Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный кредит

Государственный кредит представляет собой совокупность государственных финансовых отношений, при которых сторонами выступают государство и юридические и физические лица, а объектом отношений являются их финансовые средства, передаваемые сторонами в качестве кредита.

Кредит, получаемый государством, является инструментом финансирования бюджетных дефицитов. В этом случае государственный кредит реализуется посредством государственных займов. Государственный заем – это долг государства перед его кредиторами с учетом начисленных процентов.

Государственные займы классифицируют по следующим признакам:

1. По месту размещения – внутренние и внешние.

2. По способу обращения – рыночные и нерыночные. Рыночные – это ценные бумаги, которые свободно обращаются и перепродаются. Нерыночные не имеют вторичного фондового рынка. Это альтернатива вложению средств на депозиты кредитных учреждений.

3. По сроку заимствования – краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обращение бумаг от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (более 5 лет).

4. По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов – закладные и беззакладные. Возвратность закладных займов обеспечивается залогом. Внутренние государственные займы беззакладные.

5. По уровню эмитента государственные займы разделяются в зависимости от уровня бюджетной системы на федеральные, региональные и местные.

6. По форме выплаты дохода – процентные (этот вид займа является основным); дисконтные (погашаются по номинальной стоимости по прошествии определенного времени); выигрышные – доход выплачивается на основе тиражей выигрыша; индексационные – индексируется первоначальная номинальная стоимость ценных бумаг (например, в соответствии с процентами роста инфляции).

7. По принципу наличия обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа обязательства делятся на обязательства с правом и без права досрочного погашения.

8. По способу погашения задолженности займы делятся на 1. погашаемые равными долями, 2. погашаемые увеличивающимися долями, 3. погашаемые уменьшаемыми долями.

9. По способу определения предлагаемого для инвестора дохода займы могут быть 1. с постоянным фиксированным уровнем дохода и 2. с переменным уровнем дохода (т.е. зависящим от какого-либо макроэкономического индикатора, например – ставки рефинансирования).

10 По направлениям использования займы могут быть целевыми и нецелевыми.

Государственные ценные бумаги, т.е. обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им – это основной источник формирования государственного долга. В России такие долговые обязательства составляют в настоящее время до 90% всего внутреннего долга (10% - это долговые обязательства в виде кредитных соглашений и договоров с кредитными организациями).

Гос. ценные бумаги включают в себя облигации, казначейские векселя, казначейские ноты и др.

Облигации (от лат. obligatio - обязательство) – наиболее распространенный вид ценных бумаг – это долговая ценная бумага, обязательство, подтверждающая отношения займа между инвестором и имитентом, согласно которым имитент (заемщик), гарантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга, а также процентов по займу по истечении установленного срока.

Облигационные займы различаются:

- по виду эмиссии – на предъявителя и именные (облигации на предъявителя упрощают их обращение);

- по виду выплат дохода – процентные и беспроцентные. Доход в виде процента может быть выплачен в виде выигрыша, либо гарантировать получение определенного товара (жилья, автомашины и т.п.);

- по характеру обращения – рыночные (свободно обращающиеся, их можно передавать и перепродавать) и нерыночные (с ограниченным кругом обращения);

- по характеру держателя акции – реализуемые среди населения, среди юридических лиц и универсальные;

- по методам размещения – добровольные, размещаемые по подписке и принудительные;

- в зависимости от эмитента – выпускаемые центральным правительством, субъектами федерации и местными органами власти.

Казначейская нота – разновидность облигации, выпускается на срок 3, 6 и 12 месяцев.

Казначейские ноты – среднесрочные рыночные ценные бумаги.

Эмитентом, т.е. органом, осуществляющим выпуск ц.б., со стороны государства в России выступает министерство финансов, а его агентом – ЦБ РФ. ЦБ РФ может уполномочить определенные финансовые учреждения для распространения ценных бумаг. В этом случае они являются дилерами ЦБ РФ.

В случае, когда государство не продает ценные бумаги юридическим и физическим лицам, а берет средства в кредитных учреждениях можно говорить о безоблигационном займе. В этом случае инвестором также выступают население и предприятия, однако между ними и государством имеется посредник в лице сберегательных учреждений.

Каждый вышестоящий орган управления может выступать гарантом перед инвестором за кредит, получаемый нижестоящим органом управления. Если кредит берется не федеральными, региональными или муниципальными органами, а третьими лицами, то государство также выступает в качестве гаранта или поручителя. В этом случае гарант несет субсидарную ответственность, а обязательство его перед кредиторов ограничивается суммой гарантии. Общая сумма предоставленных гарантий включается в состав государственного (муниципального) долга.

Законом установлен верхний предел общей суммы государственных (муниципальных) гарантий: один миллион МРОТ по государственным гарантиям РФ в валюте РФ; 10 млн.долл. США по государственным гарантиям РФ при обеспечении обязательств в иностранной валюте; 0,01% расходов бюджетов субъектов РФ или муниципальных образований.

Специфика этого вида государственного долга состоит в том, что задолженность возникает не в момент предоставления гарантий, а в случае возникновения неплатежа.

Еще одна форма долговых обязательств государства, закрепленная в Бюджетном кодексе РФ – переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ.

Международный государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство участвует в роли заемщика или кредитора на мировом финансовом рынке.

Эти отношения принимают форму гос. внешних займов. Как и внутренние займы они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.

Получателями займов могут быть центральные правительства, региональные и местные органы управления. С 01 января 2002 года введен запрет на внешние заимствования для субъектов РФ. Они разрешены лишь для регионов, уже имеющих внешнюю задолженность для ее рефинансирования в пределах финансового года.

Кредиторами могут выступать правительства, финансово-кредитные учреждения и другие юридические лица иностранных государств, частные лица, а также международные финансовые организации.

Государственные внешние займы предоставляются как в денежной, так и в товарной формах. Погашение займов в соответствии с соглашениями сторон производятся товарными поставками или валютой.

Государственный долг РФ на 1 января 2005 года составил 215,1 млрд.долл., в том числе внешний – 197,4, внутренний – 17,7, по состоянию на 01 июля 2005 года уже 230,3, в том числе внешний 208,3 и внутренний 22,0 млрд.долл. Увеличился долг банков и нефинансовых предприятий при снижении долга органов государственного управления.

Одно из направлений финансовой деятельности государства – это управление государственным долгом.

Управление государственным долгом – это совокупность мероприятий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного займа, выпуском и размещением новых займов, изменению условий уже выпущенных займов, поддержанию вторичного рынка долговых обязательств.

Указанную деятельность регулируют и осуществляют Минфин и ЦБ РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита и размер и характер займов, необходимых для его финансирования.

Для инвестора наиболее приемлемым является своевременное получение доходов и погашение займов. Однако государство иногда вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга – рефинансированию, консолидации, конверсии, унификации займа, обмену облигаций по регрессивному соотношению и другим.

Рефинансирование – это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия – это изменение доходности займов.

Консолидация – изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения (как правило) или уменьшения.

Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Цель унификации – уменьшение обращающихся ценных бумаг для упрощения обслуживания.

Иногда применяется отсрочка погашения займа. Ее отличие от консолидации в том, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Отсрочка погашения внешнего займа проводится по соглашению сторон и может не предусматривать приостановку выплаты процентов по займу.

Под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

Предприятие является одним из основных звеньев как социалистической, так и рыночной систем хозяйствования, поскольку продукция создается именно на этом уровне общегосударственного производственного комплекса.

Однако роль предприятия не ограничивается только созданием продукции – предприятие предоставляет рабочие места (трудоустраивает рабочую силу и решает проблему занятости), создает социальную инфраструктуру, развивая производство развивает экономику и, кроме этого, частью своего дохода формирует бюджет государства, т.е. именно предприятие дает возможность реализовать все те функции, которые делегированы государству (содержание армии, правоохранительных органов, пенсионеров, здравоохранения, науки, культуры, образования и т.д.).

Исходя из этого Предприятие – это обособленный хозяйствующий субъект, создающий пользующуюся спросом продукцию, выполняющий необходимые обществу работы и оказывающий услуги, самостоятельно осуществляющий свою деятельность и распоряжающийся выпускаемой продукцией и прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей, и несущий ответственность за свою деятельность.

Основные черты, выделяющие предприятие в самостоятельный субъект хозяйствования следующие:

1. общность производственных целей и капитала, необходимого для их достижения – производственно-техническое единство;

2. общая организационная структура – т.е. коллектив, организованный для выполнения определенных целей и управляемый в определенном порядке;

3. единый орган управления, принимающий решения и требующий их воплощения на основе и в условиях плана и учета данного предприятия;

4. экономическая согласованность – материальные, финансовые, идейные, технологические и технические ресурсы в совокупности направлены на получение некого экономического эффекта (получение продукта);

5. территориальное единство;

6. законодательно закрепленное право самостоятельно осуществлять коммерческие операции и сделки и нести самостоятельную ответственность по всем заключенным договорам.

Предприятия, связанные необходимостью выпуска однородной продукции, входят составными частями в соответствующие отрасли материального производства – промышленность, сельское хозяйство, строительство, связь, транспорт, торговля и т.д., однако не связаны необходимостью отраслевого или функционального подчинения в случае, если не являются структурными подразделениями одного юридического лица.

В свою очередь, например, промышленность делится на подотрасли – добывающую (нефтяная, угольная, газовая, железорудная и т.д.) и перерабатывающую (легкая, пищевая, тяжелая промышленность). Кроме того промышленные предприятия делятся по назначению выпускаемой продукции и способам ее производства – предприятия по выпуску машин, оборудования, инструментов, материалов, электроэнергии и т.д.

Предприятия подразделяются по производственной мощности, т.е. по возможности изготовления максимального объема той или иной продукции. Указанные возможности зависят от производственной мощности установленного оборудования, от численности и квалификации производственного персонала, от объема и разнообразия видов выпускаемой продукции, а также от объема используемых производственных фондов, который измеряется в натуральных (количество цехов, станков, оборудования, механизмов) или стоимостных (стоимость используемых фондов) единицах. В случае, если последующие операции зависят от предыдущей (предыдущих) – например, если станки установлены в линию, то производственная мощность предприятия определяется по производственной мощности на той операции, которая является сдерживающей. Эту операцию (станок) называют «узким местом».

Понятие предприятия как производственной структуры является не юридическим, а экономическим, т.е. предприятие является физической совокупностью зданий, сооружений, машин, механизмов, других средств производства, а не организационно-правовой формой. Соответствующее имущество может стать собственностью определенного юридического лица и, только тогда эта собственность становится объектом юридических (правовых) отношений юридического лица и государства. Только в том случае, если имущество является собственностью юридического лица мы можем говорить и о предприятии как об юридическом лице.

Существуют следующие организационно-правовые формы собственности:

1. некоммерческая организация (цель извлечения прибыли не является основной, хотя она может присутствовать в числе других);

2. коммерческая организация (основная цель деятельности – извлечение прибыли).

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций, некоммерческих партнерств, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов и в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации имеют право вести предпринимательскую деятельность, однако полученная прибыль не распределяется среди участников, а направляется на достижение основных целей деятельности – социальных, благотворительных, культурных, образовательных, на охрану здоровья, развитие физической культуры и спорта и другие.

Коммерческие организации делятся на следующие:

1. хозяйственные товарищества;

2. хозяйственные общества;

3. производственные кооперативы;

4. индивидуальные предприятия;

5. государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Основа указанного распределения – это различия по отношению к собственности применяемых средств производства и капитала; по способу распределения прибыли и убытков; по количеству участников данного хозяйствующего субъекта; по пределам имущественной ответственности; по формам управления.

1. Хозяйственные товарищества – это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады, паи) учредителей или участников уставным капиталом. Могут создаваться в виде полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного). Учредителями (участниками) могут быть физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Количество участников должно быть не менее двух. Максимальное количество не ограничено.

Хозяйственное товарищество называется полным в том случае, если его участники занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками обычно пропорционально их долям в уставном капитале.

В случае, если в результате деятельности полного товарищества возникают долги, то его участники солидарно несут ответственность по обязательствам товарищества своим лично принадлежащим им имуществом (находящимся на праве личной собственности) пропорционально внесенным вкладам.

Коммандитные товарищества (товарищества на вере) отличаются от полных тем, что кроме участников, полностью несущих ответственность по обязательствам товарищества своим имуществом (полных товарищей), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитисты), которые несут риск убытков только в пределах сумм внесенных ими вкладов. Коммандитисты не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества, не имеют права участия в общем собрании участников с правом решающего голоса и имеют право лишь на получение дивидендов от деятельности товарищества.

2. Хозяйственные общества – это коммерческие организации с разделенным на вклады учредителей уставным капиталом. Все произведенное и приобретенное организацией в процессе деятельности имущество и средства, а также вклады учредителей принадлежат хозяйственному обществу на праве собственности.

Хозяйственное общество может быть создано одним или несколькими физическим(и) и (или) юридическим(и) лицами в виде общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества (открытое акционерное общество ОАО, закрытое акционерное общество ЗАО). Хозяйственные общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные общества другого вида. Не допускается создание хозяйственного общества с одним учредителем хозяйственным обществом, учрежденным одним учредителем или имеющим одного участника.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это учрежденный одним или несколькими физическими и (или) юридическими лицами вновь созданный хозяйствующий субъект (фирма, организация, предприятие, учреждение) – юридическое лицо. Минимальный размер уставного капитала ООО должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда (МРОТ) и разделен на доли, определенные учредительными документами.

Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, только в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Число участников ООО, в соответствии с Законом об обществах с ограниченной ответственностью (№ 14-ФЗ от 08.02.98г.) не должно превышать 50 уч.

Акционерным называется хозяйственное общество, уставный капитал которого делится на определенное количество акций.

Участники открытого АО (ОАО) могут продавать или передавать свои акции без согласия других акционеров этого общества. В закрытом АО (ЗАО) акции распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц.

Минимальный уставный капитал ОАО должен составлять не менее 1000-кратной суммы МРОТ на дату его регистрации, ЗАО – не менее 100-кратной суммы МРОТ.

Главная особенность ОАО состоит в том, что его имущественный и денежный капитал формируется путем открытой, свободной продажи своих акций. Акции продаются либо на первичном рынке по нарицательной (номинальной) стоимости после их выпуска, либо на вторичном рынке посредством перепродажи по рыночным ценам.

Акция удостоверяет тот факт, что ее владелец, акционер, внес определенный вклад в капитал акционерной компании. Акция ОАО может быть предметом купли-продажи, дарения, залога. Она может приносить доход в виде доли прибыли, получаемой акционерным обществом, и дает право на участие в его управлении.

Общее собрание акционеров может принять решение об увеличении уставного капитала общества либо путем увеличения номинальной стоимости акций, либо путем размещения дополнительного количества акций.

Как ЗАО, так и ОАО отвечают по обязательствам, несут возможные убытки и рискуют в пределах, не превышающих стоимости пакета принадлежащих им акций. В то же время само общество не отвечает по обязательствам отдельных акционеров, принятых им частным образом.

Акционеры являются собственниками только ценных бумаг, которые дают им право на получение определенной доли дохода общества в виде процентов от дохода, которые иначе называются дивидендами. Прямого вещного права на имущество АО акционер не имеет.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бюджетный процесс. Все бюджетные доходы и расходы по составу, источникам, направлениям использования разнообразны | Кооперативы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.