Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность финансов




Для того чтобы разобраться в понятии «финансы», необходимо выяснить, как исторически происходило изменение его содержания, определить отличия от понятия «деньги».

Деньги – категория более древняя, чем финансы. В различных формах деньги появились уже на заре развития человечества как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента.

Понятие финансов возникло с зарождением государства. Государство уже в рабовладельческом обществе выполняло некоторые общественные функции: содержание войска для охраны границ и ведения войн, обеспечение общественного порядка, сохранение власти, осуществление построек общественных зданий и дорог и т.д. Таким образом, даже на этом этапе развития государство предоставляло определенные «общественные блага» для своих граждан. Естественно, они присваивались главным образом самим государем и его приближенными, и говорить об «общественных благах» для всех подданных здесь, конечно, еще рано. Но в любом случае для их создания государству требовались определенные ресурсы. Основными источниками доходов рабовладельческих государств служили контрибуции, военная добыча, натуральные налоги и личные повинности. С развитием государства его потребности возрастали, и для их удовлетворения были необходимы соответствующие ресурсы. Так возникли налоги, первоначально в натуральной (подати), а затем и в денежной форме.

Любое государство создает имманентную ему систему формирования и использования денежных и неденежных фондов, необходимых для реализации своих функций. Методы и формы образования и использования этих фондов могут существенно отличаться друг от друга. Однако их источники всегда ограничены, и никто не может изобрести принципиально новых источников доходов для покрытия своих нужд. Речь идет не о форме изъятия, а об объекте обложения. Такими объектами всегда выступают имущество и доход. Уже в античных греческих государствах взимались прямые налоги с владельцев земли и скота, во время войн вводился поимущественный налог, возникли и косвенные налоги в форме таможенных пошлин и налогов на торговлю.

В раннем Средневековье каждый правитель устанавливал свои налоги и подати. Центральная власть могла облагать налогами населения только в согласованных с феодалами размерах. Кроме уплаты обычных податей, шедших на содержание землевладельцев, крестьяне выполняли многочисленные повинности, связанные со строительством дорог, крепостей, дворцов, службой в армии. Ремесленники платили налоги феодалу и городским властям не только своими изделиями, но и деньгами. Торговцы помимо платежей с доходов и дарений феодалу облагались транзитными и прочими пошлинами.

Укрепление абсолютизма и развитие производительных сил стали причиной перехода к взиманию налогов в основном в денежной форме. Финансы как экономическая категория приобретают всеобщий характер лишь с переходом общества на товарно-денежные отношения. Особенно велика в развитии финансов роль городов, являвшихся «локомотивом» товарно-денежных отношений.

Единственной общей чертой среднего и позднего феодализма можно считать наличие откупной системы. Откупщики уплачивали в казну оговоренную сумму, оставляя себе значительный доход. Откупщики, купцы, цеховые ремесленники были главными заинтересованными лицами в замене феодальных отношений буржуазными. Откупная система налогообложения позволила ее представителям сосредоточить значительные денежные ресурсы в своих руках. Различные налоговые льготы и преференции, оградительные таможенные пошлины и налоговый иммунитет позволяли накапливать капитал. С развитием производительных сил он устремился в зарождавшуюся промышленность, способствуя развитию капиталистических отношений. Кроме того, правители, ведя бесконечные феодальные войны, выступали крупнейшим заказчиком вооружения, фортификационных сооружений и флота, позволяя за счет перераспределения национального дохода через налоговую систему осуществлять накопление капитала. Этому же способствовали и колониальные завоевания, стимулировавшие развитие отечественной промышленности.

Итак, соединение двух клеточек (источников) – государства и налогов в денежной форме – порождает феномен государственных (публичных) финансов. Это произошло в результате отделения государственной казны от собственности монарха (в Европе в XVI – XVII вв.) и перехода в основном к денежной (стоимостной) форме взимания налогов с порождением соответствующего фискального аппарата. В этот период возник и стал применяться термин «финансы». Этимологически он происходит от латинских слов «finis» (конец, срок уплаты денежной суммы по сделке) и «financia» (наличность, доход). В средневековой латыни эти слова употребляли для обозначения срока платежа и документов, доказывающих погашение долга по окончании сделки. Сначала во Франции, а с конца XVII в. и в других европейских государствах под словом «финансы» («finance») стали понимать всю совокупность денежного хозяйства государства, его доходы, расходы и долги. В XVIII в. этот термин пришел и в Россию. До начала XX в. он применялся в сравнительно узком смысле, обозначая именно государственные финансы.

В конце XIX – начале XX в. вмешательство государства в экономику носило весьма ограниченный характер. По образному выражению А.Смита, оно должно было играть «роль ночного сторожа». Однако уже в этот период начинают резко возрастать расходы государства на военные нужды, развитие инфраструктуры, содержание возрастающего государственного аппарата. Социальные расходы государства на образование, здравоохранение, культуру были еще крайне незначительны. В этот период еще не произошло формирование структуры «неделимых общественных благ» («бюджетных услуг»), предоставляемых государством своим гражданам. Только со второй половины ХХ в. развивается экономика общественного сектора (государства). Она стала оказывать существенное воздействие на оптимизацию размещения и использования ограниченных возможностей рынка. В этот период государственные финансы принимают развитую форму, обеспечивая перераспределение денежных ресурсов, необходимых всему обществу для достижения поставленных стратегических целей: обеспечения благосостояния населения страны, социального мира и экономического роста.

Таким образом, если деньги – всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда и других ресурсов производителей, то финансы (в категорийном понятии) – совокупность денежных (стоимостных) отношений (связей) по формированию и использованию различных денежных фондов.

С развитием акционерных (корпоративных) форм предпринимательства, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» вышел за рамки узкого понимания государственных (публичных) финансов. Он стал использоваться в более широком смысле, в частности применительно к финансам хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций). Соответственно сформировались и две относительно самостоятельные науки о финансах:

1) наука о государственных финансах;

2) наука о финансах хозяйствующих субъектов (корпораций).

Наука о государственных финансах изучает общественные отношения и наиболее рациональные способы формирования и использования централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых для выполнения основных функций государства. К централизованным (общественным) фондам относят бюджеты всех уровней, а также целевые внебюджетные фонды.

Наука о финансах хозяйствующих субъектах (корпораций) исследует наиболее рациональные формы создания и движения денежных потоков и капитала в рамках кругооборота средств отдельного предприятия для обеспечения интересов сравнительно узкого круга собственников и наемных работников.

Объединяет эти науки их общая основа – изучение способов управления процессами поступления и расходования дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода.

Отметим следующее:

1) поступление доходов и формирование расходов, как правило, не совпадают во времени;

2) доходы и расходы не могут быть точно определены ни тем, кто принимает решения, ни кем-либо другим, поскольку они носят прогнозный, вероятностный характер, как для государства, так и для хозяйствующего субъекта, домохозяйства.

Необходимо применять самые разнообразные финансовые инструменты для выравнивания временных разрывов между поступлениями доходов и осуществлением расходов, достоверного определения их прогнозных (плановых) значений и снижения разнообразных рисков, влияющих на доходы и расходы. Подробно эти инструменты и способы принятия обоснованных решений стратегического и тактического характера изучает специальная прикладная наука – финансовый менеджмент. При этом нужно учитывать, что инструменты и приемы финансового менеджмента широко начинают использоваться и в управлении государственными финансами, в частности, при внедрении системы бюджетирования, ориентированного на результат.

Следовательно, финансы можно трактовать с чисто прагматических позиций как совокупность различных форм движения денежных потоков и капитала в процессах их формирования и использования. Их можно рассматривать и в традициях российской финансовой науки как сложную синтетическую экономическую категорию – совокупность денежных отношений (связей), регламентированных государством по поводу формирования и использования различных денежных фондов в процессе их образования и распределения в целях обеспечения благосостояния населения, социального мира и экономического роста.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.