КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы рождаемости
Репродуктивное поведение населения.
Уровень рождаемости на той или другой территории в тот или другой период времени зависит от ряда факторов. Одним из них является репродуктивное поведение. Под репродуктивным поведением, понимают систему действий и отношений, которые приводят к рождению определенного числа детей в семье, или вне брака. Репродуктивное поведение охватывает, с одной стороны, действия и отношения, связанные с осуществлением полного репродуктивного цикла и последовательным изменением репродуктивных событий, а с другим - действиями и отношениями, которые препятствуют наступлению каждого звена репродуктивного цикла. Для обозначения последних используют понятие «регулирование рождаемости», «внутрисемейный контроль за рождаемостью», «планирование семьи». Различают три главных типа репродуктивного поведения - многодетное (потребность в 5 и более детях), среднедетное (потребность в 3-4 детях) и малодетное (потребность в 1-2детях). Многодетное репродуктивное поведение предопределено преимущественно биологическими факторами — особенностями плодовитости; для малодетного типа репродуктивного поведения характерно предупреждение и прерывание беременности. Репродуктивное поведение реализуется через репродуктивные установки. Репродуктивная установка - это психический регулятор поведения, означающая готовность к определенному результату репродуктивного поведения, приемлемость для личности рождения определенного количества детей, в т. ч. сыновей и дочерей. Как правило, выделяют два вида установок: установки детности, которые регулируют достижение главного результата репродуктивного поведения, и установки, связанные с практикой контрацепции. Сведения о репродуктивных установках получают при опросах исключительно у женщин. Самыми распространенными в демографии являются показатели — желаемое количество детей, ожидаемое количество детей, планируемое количество детей. Самый надежный среди них — показатель ожидаемого количества детей. Эмоции измеряют, как правило, при изучении репродуктивной мотивации, которая раскрывает качественную сторону потребности в детях, ее содержание и выражает побудительный компонент репродуктивной установки. Репродуктивная мотивация, или мотивы рождения детей, — это психическое состояние личности, которое побуждает ее к достижению личных целей через рождение определенного количества детей. Мотив рождения характеризует смысл появления ребенка любой очередности, а также определенного пола. Различают экономические, социальные и психологические мотивы рождения детей. Экономические репродуктивные мотивы связаны со стремлением улучшить благосостояние семьи и экономический статус родителей с помощью различных льгот при рождении определенного количества детей. Социальные репродуктивные мотивы способствуют сохранению или повышению социального статуса родителей и их общественного авторитета и престижа, наследственности рода и семьи. Психологические репродуктивные мотивы: наполнение своей жизни смыслом, потребность в сыновней или дочерней любви, стремление продлить себя в детях, потребность в заботе о маленьком ребенке и любви к нему, стремление передать ему свой жизненный опыт, воспитать в нем личность, желание избежать одиночества в старости, желание членов семьи укрепить брак и т. п. Для разных исторических периодов приоритетными были разные мотивы. Разными могут оказаться и пространственные составляющие части репродуктивной мотивации. В прошлом приоритетными были экономические репродуктивные мотивы. В условиях малодетности рождение одного или двух детей связано, прежде всего, с психологическими мотивами. Показатели рождаемости в разных странах значительно варьируют в зависимости от комбинированного влияния многих факторов: физиологических, брачно-семейных, социальных, экономических, культурных, религиозных. Физиологический фактор рождаемости определяет количество детей, которое может родить женщина за репродуктивный период. Он также включает длительность репродуктивного периода. У женщин этот период начинается в 12-17 лет и заканчивается приблизительно в 45 лет. У мужчин репродуктивный возраст начинается около 15 лет, а заканчивается в 55-70 лет, а иногда и намного позже. К генетическим факторам рождаемости можно отнести совместимость или несовместимость у мужчины и женщины резус-фактора. К природно-биологическим факторам относят разную степень адаптации женских и мужских организмов к условиям природной среды (что может оказывать влияние на количество рождений девочек и мальчиков, а также разной их смертности в младенческом возрасте); влияние климатических условий на время наступления половой зрелости в разных природных зонах; влияние болезней, связанных с природными элементами (сонная болезнь в тропиках, малярия в заболоченных местах и др.). Брачно –семейные факторы: возраст вступления в брак, степень охвата населения брачными отношениями, возможность разводов и повторных браков, формы брака и типы семьи. В большинстве стран существуют законы, которые устанавливают минимальный брачный возраст, варьирующий от 12 до 18 лет в различных странах. Высокий удельный вес людей, находящихся в браке, создает дополнительные предпосылки для повышенной рождаемости. Хотя брачность - не обязательное условие рождаемости и часть детей рождается вне брака. Основная часть детей в большинстве стран рождается у людей, которые находятся в браке. Другая ситуация в странах Латинской Америки, Карибского бассейна и на островах, которые прилегают к Африке (на Сейшельских островах, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи), где распространено внебрачное сожительство, или конкубинат. На репродуктивное поведение влияет религиозная принадлежность. Большинство направлений буддизма поощряют безбрачие и вместе с тем содержат ряд положений, объективно способствующих повышению рождаемости. Так, в этой религии существует положение проахимсе, которое запрещает лишаться не только от уже рожденного ребенка, но плода. В соответствии с христианской моралью, единственной целью брака является рождение детей, что положительно влияет на рождаемость. Но для христианства некоторых направлений (в первую очередь для восточных церквей) характерен аскетизм: верующие должны направлять все свои помыслы к Богу, а не к земным наслаждениям. Ислам призывает как можно больше и как можно быстрее увеличивать последователей ислама, поэтому в большинстве мусульманских стран самая высокая рождаемость. Каноны ислама не устанавливают женщинам нижней возрастной границы для возможности половых отношений. Занимая более низкое социальное положение по сравнению с мужчиной, мусульманская женщина может немного повысить его, лишь став матерью большого числа сыновей. Высокой рождаемости мусульман способствует в частности их отношение к абортам: по законам ислама зародыш с момента зачатия считают человеком и его уничтожение приравнивают к убийству. Также на уровень рождаемости влияют существующие у народа традиции и обычаи. У подавляющего большинства народов в прошлом, существовала традиция многодетности, которая в развивающихся странах сохраняется и в настоящее время. Считается, что многодетность повышает престиж семьи. Семьи, имеющие большое количество детей, особенно сыновей, пользуются особым почетом. Обычаи, которые влияют на репродуктивное поведение, играют значительную роль лишь в традиционных обществах. В развитых странах более сильное влияние на уровень рождаемости имеют социально-экономические факторы: образовательный и общекультурный уровень, благосостояние, степень урбанизации, вид занятий. Уровень образования, как и культурный уровень в целом, обычно находится в обратной зависимости относительно показателей рождаемости. Рост образовательного уровня приводит к росту брачного возраста, а позднее вступление в брак сокращает длительность производительного цикла женщин. Женщины с высшим образованием в среднем имеют в 2-3 раза меньше детей, чем с начальным образованием. Вовлечение женщин в общественное производство приводит к ограничению числа рождений. С повышением образовательного и культурного уровня у людей растет круг интересов, и они часто не хотят отказываться от интересных для них занятий ради рождения еще одного ребенка. Высокообразованные люди лучше информированы о способах предупреждения беременности, и потому эффективнее практикуют внутрисемейное планирование рождаемости. С повышением образовательного уровня в большинстве стран улучшается и благосостояние людей. В целом уровень благосостояния также находится в обратной зависимости относительно рождаемости, хотя эта связь не абсолютна. Например, в периоды, когда страна переживает кризис, и доходы населения сокращаются, падает и рождаемость, и, напротив, с улучшением материального положения нередко реализуются рождения, которые раньше откладывались. Однако обеспеченные слои обычно имеют меньше детей, по сравнению с малоимущими. Именно семьи из социально благополучных кругов общества стали первыми практиковать регулирование рождаемости. От уровня образования обычно зависит и вид занятий, обусловливающих дифференциацию рождаемости по видам трудовой деятельности. На показателях рождаемости отражается и процесс урбанизации. Для городского населения обычно характерен более низкий уровень рождаемости по сравнению с сельским. Кроме этого, нужно учитывать и возрастную структуру населения, что, тоже достаточно серьезно влияет на показатели рождаемости. В действительности разные факторы тесно переплетены между собой и совокупно действуют на формирование уровня рождаемости. Связь снижения рождаемости с ростом контрацепции и искусственных абортов нашла, в частности, отражение в соответствующих разработках в рамках макроэкономической, или факторной, концепции (X. Лейбенштейн, Э. Коул, X. Бешлоу, Б. Урланис и др.) Несмотря на критику данного направления исследований, в условиях малодетности в Украине проблема связи уровня рождаемости и контрацептивного поведения сохраняет свою значимость. В середине 60-х годов получает распространение термин «потребность в детях». В процессе экономического развития растет цена человеческого времени, оно превращается в самостоятельный фактор благосостояния семьи и ее отдельных членов. Поэтому рождение каждого ребенка объективно снижает «его предельную полезность», что является важной причиной снижения рождаемости. В то же время экономический прогресс предъявляет новые, постоянно растущие требования к качеству детей, стимулирует на это дополнительные, постоянно растущие затраты времени родителей и их финансовых средств. На уровне общества в целом и на уровне отдельного домохозяйства (семьи) происходит неизбежный выбор между количеством и качеством «человеческого капитала». Ряд демографов (А.Г. Волков, А.Я. Кваша, А.Г. Вишневский, Л.Е. Дарский, А.И. Антонов, В.А. Борисов и др.) считают, что главной причиной уменьшения рождаемости стало постепенное изменение, а затем и отмирание экономической составляющей потребности в детях, или экономической мотивации деторождения. В демографической истории нашей страны выделяют два этапа: «вынужденной» малодетности (в основном довоенный период) и «добровольной» малодетности, т.е. современный этап, когда повышение рождаемости или возврат к более высокому ее уровню стали невозможными из-за изменившихся норм детности. Переход от многодетности к малодетности связан с переоценкой ценностей, с изменением жизненных установок и этической системы, господствующей среди населения. Существуют и другие взгляды и мнения, но ясно одно: снижение рождаемости - это закономерный процесс, и для каждой отдельной страны он имеет свои особенности.
3.Показатели измерения рождаемости
В демографии применяются два способа изучения демографических процессов и явлений - метод условного поколения и метод реального поколения. Соответственно показатели рождаемости делятся на показатели, относящиеся к периоду времени (обычно году), и показатели, характеризующие определенную когорту, или поколение (если речь идет о когорте по году рождения), или когортные показатели. Первые характеризуют рождаемость, наблюдавшуюся в течение определенного периода, вторые - рождаемость, свойственную определенным группам женщин, их репродуктивную историю. 1. Абсолютное число рождений показывает, сколько всего детей родилось в том или ином населении за определенный период, обычно за год. Величина абсолютного числа рождений дает первое представление о количественных величинах рождаемости, позволяет производить их сравнения по различным периодам времени и различным территориям. Информацию об абсолютных числах рождений получают в ходе учета естественного движения населения, обрабатывая статистические регистрационные формы свидетельств о рождении, в ходе переписей и выборочного учета. 2. Общий коэффициент рождаемости рассчитывается как отношение абсолютного числа рождений к средней численности населения за период, обычно за год. Это отношение для наглядности умножается на 1000, т.е. общий коэффициент рождаемости измеряется в промилле, %о: B GBR= ----------. 1000 %о,
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |