Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные расходы, их экономическое и социальное значение

Государственные расходы — это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с исполь­зованием фондов финансовых ресурсов субъектов экономических отно­шений в целях финансирования основных затрат расширенного воспро­изводства и удовлетворения других общественных потребностей.

Специфика общественного назначения государственных расходов состоит в обеспечении финансирования государственной деятельности: экономической, социальной, управленческой, военной и других функ­ций государства.

Объем и структура государственных расходов в ВВП зависят от мно­гих факторов: этапа общественного развития, внешней и внутренней политики государства, уровня благосостояния населения, размера госу­дарственного сектора в экономике и др. Кроме того, чем шире функции государства, тем больше необходимо ресурсов для их реализации.

Производителные — это те расходы, которые или увеличивают преимущественное достояние государства, или укрепляют экономические основы част­ного хозяйства. Непроизводительные расходы — это те, которые не дают ни одного из этих результатов, но не являются бесполезными.

По характеру потребностей расходы делили на обыкновенные и чрезвы­чайные. Обыкновенные — отвечали постоянным потребностям государ­ства и возобновлялись с каждым финансовым годом. Чрезвычайные — обусловлены случайными и изменчивыми потребностями. В финансовой науке было признано, что обыкновенные расходы покрываются обыкно­венными доходами (налогами, пошлинами и др.), а чрезвычайные — по­средством чрезвычайных поступлений (продажа государственного иму­щества или заключение займа).

В самом общем виде расходы государства могут быть разделены на две большие группы:

* расходы, обусловленные внутренними проблемами;

* расходы, связанные с внешними функциями государства.

Основную часть расходов составляет первая группа. Лишь в случае войны или внешнеэкономической экспансии доля второй группы мо­жет возрасти.

По целевому назначению расходы государства подразделяются на три группы: текущие расходы (бюджет текущего потребления), капи­тальные (бюджет развития), также расходы, связанные с образовани­ем и обслуживанием страховых и резервных фондов. Каждая группа расходов утверждается отдельно.

Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюд­жетных организаций и включают: текущие затраты на содержание ор­ганов государственной власти и управления, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных и коммуналь­ных услуг, услуг народному хозяйству, выплата процентов по государ­ственному долгу — внутреннему и внешнему, бюджетные ссуды на те­кущие нужды и др.

Капитальные расходы связаны с затратами на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в плане их расширения, реконструкции, технического перевооружения, т. е. с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.

В целях предупреждения и возмещения материального ущерба от неблагоприятных последствий и непредвиденных событий часть вало­вого национального продукта обособляется в различных страховых и резервных фондах.

По общественному назначению расходы государства могут быть по­делены на следующие группы:

- расходы на социальные цели;

- внешнеэкономические расходы;

- экономические расходы, или расходы в эконо­мику;

- расходы на оборону страны, военные расходы; + расходы на управление.

Расходы на социальные нужды — это самый крупный вид расхо­дов. К таким расходам относятся расходы на здравоохранение, просве­щение, социальное обеспечение, социальное страхование. Социальное обеспечение охватывает еще не работающих и не могущих работать постоянно или временно по состоянию здоровья. Основная часть рас­ходов социального характера — примерно 3/4 их общего объема — фи­нансируется за счёт бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы существенно возрастает роль местных финансов в покрытии рас­ходов по расширению и совершенствованию социально-бытовой инф­раструктуры, содержанию учреждений просвещения и здравоохране­ния. Расходы имеют тенденцию к постоянному росту ввиду развития научно-технического прогресса и роста роли профсоюзов. За счет со­циальных расходов государства финансируются мероприятия, обеспе­чивающие воспроизводство рабочей силы, квалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице и т. п.

Внешнеэкономические расходы связаны с тем, что государство тем или иным способом помогает производителю пробиться на рынок. Это прямые субсидии компаниям из бюджета (субсидируют некоторые виды товаров, в частности, имеющих важное значение для военно-про­мышленного комплекса), освобождение экспортеров от налогов, пре­доставление кредита экспортеру или импортеру на льготных услови­ях, страхование экспорта и т. п. В эту группу можно отнести и затраты государства на реализацию различных международных договоров, культурных, научных и других связей.

Экономические расходы имеют важное народнохозяйственное зна­чение: они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех от­раслей народного хозяйства. Важное место принадлежит инвестици­ям. Они расходуются на финансирование отраслей инфраструктуры (транспорт, связь, дороги, мелиорация), которые требуют огромных капиталовложений, поскольку низкорентабельны; финансирование новых прогрессивных отраслей, таких как атомная, космическая и т. д.; финансирование убыточных отраслей — угольнодобывающих, сель­ского хозяйства, научно-исследовательских работ, особенно фунда­ментальных исследований, требующих крупного сосредоточения фи­нансов.

Расходы на оборону страны (военные расходы) относятся к важ­нейшим государственным расходам. В их состав всегда включаются такие основные группы расходов: на содержание личного состава, на вооружение, на материально-техническое оснащение; на строитель­ство военных объектов, на военные исследования и разработки; на пен­сионное обеспечение военнослужащих и членов их семей; на подготовку кадров; на создание запасов и ресурсов на случай войны и др. Это прямые военные расходы. Существуют косвенные военные расходы, т. е. расходы на ликвидацию последствий войны и милитаризации, пенсии и пособия участникам войны, на восстановление разрушенно­го хозяйства, затраты на перевод экономики на мирные рельсы. Скры­тые военные расходы включают в себя исследовательские расходы, расходы на подготовку к мобилизационным мероприятиям, на подго­товку населения на случай ведения войны. При формировании воен­ного бюджета следует учитывать его безвозвратный и непроизводи­тельный характер.

Государственные расходы по признаку участия в общественном вос-производстве подразделяются на средства государства, направляемые на финансирование материального производства и непроизводствен­ной сферы. Такое разграничение в направлении средств характеризу­ет совокупную роль государства в регулировании экономического и социального развития общества.

По отраслевому признаку расходы группируются в материальном производстве по отраслям народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т. д. В непроизвод­ственной сфере выделяются расходы на социально-культурные ме­роприятия: образование, здравоохранение, социальное обеспечение и социальное страхование, науку, искусство, культуру; военные рас­ходы и расходы на содержание органов государственной власти и управления.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственные доходы и методы их мобилизации | Принципы организации системы государственных расходов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.