Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действие НПА во времени, пространстве и по кругу лиц

Нормативно-правовые акты (НПА).

Под НПА понимаются акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера. По юридической силе систему нормативно-правовых актов образует иерархия (соподчинённость) законов и подзаконных актов.

В РФ существуют следующие виды законов:

· Конституция является основным законом государства, образует основу правовой системы и характеризуется особым порядком её принятия (референдумом), внесение изменений и поправок.

· Федеральные конституционные законы. Они, как правило, вносят изменения в Конституцию, либо прямо по указам в Конституции (принимаются 3/5 голосов – квалифицированное большинство).

· Обыкновенные законы, принимаемые по текущим вопросам общественно-политической жизни (принимаются простым большинством).

· Законы субъектов федерации.

Систему подзаконных нормативных актов образуют в РФ:

® нормативные указы президента (указы, распоряжения);

® нормативные акты правительства (постановления, распоряжения);

® нормативные акты федеральных министерств и ведомств;

® нормативные акты исполнительной власти субъектов федерации (постановления, распоряжения);

® нормативные акты органов местного самоуправления (их решения, постановления);

® локальные нормативные акты, издаваемые на предприятиях и в учреждениях (правила внутреннего распорядка, расписания).

Основной чертой, отличающей подзаконные акты, являются:

- все они принимаются органами исполнительной власти;

- все они носят подзаконный характер, т. е. они в обязательном порядке должны соответствовать закону;

- все они издаются в развитие Конституции и законов;

- имеют по отношению к законам подзаконный характер, т. к. в отличии от законов принимаются не законодательными (представительными) органами власти, а органами исполнительной власти.

Для юридической практики имеет огромное значение проблема приделов действия НПА по следующим аспектам:

1. на какие общественные отношения НПА распространяется (предметное действие);

2. с какого и по какое время НПА имеет юридическую силу (действие во времени или темпоральные характеристики НПА);

3. на какую территорию он распространяет своё юридическое влияние (действие в пространстве);

4. каковы его адресаты (действие по кругу лиц).

Предметное действие определяется сферой и характером регулируемых отношений (имущественные, неимущественные), отношения между государственными органами и прочее.

Действие НПА во времени обусловлено:

А) Вступление НПА в силу. По общему правилу НПА вступает в силу со времени его принятия, либо с того времени, которое непосредственно указано в акте, если таких указаний не содержится, то он вступает в действие по истечению срока публикации.

Так законы РФ подлежат официальной публикации, в течении 7 дней после их подписания президентом, в «Российской газете» или собрании законодательства РФ. В силу они вступают по истечении 10 дней после их публикации.

Б) Подзаконные нормативные акты согласно указу президента 1996 г. публикуются в течение 10 дней после их принятия в «Российской газете» или собрании законодательства. Вступают в силу они через 7 дней после публикации.

Исключение составляют:

! – НПА с грифом ограниченного пользования, вступают в силу немедленно после их подписания.

! – НПА подзаконные, затрагивающие права и свободы граждан, либо правовой статус юридических лиц, после их принятия проходят экспертизу и регистрацию в министерстве РФ и в течение 10 дней после этого публикуются в «Российской газете» и вступают в силу в течение 10 дней с момента публикации.

Прекращение действия НПА бывает в трёх случаях:

* по истечении срока их действия, указанных в них (самоотмена);

* в связи с изданием нового НПА, отменяющий предшествующий;

* на основании специальных указаний государственного органа об отмене НПА.

По общему правилу принятые законы обратной силы не имеют, за исключением уголовных законов, отменяющих наказуемость деяния, либо смягчающие санкции.

Действие НПА в пространстве определяет, на какую территорию НПА распространяет своё юридическое влияние. Действие НПА в пространстве определяется двумя факторами:

1) положением государственного органа, издавшего НПА в иерархи государственных органов;

2) территория государства.

Подробнее:

1) НПАы федеральных органов распространяются на всю территорию РФ, субъектов РФ и их муниципальных образованиях на соответствующую территорию.

2) Под территорией государства понимается суша, территориальные воды (12 миль» 24 км повторяют рельеф берега); экономическая зона– воды, в которых государство обладает исключительной деятельностью; воздушное пространство над ними» 100 км; земельные недра в пределах государственных границ. К государственной территории приравниваются морские, воздушные, космические суда и различные станции под флагом РФ, российские трубопроводы, подводные кабели, а также территории дипломатических представительств за рубежом.

Однако территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве является основным, но не единственным наряду с ним выделяют принцип гражданства. Суть его согласно ч. 1 ст. 12 УК РФ состоит в том, что граждане РФ и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, которые совершили преступление в РФ подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если совершённое ими деяние признано преступлением, в том государстве, где было совершено и если эти лица там не были привлечены к уголовной ответственности.

Согласно ст. 13 УК РФ и в соответствии с Конституцией граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства не подлежат выдаче этому государству. Кроме того, согласно п. 2 ст. 11 УК РФ его действие распространяется на преступления, совершённые на континентальном шельфе и в исключительно экономической зоне РФ.

Действие НПА по кругу лиц.

Оно тесно связано с территорией действия нормативного акта, по общему правилу НПА РФ распространяются на всех лиц, находящихся на территории РФ – это граждане РФ, лица без гражданства, беженцы и иностранцы. Из числа иностранных граждан, находящихся на территории РФ наши уголовные законы и административное законодательство не распространяется на лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом.

Круг таких лиц определяется нормами международного права и двусторонними межгосударственными соглашениями. В этот перечень в обязательном порядке входят послы, консулы, торговые представители, военные атташе и др. Кроме того, согласно законодательству РФ особым иммунитетом обладают государственные служащие РФ (президент, депутаты, судьи, военные).

5. Систематизация НПА.

Систематизация НПА осуществляется в целях их упорядочения и привидения в систему. Существует три вида систематизации:

1) Инкорпорация – это приведение НПА в систему, путём объединения нормативного материала без изменения его содержания.

Инкорпорация производится с соблюдением следующих основных правил:

- НПАы располагаются либо в хронологической, либо в предметном, либо в алфавитном порядке по их наименованию.

- содержание НПА не изменяется, однако, в инкорпорируемый акт вносятся происшедшие с момента его издания изменения и дополнения, убираются устаревшие нормы.

Минус инкорпорации – мы видим акт в заключительном виде и не видим его несколько лет назад.

2) Кодификация – это, приведённый НПА в систему, путём переработки и дополнения действующих норм права, изменения ихсодержания и применение нового кодифицированного НПА по определённому предмету правового регулирования.

Например: кодексы – яркий предмет кодификации.

3) Консолидация – это среднее между инкорпорацией и кодификацией, т.е. приведение НПА в систему путём объединения их множества в единый укрупнённый акт без изменения содержания ранее принятых актов, а лишь внесение в них редакционных поправок.

В РФ существует единая система учётов, издаваемых правовых актов, она осуществляется Государственным правовым управлением, Минюстом, судебными органами, прокуратурой, а также в РФ издаётся периодическое «Собрание законодательства РФ» куда включается по соответствующим разделам законы, указы президента, постановления правительства, распоряжения министерств и ведомств.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные виды источников права | Правотворчество
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.