Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетное финансирование




 

Основ­ной системой предоставления денежных средств предприятиям, ор­ганизациям и учреждениям на проведение мероприятий, преду­смотренных бюджетом, является бюджетное финансирование, осно­ванное на определенных принципах, характеризующееся специфи­ческими формами и методами предоставления средств.

Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования. К ним относятся:

(1) получение максимального эффекта при минимуме затрат, бюджетные средства должны предоставляться лишь при ус­ловии обеспечения наибольшей результативности от их ис­пользования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономичес­кого развития страны, а с другой — в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;

(2) целевой характер использования бюджетных ассигнований. Бюджетополучателям средства из бюджета перечисляются только на основе утвержденного бюджета, причем на зара­нее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого прин­ципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

(3) предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом исполь­зования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;

(4) безвозвратность бюджетного финансирования. Предоставле­ние средств без условия их обязательного возврата в бюджет;

(5) бесплатность бюджетного финансирования: выделение бюд­жетных средств без уплаты государству каких-либо доходов в виде процента или других видов оплаты ассигнований.

В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования:

(1) финансирование по системе «нетто-бюджет» — выделяется на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;

(2) финансирование по системе «брутто-бюджет» — применя­ется для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные средства предоставляются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений.

Указанные способы предоставления денежных средств осуществ­ляются при помощи следующих форм бюджетного финансирования:

(1) ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

(2) средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых фи­зическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;

(3) трансферты населению;

(4) ассигнования на реализацию органами местного самоуправ­ления обязательных выплат населению, установленных дей­ствующими законами и правовыми актами;

(5) ассигнования на осуществление отдельных государственных
полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

(6) ассигнования на компенсацию дополнительных расходов,
возникших в результате решений, принятых органами госу­дарственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

(7) субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

(8) межбюджетные трансферты;

(9) инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

(10)средства на обслуживание долговых обязательств, в том чис­ле государственных или муниципальных гарантий.

Важным элементом бюджетного финансирования являются ме­тоды предоставления средств из бюджета. С их помощью финансо­вые органы обеспечивают денежными средствами предусмотренные бюджетом мероприятия, осуществляют перераспределение средств в целях достижения других результатов их использования, регулируют складывающиеся пропорции в использовании финансовых ресурсов.

Расходы на социальные нужды определяются на основе прин­ципов сметного планирования. Финансируются эти расходы по кон­кретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определя­ется на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатывае­мых в учреждениях непроизводственной сферы, и расчетов ассиг­нований, составляемых в финансовых органах. В основе расчетов — показатели деятельности учреждений, характеризующие обслужи­ваемые контингента (количество учащихся, учебных групп, клас­сов, число коек, проведенных операций и т.п.).

Основной принцип расходования бюджетных средств — строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе использовать денежные средства на цели, не предусмотрен­ные сметой. Расходы сметы бюджетных учреждений включают за­крытый перечень затрат, в состав которых входят:

• оплата труда работников;

• начисления на оплату труда (единый социальный налог и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды);

• трансферты населению (пенсии, стипендии, пособия, ком­пенсации и другие социальные выплаты, установленные за­конодательством);

• командировочные и иные компенсационные выплаты ра­ботникам;

• оплата товаров, работ и услуг.

Указанные расходы осуществляются по установленным нормам расходов, которые представляют собой выраженную в определенной сумме денежных средств меру удовлетворения конкретной потреб­ности. Применяются разнообразные виды денежных норм:

(1) нормы, основанные на натуральных показателях использо­вания материальных ценностей (нормы расходов на пита­ние, приобретение медикаментов, мягкого инвентаря, фор­менной одежды и т.д.). Такие нормы представляют собой денежное выражение материальных норм;

(2) обобщенные индивидуальные выплаты — заработная плата, пенсии, стипендии, командировочные;

(3) нормы, построенные опытно-статистическим способом на основе обобщения показателей расхода средств в прошлые периоды и с учетом бюджетных возможностей.

По степени сложности нормы подразделяются на простые (от­дельный вид расхода) и комбинированные, или укрупненные, охва­тывающие совокупность видов расходов, образующих статью, не­сколько родственных статей или все расходы учреждения. В совре­менных условиях все большее значение приобретают укрупненные нормы расходов, охватывающие все виды затрат бюджетных учреж­дений. Использование таких норм позволяет ориентировать работу этих учреждений на достижение конечных результатов: обучение детей, подготовку специалистов, оказание помощи больным. Кроме того, применение укрупненных норм расширяет самостоятельность учреждений по использованию бюджетных средств на различные направления расходов и повышает их заинтересованность в рацио­нальном и экономном использовании ресурсов.

Бюджетные нормы подвергаются изменениям под влиянием многих факторов. Увеличение норм связано с изменением системы цен и тарифов, ростом заработной платы в народном хозяйстве, с появлением дополнительных возможностей по финансированию бюджетных расходов.

 

Бюджетное кредитование Наряду с безвозмездным бюджетным фи­нансированием в настоящее время развивается бюджетное кредитование. Оно осуществляется в следующих формах:

(1) бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе на­логовых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

(2) кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

(3) кредитов иностранным государствам.

Бюджетные кредиты занимают промежуточное положение меж­ду банковскими кредитами и бюджетным финансированием. В от­личие от бюджетного финансирования эти кредиты выдаются с ус­ловием возвратности, но проценты по ряду таких ссуд не взимаются.

Бюджетные кредиты могут предоставляться как государствен­ным и муниципальным предприятиям, так и частным юридическим лицам. В первом случае бюджетные кредиты предоставляются на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных в бюджете. Во втором случае бюджетный кредит предоставляется на основании договора и только при условии предоставления заемщиком обеспе­чения исполнения своего обязательства по возврату кредита.

Спо­собами обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита могут быть только банковские гарантии, поручительство, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение ис­полнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидно­сти.

Обязательные условия предоставления бюджетного кредита — проведение предварительной проверки финансового состояния за­емщика финансовым органом и отсутствие просроченной задол­женности по ранее выданным бюджетным кредитам.

При утверждении бюджета на очередной год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок их предоставления. Одновременно с этим устанавливаются лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по возможным субъектам-заемщикам.

Бюджетные кредиты могут также предоставляться бюджетам других уровней на возвратной и возмездной основах на срок до од­ного года в объеме, утвержденном законом о бюджете на очередной финансовый год.

Основания, порядок предоставления, использования и возврата указанных бюджетных кредитов устанавливаются законом и при­нимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми акта­ми исполнительных органов. Предоставление бюджетных кредитов осуществляется по процентной ставке, устанавливаемой законом о бюджете на очередной финансовый год.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.