продукции, роста объема производства на предприятии, имеющем ограниченные ресурсы. Необходимо просчитать доходы, приходящиеся на единицу ограничивающего фактора (оборудования, рабочей силы, материальных ресурсов). Прогнозирование финансовых результатов и затрат решает следующие вопросы: 1) какой объем производства и реализации продукции обеспечит достижение безубыточности, а какой позволит достичь запланированного снижения затрат; 2) какую прибыль можно ожидать при заданном объеме и структуре реализации продукции; 3) какое влияние окажет на уровень себестоимости изменение в факторах производства, переменных затратах, постоянных затратах и в объеме производства. Важно деление постоянных расходов на полезные (эффективные) и бесполезные (непроизводительные). Это деление связано со скачкообразным изменением большинства производственных ресурсов. Например, предприятие не может приобрести полтора станка, а приобретает два, то при коэффициенте их использования 0,75 (1,5: 2) 25% составляют непроизводительные затраты. При планировании затрат на производство и реализацию продукции необходимо учитывать также эффективность использования производственных мощностей производственных ресурсов, фактические возможности сбыта и жизненный цикл изготовления отдельных видов продукции. Это связано с тем, что с изменением объема и структуры производства меняется результат использования производственных возможностей предприятия и результат вовлечения дополнительных производственных ресурсов. Поэтому при составлении гибких производственных смет необходимо постоянно сравнивать рыночную цену каждого фактора с затратами и с ценой изделия, которое производится с помощью этого фактора. Делается это путем прогнозирования общих, средних и предельных затрат, определения себестоимости единицы продукции при каждом изменении объема производства. Величины средних и предельных затрат на единицу продукции уменьшаются до определенного объема производства этой продукции, а затем начинают расти. Прогнозирование общих, средних и предельных затрат на единицу продукции особенно важно при организации нового производства, при реконструкции и обновлении действующего, так как расчеты сводятся к определению запаса финансовой прочности. Здесь выявляется эффективность использования возможностей предприятия в сбыте продукции, в производственных мощностях и ресурсах. Основными задачами оперативного и текущего планирования изменения себестоимости продукции являются, проверка обоснованности норм и цен, выявление резервов и способов снижения себестоимости; обоснование заданий по снижению себестоимости продукции. Обобщающими показателями в этих расчетах являются затраты на 1 руб. реализуемой или товарной продукции, их изменение по группам факторов. Изменения затрат на 1 руб. готовой продукции планируется по — структуре и ассортименту продукции, — затратам на производство отдельных видов продукции; — ценам на сырье и материалы, — ценам на продукцию. Изменение структуры и ассортимента продукции влияет на уровень затрат в целом по предприятию. Увеличение выпуска изделий с более высоким процентом снижения себестоимости снижает общие затраты на 1 руб. продукции, и наоборот. Чтобы определить изменение себестоимости, связанное с изменением плановой структуры и ассортимента продукции, надо выявить разницу между затратами на рубль продукции по утвержденному плану и теми же плановыми затратами, пересчитанными на базовый фактический объем и ассортимент продукции. Для определения уровня затрат на рубль продукции за счет изменения себестоимости отдельных изделий сравнивают плановые и базисные затраты на единицу продукции в расчете на плановый объем продукции. Изменение затрат на 1 руб. продукции за счет изменения цен на продукцию определяется путем сравнения себестоимости планового объема по плановым ценам с плановым объемом продукции по фактическим ценам. Планирование затрат в поэлементном разрезе позволяет выявить основные факторы, обусловившие их величину непосредственно в технологическом процессе, в процессе организации и управления производством, снабжением, сбытом. Расчеты ведутся в денежном выражении или в процентах. Влияние изменения по каждой статье зависит как от темпов изменения этой статьи в общей сумме затрат, так и от удельного веса в общих затратах. Это важно для дальнейшей детализации плановых гибких смет, выбора приоритетных статей и факторов для обеспечения оптимальной прибыли. Изменение прямых материальных затрат формируется под влиянием факторов трехкратной соподчиненности. факторы первого порядка — это изменение объема, структуры и уровня затрат на отдельные изделия; факторы второго порядка — это изменение норм и цен в результате замены сырья и материалов; факторы третьего порядка — это изменение норм и цен в результате внедрения организационно-технических мероприятий. Изменение прямых трудовых затрат происходит под влиянием изменения объема и структуры продукции, уровня затрат труда на отдельные изделия, уровня часовых тарифных ставок, средней заработной платы. На изменение условно-постоянных комплексных расходов влияют факторы — первого порядка в виде изменений объема и структуры продукции, изменения сметы расходов, — второго порядка в виде изменений численности работников, изменений норм расхода материалов, топлива, энергии, норм амортизации, затрат на ремонт. Учет влияния всех перечисленных факторов позволяет составить гибкие сметы производственных и управленческих затрат, определить изменение их за счет изменений в объемах производства продукции и за счет изменений в потреблении ресурсов. Гибкие сметы в отличие от статических (учитывающих один заданный объем производства) ориентируют на расчетную величину объема реализуемой продукции, позволяют учесть возможные отклонения объема производства и реализации и влияние этих отклонений на конечную величину прибыли. Гибкие финансовые сметы позволяют рассчитать объемы продукции, при которых достигается безубыточность производства, оптимальная и максимальная прибыль, а затем оценить деловую активность и будущее развитие предприятия. ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 1. Формирование выручки от реализации продукции предприятия Готовая продукция или выполненные услуги являются конечным продуктом производственного процесса предприятия и основой формирования объема и выручки от реализации продукции. Изготавливается продукция и выполняются услуги в соответствии с заключенными договорами, согласованными заданиями по ассортименту, количеству и качеству, поэтому при планировании объема и выручки от реализации основное значение придается этим договорам и заданиям. Объем реализуемой продукции и услуг выступает в виде показателя работы предприятия, а выручка от реализации является конечным результатом его деятельности, оценкой его работы и основным источником дохода. Выручка от реализации продукции означает завершение производственного цикла предприятий, определенную стадию кругооборота денежных средств, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка оборотных средств. Она характеризует воспроизводственный процесс предприятия в количественном и качественном отношении. С количественной стороны дается представление об объемах производства в натуральном и денежном выражении. Качественная сторона проявляется в потребительских свойствах продукции и услуг, так как они находят своих потребителей. Выручка от реализации — важнейшая экономическая категория, выражающая денежные отношения между поставщиками и потребителями продукции, работ и услуг. В результате реализации происходит смена форм стоимости с товарной на денежную и смена собственников. Выручка от реализации служит основным источником доходов предприятия (см. схему 1). Схема 1. Взаимосвязь выручки от реализации продукции и финансовых ресурсов предприятия. Полученная в результате реализации выручка позволяет предприятию обеспечивать оборотными средствами процесс воспроизводства, выполнять обязательства перед государ-ственньш бюджетом, внебюджетными фондами, перед другими предприятиями, а также работающими на предприятии. Изменения в объеме выручки от реализации оказывают большое влияние на финансовые результаты деятельности и на финансовую устойчивость предприятия, поэтому финансовый отдел предприятия организует ежедневный оперативный контроль за отгрузкой и реализацией продукции. На размер выручки от реализации продукции оказывают влияние следующие факторы: в сфере производства — объем производства, ассортимент продукции и услуг, ритмичность выпуска и др.; в сфере обращения — переходящие остатки готовой продукции, ритмичность отгрузки, порядок оформления документов, соблюдение договорных условий, уровень цен и др.; не зависящие от деятельности предприятия — своевременность оплаты за отгруженную продукцию, работа транспорта по перевозке готовой продукции и др. Выручка от реализации продукции рассчитывается на основе объема реализованной на сторону продукции исходя из действующих цен предприятия без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых наценок. Налог на добавленную стоимость и акцизы хотя и включаются в цену товара, но не принадлежат предприятию и, как косвенные налоги, сразу поступают в бюджет. Торговые и сбытовые наценки не являются доходом предприятия-производителя, они поступают посредническим организациям, реализующим его продукцию. Экспортные тарифы, уплачиваемые предприятиями-экспортерами, направляются в бюджет и не учитываются при определении выручки от реализации продукции. При получении предприятием выручки от реализации продукции в иностранной валюте эти доходы пересчитываются в рубли по текущему курсу рубля, публикуемому ЦБ РФ, на момент поступления средств на валютный счет предприятия. При осуществлении операций по прямому обмену продукцией выручка считается на момент времени поступления обмениваемой продукции на предприятие или на момент взаимозачета. Выручка от выполненных работ и оказанных услуг зависит от объема и соответствующих расценок и тарифов по каждому их виду. Денежные поступления от реализации основных средств, материальных оборотных и нематериальных активов, ценных бумаг не включаются в состав выручки от реализации продукции, но входят в валовый доход предприятия. Выручка от реализации продукции, работ и услуг составляет основную долю дохода предприятия. Выручка от реализации продукции и валовый доход планируются и прогнозируются предприятием самостоятельно. Для формирования выручки от реализации важное значение имеет принятый предприятием метод ее учета. Этот метод устанавливается предприятием на несколько лет исходя из заключаемых договоров и условий денежных расчетов. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности выручка от реализации считается либо по мере поступления оплаты за отгруженную продукцию на расчетный счет предприятия, либо по мере отгрузки продукции, выполнения работ и оказания услуг и предъявления покупателю или заказчику расчетных документов в сумме, указанной в них. В инструкции Минфина РФ от 19.10.95 № 115 сказано, что выручка от реализации продукции для определения финансовых результатов считается на момент ее отгрузки и предъявления покупателем расчетных документов. В настоящее время применяется в основном первый метод исчисления выручки, так как уровень платежеспособности предприятий сейчас низкий. Оплата признается при безналичных расчетах, когда деньги поступили на расчетный счет предприятия; при расчетах наличными деньгами — при поступлении денег в кассу предприятия; а также при зачете взаимных требований. При ритмичной отгрузке может быть плохая оплата и не будет реальных денег. При использовании второго метода учета в условиях всеобщей неплатежеспособности у предприятия может оказаться недостаточно собственных оборотных средств на следующий производственный цикл, не будет денежных средств для расчета по налогам с выручки и прибыли. Но при своевременности платежей второй метод обеспечивает большую достоверность в подсчете производственного результата. Для расчета выручки от реализации на предстоящий период составляется специальный раздел финансового плана предприятия. Источниками информации для определения фактического объема и выручки от реализации продукции являются — план-график выпуска готовой продукции и оказания услуг; — данные о поступлении готовой продукции на склад предприятия нарастающим итогом; — данные по отгрузке продукции нарастающим итогом; — отказы в отгрузке продукции; — остатки готовой продукции, не имеющей сбыта; — данные о поступлении денежных средств на расчетный счет и в кассу за отгруженную или выданную со склада готовую продукцию предприятия нарастающим итогом; — данные по отгруженной продукции, но не оплаченной в срок; — данные об увеличении дебиторской задолженности; — сумма дебиторской задолженности к взысканию. Отпуск готовой продукции или ее отгрузка на предприятии оформляются товарно-транспортной накладной или приказом-накладной, в которую включают приказ складу и товарно-транспортную накладную на отпуск продукции. Приказ складу выписывает соответствующая служба (отдел сбыта) в двух экземплярах на основании договора с покупателем, с указанием наименования и срока отгрузки продукции. Один экземпляр остается у кладовщика, второй — у экспедитора, который после сдачи продукции транспортной организации и получения квитанции передает ее в бухгалтерию предприятия для выписки платежного документа. Одновременно выписывается счет-фактура. 2. Методы расчета выручки от реализации продукции на предстоящий период При составлении финансового плана используются несколько методов расчета плановой выручки от реализации на предстоящий период: 1) метод прямого расчета (ассортиментный); 2) метод товарного баланса с учетом переходящих остатков продукции (по всему объему); 3) пофакторный метод; 4) метод суммарного расчета (экстраполяции). Первый метод используется на предприятиях с небольшой номенклатурой продукции и коротким циклом производства, когда нет переходящих остатков готовой продукции на складе или эти остатки по периодам времени меняются незначительно. Здесь большое значение имеет уровень разработки номенклатуры продукции по видам, маркам, сортам и согласование с заказчиками их объема и цен на планируемый период. По второму методу необходимо учитывать — на планируемый год: объем производства продукции, работ и услуг; — на начало нового периода: ожидаемые остатки готовой продукции на складе, товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, товаров отгруженных, не оплаченных в срок, товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателей; — на конец периода: рассчитанные по нормативам остатки готовой продукции на складе, товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил. Количество ожидаемых остатков готовой продукции на начало периода берется из отчетных данных или прогноза исходя из реального положения дел. По бухгалтерскому учету остатки нереализованной продукции показываются по производственной или полной себестоимости, поэтому для пересчета в оптовые цены используются коэффициенты перевода. При определении переходящих остатков готовой продукции на конец периода на складе предприятия необходимо провести анализ факторов, их формирование, определить причины сверхнормативных остатков, установить ожидаемые изменения условий реализации (изменения местоположения потребителей, транспорта, порядка безналичных расчетов). Эти расчеты делаются при планировании величины собственных оборотных средств под запасы готовой продукции по нормативам. Расчеты остатков готовой продукции отгруженной, срок оплаты которой не наступил, или продукции на ответственном хранении у покупателей делается через анализ и планирование дебиторской задолженности. Прогнозирование выручки от реализации возможно через установление ее минимального, оптимального и максимального объемов. Делается это при составлении гибких финансовых смет. На предприятиях применяются различные мегоды прогнозирования продаж: экспертные методы, основанные на использовании опыта и знаний руководителей; статистические, основанные на исследовании тенденций изменения объема реализации за предыдущие годы; метод заключения долгосрочных договоров форвардного типа. Для планирования и прогнозирования выручки от реализации продукции, работ и услуг важное значение имеет анализ и расчет величины дебиторской задолженности, сроков ее погашения, размеров просроченной задолженности. В практике работы предприятий обычно выделяют четыре вида дебиторской задолженности: по коммерческому кредиту, по авансам за товары в случае предоплаты, по потребительскому кредиту, прочая задолженность. По срокам погашения выделяют нормальную дебиторскую задолженность, просроченную (срок инкассации которой нарушен) и безнадежную. Руководство предприятия должно стремиться к сокращению сроков дебиторской задолженности, предоставлять льготные условия, скидки в случае более ранней оплаты за отгруженную продукцию, составлять графики погашения задолженности покупателей. Управление дебиторской задолженностью — важный этап планирования поступлений денежных средств за отгруженную продукцию, выполненные работы и услуги. В финансовом плане введен специальный раздел: "Денежные поступления и платежи предприятия", основная цель которого — не допустить дефицита финансовых ресурсов предприятия или снизить его. 3. Проблемы регулирования дебиторской задолженности предприятия
Оборачиваемость дебиторской задолженности должна быть выше оборачиваемости кредиторской задолженности. Тогда у предприятия всегда будут денежные средства для его деятельности и расчетов. Величина дебиторской задолженности на планируемый период определяется следующими факторами: объемами общих и кредитных продаж и их распределением между покупателями; средней продолжительностью времени задолженностей по коммерческому кредиту и по другим причинам; финансовой устойчивостью у покупателей продукции, их платежеспособностью; обеспечением коммерческого кредита; состоянием рынка сбыта и конкуренцией на рынке продаж; наличием денег, необходимых предприятию при продаже продукции в кредит. При планировании дебиторской задолженности и сроков ее инкассации необходимо рассчитать ее оптимальный уровень исходя из объема продаж, предоставляемой кредиторской задолженности поставщиками материально-технических ресурсов. Следует провести анализ причин невозврата дебиторской задолженности, распределения ее по срокам образования, доли продленных старых векселей, скидок и других условий в пользу потребителя. Важно изучить качество и ликвидность дебиторской задолженности в прошлом и будущем годах, а также риск невозвращения кредитов. Для этого необходимо выработать правила поведения предприятия с заказчиками своей продукции: во-первых, предоставлять кредит только надежным покупателям; во-вторых, сравнить предельные расходы на производство и продажу в кредит с предельными прибылями по возросшим продажам. Планирование дебиторской задолженности включает — выбор способа ведения денежных расчетов с их покупателями (предоплата, наличный платеж, по факту поставки продукции, с отсрочкой платежа) и формы платежных документов (аккредитив, платежное поручение, вексель); выявление своих финансовых задолженностей по предоставленным покупателям коммерческим и потребительским кредитам. Коммерческий кредит предоставляется оптовым покупателям в виде отсрочки платежа за поставленную продукцию под их обязательство (с оформлением векселя). Потребительский кредит представляет собой отсрочку платежа за приобретенные товары розничным покупателям; — установление предельных сроков и размеров коммерческих кредитов исходя из финансовых возможностей; — расчеты возможных сумм оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по кредитам и выданным авансам. Эти суммы зависят от объема хозяйственного оборота, сложившейся практики кредитования покупателей, суммы оборотных средств предприятия, периода оборачиваемости дебиторской задолженности; — определение состава и оценку дебиторов по планируемым товарным операциям. Оценка дается по пяти критериям: 1) репутация партнера, 2) объем и стабильность хозяйственных операций с ним, 3) результативность его деятельности, 4) платежеспособность партнера, 5) стадия развития его деятельности (спад или подъем); — оценку финансовых потерь от отвлечения оборотных активов и возможность их компенсации. Основу такой оценки составляют методы дисконтирования стоимости долга; — организацию взыскания дебиторской задолженности через оформление векселей, страхование кредитов, передачу товаров длительного пользования покупателю на условиях финансового лизинга, через политику инкассации; — формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств с помощью пени, неустойки, штрафов, полностью возмещающих финансовые потери предприятия; — использование современных методов рефинансирования дебиторской задолженности, т.е перевода в другие формы активов предприятия (краткосрочные ценные бумаги), проведение операций по факторингу, форфейтингу (перевод коммерческого кредита в банковский); — страхование кредита, через оценку суммы покрытия, необходимой для каждой операции. Существует два способа оценки целесообразности применения предприятием кредитной политики при продаже продукции. Первый способ основан на расчете объема затрат по поддержанию запланированной дебиторской задолженности. Эти затраты определяются умножением средней величины дебиторской задолженности на долю переменных затрат в объеме реализации продукции и на цену капитала, инвестированного в дебиторскую задолженность. Затем к этой величине могут прибавляться расходы на анализ платежеспособности клиента и на сборы просроченных платежей, если они предусматриваются на планируемый период. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ 1. Понятия и виды денежных доходов, накоплений, прибыли и их функции на предприятии Для управления финансовыми ресурсами, планирования их и финансовых результатов деятельности необходимо разграничить такие категории, как доход, денежные накопления и прибыль. Все они характеризуют уровень эффективности предприятия, результаты и источники производственной, инвестиционной, финансовой деятельности и выполняют определенные функции в формировании и распределении дохода от этих видов деятельности. Категория "доход" связана в основном с капиталом предприятия и представляет собой все денежные поступления от реализации продукции, работ, услуг, от прочей реализации, от внепроизводственной деятельности. Получение дохода приводит к увеличению активов и обусловливает рост собственного капитала. В период перехода к рыночным отношениям в экономической практике формирования финансовых результатов предприятий встречаются различные толкования показателей дохода и прибыли Толковые словари трактуют доход как поток денежных средств, поступающих в распоряжение предприятия или отдельного лица в результате распределения национального дохода. При определении сущности валового дохода как финансовой категории зарубежные авторы исходят из такого понятия, это превышение выручки от реализации над материальными затратами в составе себестоимости реализованной продукции То есть, in мировой трактовке, термин "валовый доход" выражает вновь созданную стоимость или чистую продукцию предприятия. Он является основным источником финансовых ресурсов, поэтому в нем реально отражаются такие важные стороны деятельности, как снижение материал оемкости, трудоемкости продукции В российской практике понятие "валовый доход" охватывает все денежные средства, в различных формах поступающие в распоряжение предприятия от всех видов деятельности Выручка от реализации в большинстве случаев называется валовым доходом от реализации продукции, а общая сумма поступлений от всей деятельности — валовым доходом предприятия. Он является финансовым результатом, отражающимся в балансе предприятия. Основой валового дохода являются денежные накопления предприятия. Денежные накопления формируются не только в виде поступлений от результатов деятельности предприятия, но и в виде амортизационных отчислений, резервных и других специальных фондов. Хотя амортизационные отчисления учитываются как расходы, но в процессе деятельности предприятия они служат источниками финансирования основных фондов. Резервные и другие специальные фонды поступают в распоряжение предприятия вместе с чистой прибылью В совокупности все эти поступления наиболее полно характеризуют доходность предприятия и его денежные накопления Денежные накопления характеризуются потоком наличности, соответствующим прибыли, налогом на добавленную стоимость, отчислениями на социальное, медицинское и другое страхование, амортизационными и другими отчислениями Основную часть денежных накоплений составляет прибыль. Рассматривая прибыль как экономическую категорию, необходимо ранжировать ее виды и показатели, используемые с разньми целями в управлении финансовыми ресурсами на предприятии. В теории и практике финансов предприятия встречаются следующие виды и показатели прибыли. 1. Валовая (балансовая) прибыль. 2. Прибыль от реализации продукции и оказании услуг и работ, т.е. от основной деятельности. 3. Прибыль от инвестиционной деятельности. 4. Прибыль от финансовой деятельности. 5. Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. 6. Внереализационные доходы и расходы. 7. Прибыль, облагаемая налогом. Определяется на основании действующего законодательства, с выделением соответствующих льгот и необлагаемой прибыли Она может отличаться от валовой прибыли, так как может возникнуть ситуация, когда дебетовый оборот по счету "Прибыли и убытки" может превышать кредитовый оборот. В этом случае в балансе будет показан убыток, однако это не означает, что предприятие будет освобождено от налогообложения прибыли. 8. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (иногда ее называют "чистая прибыль"). Это прибыль после уплаты налогов в бюджет и отчислений во внебюджетные фонды. 9. Использованная прибыль — расходы предприятия из прибыли на расширенное воспроизводство производственных фондов и объектов социальной сферы, социальные нужды и материальное поощрение, благот
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |