КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Качество народонаселения
Кроме проблемы количественных изменений населения не менее важное значение имеет проблема изучения качества населения. Решающее значение качественных характеристик населения для судьбы и развития стран признавалось исследователями в разные исторические периоды. В научной литературе уделяется определенное внимание исследованию проблем качества населения. Однако их разработка еще не закончена, поскольку практически не выработан единый подход к толкованию отдельных понятий, качественных характеристик и методических подходов относительно их определения и оценки. Большинство исследователей основными качественными характеристиками населения считают здоровье, образование, квалификацию, культуру и нравственность. Неоднозначность этих характеристик заключается, в частности, в том, что их можно рассматривать как определяющий социально-экономический ресурс общества и как чрезвычайно важную социальную ценность. В первом случае аргументом является то, что именно от уровня интеллекта работника зависят масштабы освоения достижений технического прогресса, повышение производительности труда и, в конечном итоге, темпы социально-экономического развития. Социальная ценность качества населения заключается в том, что она отображает возможности граждан для свободного развития, реализации способностей, творческого потенциала. В энциклопедическом словаре категория качества населения определяется как совокупность свойств, которые характеризуют воспроизводство населения в системе социальных и естественных отношений. Поэтому качество населения неразрывно связано с жизнедеятельностью людей и характеризует способность населения реагировать на естественные, технические, экологические, социокультурные условия и приспосабливать их к своим изменениям и потребностям. Исходным положением при этом было признание невозможности общественного прогресса без реализации трех ключевых целей человека, которые, в сущности, отображают в агрегированном виде качественные характеристики как отдельного индивида, так и населения в целом: •прожить долгую и здоровую жизнь; •расширить и обновить знания; •получить доступ к средствам существования, которые обеспечивают достаточный уровень жизни. То есть человеческое развитие предусматривает увеличение доходов населения, улучшения его здоровья и образования, сохранение окружающей среды, обеспечение социальных свобод и формирование адекватных условий социально-экономического развития. Для количественной оценки уровня человеческого развития эксперты ООН сначала предложили показатель «индекс человеческого развития», который потом был заменен на «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП). Этот показатель является агрегированным и включает оценки продолжительности жизни, образовательного уровня взрослого населения и его доходов. Для расчета индекса развития человеческого потенциала используются такие показатели и их пороговые значения: •ожидаемая продолжительность жизни на определенную дату — от 25 до 85 лет; •образованность взрослого населения (доля образованных ~ от 0 до 100 %); •индекс доли учеников начальных, средних и высших учебных заведений в соответствующей возрастной группе — от 0 до 100 /%; •благосостояние, объем ВВП на одного жителя — от 100 до 40000 долларов. Данные результатов расчета индексов развития человеческого потенциала, выполненного в рамках ПРООН, по отдельным странам приведенные у табл. 12, где страны объединены в три группы в зависимости от уровня индекса развития человеческого потенциала: 1 группа — от 0,900 до 0,960; II группа - от 0,700 до 0,900; 111 группа - от 0,650 до 0,700. По оценкам экспертов, к наименее развитым странам относят страны, в которых индекс развития человеческого потенциала не превышает 0,500. Вместе с тем, наблюдается достаточно заметная дифференциация по отдельным странам составляющих общего индекса. Например, в первой группе практически все страны по уровню благосостояния имеют одинаковые показатели. Но в результате того, что в каждой стране по-своему осуществляется деление благ, индексы ожидаемой продолжительности жизни и доступности образования отличаются, общий индекс развития человеческого потенциала колеблется в достаточно значительных границах — от 0,960 до 0,913. Обобщение результатов исследований развития демографических процессов в их социально-экономической обусловленности дает возможность допустить, что в Украине демографическая ситуация также формируется под влиянием таких факторов: •общемировые эволюционные изменения в развитии населения; •специфические условия разных исторических периодов; •факторы, связанные с реформированием экономики и кризисными явлениями. Украина относится к государствам, где начиная с 1991 года отсутствует естественный прирост населения, наблюдается абсолютное его сокращение. В последнее время превышение смертности над рождаемостью увеличивается (табл. 1).
Таблица 1.Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) в конце ХХ в.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |