Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качество народонаселения




 

Кроме проблемы количественных изменений населения не менее важное значение имеет проблема изучения качества населения. Решающее значение качественных характеристик населения для судьбы и развития стран признавалось исследователями в разные исторические периоды.

В научной литературе уделяется определенное внимание исследованию проблем качества населения. Однако их разработка еще не закончена, поскольку практически не выработан единый подход к толкованию отдельных понятий, качественных характеристик и методических подходов относительно их определения и оценки.

Большинство исследователей основными качественными характеристиками населения считают здоровье, образование, квалификацию, культуру и нравственность. Неоднозначность этих характеристик заключается, в частности, в том, что их можно рассматривать как определяющий социально-экономический ресурс общества и как чрезвычайно важную социальную ценность. В первом случае аргументом является то, что именно от уровня интеллекта работника зависят масштабы освоения достижений технического прогресса, повышение производительности труда и, в конечном итоге, темпы социально-экономического развития.

Социальная ценность качества населения заключается в том, что она отображает возможности граждан для свободного развития, реализации способностей, творческого потенциала.

В энциклопедическом словаре категория качества населения определяется как совокупность свойств, которые характеризуют воспроизводство населения в системе социальных и естественных отношений. Поэтому качество населения неразрывно связано с жизнедеятельностью людей и характеризует способность населения реагировать на естественные, технические, экологические, социокультурные условия и приспосабливать их к своим изменениям и потребностям.

Исходным положением при этом было признание невозможности общественного прогресса без реализации трех ключевых целей человека, которые, в сущности, отображают в агрегированном виде качественные характеристики как отдельного индивида, так и населения в целом:

•прожить долгую и здоровую жизнь;

•расширить и обновить знания;

•получить доступ к средствам существования, которые обеспечивают достаточный уровень жизни.

То есть человеческое развитие предусматривает увеличение доходов населения, улучшения его здоровья и образования, сохранение окружающей среды, обеспечение социальных свобод и формирование адекватных условий социально-экономического развития. Для количественной оценки уровня человеческого развития эксперты ООН сначала предложили показатель «индекс человеческого развития», который потом был заменен на «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП). Этот показатель является агрегированным и включает оценки продолжительности жизни, образовательного уровня взрослого населения и его доходов. Для расчета индекса развития человеческого потенциала используются такие показатели и их пороговые значения:

•ожидаемая продолжительность жизни на определенную дату — от 25 до 85 лет;

•образованность взрослого населения (доля образованных ~ от 0 до 100 %);

•индекс доли учеников начальных, средних и высших учебных заведений в соответствующей возрастной группе — от 0 до 100 /%;

•благосостояние, объем ВВП на одного жителя — от 100 до 40000 долларов.

Данные результатов расчета индексов развития человеческого потенциала, выполненного в рамках ПРООН, по отдельным странам приведенные у табл. 12, где страны объединены в три группы в зависимости от уровня индекса развития человеческого потенциала: 1 группа — от 0,900 до 0,960; II группа - от 0,700 до 0,900; 111 группа - от 0,650 до 0,700.

По оценкам экспертов, к наименее развитым странам относят страны, в которых индекс развития человеческого потенциала не превышает 0,500. Вместе с тем, наблюдается достаточно заметная дифференциация по отдельным странам составляющих общего индекса. Например, в первой группе практически все страны по уровню благосостояния имеют одинаковые показатели. Но в результате того, что в каждой стране по-своему осуществляется деление благ, индексы ожидаемой продолжительности жизни и доступности образования отличаются, общий индекс развития человеческого потенциала колеблется в достаточно значительных границах — от 0,960 до 0,913.

Обобщение результатов исследований развития демографических процессов в их социально-экономической обусловленности дает возможность допустить, что в Украине демографическая ситуация также формируется под влиянием таких факторов:

•общемировые эволюционные изменения в развитии населения;

•специфические условия разных исторических периодов;

•факторы, связанные с реформированием экономики и кризисными явлениями.

Украина относится к государствам, где начиная с 1991 года отсутствует естественный прирост населения, наблюдается абсолютное его сокращение. В последнее время превышение смертности над рождаемостью увеличивается (табл. 1).

 

Таблица 1.Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) в конце ХХ в.

Страна ИРЧП В том числе индекс
Ожидаемой продолжительности жизни доступности образования Уровня доходов
І группа стран
Канада 0,960 0,90 0,99 0,99
Франция 0,946 0,90 0,96 0,99
СШЛ 0,943 0,86 0,98 0,99
Норвегия 0,943 0,88 0,97 0,99
Нидерланды 0,941 0,88 0,96 0,99
Япония 0,940 0,91 0,92 0,99
Швеция 0,936 0,89 0,93 0,99
Испания 0,935 0,88 0,95 0,98
Австрия 0,933 0,86 0,95 0,99
Бельгия 0,933 0,87 0,95 0,99
Австралия 0,932 0,89 0,92 0,99
Великобритания 0,932 0,86 0,95 0,99
Швейцария 0,930 0,89 0,91 0,99
Дания 0,928 0,84 0,96 0,99
Германия 0,925 0,86 0,93 0,99
Греция 0,924 0,88 0,92 0,97
Италия 0,922 0,88 0,90 0,99
Израиль 0,913 0,88 0,88 0,98
II группа стран
Люксембург 0,900 0,85 0,85 1,00
Чехия 0,884 0,79 0,89 0,97
Польша 0,851 0,77 0,92 0,86
Бразилия 0,809 0,69 0,80 0,94
Беларусь 0,783 0,74 0,92 0,69
Турция 0,782 0,72 0,75 0,87
Россия 0,769 0,68 0,92 0,71
Алжир 0,746 0,72 0,63 0,89
ЮАР 0,717 0,65 0,82 0,68
III группа стран
Латвия 0,704 0,72 0,88 0,51
Казахстан 0,695 0,71 0,90 0,47
Украина 0,665 0,73 0,91 0,36
Китай 0,650 0,74 0,76 0,46

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.